Эссе «Новое платье»

10
5
Материал опубликован 17 December 2018 в группе

– Мама, просыпайся! Нам надо отправляться в Павловск. Папа уже чай налил, - будила Наташу старшая дочь.

– Куда отправляться? Мы только сегодня летали в Шавшуки! – еще не проснувшись, ответила мама.

– Куда летали? С тобой что, мама? – забеспокоилась Татьяна.

– Ничего страшного, просто сон приснился! Потом вам расскажу, - пообещала Наташа.

Мама спустилась вниз. Все уже сидели за столом при параде. Девочки одели, специально сшитые для особых случаев платья. Они  были светло-зеленого цвета, ниже колена с пышным подолом. У Анюты был пришит отложной воротничок, а у Танюши поясок.

– Мама, ты почему как у нас платье не одела? – спросила Анюта.

– Одену еще вот, только чай попью! Что вы такой сладкий чай сделали? – спросила мама.

– Это Аня тебе три ложки сахара положила, да еще варенье добавила, тоже три ложки, – сказал, улыбаясь, Николай.

– Мне же три года, – показывая на пальцах, сказала Аня.

Дорога от Костьящера до Павловска была ровной. Добраться можно за  полтора часа. Николай ехал не торопясь, аккуратно. По дороге девчонки смотрели в окна, пели песни, рассказывали стишки, вспоминали, как отмечали Дни рождения и  заказывали подарки на Новый год, даже успели, несколько раз поссорились и тут же помириться.

Машина медленно подъехала к дому. Все вышли, папа стал звонить в дверь. Никто не открывал. Тогда он набрал бабушкин номер с сотового телефона. Никто не брал трубку.

– Наверное, бабушка в огороде, – предположил  Николай.

Он пошел вдоль забора со стороны фасада. Стал стучать в запасной выход из бани. Дверь открылась.

– Николка! Родной! Приехали! Я вас совсем не ждала, - растерянно говорила бабушка.

Она была одета легко для начала мая, подол платья намок.

– А я вот решила в бане пол помыть и мелочевку разную подстирываю, - оправдывалась бабушка Надя.

– Бабушка, зачем вам в бане стирать. Ведь вам установили машинку автомат дома, - удивлялся внук.

– Да, вот еще я свои плавки в машине не стирала! Николка! Иди, обойди вокруг, и запусти их через главный вход. Я сейчас тоже домой прийду, - скомандовала бабушка.

Анюта с Таней  только зашли в дом, сразу же забрались на русскую печку. Хотя ее уже топили редко, от нее исходило душевное тепло. Дети, приезжая к прабабушке в гости, всегда забирались на печь. Она превращалась на время в наблюдательный пункт: видно кто ушел и пришел, что принес и унес, что сказал и как. Наташа стала доставать из корзины продукты: салат окрошка в банке, свежие огурцы и помидоры,  бутерброды с колбасой и сыром, сладости на десерт. Бабушка Надя в это время доставала свой стратегический запас: огурцы соленные, помидоры в соусе маринованные, квашенную капусту, селедку слабого соления, сметану «Нытвенскую», кефир «Верещагинский», варенье «малиновое» и «клубничное».

– А у меня же еще йогурт на развес для девчонок есть! – уходя, сказала бабушка.

Девчонки решили покинуть наблюдательный пост, а то можно было остаться голодными. Бабушка занесла в комнату йогурт.

– Бабушка Надя, а почему у тебя одна нога не такая: худенькая и чуть-чуть в сторону, - неожиданно для всех спросила Таня.

– Таня, не красиво так спрашивать, – одернул дочь папа.

– Почему не красиво, – заступилась за Таню мама:  Надежда Георгиевна расскажите нам, что с вами случилось?

– Да, зачем вам это знать? – бабушка пыхнула огнем. – Кому нужны чужие болячки.

Успокоившись, присела на стул. Глаза ее налились слезами. Она посмотрела на Таню с нежностью и любовью. Улыбнулась, окинув взглядом Николку, Наташу, Танюшку и Анюту.

– Танюшка, ты сейчас в каком классе учишься? – спросила бабушка.

– В четвертом «а» классе Карагайской школы № 1, классный руководитель Одинцова Раиса Федоровна, - как на экзамене выдала Таня.

– Я тоже ходила в четвертый класс, когда закончилась война. Только в школу мы ходили не в Карагай, а в Костьящер, - сказала Бабушка Надя.

