12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ечкалова Анжелика Владимировна118
Россия, Хакасия респ., Саяногорск
2

ОБНОВЛЁННЫЙ ФГОС- 2022. ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ В МАТЕМАТИКЕ.

Муниципальные педагогические чтения

руководящих и педагогических работников образовательных организаций МО г. Саяногорск

«Практика современного образования: новые форматы для новых результатов»


ОБНОВЛЁННЫЙ ФГОС- 2022.

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ В МАТЕМАТИКЕ.


Ечкалова Анжелика Владимировна,

учитель математики МБОУ СОШ №5


В новый 2021–2022 учебный год российская школа вошла с новыми федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) начального и основного общего образования, которые вступят в силу с 1 сентября 2022-го.

Согласно, новых стандартов в школах с 1-го по 9-й класс будет обязательное преподавание финансовой грамотности. Согласно ФГОС, финансовая грамотность не будет выделятся в отдельный предмет. Например, в начальных классах элементы знаний по этой тематике будут интегрированы в такие предметы, как "Математика" и "Окружающий мир". В основной школе с пятого класса ребята начнут узнавать вопросы финансов более глубоко: им расскажут о том, как защитить накопления от мошенников, как рационально использовать средства. И все это тоже будет органично включено в несколько предметов: "Обществознание", "Информатика", "География" и другие.

Финансовая грамотность — это совокупность знаний, навыков, умений и установок в финансовой сфере и личностных характеристик, сформированность которых определяет способность и готовность человека продуктивно выполнять различные социально-экономические роли: домохозяина, инвестора, заемщика, налогоплательщика и т. д. Включает знание и понимание финансовых терминов, понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятии эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

На школьном этапе создается некоторая база финансовой грамотности: учащиеся знакомятся с различными финансовыми понятиями, явлениями и их взаимозависимостями, применяют математические знания к выполнению относительно простых финансовых расчетов.

Таким образом, школа готовит учащихся к активной жизни в условиях рынка, к новым экономическим отношениям.

Особенности включения предметного содержания в математику:


t1655293179aa.png


Комплекс заданий по направлению «финансовая грамотность» ориентирован на содействие решению мотивирующих и обучающих образовательных задач в области функциональной грамотности, в частности, на содействие развитию понимания учащимися ситуаций, требующих финансового решения, содействие освоению ими моделей разумного финансового поведения и умения применять их в ситуациях собственного выбора. В основу заданий положены ситуации социальной жизни, непосредственно касающиеся конкретного человека, а вопросы, сформулированные в контексте данных ситуаций, направлены на решение стоящих перед человеком проблем, на определение своего собственного сознательного финансово грамотного поведения.

Примеры заданий

1) Три компаньона вложили в организацию предприятия соответственно 280, 320 и 360 р. Прибыль, которую они получили, составила 2400 р. Сколько денег должен получить каждый компаньон, если прибыль распределяется пропорционально вкладу каждого?

Решение. Выясним в каком соотношении вложили деньги компаньоны: 280 : 320 : 360 = 7 : 8 : 9. Всего 7 + 8 + 9 = 24 части. Определим сколько денег приходится на одну часть: 2400 : 24 = 100 (р.) Значит первый компаньон получит 7 ∙ 100 = 700 (р.), второй компаньон получит 8 ∙ 100 = 800 (р.), третий компаньон получит 9 ∙ 100 = 900 (р.). Ответ. 700 р., 800 р., 900 р


2) Две подруги Оля и Лена отправились в магазин за покупками. В тот день в отделе «Головные уборы» проводилась акция: покупка второй шапки за 50 % от её цены. «Что выгоднее: купить шапку по низкой цене и заплатить за более дорогую вещь половину цены или наоборот?», — обсудили подруги, в результате решив воспользоваться акцией и приобрести себе шапки.

Вопрос 1 Оля выбрала шапку за 1800 р., а Лена — за 1200 р. Какую сумму должны заплатить подруги за две шапки?

Решение Проверим оба варианта: 1) 1800+1200:2=1800+600=2400 (р.) 2) 1200+1800:2=1200+900=2100 (р.) Выгоднее вариант с покупкой шапки по низкой цене и применении скидки для более дорогой шапки. Ответ. 2100 рублей.

Вопрос 2 Какая из двух акций наиболее выгодна подругам: — покупка второй шапки за 50 % цены; — скидка 25 % на все товары?

