Проектная работа «Новые направления преподавания истории в свете требований историко–культурного стандарта»

0
0
Материал опубликован 15 February 2018

ДАГЕСТАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ИСТОРИКО – КУЛЬТУРНОГО СТАНДАРТА

Работу выполнила

 учитель истории МКОУ «Первомайская СОШ» Кизлярского района РД

Байсунгурова Н.В.

Работа допущена к защите:

зав. кафедрой

___________ Ф.И.О.

«_____»______________ 2014 г.

Махачкала 2014 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3

ГЛАВА I.

НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ...........................8

ГЛАВА II.

ИСТОРИКО – КУЛЬТУРНЫЙ СТАНДАРТ.................................................15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.........................................27

Введение.

"Самостоятельность головы

учащегося - единственно

прочное основание всякого

плодотворного учения ."

К.Д. Ушинский.

В настоящее время радикально изменились социальные функции учителя истории. В новой информационной ситуации он перестал быть основным носителем и транслятором некоторой совокупности «исторических фактов» — ретроспективной информации, на основе которой у подрастающего поколения, с одной стороны, формируется представление о прошлом своей страны и мира, а с другой, — вырабатывается умение принимать осознанные решения в условиях социального выбора. Теперь его основная задача — сориентировать учащихся в нарастающем потоке текстов, отдельных фактических сведений (порой вымышленных) и разнообразных (часто взаимоисключающих) оценок. При этом наиболее значимыми показателями профессиональной квалификации учителя истории становятся навыки источниковедческого анализа, способность верно понимать, грамотно интерпретировать и комментировать тексты исторических источников , давать им квалифицированную экспертную оценку, умение организовывать и самостоятельно проводить конкретно-исторические и конкретно-источниковедческие исследования, оформлять их результаты в виде научных и научно-популярных статей, учебных текстов, презентаций и , самое главное, предлагать оптимальную педагогическую инструментовку освоенным знаниям. Для этого учитель должен не только ознакомиться с теоретическими основами исторической науки, но и освоить аутентичные современные практики профессиональных ученых-историков.

«Новые направления преподавания истории в свете требований историко – культурного стандарта» - тема данной проектной работы, на сегодняшний день наиболее актуальна, так как мы живём во время реформирования

3

России, неотъемлемой частью которого является модернизация

образования. Утверждаются качественно новые принципы организации жизнедеятельности людей, ведётся работа по определению путей устойчивого развития общества, а значит, важной является проблема формирования личности, которая способна обеспечить это развитие и успешно адаптироваться в быстро меняющихся социально-экономических условиях общества.

Кроме этого современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков - на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности, как нравственной характеристики личности. В такой педагогической теории обучения, ученик становится центральной фигурой, а его деятельность приобретает активный, познающий характер.

Философы называют современный период общечеловеческого развития прогрессивизмом. Этот термин проник и в сферу образования, где он оттеняет термины «гуманизация» и «гуманитаризация», подчеркивая прогрессивность и перспективность названных процессов в данной сфере. В современных условиях гуманистическая философия образования реализуется с помощью разнообразных технологий, целью которых является не только трансляция знаний, а выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности.

Процесс гуманизации обучения и воспитания, связанный с усилением внимания к личности ребенка, с подходом к нему как к высшей ценности общества, отражает тот социальный заказ, который на пороге третьего тысячелетия общество предъявляет образовательным системам разного уровня. Сейчас многие развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих образовательных систем так, чтобы в центре внимания педагогов находилась познавательная деятельность учащихся. Важен не конечный результат (знания устаревают, подвергаются

4

изменениям), а сам процесс приобретения знаний. Необходимо научить

учащихся самостоятельно учиться и добывать необходимые знания,

учить умению адаптироваться в жизненных ситуациях и самостоятельно принимать решения, критически мыслить. При традиционном подходе и традиционных средствах обучения эти задачи решить достаточно сложно.

Следовательно, передо мной, как учителем, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь результата в выполнении этой задачи можно только в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень. Этого можно достичь при помощи разнообразных технологий.

Изучив сам проект историко – культурного стандарта , ознакомившись с отзывами , анализируя использованную литературу я пришла к выводу о необходимости нового направления преподавания истории , т.к. в современном глобализованном мире требуется новый человек, который не только вооружен знаниями, но который по-новому относится к процессу познания, к добытым знаниям и умеет их применять для решения встающих перед ним проблем в быстро меняющемся мире. Традиционными методами организации образовательного процесса эта проблема не решается или решается неэффективно. Нужны другие приемы и методы обучения (и учения), адекватные вызовам времени. Итак, общественная значимость методов преподавания истории в обучении и воспитании подрастающих поколений, отсутствие специальных исследований данной проблемы, внедрения новых методов преподавания с различной идеологической направленностью с целью их творческого использования в современных условиях модернизации исторического образования в Российской Федерации и обусловили, на мой взгляд, актуальность избранной темы.

