Статья «Реализация межпредметных связей в преподавании истории на основе проектной технологии»

3
0
Материал опубликован 31 May 2019 в группе

Потемкина С.В.

учитель истории и обществознания

пгт.Суховерково,

МОУ «Суховерковская СОШ»

 

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

 

В современном мире большую роль играют процессы интеграции, причем не только в политической, экономической и социальной, но и в духовной сферах. В последней процесс интеграции выражается во взаимопроникновении различных областей наук, технических знаний, технологий. Появляются новые науки, такие как биохимия, биофизика, биоинженерия и др., включающие в себя теорию и практику смежных наук. Эта тенденция ведет к изменениям в преподавании, а именно к тому, что образование должно изначально способствовать формированию у учащихся целостной картины мира, возможности максимального использования понятий, умений и навыков во всех областях учебной и трудовой деятельности. Эта цель в большей степени достигается за счет использования межпредметных связей.

Что же такое «межпредметные связи»? «Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве» [3, с.22].

Вопрос о необходимости реализации межпредметных связей не является новым. «Ян Амос Коменский выступал за взаимосвязанное изучение грамматики и философии, философии и литературы, Джон Локк - истории и географии. В России значение межпредметных связей обосновывали В.Ф. Одоевский, К.Д.Ушинский и другие педагоги. В советское время много внимания межпредметным связям уделяла Н. К. Крупская» [1].

В нашей стране принцип межпредметных связей, интеграции стал обязательным уже в 80-е гг. ХХ в. Тем не менее, этот вопрос остается актуальным и сегодня. Реализация межпредметных связей – одна из основных и сложных задач современного педагога.

Какие же проблемы встают перед учителем при осуществлении данного принципа?

Различие терминологии, трактовки понятий, которые являются общими для нескольких предметов;

Необходимость изучения учебного материала, планирования различных дисциплин и их сопоставление;

Недооценка важности предмета для формирования умений, навыков, понятийного аппарата для смежных учебных дисциплин.

4. Особенностью нашей школы является большое количество (более 40%) детей мигрантов, имеющих определенные трудности в обучении, особенно предметам гуманитарного цикла: неправильная постановка ударений, неумение различать род существительного, неправильное составление предложений, трудности формулировки и понимания понятий и определений. Это вызывает еще большие трудности реализации межпредметных связей в нашей школе. Для объяснения таким детям даже простых понятий часто требуется привлечение наглядных материалов по географии, искусству, биологии, астрономии, физике и другим предметам.

В связи с этим, для реализации межпредметных связей учитель должен:

обладать достаточными знаниями и навыками учебно-методической организации занятий,

уметь оценивать роль и перспективы межпредметных связей,

знать их классификацию,

знать формы, приемы, методы и средства их реализации,

разработать приемы оценки и контроля результатов.

 

В приведенной ниже таблице [1] дана классификация межпредметных связей:

Формы  межпредметных связей

Типы межпредметных связей

Виды межпредметных связей

1) По составу

1) содержательные

по фактам, понятиям законам, теориям, методам наук

2)операционные

по формируемым навыкам, умениям и мыслительным операциям

3) методические

по использованию педагогических методов и приемов

4) организационные

по формам и способам организации учебно-воспитательного процесса

2) По направлению

1) односторонние,

2) двусторонние,

3) многосторонние

Прямые; обратные, восстановительные

3) По способу взаимодействия связеоб-разующих элементов (многообразие вариантов связи)

Временной фактор

1) хронологические

1) преемственные 2)синхронные 3) перспективные

2) хронометрические

1) локальные 2) среднедействующие 3) длительно действующие

Межпредметные связи по составу характеризуются тем, что (факты, методы и др.) используется из других учебных дисциплин.

Межпредметные связи по направлению отличаются количеством предметов, служащих источником межпредметной информации, а также степенью «взаимности» в обмене информацией.

Межпредметные связи по способу взаимодействия связеобразующих элементов характеризуются временным фактором, т.е. показывают, какие знания уже получены обучающимися, какие предстоит получить, какова длительность связей.

Я преподаю историю и обществознание. Одной из задач преподавания истории в школе, согласно Примерной Образовательной программе ООО [2, с.275], является «…воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству многонациональному Российскому государству …». Одним из базовых принципов школьного исторического образования – «…воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма…» [2, с.276]. Таким образом, в современном образовании предмету «История» уделяется огромное значение в плане духовно-нравственного воспитания учащихся: воспитанию толерантности, формированию активной гражданской позиции, гражданской идентичности, формированию у них целостной картины мира и т.д.

Изучение предмета «История» основано на межпредметных связях с обществознанием, географией, литературой, музыкой, МХК, информатикой, русским языком и т.д.

Для их реализации можно использовать следующие формы и приемы урочной и внеурочной деятельности:

формулирование проблемного задания, с привлечением информации, умений и навыков, приобретенных ранее или на занятиях по другому предмету;

фрагментарное включение, т.е. использование информации другого предмета на определенном этапе урока;

интегрированные уроки;

комплексные экскурсии;

предметные недели, включающие в себя целый комплекс учебных мероприятий (например, неделя, посвященная Михаилу Ярославичу Тверскому);

комплексные конференции и семинары;

проектная деятельность и привлечение учащихся к научно-исследовательской деятельности.

Для меня наиболее подходящим приемом реализации межпредметных связей, является использование проектной технологии. Она обеспечивает связь с информатикой (использование и совершенствование навыков ИКТ, умение находить информацию в сети интернет и т.д.), русским языком и литературой (развитие грамотной речи, умения представить информацию, умение работать с различными источниками информации, их анализировать и систематизировать). В зависимости от темы проекта, происходит реализация межпредметных связей с географией, МХК, музыкой, обществознанием и другими дисциплинами.

