Статья «Игровое моделирование как средство формирования нравственных взаимоотношений в детском коллективе»

16
8
Материал опубликован 6 September 2019 в группе

Игровое моделирование как средство формирования нравственных взаимоотношений в детском коллективе

«А Саша у меня игрушки забрал», «Мы строим, а Вова ломает», «Марина, ты всегда мама и мама, а я никогда. Я только дочка» - такие жалобы играющих дошкольников педагог слышит ежедневно. Заботливый воспитатель тут же приходит на помощь, вместе с детьми принимает правильное решение. Справедливость восторжествовала. Ребенок, который только что жаловался, удовлетворен. Но через минуту от другой играющей группы мы слышим те же жалобы. Опять приходит на помощь педагог, старается объективно разобраться, учит, как надо поступать, чтобы никому не было обидно. Вот, вроде бы, никто не жалуется, значит, играют дружно. Но опыт показывает, что, если жалобы и не поступают, это не означает, что нарушений нет. Просто сейчас о них не говорят или их не замечают. Через некоторое же время ребенок опять призывает педагога на помощь. Вот и получается, что ведем мы воспитательные беседы с детьми только тогда, когда возникает в этом необходимость. Наша реакция направлена на устранение следствия – уже возникшего конфликта, а не на его предупреждение. Об этом явлении говорил А.С.Макаренко: «Вопросы воспитания всплывают обычно на поверхность только при каких-нибудь досадных происшествиях… Если же происшествий нет… о проблемах воспитания не вспоминают». Отсюда следует, что воспитывать доброжелательное общение детей в играх надо не тогда, когда разгораются споры между детьми, а заранее, как бы предотвращая возможность появления этих споров.

Известно, что некоторые дети, играя, часто делают нарушения, другие же перенимают такой опыт общения, считая его единственно возможным в достижении своих целей – получить роль, игрушку. Говорить ребенку: «Не играй с Сашей, потому что он драчун» – малоэффективно, Саша ему нравится, и он будет с ним играть. Но как же уберечь детей от негативного влияния нарушителей правил поведения, а агрессивных ребят побудить изменить свои действия? Одними увещеваниями и воспитательными беседами справедливости в отношениях детей достичь трудно. Нужно сделать нарушителей порядка активными помощниками педагога, особенно в играх, научить их соблюдать правила, видеть те нарушения, которые допускаются другими детьми, составлять на этой основе мнение о поступках сверстников и таким образом влиять сообща на поведение каждого члена группы.

Прежде всего, надо обратить внимание ребят на наиболее частые причины, по которым возникают ссоры: это ссоры из-за распределения ролей, игрушек, выбора темы игры, ее сюжета, нарушения общепринятых норм поведения в процессе игры, неумения разобраться в возникших конфликтах самостоятельно. Научить детей видеть, анализировать соблюдение и нарушение норм в игре означает научить давать адекватную оценку поступкам окружающих, а затем и своим.

В этой работе хорошо зарекомендовал себя метод игрового моделирования. Предлагая ребятам рассудить тех или иных сказочных персонажей, попавших в различные затруднительные ситуации (споры, конфликты, неумение и нежелание понять друг друга) можно научить детей оценивать поступки других, прогнозировать их возможные последствия для окружающих. Нередко ребятам самим предлагается (разбившись на пары) смоделировать ту или иную ситуацию и найти такие пути выхода из конфликта, при которых сохраняется эмоциональное благополучие обоих играющих. Суметь договориться, уступить – вот наилучший результат, к которому необходимо подвести ребят.

Вот несколько примеров наиболее часто встречающихся конфликтов между детьми, смоделированных для того, чтобы помочь ребятам сформулировать правила общения.

Распределение ролей

Ребята выбрали игру. Теперь нужно распределить роли, решить, кто кем будет на теплоходе.

- Чур, я капитан! – сказал Вова.

- Ты вчера был капитаном. Ты всегда капитан, - напомнили ему дети. Мальчики обратились к воспитателю:

- Вова всегда капитан, а больше никто не бывает!