Цель исследования:

рассмотреть новую методику обучения истории в свете требований

5

историко – культурного стандарта и выявить тенденции применения этих методов в современной отечественной школе.

Задачи исследования:

проанализировать и обобщить историко-педагогическую и методическую литературу по избранной теме;

рассмотреть использование методов преподавания истории в современной школе.

Задачи, которые мы попытаемся решить в данной проектной работе сводятся к последовательному решению проблемы внедрения новых направлений в преподавании истории в свете требований историко – культурного стандарта.

Методом работы я избрала аналогию. Одним словом «проектируем» не историю, а способы преподавания истории .

Объектом нашего исследования является – новые направления преподавания истории, историко – культурный стандарт.

Предметом исследования является изучение внедрения новых методов преподавания истории методистами начала нового тысячелетия.

Структура работы: введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

С точки зрения доминирующей в проекте деятельности моя проектная работа – исследовательско – поисковая, т.е. это небольшое теоретическое исследование темы историко – культурного стандарта по литературным источникам и сети Интернет.

С точки зрения предметно-содержательной области – это монопроект , т.е. (в рамках одной области знаний – история.).

Источниками для написания работы стали: сайт Общественного совета Минобрнауки России http://sovet-edu.ru/ и официальная страница Минобрнауки России в Живом Журнале http://mon-ru.livejournal.com/ ., сайт Российского исторического общества rushistory.org, Российского военно-исторического общества histrf.ru, сайт Ассоциации учителей истории и обществознания school.historians.ru. ,

6

http://www.edu.ru – федеральный портал «Российское образование» , http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал ,

http://www.apkpro.ru – Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, http://www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе» , http://www.1september.ru – газета «История», издательство «Первое сентября» .

7

Глава 1. Новые направления преподавания истории.

Каждая новая эпоха в жизни человечества необходимо требует изменения самого человека, его продвижения на новую ступень развития, раскрытия новых качеств и возможностей человеческой личности.

В концепции модернизации российского образования сформулирована основная задача общеобразовательной школы — «формировать целостную систему универсальных знаний, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся». Это задача не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения. Исходя из современных требований к преподаванию истории, которые определены в Концепции исторического образования в

общеобразовательных учреждениях Российской Федерации, а также в Федеральном Компоненте Государственного стандарта общего образования и в пояснительной записке примерной программы основного общего образования по истории я вижу следующий эталон преподавания предмета. В ходе преподавания конечным итогом, нужно сформировать у учеников ключевые компетентности в различных сферах:

познавательной, трудовой, гражданской деятельности, семейно-бытовой, в сфере между людьми различных национальностей. К сожалению, реальное состояние дел в преподавании истории в целом еще далеко от желаемого эталона. Исходя из этого, у меня возникла проблема: - как оптимизировать процесс обучения, чтобы он стал более качественным? - что изменить в процессе обучения, в уроке, чтобы сделать его современным? - как усилить мотивацию учения и заинтересованность ученика в процессе обучения, повысить его ответственность за результат труда?

Информационная (постиндустриальная) стадия развития общества, в которую мир вступил в конце ХХ века, декларирует основными ценностями информацию, новую знаниевую парадигму, развитые интеллект и креативность человека и созданные на этой основе высокие технологии.

8

 

В школе, на уроках истории одной из таковых технологий является метод учебного проекта, (применяемый нами на уроках истории в старших классах). Одним из условий реализации этого метода в своей педагогической практике я считаю корректное “встраивание” его в сложившуюся предметную классно-урочную систему (хотя отчетливо понимаю, что новации рано или поздно разрушат её). Точками соприкосновения нового метода и классно – урочной системы, на мой взгляд, являются:

проблемный и деятельностный подходы к обучению;

личностно-ориентированное обучение;

педагогика сотрудничества.

Ожидаемый (отсроченный) результат при внедрении метода учебного проекта мне видится следующим:

это личность, положительно мотивирующая и проживающая ситуации своего учения; вовлеченная в активный, сознательно спланированный ею познавательный процесс;

это личность, вовлеченная в поисковую и исследовательскую деятельность по добыванию знаний, умеющая работать с информацией, трансформировать её в необходимые знания и применять их,

умеющая осмысливать, оценивать и предъявлять себя, свою деятельность и её результаты, то есть личность со сформированными в той или иной степени информационной, учебной, исследовательской, коммуникативной, личностной компетентностями, с выявленными доминирующими интересами, со сформированными мировоззрением и личностной позицией, что в конечном итоге и будет способствовать её успешной самореализации..

Под учебным проектом понимается совместная или индивидуальная учебно-познавательная (исследовательская или творческая) деятельность учащихся, в нашем случае на уроках истории, имеющая общую цель – проблему; согласованные способы деятельности, направленные на достижение и презентацию общего, реально нового и заранее неизвестного

9

результата, сообразуясь с личными интересами и возможностями учеников на основе ранее приобретенных знаний.