Проектную технологию я использую и в урочной, и во внеурочной деятельности.

В некоторых учебниках (например, в учебниках «История России» 5-9 классы под редакцией А.В.Торкунова) есть материалы, предполагающие самостоятельное изучение и проектную деятельность. При изучении таких материалов я, как правило, использую краткосрочные проекты. Класс делится на группы, каждая группа получает свое задание – создать проект по той, или иной теме. Например, при изучении темы «Человек в Российском государстве второй половины ХV в.» в 6 классе, каждая группа получила задание на уроке проработать информацию учебника, а также дополнительную информацию (тексты и иллюстрации), предоставленную учителем по определенной группе населения (горожане, крестьяне, духовенство, знатные люди). Продуктом проектной работы стало составление наглядной логической схемы с использованием иллюстраций и ключевых понятий. Были реализованы межпредметные связи с такими предметами, как «Обществознание», «Русский язык», «МХК».

Тема «Место и роль Руси в Европе» (История России 6 класс), также рекомендована авторами учебника для самостоятельного изучения. По данной теме задание было дано заранее: 1 группа – «Отношения Руси с Византийской империей», 2 группа – «Отношения Руси со странами Центральной, Западной и Северной Европы, 3 группа – «Отношения с кочевниками и странами Востока», 4 – «Русь в международной торговле». Продуктом исследовательской деятельности всех групп стало создание презентаций (связь с информатикой). В начале урока, в ходе актуализации знаний, учащиеся вспомнили основные географические направления внешней политики и связей Руси (связь с географией). Это было зафиксировано на доске в виде схемы. После выступления каждой группы, учащиеся выделяли ключевые понятия, характерные для определенного направления внешнеполитических связей Руси (навык работы с информацией: выделение ключевых понятий, их определение – связь с литературой, русским языком, ОДНКНР, МХК). При изучении вопроса «Русь в международной торговле», учащимися были введены новые обществоведческие понятия, «работающие» на будущее – импорт и экспорт. Кроме того, в ходе урока были реализованы такие метапредметные задачи, как выделение ключевых понятий, составление опорной схемы.

Во время повторительно-обобщающего урока по истории Древнего Египта в 5 классе, учащиеся разделились на группы археологов, журналистов и искусствоведов. Каждая группа заранее подготовила свой проект, представляя Древний Египет с точки зрения либо археологов, либо журналистов, либо искусствоведов. Урок был проведен в форме конференции под названием «Ученый совет». Были представлены проектные работы каждой группы, обсуждались результаты, а также были проработаны различные межпредметные и предметные задания (работа с текстами, с иллюстрациями памятников архитектуры, культуры, задания по карте, задания проблемного характера), формирующие у участников конференции целостность образа Древнего Египта. Были реализованы связи с географией, обществознанием, МХК, информатикой.

Мои ученики очень любят создавать проекты. И я их понимаю: на мой взгляд, именно проектная технология больше, чем все другие, обеспечивает создание ситуации успеха. Любой учащийся может подобрать интересную тему и проявить себя. Во внеурочной деятельности мы создаем долгосрочные проекты. Зачастую даже сложно определить предметную область проектов, так как в них очень тесно переплетаются материалы разных учебных дисциплин. Например, научно-исследовательский проект «Цены и зарплаты: что изменилось в России за 100 лет» (8 класс), наверное, даже можно назвать межпредметным. При работе над этим проектом изучалась информация по истории, обществознанию, экономике, даже культуре. Проект «Черные археологи» предполагал изучение истории, археологии, нормативно-правовых актов, проведение социального опроса (связи истории, права, обществознания). Ученица, работающая над практико-ориентированным проектом «Волонтерское движение», изучала историю, обществознание, нормативные акты по данному вопросу, проводила социальный опрос, оформляла стенды, стенгазеты и т.д.

Таким образом, хотя вопрос о реализации межпредметных связей не новый и еще несколько десятилетий назад стал одним из основных принципов образования, на сегодняшний день существует еще достаточно проблем. Общие проблемы (например, несогласованность терминологии в разных учебных дисциплинах) зачастую дополняются проблемами, вызванными особенностями той или иной школы (в нашей школе это большое количество детей мигрантов). В то же время, существующая образовательная программа в рамках ФГОС предполагает достижение учащимися определенных метапредметных результатов, что возможно, в том числе, и при реализации межпредметных связей. Из множества форм осуществления межпредметных связей, одной из наиболее приемлемых в нашей школе, я считаю проектную деятельность. Именно в основе проекта лежит всестороннее исследование какой-либо проблемы, что предполагает максимальное использование теоретических и практических знаний, умений и навыков, приобретенных учащимся.

 

Список использованной литературы

1. Афанасьева Ирина Александровна. Реализация межпредметных связей как одно из направлений повышения качества образования// Открытый урок. 1 сентября: Интернет-портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/527712/ , свободный. – Загл. с экрана. Дата обращения 30.03.2019.

2. Примерная Основная Образовательная программа ООО//Министерство образования и науки Российской Федерации: Интернет-портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://минобрнауки.рф/, свободный. – Загл.с экрана. Дата обращения 30.03 2019.

3. Фёдорец Г.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения: Учеб. Пособие / Г.Ф.Фёдорец. – Л.: ЛГПИ, 1983. – 88 с.

4. Шамина Г.А. Межпредметные связи в преподавании истории//Мультиурок: Интернет-портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://multiurok.ru/files/miezhpriedmietnyie-sviazi-v-priepodavanii-istorii.html, свободный. – Загл.с экрана. Дата обращения 30.03 2019.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации