12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Медведникова Инга Николаевна920
Педагогический стаж работы 26 лет,высшая квалификационная категория, руководитель объединения "Плетение из бересты"
Россия, Коми респ., г.Емва
Материал размещён в группе «Дополнительное образование»

Мастер-класс «Оберег с коми пасами»

Медведникова Инга Николаевна,

Педагог дополнительного образования,

МАУДО «ДДТ» Княжпогостского район

г. Емва, Республика Коми

Цель мастер -класса: изготовить оберег с коми пасами.

Задачи:

Обучающая: познакомить с историей коми паса, обучить последовательности изготовления оберега;

Развивающая: создать условия для самореализации и стимулирования роста творческого потенциала в процессе проведения мастер класса.

Воспитательная: Воспитание бережливости, аккуратности, усидчивости, настойчивости в достижении цели, чувства уважения к родному народу и его традициям.

Ожидаемые результаты:

Предметные: узнают историю коми паса, освоят технологию изготовления оберегов;

Метапредметные: - умение управлять своей познавательной и творческой деятельностью, стремление к применению своего творческого потенциала в школьной и повседневной жизни;

осуществление поиска необходимой информации для реализации своего творческого замысла;

стремятся оказывать помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении творческих заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения.

Время мастер-класса: 22 мин

Форма: практическое занятие

Методы: словесный, наглядный, практический

Приемы: объяснение; консультация; беседа с показом практических действий.

Использование наглядности:

-образец готовых оберегов;

-карточки с обозначениями коми паса.

Инструменты и материалы:

- заготовка оберега;

-карандаш, ластик, фломастеры.


Ход мастер-класса:

1.Вступительная часть: приветствие, сообщение темы мастер-класса.

2.Теоретическая часть: «Пасы – родовые знаки коми».

3.Практическая часть: изготовление оберега с коми пасами.

4.Кульминация творческого процесса.

5.Рефлексия

п/п

Этапы мастер-класса

Деятельность педагога

Время

Деятельность

участников

1

Вступительная часть

Добрый день! Рада приветствовать вас на мастер-классе. Сегодня мы изготовим оберег с коми пасами.

От какого слова произошло слово оберег?

- Правильно, оберегать! Обереги древних славян заключают в себе глубочайший сакральный смысл. Они наделены невероятной силой, могуществом Рода, взаимосвязаны с природой, являвшейся святыней наших пращуров Амулеты брали в дорогу, применяли в повседневности, стремясь защитить себя, своих родных и жилище.

- Кто из вас знает, что такое коми пасы?

Примечание: (ПРА́ЩУР, -а, муж. (книжн.). Отдалённый предок, родоначальник. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.).

2 мин

Участники отвечают на вопросы педагога

2

Теоретическая часть: «Пасы – родовые знаки коми».

ПАСЫ – ЭТО РОДОВЫЕ ЗНАКИ КОМИ.

Пас – родовая метка. У коми-зырян принято было знать своих предков до седьмого-десятого колена.

В прошлом каждый род имел свою родовую метку – пас, которую ставили на документах вместо подписи, чертили на домах, на орудиях труда, утвари, лодках, вырезали на деревьях, отмечая таким образом границы охотничьих угодий.

Такие родовые знаки встречаются и на деревянных намогильных сооружениях.

Первая письменность для коми языка была составлена миссионером Стефаном Пермским в четырнадцатом веке. При выборе начертания букв Стефан Пермский ориентировался на традиционные коми родовые знаки — пасы.

Сейчас я вас познакомлю с некоторыми из них:

Рыба - символ достатка и богатства. Почему, как вы думаете?

Рыбья чешуя очень похожа на серебряные монеты. До сих пор у коми, есть такое поверье, если рыбью чешую собрать и хранить в мешочке, то в доме будет достаток! Причем рыба должна быть поймана в той местности, где проживают.

Берегиня - оберегает женское здоровье, благополучие семьи. Почему считается, что именно женщина бережет благополучие в семье?

Когда - то очень давно, именно женщина, должна была следить за тем, чтобы в доме не погас огонь. Огонь-это тепло, свет и приготовление пищи.

Оленьи рога-олень считается священным животным. в суровые морозы – это не только транспорт, но и одежда и еда. У наших предков считалось, что олень-это лучший подарок! Вы согласны?

Перна-имеет древнее происхождение, является защитой от нечистой силы. Символ вечности, высоких стремлений и счастья!

Шонди (солнце)-светлый оберег, защищает жизнь, оберегает от нечистой силы. В далеком прошлом считалось, что обереги должны делать только члены семьи. Как вы думаете почему?

Правильно! И сегодня мы с вами сделаем оберег для самых любимых и родных.

t1649874943aa.png

10 мин

Слушают педагога, рассматривают карточки с изображением паса, отвечают на вопросы, эмоционально погружаются в тему мастер-класса






3

Практическая часть: изготовление оберега

Перед вами на столе находятся все необходимое для изготовления оберега: заготовки оберегов, карточки с обозначениями коми пасов. карандаши, ластики и фломастеры. t1649874943ab.png

Выбирайте, оберег с каким обозначением вы будете делать.

На деревянном спиле карандашом рисуем пас и обводим его фломастером.

С обратной стороны подпишите, как называется этот коми пас и его обозначение.

Рисуйте в хорошем настроении и с любовью! Думайте о том, кому вы подарите оберег.


5 мин

Слушают алгоритм работы.

Работают под руководством педагога, задают вопросы.

4

Кульминация творческого процесса


t1649874943ac.jpg

Обереги готовы! Продемонстрируйте ваши работы.



Участники коллективно обсуждают свои работы. Все работы фотографируются.

5

Рефлексия

Сегодня вы познакомились с определением, что такое коми пас и сделали оберег с выбранным значением. Оцените свою работу.

Что такое коми пас?

Как он использовался?

Назови пасы, с которыми ты познакомился?

Спасибо большое за работу! До новых встреч!


5 мин

Участники мастер-класса отвечают на вопросы педагога, обмениваются опытом, занимаются самооценкой проделанной работы


Список использованной литературы:

Методические рекомендации «Детям о культуре народа Коми», часть 1 (творческое развитие школьников в процессе ознакомления с традиционным декоративно-прикладным искусством коми), Сыктывкар,1994;

Рудецкая М. В. Учебно – методическое издание «Коми орнамент»- Сыктывкар: ООО «Анбур», 2013;

Грибова Л.С. Декоративно-прикладное искусство народов Коми – Москва: Издательство «Наука», 1980.






Опубликовано в группе «Дополнительное образование»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.