Эссе «Школа ФГОС — новые формы, вечные ценности»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №1 им. К.Д. Ушинского»
муниципального образования городской округ Симферополь
Республики Крым
Эссе на тему: «Школа по ФГОС – новые формы, вечные ценности».
Учитель начальных классов:
Максименко Марина Васильевна
«Плохой учитель преподносит истину, а хороший - учит ее находить».
Адольф Дистервег.
Пройдет всего три месяца и наступит мой первый профессиональный юбилей – 10 лет педагогической деятельности в самом известном и уникальном учебном учреждении Республики Крым – МБОУ «Гимназия №1 им. К.Д. Ушинского» города Симферополя, тоже отмечающем нынешней осенью свой 205-летний юбилей со дня основания. Уникальность моей гимназии состоит не только в возрасте её стен, не только в перечне имен наших выдающихся земляков, в разные годы преподававших или учившихся в гимназии. На мой взгляд, её самобытность и уникальность заключается в сочетании эффективно внедряемых в образовательную деятельность педагогических инноваций и бережно сберегаемого наследия лучших традиций отечественной педагогики, в молодости и энергии начинающих учителей и мудрости и зрелости опытных педагогов-мэтров, в требовательности и принципиальности при оценивании учебных достижений школьников и атмосфере творческого взаимодействия и теплоты межличностных отношений в совместном с детьми поиске решений дидактических проблем.
Я очень люблю свою профессию и счастлива тем, что Провидение подвело меня к осознанному её выбору десять лет назад. Я – учитель начальных классов и считаю, что именно в начальной школе, на самом главном и важном этапе школьного обучения формируется основа личности человека. Каждый ребенок имеет задатки и способности к тому или иному виду деятельности и моя задача, педагогическая миссия всех учителей помочь развить эти способности до уровня одаренности, а при создании совместно с родителями ребят, педагогами дополнительного образования, всех неравнодушных к успешной социализации маленьких граждан России необходимых условий – таланта.
В начальной школе формируются коммуникативные способности, навыки получения информации из различных источников, развивается самооценка школьника и его отношение к учебной деятельности. Поэтому мне, как и каждому педагогу, работающему с младшими школьниками необходимо учитывать психологические особенности ребят. Следует помнить, что дети в этом возрасте легче воспринимают информацию в игровой форме и поэтому важно максимально включать в преподавание игровые приёмы. При недостаточном развитии коммуникативных навыков необходимо практиковать диалоговое общение на уроке, причем чаще в парах, чем в большей группе. Важно познакомить ребят с различными способами самостоятельного поиска информации, не забывая о том, что полноценных навыков самообразования они не имеют и нуждаются в помощи и поддержке учителя. При учете психолого-возрастных особенностей детей системно-деятельностный подход, лежащий в основе образовательных стандартов второго поколения и российского образования в целом, обязательно принесет свои позитивные плоды и позволит приобрести навыки, необходимые для обучения в основной и средней школе.
Я не случайно эпиграфом своего эссе взяла цитату выдающегося немецкого педагога и философа XIX века А. Дистервега, не утратившую актуальность и сегодня. На мой взгляд, она раскрывает главное требование общества к образовательной системе, реализующей ФГОС.
Дидактические принципы Адольфа Дистервега можно кратко изложить тремя словами-векторами образовательной деятельности педагога вообще и учителя начальных классов, в частности: природосообразность, культуросообразность, самодеятельность.
Природосообразность – это опора педагога в работе с детьми на психологические знания, благодаря которым он может эффективно способствовать гармоничному развитию природных задатков учеников.
Культуросообразность – это учет в обучении и воспитании достигнутого уровня культуры, духовно-нравственных и морально-этических идеалов общества, в котором живут и развиваются дети.
Самодеятельность – это активность, инициатива, энергия, которую проявляют наши школьники в обучении и воспитании.
Именно эти три составляющие педагогической системы являются основой обучения и воспитания, а самодеятельность (самоорганизация, рефлексия, саморазвитие) есть и конечная цель и обязательное условие образования вообще.
Таким образом, Дистервег противопоставил сообщающему методу обучения («плохой педагог преподносит истину») метод развивающий («хороший – её находить»). Именно Дистервег представил в четких правилах основы развивающего обучения, которые впервые были сформулированы Яном Коменским за двести лет до него.
Эти правила предельно лаконичны: «от близкого к далекому», «от более легкого и простого к более тяжелому и сложному», «от известного к неизвестному». В то же время, Дистервег предостерегал против формализма в применении этих правил. Материал для успешного усвоения учащимися должен быть доступным, способствовать поддержанию умственной активности и развивать культуру речи – основу мыслительной деятельности человека.
Пройдет сто лет и идеи развивающего обучения будут развиты известными советскими психологами-дидактами Д.Б.Элькониным и его учеником В.В. Давыдовым, несколько иной экспериментальный подход, но тоже в рамках принципов развивающего обучения предложит Л.В. Занков.
Развивающее обучение по системе Эльконина-Давыдова можно назвать педагогикой способностей, иными словами оно больше нацелено на формирование и развитие мыслительных способностей, чем на обучение математике и русскому языку, что свойственно традиционному обучению.
Какие есть способности, как они устроены, как их диагностировать и как с ними работать – вот проблемы, которые ставит перед собой учитель, работающий в системе развивающего обучения (см. эпиграф – «хороший учитель научит находить истину»). Каким образом дать все возрастающий объем содержания программы предмета (знания, умения, навыки) при ограниченном времени обучения – проблемы, волнующие педагога традиционной школы (см. эпиграф – «плохой учитель передает истину»).
Основными идеями развивающего обучения, которые во многом представлены в стандартах второго поколения являются:
Идея учебной деятельности. Суть идеи – преобразование «я – не умею» в «я – умею», «я – не знаю» в «я – знаю». В традиционной системе обучения ученик выполняет множество заданий, но не стремится осознать способ его эффективного выполнения. В учебной деятельности ученик стремится перенять, понять, овладеть и оттренировать новый, наиболее эффективный способ выполнения задания. Таким образом, первая задача развивающего обучения – научить детей учиться. Эта же задача сформулирована и в стандартах второго поколения (ФГОС) как метапредметные результаты учебной деятельности (регулятивные универсальные учебные действия).
Идея обучения понятиям. Идея позволяет понять, чем деятельностное содержание обучения отличается от обычного предметного учебного материала. Традиционное обучение построено так, что дети выполняют огромное число упражнений, комбинируя возможности их выполнения, причем дети забывают, путают правила. Понятийное мышление, дающее понимание сущности понятия и способа его использования, позволяет освоить большое содержание материала (предметные результаты обучения, познавательные УУД по ФГОС).
Идея формирования способностей мышления. Развитие теоретического (разумного) мышления позволяет выделять в окружающем мире существенные отношения и взаимосвязи, выражать и фиксировать их, целенаправленно формировать важнейшую интеллектуальную способность моделирования, на основе которой можно построить различные способы действий (метапредметные результаты обучения, познавательные и регулятивные УУД по ФГОС).
Идея учебной задачи. Дает возможность формирования учебной цели: на примере немногих конкретных задач выделять и осваивать универсальный способ решения всех задач данного класса какой-либо школьной дисциплины. В решении учебной задачи выделяются следующие учебные действия: преобразование ситуации для выявления всеобщего отношения (взаимосвязи), моделирование этого отношения в знаковой модели, исследование модели, выделение и построение серии конкретно-практических задач, решаемых с помощью данной модели, рефлексия, самоконтроль, самооценка.
Как видно из перечня учебных действий, современный ФГОС представляет их в форме всех трех видов планируемых результатов обучения как предметных и метапредметных, так и личностных.
Идея коллективности учебной деятельности. Во взаимодействии с учениками и со сверстниками формируется самооценка и рефлексия ребенка, присваиваются им способы действия. Ребенок еще сам не умеет решать некоторую задачу, но класс в целом справляется с ней. Понять задачу, построить модель, поставить нетривиальный вопрос - увлекательное и сложное творческое дело. Оно требует особого духа сотрудничества, взаимопонимания, чуткости к смыслам и мысли партнеров по учебной деятельности. Ему чуждо эгоистическое соперничество, зависть, нечестность, так как если духа сотрудничества не будет, конструктивная работа не получится. Занятия в классах развивающего обучения отличаются существенной особенностью. Традиционно дети смотрят на учителя, отвечают учителю, от него же ждут оценки и отметки. На занятиях развивающего обучения дети слушают друг друга, продолжают мысль друг друга, задают друг другу вопросы, выявляют способы действия друг друга (личностные результаты обучения, коммуникативные УУД по ФГОС). Это - не методическая особенность формы занятий, а существенный момент всего деятельностного обучения.
