Классный час на тему «О взаимоотношениях в коллективе» (5–8 классы)

2
0
Материал опубликован 9 April

6-А класс Тема: О взаимоотношениях в коллективе

Цели занятия: • осознание ценности коллектива в жизни человека; • понимание важности вклада каждого в позитивные, доброжелательные отношения в коллективе; • понимание различий между понятиями «травля/буллинг» и «конфликт», знакомство со способами преодоления травли/буллинга. ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ, ПРОФИЛАКТИКА БУЛЛИНГА Давайте попробуем ответить на вопросы: Что такое коллектив? Всегда ли группу людей можно назвать коллективом? Пассажиры в транспорте, зрители в кинотеатре, покупатели в магазине – коллектив? Почему?

Людей в коллектив объединяет выполнение общей задачи, достижение цели, общая совместная деятельность, общие интересы. А школьный класс попадает под эти критерии? Можно считать школьный класс коллективом? Почему? - Как вы думаете, почему людям свойственно объединяться в группы? Может ли человек прожить вне коллектива? Какие качества можно развивать только в коллективе? Формируются личностные качества: взаимоподдержка в трудных ситуациях; - сотрудничество в достижении общих целей; - обмен знаниями и опытом

Почему же так важно интересоваться и узнавать новое о ребятах в своем классе, в школе? Чем важна дружба? Почему надо помогать друг другу? Лариса Михайловна Суркова - психолог, многодетная мама, https://razgovor.edsoo.ru/video/3063/ Что бы вы теперь добавили к своим ответам, почему важно хорошо знать тех, кто будет учиться или уже учится вместе с вами в школе столько лет?

Дружный класс, дети все вместе что-то делают, обсуждают, улыбаются. 2. Класс, где дети ссорятся, конфликтуют. Перед нами два школьных коллектива, как вам кажется атмосфера в них разная? Как бы вы описали взаимоотношения в коллективе, изображённом на первой картинке?

− А как вы думаете, почему любой из нас ценит дружный, сплоченный коллектив? − Почему человек чувствует себя комфортно и безопасно в дружеской атмосфере? − Почему важно, когда в коллективе все помогают и поддерживают друг друга? − Как вы думаете, дружба и дружный коллектив зависят от случая или от нас самих? Обратите внимание на слоган Почему именно команда? В каком смысле здесь говорится о команде? Чем коллектив отличается от команды?

Команда – это люди, которые объединены ещё и общей ответственностью за результат своей деятельности! Это очень сплочённый коллектив! - А в дружном коллективе могут случаться ссоры и конфликты? К сожалению, встречаются коллективы, школьные классы, в которых постоянно кого-то обижают, дразнят, оскорбляют, толкают, бьют, портят вещи и т. д. – и такое явление имеет конкретное название «травля» или «буллинг». При этом часто в таком коллективе те, кто кого-то травит, буллит, предпочитают объяснять своё поведение такими фразами: «Мы так играем!», «Мы же шутим!», «Мы просто его не любим!» и т. д

Чем же отличаются: травля от конфликта; дружеская дразнилка от буллинга? Что делать, если столкнулся с таким явлением, как буллинг. Ситуация №1 - Как вам кажется, они «просто играют»? - По каким признакам мы можем понять - игра это или травля? В игре весело должно быть ВСЕМ! - В игру ВСЕ вступают добровольно! При травле удовольствие получают не от того, что ловко бросают и ловят предмет! Всё удовольствие – в издевательстве над человеком, в веселье по поводу его бессилия!

Мы все знаем, что издеваться, причинять боль кому-то – это плохо. - Как вы думаете, а те, кто это делают, не знают про это? ►Безусловно знают, потому и говорят: «Мы просто шутим», «Мы просто её/его не любим», «Он/она нас бесит». Они хотят верить, что они – хорошие, это тот, кого они обижают – «такой»! Сам виноват. Когда кого-то травят, всегда кажется, что на это есть причина. - Так ли это? Как вы думаете? Связана ли травля с особенностями того, кого дразнят, обижают, бьют?