Решение. При применении первой акции девочки заплатят 2100 рублей. Узнаем, сколько они заплатят, если воспользуются второй акцией: 1) 1800:4 + 1200:4=450+300=750 (р.) – размер скидки; 2) 1800 + 1200 750 = 2250 (р.) Очевидно. что выгоднее покупка второй шапки за 50 % цены.

Вопрос 3 Какую сумму должна заплатить каждая из девочек, если у Оли есть карта магазина и на ней накоплено 200 баллов, которые можно внести в счёт оплаты за шапку? 1 балл = 1 р.

Решение. Если бы не было никаких акций, то Оля заплатила бы 1800 рублей, а Лена 1200 рублей. 1800 1200 = 3 2 . То есть Оля платит 3 части всей суммы, а Лена 2 части всей суммы. Всего пять частей. Мы знаем, что общая сумма их покупки с учётом акции составляет 2100 рублей. Значит, Лена должна заплатить 2100 ∙ 2 5 =840 (р.), а Оля должна заплатить 2100 ∙ 3 5 =1260 (р.). Но у Оли есть карта магазина, значит она заплатит 1260 – 200 = 1060 (р.) Ответ. Оля должна заплатить 1060


3) Аня и Денис ехали в метро и увидели в вагоне рекламу двух банков, которые предлагают сделать вклад. — Как кстати, — сказала Аня. — Мы с сестрой работали всё лето и сумели собрать определённую сумму денег. И я вижу, что хранить эти деньги выгодно в банке. За счёт процентов можно увеличить вложенную сумму.


t1655293179ab.png

Задание 1 На сколько рублей увеличится вложенная сумма, если Аня и её сестра откроют минимальный вклад на один год в банке «Пегас»?

Выберите один правильный ответ. 1) 1 000 рублей 2) 800 рублей 3) 10 000 рублей 4) 11 000 рублей Ответ: на 1 000 рублей.


Задание 2 — А вы хотите накопить денег на что-то конкретное? — спросил подругу Денис. — Да, — ответила Аня. — Мы планируем через год купить хороший компьютер. Это важно для дальнейшей учёбы. Выберите банк, в котором выгоднее сделать вклад Ане и её сестре. Дайте аргументированный ответ


t1655293179ac.png

t1655293179ad.png



Важны задания, связанные с процедурой объяснения и обоснования. Именно эта группа заданий увеличивается количественно с каждым новым этапом исследования PISA. Значительная часть ответов представляет собой развёрнутые, свободно сконструированные суждения.

Принципиально важным является то, что задания направлены не столько на проверку знаний и представлений финансово грамотного человека определённого возраста, сколько на развитие финансовой грамотности. Они ориентируются, прежде всего, на формирование ряда умений и стратегий поведения, от которых зависит успех в осуществлении познавательной и практической деятельности, направленной на решение задач, возникающих в финансовой жизни личности. Так, представленное в заданиях требование анализа информации в финансовом контексте предполагает умение обнаружить взаимосвязи между различными элементами финансовой информации и выделить, например, цели, понять причины и последствия того или иного финансового действия и т.д. Именно эти умения формируются в процессе выполнения различного рода заданий на анализ финансовой информации. Подобное можно сказать и о заданиях на выявление информации, оценку финансовой проблемы и применение финансовых знаний и понимания.

Выполняя те или иные задания, учащиеся знакомятся с определёнными типичными ситуациями в сфере повседневных финансовых отношений и осваивают отдельные аспекты финансовой грамотности. А это, в свою очередь, обеспечивает их готовность к столкновению с подобными ситуациями в реальной жизни. Задания предполагают осуществление «многоходовых» мыслительных операций обучающимися, так как по каждой предлагаемой ситуации выявление финансовой информации связано с анализом информации в финансовой контексте, с оценкой финансовых проблем, с применением финансовых знаний и понимания. Последовательное выполнение заданий, относящихся к определённой ситуации, обеспечивает погружение учащихся в описанную историю и способствует приобретению ими как новых знаний, так и функциональных навыков.






Список литературы:

1) https://rcokio.ru/novosti/podgotovka-k-pisa-2022-matematicheskaja-gramotnost /

2) https://events.prosv.ru/uploads/2021

3) https://iredu.ru/wp-content/uploads/2021/09


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.