В отечественной школе начала 20 века методу учебного проекта предшествовал «лабораторный метод». Изначально он противопоставлялся формальному методу, требовавшему от учеников заучивания и воспроизведения речи учителя и текста учебника. Становление лабораторного метода обычно связывают с именами С.В. Фарфоровского и Н.А. Рожкова. Они считали, что преодолеть догматизм традиционного преподавания можно, если всю познавательную деятельность учеников приблизить к научным методам исследования, ибо «не может быть надежного и прочного изучения истории без самостоятельного изучения первоисточников с критической и реальной стороны». Двигаясь тем же путем, что и ученые, школьники будут введены в лабораторию исследования. Эта мысль и подтолкнула С.В.Фарфоровского назвать свой метод «лабораторным». Кроме того, он считал, что «уже один тот факт, что учащиеся читают старинный документ, возбуждает у них очень живой и чрезвычайно напряженный интерес». В 1913 году он подготовил двухтомную хрестоматию «Источники русской истории», на основе которой предполагалось организовать процесс обучения. Хрестоматия содержала множество самых разных источников: писцовые книги, отрывки из летописей, юридические акты, дипломатические документы, всевозможные грамоты, послания и т.д. К некоторым документам по «трудным вопросам» автором были даны пояснения: он объяснял наиболее сложные понятия, давал рекомендации по изучению того или иного документа. С.В. Фарфоровский и его последователи считали, что ведущая роль на уроке должна принадлежать ученику, потому что «в средних классах уже пробуждается в умах учеников критическая способность, потребность анализа. Необходимо этим способностям дать здоровую пищу,

а не заглушать их догматизмом учебника, необоснованными утверждениями. Как показывает опыт, учащиеся работают тогда интенсивнее, чем на обыкновенных уроках. Работа класса отличается при

10

этом большим оживлением, она больше возбуждает активное внимание, чем скучное, монотонное, бездеятельное, догматическое преподавание, утомляющее своим однообразием и бесплодное по своим результатам».

Задача учителя, по мнению С.В. Фарфоровского, состоит в том, чтобы помочь учащемуся проделать в облегченном виде ту же работу, которую осуществляет ученый, побудить его повторить весь ход мыслей, приводящих к заранее намеченному положению (поскольку ученики должны коротко познакомиться с выводами ученых). Однако всю работу с документами учащиеся ведут самостоятельно. Идеи С.В. Фарфоровского были подхвачены многими преподавателями - историками.

А. Гартвиг определил одно из основных условий правильного, по его мнению, ведения дела преподавания истории - самостоятельность работы учащихся. Он писал, что «…наша совместная работа будет гораздо продуктивнее, если ученицы будут участвовать в этой работе «активно и притом коллективно». Учитель же должен «…научить учащихся самостоятельно пользоваться историческим материалом, научить читать книги исторического содержания, научить понимать хоть сколько-нибудь исторический смысл того, что совершается…».

К сожалению, школьная практика показывает, что ученики большую часть времени на уроке находятся в положении слушающих рассказ учителя или читающих текст школьного учебника. В результате у них развивается неуверенность в своих силах, менее эффективно идет процесс развития исторического, они хуже усваивают исторические знания.

В процессе проектной деятельности осуществляется дальнейшее развитие учащихся, их эмоциональности, памяти, логического и критического мышления, речи, других творческих способностей. Таким образом, учебная проектная деятельность должна обеспечить развитие различных компетентностей учащихся.

Организуя учебную проектную деятельность нужно научить детей самой этой деятельности (проблематизации, целеполаганию, планированию и выполнению конкретных шагов и операций по решению проблемы,

11

рефлексии, подготовке и проведению презентации и прочее).

Проектная деятельность обогащает личностный опыт учащихся, позволяет им четче осознать свои интересы, совершенствовать умение работать с информацией, актуализировать знания по предмету и конкретной теме и применять их в своей учебной деятельности.

В ходе проектной деятельности учащиеся овладевают навыками самой этой деятельности, они учатся формулировать цель деятельности, планировать её осуществление, проводить постоянную рефлексию своего продвижения к цели, готовить и предъявлять результаты.

Проектирование позволяет разнообразить коммуникативные связи учащихся с социумом.

Учителю проект позволяет раздвинуть рамки учебной программы, построить работу по изучению конкретного учебного материала в течение продолжительного времени и в различных формах, что дает основание рассматривать метод учебного проекта как новое, интересное, достаточно эффективное средство обучения, воспитания и развития личности школьника, востребованное современной образовательной практикой.

Метод учебного проекта способствует развитию самостоятельности ученика, всех сфер его личности, обеспечивает субъективность учеников в образовательном процессе. Следовательно, проектное обучение может рассматриваться как средство активизации познавательной деятельности учащихся, средство повышения качества образовательного процесса.

Метод проектов способствует выработке навыков исследовательской работы, востребованных как в сфере исторического познания, так и в любой другой, формирует умение работы на компьютере, в том числе в сети Интернет. В ходе защиты проектов старшеклассник учится дискутировать, излагать и отстаивать свою точку зрения. Таким образом, навыки, полученные школьником в процессе проектной деятельности,

будут востребованы (особенно в вузах), повысят конкурентоспособность личности на рынке труда.