Травля не связана с конкретными людьми. Травля – это плохое правило, которое завелось в коллективе. И это плохо не только для того, кого обижают. Это плохо для всех. - Как вы думаете, почему? Если в группе людей принято над кем-то издеваться, то это меняет жизнь всех людей. Потому что травить могут кого угодно и за что угодно. И никто не может чувствовать себя безопасно, все боятся, даже если делают вид, что им очень весело. А когда человек постоянно боится, ему сложно жить. И учиться сложно, и радоваться, и дружить. Те, кто является зачинщиками травли, как себя чувствуют в таком коллективе? Может быть, хотя бы им по настоящему весело и хорошо?

►Часто за действиями обидчиков стоит желание получить признание окружающих, стать лидерами! Но не находя других способов заслужить внимание и уважение, они задирают и обижают других, демонстрируя свою силу и власть. Иногда обидчик вымещает злость за собственные унижения на других. С обидчиками в классе «дружат», как правило, из-за страха, а не потому, что с ними интересно и комфортно общаться!

«Правила поведения при буллинге». ►Реакции обижаемого на действия обидчиков. - Определите, к какой из категорий они относятся. Интерактивное задание: https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/relationship-57-1/index.html?back_url=/topic/64/grade/57/

Неправильно: • спорить («Это новая кофточка, самая модная, ты просто не понимаешь»); • отвечать тем же («Ты сама одета как с базара!»); • угрожать («Я всё расскажу учительнице!», «Вы у меня получите!»); • делать вид, что не слышишь, но при этом краснеть и прятать глаза; • делать вид, что тебе смешно, если это не так, убегать и прятаться; • плакать и жаловаться; • бросаться в драку и вообще пытаться непременно всё это остановить.

Правильно: • пожать плечами («Может, и так»); • улыбнуться («Я так рад, что вам весело!»); • перевести внимание на обидчиков («Да, я знаю, что тебе нравится так говорить»); • задать встречный вопрос («Тебе хочется так думать?»); • согласиться («Да, это ты верно заметил»); • дать разрешение («Ты можешь так думать, если хочешь»). Смысл любых правильных реакций – показать, что то, что происходит – дело тех, кто обижает, и никак не касается того, кого обижают. Поначалу обидчики могут ещё больше разойтись. Но если гнуть свою линию, им быстро надоест. Потому что на самом деле им нет никакого дела ни до внешнего вида обижаемого, ни до его качеств. Им хочется получить удовольствие от обиды другого человека и от своей власти над ним. А когда нет обиды – нет и власти, и смысла продолжать травлю тоже нет.

►Иногда травля переходит все границы, и дело не ограничивается обидными словами – обидчики причиняют физическую боль, отнимают деньги, портят личные вещи, угрожают и т. п. Как вы считаете, что нужно делать в этом случае? - Помогут ли в такой ситуации правила поведения, которые мы с вами обсудили? Это уже насилие и оно запрещено законом. Следует немедленно обратиться к взрослым: учителю, родителям и попросить о помощи. От этого не становятся «ябедами». Ябедничать – это жаловаться взрослым по пустякам. А если речь идёт о насилии, оно должно быть прекращено, и помощь взрослых здесь необходима. Но бывает и так, что рядом нет взрослых, к которым можно обратиться за помощью, в этом случае выходом из ситуации может стать звонок на Детский телефон доверия – 8-800-2000-122 https://razgovor.edsoo.ru/video/3034/

- Что может сделать класс, коллектив, чтобы остановить травлю? ●сказать: «Это не круто. Это глупо. Прекратите. Я в этом не участвую»; ●подойти к тому, кого обижают, и сказать ему: «Не слушай, это они от собственной глупости», «Я с тобой. Мы что-то придумаем», «Ты ни в чём не виноват»; ●поговорить с обидчиками и сказать, что вам это не нравится, и если они не прекратят, вы расскажете взрослым; ●попросить учителя, школьного психолога помочь справиться с ситуацией в классе. Главное правило: «Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе».

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.