- А вы подумайте, как поступить, чтобы никому не было обидно.

Вопросы к детям

- Правильно ли поступает Вова, если стремится быть капитаном в каждой игре?

- Какое правило можно придумать, чтобы на интересных ролях были и другие дети?

Правило. Главные роли выполнять по очереди. Пользоваться считалкой при распределении ролей, но не прибегать к ней, если выбор на главную роль повторяется. Следить, чтобы очередность не нарушалась. Предлагать другим детям привлекательные роли. Если кто-то из ребят нарушает правило, поступает несправедливо, объяснить ему, что нужно играть по очереди.

Самостоятельное решение конфликтов

Дети играли в «Путешествие на теплоходе». Во время игры из-за неисправности теплохода они были вынуждены пересесть в море на другое судно. Капитан дал команду:

- Матросам переправить пассажиров в безопасное место!

Пассажирами были куклы. Один матрос быстро собрал всех кукол. Их было так много, что они даже падали из рук.

- Я тоже должен помочь пассажирам перебраться на другое судно, - сказал второй матрос.

- Нет, я перенесу всех сам, - настаивал первый.

- Мария Ивановна, а Саша мне кукол не дает, - пожаловался второй матрос.

- Ребята, - сказала Мария Ивановна, - не надо ссориться. Подумайте, кто из вас не прав. – И, обратившись ко всем участникам игры, спросила: - Кто поможет решить спор между матросами?

Вопросы к детям

- Что можно сказать о мальчике, забравшем всех кукол?

- Как нужно было поступить обоим матросам, чтобы не ссориться в игре?

- Если ребята поссорились, как узнать, кто из них прав, а кто - нет?

Правило. Дети должны быть справедливыми в игре, соблюдать ее правила. Если произошла ссора, нужно выяснить, кто нарушил правила, и предложить ему уступить в споре, потому что он не прав.

Ситуация нарушения общепринятых норм поведения

Теплоход возвращался из дальнего плавания, и у всей команды было много работы. Капитан то и дело отдавал команды членам экипажа. Вдруг матрос Саша начал разбрасывать кубики, из которых был построен теплоход.

- Саша, нельзя ломать наш корабль, мы находимся в море, и все можем утонуть, - говорили дети.

- А мне какое дело. Хочу и ломаю, - услышали они в ответ и увидели, что теперь их товарищ отнял рацию у радиста и, смеясь, отбежал в сторону.

- Матрос, займите свое место! Подходим к берегу. Приготовьтесь бросить канат, - сказал капитан.

- Сам бросай, - послышалось в ответ.

Вопросы к детям

- Что можно сказать о поведении Саши в игре?

- Какие некрасивые поступки он совершил?

- Если бы вы играли с таким мальчиком, что бы вы ему сказали, как бы поступили?

Правило. В игре надо соблюдать все правила. Быть вежливым, доброжелательным ко всем участникам игры. Нарушителям правил поведения спокойно сделать замечание и сказать, какие нарушения допущены. Всегда относиться к окружающим так, как хочется, чтобы относились к тебе.

«Одинокий ребенок»

В групповой комнате играли дети. Миша подошел к ним и сказал:

- Возьмите и меня на теплоход.

- Нет, мы никого не принимаем, - ответили играющие.

Теплоход отплывает от пристани. Миша поспешил к другой группе:

- Можно и мне с вами?

- Нет, нас и так много, - ответили дети.

Мише одному было скучно, и он подошел еще к одной группе, где играли в настольный футбол.

- А можно занять очередь, чтобы и мне поиграть?

- Нет, - ответили ему мальчики, - в эту игру мы сами хотим поиграть.

Миша, опустив голову, медленно отошел от детей, остановился у кона и стал ждать, может кто-нибудь захочет поиграть с ним.

Вопросы к детям

- Почему Миша остался один?

- Как вы думаете, какое у него было настроение, когда ребята отказались принять его в игру?

- Правильно ли поступили дети, не приняв мальчика в игру?

- Как нужно поступать в тех случаях, когда ребята просят принять их в игру?