Вывод : «Результатом нашего небольшого исследования явилось

12

неоспоримое подтверждение выдвинутой в самом начале гипотезы о необходимости нового направления преподавания истории - метода учебного проекта , корректно “встроенного ” в сложившуюся предметную классно-урочную систему , ибо метод учебного проекта новое, интересное, достаточно эффективное средство обучения, воспитания и развития личности школьника, востребованное современной образовательной практикой. Но, урок, даже самый удачный, имеет один существенный недостаток: он ограничен во времени и не допускает отвлечений, даже когда класс остро интересуется каким-либо вопросом. Другое дело — внеклассные занятия, в которых учитель не связан жесткими временными и плановыми рамками. Будучи органически связанной с учебной деятельностью, внеклассная работа в отличие от нее строится по принципу добровольности, а ее содержание должно отвечать личным интересам школьника. Такой подход дает возможность всесторонне учитывать их запросы, исходя из уровня развития школьников.

Определяя задачи внеклассной работы, А.Ф. Родин справедливо утверждал, что она направлена на достижение тех же целей, что и урок, но на ином материале и иными средствами»1.

Внеклассная работа — это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации учащихся. Она представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка. Устанавливая взаимосвязь учебной и внеклассной работы, учитель во внеклассной работе для более глубокого изучения истории широко использует знания учащихся, полученные на уроке.

Главными направлениями внеклассной работы по истории являются:

- развитие исследовательской деятельности учащихся;

- закрепление и развитие знаний об исторической науке;

- развитие исторического мышления;

 

Родин А.Ф. Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории. - М.: Просвещение, 1974. 134 с.

13

- выработка умения пополнять знания из разнообразных источников информации;

- распространение опыта творческой деятельности учащихся;

- приобретение учащимися опыта публичных выступлений.

Правильно построенная внеклассная работа по истории способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей детей, которые не всегда удается реализовать на уроке. Включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, здесь же он может приобрести необходимые практические умения и навыки. Кроме того, в различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т. е. сотрудничать друг с другом.

Таким образом, внеклассная работа является самостоятельной сферой образовательной и воспитательной работы учителя, осуществляемой в тесной взаимосвязи с работой на уроке. Конечной целью внеклассной работы по истории является повышение эффективности всего учебного процесса, однако в процессе решаются и такие важные задачи, как развитие познавательного интереса, формирование навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия, личностный рост каждого учащегося.

В заключение можно дать некоторые рекомендации по увеличению эффективности внеклассной работы по истории. При организации внеклассной воспитательной работы необходимо направить усилия коллектива на: 1. разносторонность её содержания, и общественную направленность. Необходимо, чтобы она охватывала нравственное, эстетическое, физическое, трудовое воспитание. 2. педагогическому коллективу следует заботиться, чтобы внеклассная работа охватывала всех учащихся; 3. внеклассная работа должна способствовать развитию общественных интересов, активности и самостоятельности учащихся.

14

Глава 2. Историко- культурный стандарт.

На базе ИРИ РАН подготовлен Историко-культурный стандарт для будущих школьных учебников по истории России. Он утвержден Рабочей группой по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и опубликован 1 июля 2013 года в сети интернет для широкого общественного обсуждения.

Работа над концепцией: - Идея единого учебника была высказана Путиным 19 февраля 2013 года на заседании Совета по межнациональным отношениям. Работы по созданию учебника проводит Российское историческое общество (РИО) во главе с председателем Государственной думы С. Е. Нарышкиным. Перед первым его заседанием 27 февраля 2013 года, где публично рассматривалась тема учебника, председатель правления РИО С. М. Шахрай опубликовал в «Газете.ру» статью «Напишем историю вместе», в которой заявил о необходимости «создать не просто единый, но принципиально новый учебник истории по технологии глобального проекта Wikiрedia».

25 апреля 2013 года в ходе «Прямой линии с Владимиром Путиным» президент подтвердил свою позицию, сказав, что учебники истории должны иметь единую концепцию и официальную оценку происходящего.

В марте министр образования и науки России Д. В. Ливанов сообщил, что учебник может быть написан в течение года. В то же время руководитель рабочей группы по созданию Историко-культурного стандарта, директор ИВИ РАН академик А. О. Чубарьян полагает, что готовые учебники появятся не раньше конца 2014 — начала 2015 годов, а в школьном обучении будут задействованы с сентября 2015 года. В июне президиум РИО на заседании определил «31 спорный эпизод, который надо растолковать преподавателям» в рамках работы над единым учебником.

В октябре планируется объявить конкурс на работу по созданию концепции учебника. 6 сентября 2013 года один из разработчиков концепции, профессор РАНХиГС и заместитель директора ИРИ РАН

15

С. В. Журавлёв сообщил прессе, что учебник расскажет «научную правду» о чеченских войнах и об истории Южной Осетии и Абхазии.

