12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлана Андреевна452
Победитель ПНП "Образование" в соответствии с квотой губернатора Воронежской области в 2013 г. (приказ от 29.08. 2013 г. № 836, департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области).
Россия, Воронежская обл., Воронеж
Материал размещён в группе «Педагогические журналы и публикации»

Зятикова Светлана Андреевна

учитель истории и обществознания

Новые стандарты - новый учитель.

Будущее в руках школьного учителя”, говорил Гюго. Поэтому всегда к личности учителя истории предъявлялись особые требования. Я считаю, что главное качество учителя истории – умение найти пересечения эмоционального, интеллектуального и нравственного в историческом материале, но это пересечение должно быть спроецировано на конкретный класс, конкретную группу, отдельного ученика так, чтобы изучаемый материал стал лично им необходим, интересен, важен. Образование меняется, поэтому появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей, традиционных методик. Образование медленно превращается в среду проектирования людьми собственной жизни, создания идей, проектов, которые постепенно превращаются в жизнь.

Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними (Гораций).

Целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя, а - научить учиться. ФГОС основного общего образования ориентирован на результат – развитие личности ребенка в процессе образовательной деятельности. Исходя из этого, можно в общем виде определить цель профессиональной деятельности учителя – создание условий для формирования и развития каждого обучающегося как нравственной, компетентностной личности средствами образовательной деятельности [5, с. 7].

Наиболее уязвимой стороной введения ФГОС в общеобразовательную школу представляется подготовка учителя, формирование его философской и педагогической позиции, методологической, дидактической, коммуникативной, методической и других компетенций. Работая по стандартам второго поколения, учитель должен осуществить переход от традиционных технологий к технологиям развивающего, личностно - ориентированного обучения, использовать технологии уровневой дифференциации, обучения на основе системно – деятельностного подхода, «учебных ситуаций», проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные технологии, интерактивные методы и активные формы обучения.

Изменения, происходящие в стране, в обществе предъявляют новые требования к современному учителю. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. Важное значение имеет характер отношений между участниками образовательного процесса. Положительный характер отношений стимулирует познавательную деятельность обучающихся, повышает её результативность. Учитель на уроке должен сочетать требовательность к обучающимся с проявлением педагогического такта, уважения и чуткости к детям.

В настоящее время учитель больше выступает в роли инструктора, наставника, занимает позицию куратора, управленца. Ученик же становится активным участником образовательного процесса, а не пассивным слушателем. Используя таблицу, рассмотрим характеристику основных изменений в деятельности педагога, работающего по федеральным государственным образовательным стандартам [1].

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

- учитель пользуется строго структурированным конспектом урока;

- при подготовке к уроку использует учебник и методические рекомендации

- учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приёмов обучения;

- при подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет – ресурсы, материалы коллег, обменивается материалами с коллегами

Основные этапы урока

-объяснение, закрепление учебного материала;

- большое количество времени занимает речь учителя

- самостоятельная деятельность обучающихся (более половины урока)

Главная цель учителя на уроке

- успеть выполнить всё, что запланировано

организовать деятельность обучающихся:

- по поиску и обработке информации;

- обобщению способов действия;

- постановке учебной проблемы

Материал урока

- материал однотипный, практически не отражает различные источники получения информации и не стимулирует к самообразованию

- материал разного типа, вида и формы;

- имеется специальный вид материала: справочно-информационный и самообразовательный

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки:

- решите

- спишите

- сравните

- найдите

- выпишите

- выполните и т. д.

Формулировки:

- проанализируйте

- докажите (объясните)

- сравните, выразите символом, создайте схему или модель

- продолжите, обобщите (сделайте вывод)

- выберите решение или способ решения

- исследуйте, оцените

- измените, придумайте и т. д. Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественная групповая и/ или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

- информированность родителей обучающихся

- родители имеют возможность участвовать в образовательном процессе

- общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Образовательная среда

- создаётся учителем

- выставки работ обучающихся

- создаётся обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации)

Результаты обучения


 

- предметные результаты

- отсутствие портфолио обучающегося

- основная оценка – оценка учителя

- важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

- не только предметные результаты, но и личностные и метапредметные

- создание портфолио

- ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

- учёт динамики результатов обучения детей относительно самих себя

- оценка промежуточных результатов обучения

Таким образом, модель эффективного учителя соответствует следующим характеристикам:

- личностные качества учителя

- управление классом

- планирование и организация учебного процесса

- осуществление эффективного преподавания

- контроль качества и оценка потенциальных возможностей учащихся

- профессионализм [6, с. 41].

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – это и есть главный ресурс, без которого новые  требования   ФГОС  к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Современной школе нужны компетентные, инициативные, креативные учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача педагога – помочь учащимся найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.[3, с. 14]. 

Смена парадигмы от знаниецентристской к компетентностному образованию предъявляет серьезные требования к учителю. Основная функция - управление процессом обучения, воспитания, развития и формирования школьников. Концепция непрерывного образования педагога новой формации, разработанная Министерством образования и науки РФ, предполагает, что в современной школе должен работать учитель нового типа – профессионал, исследователь, творец. А это возможно только в условиях систематического, непрерывного повышения профессионального мастерства, саморазвития, самосовершенствования. Одной из важнейших характеристик нового педагогического профессионализма современного учителя признаются его рефлексивные компетенции, способность к обобщению и распространению собственного опыта [2, с. 3].

Помня аксиому Кана: «Если ничто другое не помогает, прочтите, наконец, инструкцию». Начнём с простого – прочтем и разберемся с текстами. Тем более, что умение работать с текстом и понимать его – важный результат обучения в новом стандарте. Начнем с себя [2, с. 5]

 

Литература

1. Заруцкая Т. П. Новые требования к профессиональной компетентности педагогов в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты. - [Элект. ресурс]http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/04/14/rabota_na_konferencii.docx (выход 13.02.2015)

2. Иванов А. Работа школы в условиях введения ФГОС основного образования // Управление школой. 2013. № 1. С. 5.

3. Курганский С. Психологический портрет учителя //Управление школой. 2015. № 1. С. 14.

4. Мастер – класс как современная форма аттестации в условиях реализации ФГОС. Алгоритм технологии, модели и примеры проведения, критерии качества /сост. Н. В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2014. – с. 3.

5. Ривкин Е. Ю. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования. Теория и технологии /Е. Ю. Ривкин. – Волгоград: Учитель, 2015. – с. 7.

6. Цырлина Т. В. Американский учитель: особенности функционирования. /М.: Центр “Педагогический поиск”, 2009. – с. 41.

Опубликовано в группе «Педагогические журналы и публикации»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.