– Как в Костьящер! Ведь мы там живем третий год. Бабушка Надя, ты училась в нашей деревне! – не веря своим ушам, повторяла Таня.

 

Маленькая девочка, с  аккуратно убранными волосами, подошла к стулу. «Вот Полина-кормилица молодец, уже успела сшить платьице», - подумала девочка. Платье сшили  из тонкого драпа, темно зеленого оттенка. Не раздумывая, она надела его на себя. Стала кружиться по комнате, красиво вставая на носочки как балерина. Она села на кровать счастливая и радостная. «Пока не буду снимать платье, посижу в нем. Еще немного осталось в сентябре я пойду в первый класс, буду каждый день носить его. Кормилица Полина или мачеха Фекла пришьют мне белый воротничок. Отец говорит, что в наше время надо обязательно учиться. А то у нас нет грамотных: кормилица, мачеха и отец даже расписываться не умеют». Вот за окном послышался шум. Это приехал папа Егор. Он резко зашел в дом, Фекла зашла за ним. Они были очень расстроены, но ни о чем не говорили. Маленькое сердечко Надежды сжалось: «Неужели что-то случилось. Может дед Макар, живший на краю деревни, умер или дом у кого сгорел». Она потихоньку сняла платье и положила на край стула. Надежда еще не знала, что сегодня 22 июня в 4.00 часа утра началась Великая Отечественная война.

В школу Надежда, конечно, пошла. Вот только бумаги у них толком не было. Разводили уголь в маленькой баночке. Писали на книгах, газетах, на чем приходилось. Еще Надежда стала замечать, что из дома исчезла не только бумага и чернила, но стали пропадать продукты. Сначала сливки, потом молоко, яйца, внутренний телячий жир для жарки. Чем дальше продолжалась война исчезли: картофель, морковь, репа, лук. Все это забирали на фронт. После школы Надежда помогала Фекле на колхозных полях. Приходилось далеко ходить от дома и по многу работать. Надежда вязала снопы, таскала сено, сортировала зерно. Выполняла любую работы, которую ей поручали. За это они с мачехой получали по сто пятьдесят граммов хлеба, иногда давали немного зерна или  муку. Отец Егор тоже приносил хлеб, он работал санитаром в Карагайской больнице. Привозил раненных со станции, затем обрабатывал в санитарном пункте: мыл, брил, выдавал чистую одежду. От недоедания и тяжелой физической нагрузки Надежда заболела. Неделю билась в горячке, кормилица даже свечки за здравие ставила. Утром к ней подошел отец:

– Ну, что Надюша, лучше стало. Иди, подсоби  Фекле, хоть на хлеб вам,- попросил Егор дочь.

Уже после обеда Надежда работала с мачехой на поле. Через месяц, после первой болезни, у надежды появились язвы на ногах. Одна из них в области колена очень болела. Надежда несколько раз в день меняла тряпицы, они наполнялись сукровицей и кровью. В школу и на работу Надежда продолжала ходить. К лету нога зажила. Девочка перешла во второй класс.  К концу войны Надежда заканчивала 4 класс. Она ничуть не выросла, вот только волосы пришлось обрезать. Мыло было в дефиците и у всех в школе завелись вши.  Сейчас все ученики ходили с короткими волосами. Дети  выбежали на улицу. Самая вышла на крыльцо школы  Надежда.

– Война закончилась! Ура! – кричала она, радостно размахивая тоненькими ручонками, одна нога у нее предательски прихрамывала. Она хотела вместе со всеми прибежать домой в Терехино и рассказать о радостной новости. Но дети не стали ждать Надежду. Когда они скрылись за горизонтом,  силы покинули девочку, ей уже не хотелось домой. Она присела на обочину дороги, слезы полились из ее глаз.

Комментарии

История о жизни девочки в военные годы...У многих детей военной поры детство было таким тяжёлым, надломленным...История, казалось бы, простая, но трогающая душу, заставляющая понять, что и дети ценой своего здоровья, а порой и жизни, приближали Победу... Спасибо, Наталья Игоревна, за такой рассказ-быль!

19 December 2018

Спасибо, мы до сих пор приезжаем к бабушке мужа в Павловск.

19 December 2018

Очень взволновал рассказ о девочке! Большое спасибо!

19 December 2018

Спасибо за отзыв.

19 December 2018

Жизненная история! Прекрасная работа!

16 January 2019