30 октября 2013 года стало известно, что монголо-татарское иго будет входить в единый учебник истории России под названием «ордынское иго». Также Февральская революция и Октябрьская революция будут представлены как Великая русская революция.

По решению РИО в 2014 году дан старт конкурсам издательств по написанию «идеологически правильных» школьных учебников на основе Единого историко-культурного стандарта, которые будут представлены на утверждение в специальный экспертный совет РИО к 15 апреля 2015 года, а одобренные им учебники уже с 1 сентября 2015 года пойдут в школу.

27 августа 2014 года министерство образования и науки России отказалось от идеи ввести в школах единый учебник истории. Вместо него ведомство планирует разработать единый историко-культурный стандарт, на основе которого будут разработаны новые пособия. По словам министра, все написанные учебники будут проходить общественную и профессиональную экспертизу. Некоторые средства массовой информации изобразили эту информацию как отказ от стандарта, что министерство образования и науки России позже опровергло.

Трактовки концепции : - По мнению Путина, высказанному им на конференции Общероссийского народного фронта, учебник должен быть «каноническим», однако в ходе преподавания следует сохранять вариативность трактовок. В то же время высказываются опасения относительно невозможности создания единого учебника. Так, советник Президента А. А. Фурсенко указал на необходимость учитывать специфику профильного обучения и предложил не понимать единый учебник «как одну конкретную книжку».

Аргументы в пользу концепции: - Как полагает президент, без единой линейки учебников российские «молодые люди не понимают, в какой стране они живут, и не чувствуют связи с предыдущими поколениями», в том числе недооценивают подвиг ветеранов Великой Отечественной

16

войны; существующее разнообразие учебников (до 65 наименований для

10-х классов) избыточно. Единая линейка учебников позволила бы продемонстрировать непрерывность российской истории, показать, что «судьба России создавалась единением разных народов, традиций и культур».

На заседании Российского исторического общества, посвящённом началу работы над учебником, руководитель Администрации Президента РФ С. Б. Иванов отметил, что современная подача исторического знания в школах приводит к тому, что «дети зачастую просто не понимают, о чём идёт речь».

Критика: - Комитет гражданских инициатив опубликовал заявление, в котором утверждается, что единый учебник создать невозможно, поскольку «исторический факт» не может существовать в отрыве от различных и подчас противоречащих друг другу оценок, и что создавать его не следует, так как попытка такого рода может привести к расколу общества.

В июле газета «Известия» опубликовала критическую статью о подготовленной к этому времени концепции учебника, где сообщила, что «эксперты нашли в документе множество фактических ошибок и плагиата».

Депутат Думы Нижнего Новгорода, директор средней школы № 91 Нижнего Новгорода И. М. Богданов считает, что у каждого региона России должен быть свой учебник истории.

В интервью телеканалу «Россия-24» доктор исторических наук И. Н. Данилевский заявил, что единого учебника быть не может, так как история всегда субъективна.

Социологические опросы: - По данным исследования ВЦИОМ, 52 % россиян впервые узнали от социологов ВЦИОМ о разработке учебника, 35 % «что-то слышали в общих чертах», 11 % респондентов заявили, что хорошо знают о разрабатываемой в России единой концепции истории, на основе которой подготовят учебник для школы.

Необходимость создания нового учебника истории России диктуется,

17

прежде всего, развитием мировой исторической науки, накоплением новых

исторических знаний, возросшим общественным интересом к событиям

прошлого.

Представленный проект историко-культурного стандарта включает

четыре части: пояснительную записку к стандарту в целом, пояснительные записки к разделам, перечень дидактических единиц по разделам и примерный перечень "трудных вопросов истории". Указанные части слабо связаны друг с другом. Создается впечатление, что участники рабочей группы по разработке стандарта писали каждый свою часть автономно, без координации и наличия единого замысла, без общей сводящей редакции.

В пояснительной записке к стандарту в целом указывается, что он должен основываться на культурно-антропологическом подходе, быть акцентирован на вопросах духовной жизни и этнокультурном компоненте, излагать историю российской культуры как "непрерывного процесса обретения национальной идентичности". Однако, в пояснительных записках к разделам ничего подобного нет. Подход в пояснительных записках к разделам иной. Он четко укладывается в логику либеральной парадигмы, представляющий исторический тренд как освобождение общества от принуждения со стороны государства.

Дидактические единицы — собственно тот материал, который будут изучать учащиеся, не претерпел почти никаких изменений по сравнению с прежними примерными программами. С пояснительными записками к разделам дидактические единицы никак не соотносятся. Практически единственной новацией в них стало появление подраздела "повседневная жизнь", помещаемого в самом конце каждого из разделов.

Многие из достаточно общепризнанных "трудных вопросов истории" не представлены в перечне дидактических компонентов и учащимся, по-видимому, придется отвечать на них самостоятельно. Таким образом, задача создания единого, внутренне непротиворечивого учебника истории не решается уже на уровне стандарта.