Все, о чем я писала выше, достаточно сложные методологические постулаты, которые характеризуют основные идеи развивающего обучения, их отличие от традиционной дидактики и формы воплощения идей Я.Каменского – А.Дистервега - Эльконина-Давыдова в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО). Для того, чтобы упростить вышесказанное я попытаюсь уплотнить главные педагогические цели развивающего обучения в структурно-логическую схему, сравнив их с главными целями ФГОС.
Как видно из схемы педагогические цели развивающего обучения (РО) и требования к результатам освоения основных образовательных программ сходны, хотя и не идентичны. Общим и для РО и для ФГОС является системно-деятельностный подход - фундамент образовательных стандартов второго поколения.
Пока, к сожалению, нельзя сказать, что результаты внедрения системно-деятельной педагогики и РО ошеломляют своими позитивными результатами. На мой взгляд, главной причиной этого является отсутствие учителей-профессионалов, работающих в системе РО. И это несмотря на то, что действуют отечественные и международные школы, лаборатории РО, организуются симпозиумы и семинары по внедрению деятельностной педагогики. Еще В.В.Давыдов считал подготовку кадров самым узким местом всей практики РО. Дело в том, что инновационная педагогика требует и инновационных способов обучения учителей. Чтобы учить детей учиться, общаться, сотрудничать друг с другом, моделировать, идеализировать, взрослые учителя сами должны это уметь. Они должны иметь возможность творчески, по ситуации мыслить на уроке, демонстрировать определенный стиль общения с детьми, способы установления взаимопонимания. Самое главное – они должны быть способны видеть деятельность ребенка - какими своими детскими способами он действует здесь и сейчас. И не держаться слепо за заготовленный шаблон занятия, уметь импровизировать, исходя из актуальных (часто неожиданных действий) учеников.
Моя миссия, как учителя – создание условий для раскрытия потенциала каждого ребенка. Мне всегда любопытно и интересно: какое нестандартное решение познавательных задач будет сегодня предложено ребятами? Кто сегодня удивит? Пусть мои ученики будут шумными, иногда непослушными, но всегда стремящимися к открытиям и творческому взаимодействию со мной и между собой. Мне важно помочь раскрыться каждому ребёнку, почувствовать уверенность в себе, повысить свою самооценку, многократно пережить ситуацию успеха. Грамотно созданные ситуации успеха повышают мотивацию в обучении, раскрепощают учеников, стимулируют к творческому, проблемному, гибкому мышлению. Владение учителем различными методами оценивания, умение превращать учебную задачу в личностно значимую позволяет реализовывать основные задачи ФГОС в условиях новой образовательной среды.
Учителя можно сравнить со скульптором. Но только у скульптора материалом для творчества являются глина, дерево, металл, учитель же работает с бесценным материалом – личностью ребенка. И, также как в медицине, во взаимодействии с ребятами мы должны придерживаться главного принципа – «Не навреди!». Поэтому учитель-профессионал постоянно повышает свою компетенцию, совершенствует свой индивидуальный педагогический стиль.
Компетентность – это личностный ресурс, обеспечивающий способность педагога решать профессиональные задачи и получать необходимые результаты. Профессиональная компетентность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС определяется деятельным подходом к обучению и воспитанию, где главное – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание его позитивных личностных качеств.
Обучая, учитель развивается сам, его опыт становится богаче и таким образом он становится на путь профессионального успеха. Стандарты второго поколения предлагают нам новые формы и подходы к организации образовательной деятельности, но ценности обучения и воспитания, великое наследие гуманистической педагогики – вечны. И в этой связи я бы хотела сказать о себе как об учителе то, что написал великий И.Г. Песталоцци двести лет назад: «Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи».
Векторы образовательной деятельности – здесь, направленность системы образования (обучения и воспитания школьников).
Педагогические цели – результат обучения, то, что должно быть сформировано у обучающихся.