- Вспомните, был ли у вас такой случай, когда вас не принимали в игру. Как вы себя чувствовали при этом?

Правило. Если рядом кому-то из ребят грустно, скучно, то поговори с ним, поиграй. В следующий раз и тебе кто-то обязательно поможет.


Все обыгранное понятно, ведь в подобных ситуациях ребятам приходится бывать самим. В то же время следует стараться не затрагивать поведение конкретных ребят, которые обижали товарищей. Кроме того, такие «Уроки Доброты» дают образец для подражания положительным поступкам буквально в сегодняшней игре, ведь многие из этих проблем возникнут тут же, как только ребята начнут играть.

В игре дети упражняются, закрепляют правила, с которыми только что познакомились, наблюдают, как их выполняют другие дети. Каждый ребенок стремится соблюдать правила (кому хочется быть похожим на отрицательных персонажей?). Кому захочется играть с несправедливым товарищем? Лучше взять в партнеры для игры того, кто доброжелателен – эти качества ребята научатся оценивать. Так складываются новые игровые группы, где справедливость становится нормой отношений.

Но бывают такие, которые не хотят считаться с правилами игры, продолжают конфликты, за что каждый раз получают осуждение детей. Ребята тут же реагируют на нарушения и не хотят играть с ними. Теперь уже вся группа становится регулятором взаимоотношений.

Усваивая правила, дети часто жалуются взрослым о нарушении правил товарищами. Не надо считать это ябедничеством. Жалуясь, ребенок говорит о том, что он запомнил правило, а кто-то его нарушает. Надо внимательно относиться к таким сообщениям, используя их для бесед о поведении сверстников.


Ресурсы

Воспитание детей в игре: пособие/Сост. Бондаренко А.К., Матусик А.И. М.: Просвещение, 1983.

Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель − дети. Пособие для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., исправленное и дополненное. — М.: Просвещение, 1985.

Карпова, С.Н. Игра и нравственное развитие дошкольников/С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк. - М.: Издательство Московского университета, 1986.

Сервисы

Мурашкина Т.Г. «Педагогическое руководство играми детей»

http://pedrazvitie.ru/raboty_doshkolnoe_new/index?n=45566

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Елена Валерьевна! Спасибо! Очень актуальная и интересная тема! Метод игрового моделирования замечателен, но для данной проблемной категории детей мало эффективен. Проблему необходимо решать на более глубоком уровне. Более эффективна будет применена индивидуальная (а в последствии и групповая форма работы)психологическая помощь: терапия и коррекция детско-родительских отношений..."Фундамент личности" закладывается родителями в семье. И только комплексный подход может дать положительные плоды...

6 September 2019

Согласна с Вами, Наталья Федоровна! Только ребята у нас воспитываются без родителей, мы им и мама, и папа, и воспитатели, и специалисты. Действительно, на начальном этапе с ними по этой проблеме работает педагог-психолог. И только на заключительном этапе обучения, при учете индивидуальных возможностей детей, применяется метод игрового моделирования, основанный (непременно) на наглядности. Этот метод работает у нас в малых группах по 2-4 человека с детьми, направляемыми на ПМПК для снятия диагноза. А в общем, статья может быть полезна в работе воспитателям общеразвивающих ДОУ.

6 September 2019

Елена Валерьевна! Благодарю за уточнения! С детьми без родительской любви и внимания всегда трудно работать... Необходим профессионализм и терпение! Успехов пожелаю всем педагогам и детям! А детям особенно, так как им труднее всего...

6 September 2019

Большое спасибо, Наталья Федоровна! Да, ребятам трудно, но они очень стараются!)

6 September 2019

Спасибо, Елена Валерьевна, за полезную статью! Взяла себе в копилку!

7 September 2019

Спасибо, Елена Владимировна, за Ваше внимание!

7 September 2019

Спасибо, Елена Валерьевна!

7 September 2019

Спасибо, Ольга Валерьевна, за Ваше внимание!

7 September 2019

Похожие публикации