В целом, как говорится в проекте историко-культурного стандарта, новый

18

учебник должен побуждать школьников к поиску дополнительной информации об описываемых событиях. «Современный учебник должен стимулировать учащихся к получению исторических знаний из других источников, а учитель — способствовать овладению учениками исследовательскими приемами, развитию их критического мышления, обучая анализу текстов, способам поиска и отбора информации, сопоставлению разных точек зрения, различению фактов и их интерпретаций», — говорится в документе.

Концептуальные основы историко-культурного стандарта: - 1. Культурно-антропологический подход. В современных школьных

учебниках продолжает доминировать традиционная установка на политическую историю, уходящая корнями в имперскую и советскую школу. Это приводит к тому, что роль личностей, общественных институтов и структур, социокультурные факторы и повседневность человеческой жизни уходят в тень, искажая, в конечном счете,

историческую реальность. В предлагаемом историко-культурном стандарте наряду с большим вниманием к политической истории особое место уделено личности в истории, причем не только через изучение биографий выдающихся людей, но и через постижение перипетий «рядовых граждан», сквозь судьбы которых могут быть показаны социальные

и политические процессы. Такой подход позволит более адекватно отразить современное состояние исторической науки.

2. Гораздо большего удельного веса заслуживает освещение проблем духовной и культурной жизни России. Учащиеся должны усвоить, что производство духовных и культурных ценностей не менее важная задача, чем другие виды человеческой деятельности, а изучение культуры и культурного взаимодействия народов России/СССР будет способствовать формированию у школьников представлений об общей исторической судьбе нашей Родины.

3. Этнокультурный компонент: история страны через историю регионов 1 В школьном курсе истории необходимо усилить акцент на

19

многонациональном и поликонфессиональном составе населения страны как важнейшей особенности отечественной истории. Преподавание региональной истории в контексте истории России является необходимой составляющей развития демократического государства, формирования современной толерантной личности, готовой к восприятию этнического и

конфессионального многообразия мира. Для каждого из регионов России должен быть сформирован перечень «сквозных» исторических сюжетов, основанных на балансе между историей государства, общества и отдельных людей, между политической, социальной и культурной историей, между историей национальной, мировой и локальной.

4. Выработка сознательного оценочного отношения к историческим

деятелям, процессам и явлениям – важнейшая задача преподавания истории в школе. Современные методы преподавания истории подразумевают гораздо большую активность учеников на уроках, нежели это было несколько десятилетий назад. Поэтому школьный курс истории должен быть обеспечен учебно-методическим комплексом, включающим в

себя, помимо учебника, хрестоматии, сборники исторических текстов, атласы. Работа ученика может быть полноценной и минимально трудоемкой только при постоянном использовании информационно-компьютерных технологий.

5. Учебник как навигатор. В условиях развития средств коммуникации,

наличия в подавляющем большинстве школ высокоскоростного доступа к сети Интернет (обеспечено за счет реализации Приоритетного национального проекта «Образование»), роль учебника как «хранилища знаний» приобретает новые черты и особенности. Учебник должен не только давать информацию и предлагать интерпретации, но и побуждать

школьников самостоятельно рассуждать, анализировать исторические тексты, делать выводы и т. д. Кроме того, современный учебник должен стимулировать учащихся к получению исторических знаний из других источников, а учитель – способствовать овладению учениками исследовательскими приемами, развитию их критического мышления,

20

обучая анализу текстов, способам поиска и отбора информации,

сопоставлению разных точек зрения, различению фактов и их интерпретаций. Немаловажно включить в текст самого учебника исторические источники, раскрывающие суть событий через яркие и запоминающиеся образы. Представляется целесообразным

инициировать подготовку тематических модулей для учеников (с соответствующими методическими пособиями для учителей), посвященных различным дискуссионным вопросам истории России.

Исходя из указанных подходов, можно сформулировать следующие рекомендации, которые могут быть положены в основу концепции нового школьного учебника по курсу «История России»:

1. Изложение материала в учебнике должно формировать у учащихся

ценностные ориентации, направленные на воспитание патриотизма, гражданственности и межнациональной толерантности. При этом изложение исторического материала не следует «мельчить», перегружать школьников обилием цифр, второстепенными именами, незначительными событиями.

2. Патриотическая основа исторического изложения имеет цель воспитать у

молодого поколения чувство гордости за свою страну, за ее роль в мировой истории, с одновременным пониманием, что в историческом прошлом России были и огромные достижения и успехи, но также и ошибки и просчеты. Одной из главных задач школьного курса истории является формирование гражданской общероссийской идентичности, при

этом необходимо сделать в новом учебнике акцент на идее гражданственности, прежде всего при решении проблемы взаимодействия государства и общества, общества и власти.

