План-конспект занятия на тему «Объемная работа "Ёжик"» (1–2 классы)
План – конспект занятия №
Дата: . . 20 года
Группа:
Объединение:
Педагог:
Тема занятия: Объемная работа «Ёжик»
Цель: Продолжение изучения лепки животных простой формы
Задачи:
образовательная – формирование практических навыков в лепке животных простой формы;
развивающая – развитие кругозора;
воспитательная – воспитание любви, интереса и бережного отношения к родной природе.
Методы: словесные, наглядные, практические, репродуктивные
Тип занятия: комбинированное
Вид занятия: беседа, практическая работа
Форма организации: групповая с индивидуальным подходом
Оборудование, дидактический материал: альбомы, карандаши, образцы изделий, фотографии изделий, раздаточный материал, стеки, подставки, глина.
План занятия
1. Организационная часть
2. Актуализация опорных знаний
3. Теоретическая часть. Беседа
4. Физкультминутка
5. Практическая часть
6. Повторение и закрепление изученного материала
7. Подведение итогов
Ход занятия:
1.Организационная часть.
Приветствие. Проверка присутствующих, проверка готовности к работе, техники безопасности при работе с материалами и инструментами, санитарно-гигиенических норм.
Повторение пройденного материала. Повторение теоретических сведений об основных требованиях работы в кабинете лепки. Правила работы с глиной.
2. Сообщение темы и цели занятия. Введение в предлагаемый образовательный материал или информацию. Мотивация.
Знакомство с планом занятия, информация через вопросы, способствующие познавательному интересу. Мотивировать учащихся на дальнейшую учебную деятельность, проверка готовности рабочих мест учащихся. Выполнение объемного ежа.
3.Теоретическая часть. Беседа.
Беседа о разнообразии животного мира, в частности о животных живущих в лесах. Уточнение у обучающихся, знают ли они где живут ежи?
Живут колючие ежики преимущественно в лиственных и смешанных лесах. Они обустраивают свои гнезда в корнях деревьев. День проводят дома, а ночью выбираются на охоту. Ежи — ночные животные.
Исключительной и самой запоминающейся особенность ежиков — это покрытие тела иголками. Нет, брюшко и лапки, мохнатая мордочка очень даже мягкие и пушистые. А вот спинка, покрытая броней в виде острых иголок, отлично справляется со своей ролью защиты. Лапки ежика маленькие с небольшими коготками. Но это не мешает ему быстро и немного громко бегать.
У ежиков удлиненная мордочка и маленький влажный носик, и глазки-пуговки, которые к слову сказать, не отличаются хорошим зрением.
Ежи, как и медведи, практически всеядное животное, но все же преимущественно хищник. В основе меню колючего лесного жителя — насекомые, червяки, ужи, жабы, лягушки, улитки, мыши, небольшие ядовитые змейки, земляника, малина.
Осенью, ёж собирает себе мягкую подстилку из сухих листьев. Сворачивается клубочком и катится по поляне. Листья, которые наткнулись на его уголки переезжают в его норку и становятся теплой постелькой на всю зиму. Еж спит все холодное время года. А когда просыпается с теплыми лучами весеннего солнца, то уже в компании нескольких ежат.
Малыши ёжики рождаются совсем без иголок и с закрытыми глазками. Спустя пару часов на их теле начинают появляются иголочки — только мягкие и нежные. Ежиха кормит малышей молоком. Пока ежата не окрепнут, и их иголки не станут острыми и темными, они не отходят от мамы.
Изучение основных элементов лепки: шар, цилиндр, конус, на примере ежа, с отработкой более мелких деталей: глазок, мордочки, иголок, декора.
4. Физкультминутка.
Ежик топал по тропинке
И грибочек нес на спинке
Ежик топал не спеша,
Тихо листьями шурша
(Ходьба на месте.)
А навстречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгайка.
В огороде чьем – то ловко
Раздобыл косой морковку
(Прыжки на месте.)
5. Практическая часть.
Итак, мы сегодня будем лепить ежа. Вспомним как выглядит это животное. Какой формы туловище? (вытянутое, продолговатое) Какого цвета животное? (коричневое, серое) Какая мордочка у ёжика? (вытянутая) Какие еще отличительные черты? (иголки)
Поэтапное объяснение с демонстрацией лепки объемного ежа:
1. Скатать шар из глины размером с кулак;
2. Сформовать из шара короткую «морковку» - это тело и мордочка;
3. Выполнить глазки и носик из небольших шариков глины;
4. Из четырех одинаковых шариков выполнить лапки ёжику (по желанию);
5. Используя зубочистку, нанести фактурные линии (прорисовать контур мордочка, рот, иголки);
6. Декорировать по своему замыслу, добавить в работу что-то своё;
7. Обобщить работу, загладить неровности.
6. Анализ понимания нового материала.
Установить, осмыслили ли учащиеся содержание новых понятий, закономерностей в выполнении объемного ёжика, устранить обнаруженные затруднения; закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы над изделием
Закрепление нового материала.
Проведение игры «вопрос-ответ» для выявления усвоения материала и возможных пробелов в знаниях и умениях обучающихся. Обобщение изученного.
7. Подведение итогов занятия.
Проведение мини-выставки работ и анализа выполненных работ:
1) выразительность работы;
2) техника выполнения:
а) прочность работы;
б) декоративность работы;
3) индивидуальность творческого замысла.
Список используемой литературы и интернет ресурсов:
1. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М: «Педагогический поиск», 1999. – 144с.
2. Куксарт Бернадетт. Животные. Фигурная лепка из глины. 50 пошаговых схем. – М: «Эксмодетство», 2023. – 96 с.
3. Самое интересное про ежа [электронный ресурс] Поцепун Л. /Режим обращения: https://tsvetyzhizni.ru/shkatulka_sokrovisch/detskie-stixi/samoe-interesnoe-pro-ezha.html?ysclid=lrugjqeutl759487545/, свободный (Дата обращения: 26.01.24).
4. Физминутка «Ёжик» [электронный ресурс] Саранова И.Е. /Режим обращения: https://multiurok.ru/files/fizminutka-iozhik.html, свободный (Дата обращения: 26.01.24).