3. С подобным подходом имманентно связана и проблема гражданской

активности, прав и обязанностей граждан, строительства гражданского общества. Следует уделить внимание (особенно для старшеклассников) историческому опыту гражданской активности, местного самоуправления

21

(общины, посадское самоуправлении, гильдии, научные общества, общественные организации и ассоциации, политические партии и

организации, общества взаимопомощи, кооперативы и т.д.). При этом следует проводить четкую грань между «нормальными проявлениями» гражданской активности и всякого рода экстремизмом, терроризмом, шовинизмом, проповедью национальной исключительности и т.п.

4. При формировании у школьников на материале отечественной истории

чувства патриотизма нужно иметь в виду, что гордость военными победами предков – неотъемлемая часть отечественного исторического сознания. Желательно акцентировать внимание на массовом героизме в войнах освободительных, прежде всего Отечественных 1812 и 1941-1945 гг. Важно подчеркнуть подвиг народа как пример высокой гражданственности и самопожертвования во имя Отечества.

Вместе с тем, поскольку не только военные победы должны создавать позитивный пафос исторического сознания, самое пристальное внимание следует уделить достижениям страны в других областях. Предметом патриотической гордости, несомненно, является великий труд народа по освоению громадных пространств Евразии с ее суровой природой, формирование российского социума на сложной многонациональной и поликонфессиональной основе, в рамках которого преобладали

начала взаимовыручки, толерантности и веротерпимости, создание науки и культуры мирового значения.

5. Ключевым звеном концепции должно стать понимание прошлого России как неотъемлемой части мирового исторического процесса. Россия – крупнейшая страна в мире. В силу этой данности сформировалась существенная составляющая отечественного исторического сознания – мы граждане великой страны с великим прошлым. Этот тезис должен стать опорным пунктом учебника, что позволит логично и непротиворечиво

рассмотреть вопросы межнациональных взаимоотношений. В связи с этим необходимо расширить объем учебного материала по истории народов России, делая акцент на взаимодействии культур, на укреплении

22

экономических, социальных, политических и других связей между народами. Речь должна идти об истории межнациональных

отношений на всех этапах отечественной истории. Следует подчеркнуть, что пребывание в составе Российской империи имело положительное значение для ее народов: безопасность от внешних врагов, прекращение внутренних смут и междоусобиц, экономическое развитие, распространение просвещения, образования, здравоохранения и

др. В школьном курсе должен превалировать пафос созидания, позитивный настрой в восприятии отечественной истории. Трагедии, разумеется, нельзя замалчивать, но необходимо подчеркивать, что русский и другие народы нашей страны находили силы вместе преодолевать выпавшие на их долю тяжелые испытания.

6. Необходимо увеличить число часов (параграфов) по истории культуры, имея в виду в первую очередь социокультурный материал, историю повседневности. Сейчас культура, как и в прежние времена, снова оказалась на периферии школьного курса отечественной истории. Школьники непременно должны знать и понимать достижения

русской культуры Средневековья, Нового времени и советской эпохи, великие произведения художественной литературы, музыкальной культуры, живописи, театра, кино, выдающиеся открытия российских ученых и т.д. Важно отметить неразрывную связь русской и мировой культуры.

7. История религий, в первую очередь православия, должна излагаться

системно и пронизывать собой все содержание учебника. Обязательно также в учебник включать сведения о распространении основных нехристианских конфессий (ислама, иудаизма и буддизма) на российской территории.

8. Концептуально важно сформировать у учащихся представление о процессе исторического развития как многофакторном явлении. При этом на различных стадиях исторического развития ведущим и определяющим могут быть либо экономические, либо внутриполитические или

23

внешнеполитические факторы. Следует создать отчетливое

представление у школьников, что революции и гражданские войны являются не результатом внешнего или внутреннего заговора, но следствием объективно существующих противоречий внутри страны.

9. В соответствии с ФЗ «Об образовании» и новыми ФГОС, в условиях т.н.

«концентрической» системы преподавания истории, следует кардинально пересмотреть

содержание курса истории в старшей школе. Знакомство с отечественной историей происходит в начальной школе при изучении курса «Окружающий мир», который должен быть более насыщен историческим материалом. На первом уровне школьного исторического образования (5–9 классы) изучение программного материала осуществляется в хронологической последовательности в соответствии с возрастными

возможностями учащихся. Изучение материала об основных событиях и личностях отечественной истории необходимо строить на основе широкого привлечения текстов исторических источников и их комментарием. Главная задача на этом уровне — привить

школьникам интерес к истории (прежде всего, отечественной). Вместе с тем, работа с текстами источников должна заложить основы грамотной работы с ретроспективной информацией, ее анализом — и научить ребят самостоятельно делать выводы на основе проанализированной информации. На втором уровне школьного исторического

образования (10–11 классы) знания, которые учащиеся получили в основной школе, должны служить основой для аналитического разбора исторического процесса — с общими характеристиками и оценками, включая элементы компаративного анализа в курсе «Россия в мире».

24

Заключение.

Все данное исследование было посвящено определению особенностей новых направлений преподавания истории и применения в современной школе некоторых форм, методов и приемов обучения истории, в свете требований историко – культурного стандарта.

Новизна данной работы состоит в том, что работ посвященных изучению вопросов касающихся особенностей преподавания истории в современный период практически нет. Это не правильно так как каждый учитель должен представлять особенности развития методики на том или ином историческом отрезке, тем более, что отечественная педагогика имеет давние традиции, обращение к которым позволяет более эффективно организовать учебный процесс.

Некоторые педагоги считают, что опыт накопленный ранее не имеет определенной ценности, так как другая эпоха, новое столетие, новые технологии. Но проведенное исследование показало, что это не так.

Работа состоит из двух частей: теоретической и практической. В первой части была рассмотрена образовательная политика государства начала 20 века и начала нового тысячелетия. Изучение данного вопроса позволило прийти к выводу о том, что правительство рассматриваемых периодов вело активную образовательную политику, целью которой было и есть повышение уровня образования и улучшения качества знаний учащихся. Государству необходимы более высоко образованные люди, умеющие самостоятельно мыслить и принимать важные решения. Нельзя допустить отставания от других стран в научно-техническом прогрессе, для чего так же необходимо поднимать уровень образования в стране.

Модернизация содержания образования должна стать переходом к преподаванию истории по новым программам, должна способствовать активному поиску учителями таких форм, методов и приемов проведения занятий, которые обеспечивали бы активную работу учащихся на уроке, способствовали развитию у них самостоятельного мышления, выработке

25

понимания закономерностей истории развития общества.

Практическая часть работы позволила проанализировать особенности историко – культурного стандарта . Для более эффективной работы учителей истории в современных условиях необходимо переосмысливать и преобразовывать свою деятельность с учетом новых требований к уровню знаний и умений выпускников. Все перечисленные выше методы и формы проведения учебных занятий сегодня уже используются учителями, но в несколько незначительном виде.

Исходя из того, что современное общество требует от выпускников умения критически анализировать историческую информацию, устанавливать причинно – следственные связи между явлениями, умения участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, на занятиях главное внимание уделяется развитию, прежде всего самостоятельного мышления для чего используются проблемные вопросы, они же используются при формулировании вопросов для изучения. Тем не менее, несмотря на небольшие различия в преподавании истории по прежнему используются традиционные формы и методы ведения урока и можно сделать вывод о том, что одним из условий реализации новых направлений преподавания истории в свете требований историко – культурного стандарта я считаю корректное “встраивание” его в сложившуюся предметную классно-урочную систему .

26

Список использованных источников

Балаян Г.В. Метод проектов на уроке истории // Школьные технологии. 1997. №1. С.116-119.

Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование, 2000, №9. С.177-180.

Внеклассная работа по истории. Сб.статей Составитель В.П.Гуськов. М.,1981.

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. — М.: ВЛАДОС, 1999. 174 с.

Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания в школе. — М.: ВЛАДОС, 2000. 271 с.

Кочетов Н.С. Предметные недели в школе. История. Волгоград. 2001.

Методика преподавания истории в средней школе: Учеб. пособие для пед. Ин-тов /С.А.Ежова и др. — М.: Просвещение, 1986. — 270 С.

Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981. 186 с.

Лернер И. Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. 64 с.

Митрофанов К., Богоявленский Б. О конкурсах исследовательских работ. // Первое сентября. История. 2000. №24. С.1-3.

Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, №7. С.151-157.

Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983.

Родин А.Ф. Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории. - М.: Просвещение, 1974. 134 с.

Родин А.Ф. Массовые формы внеклассной работы по истории в восьмилетней школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 127 с.

Рубин А.А. Юрченко З.В. Внеурочная работа по общественным предметам. // Преподавание истории в школе. 1991 — N5 — с.102-107.

Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения // Завуч, 2003. №6. С.36-44.

Лернер И. Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974;

27

Дидактические основы методов обучения. М., 1981.

Рубин А.А. Юрченко З.В. Внеурочная работа по общественным предметам. // Преподавание истории в школе. 1991. N5 — с. 104.

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» // www.festival.1september.ru/articles/559463/.

Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. М., 1983. С. 207.

Никулина Н.Ю. Методика преподавания истории в средней школе. Калининград, 2000 // Статья опубликована на сайте http://tgi65.ucoz.ru/publ/2-1-0-25.

Лернер И. Я. Проблемное обучение. М., 1974. С. 24.

Кошкарева Е.В. Использование проблемного метода обучения в преподавании истории. Статья и материалы к уроку. Томск, 2004 // http://ido.tsu.ru/ss/?unit=250.

Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания в школе. М., 2000.

Никулина Н.Ю. Методика преподавания истории в средней школе. Калининград, 2000 // Статья опубликована на сайте http://tgi65.ucoz.ru/publ/2-1-0-25.

Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, №7, с.153.

Савицкая Е.Ю. Метод проектов на уроках истории и во внеклассной работе по предмету // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» /festival.1september.ru/articles/210332.

Постников П.Г. Историческое сознание как цель, ценность и результат образования // Наука и образование. 2001. № 5. С. 45.

28

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.