Урок-игра по литературному чтению «Малые фольклорные жанры» (2 класс)
Малые фольклорные жанры. «На ярмарке». (2 класс)
Варианты проведения: среди учащихся класса или на параллели.
Организационный этап: Участвуют 5 команд по 3-4 человека. Каждая команда
должна пройти 5 этапов ярмарки. Командам предлагаются задания, которые они
должны выполнить за определённое время. Каждой команде даётся 3 попытки
для ответа. Выполнение заданий оценивается с помощью жетонов разных
цветов (красный жетон получают за выполнение заданий с первой попытки,
жёлтый жетон- со второй попытки, синий жетон- с третьей попытки). На
каждом этапе ярмарки работают коробейники (или родители, или
старшеклассники, или заранее подготовленные учителем ученики). Они будут
встречать команды у «прилавков». Участники команд заранее получают задания
выучить скороговорки, песенки-потешки, считалки, пословицы и т.д.
Продолжительность ярмарки- 40-45 минут.
Оборудование: Класс разделить на 5 секторов. В каждом секторе вывеска-
плакат с названием «прилавка» и его номером. Встречающие у «прилавков»
одеты в народные костюмы. Приготовить карточки с заданиями, коробочки для
загадок, конверты для жетонов по количеству команд.
1.Доигровой этап.
Создаются команды для участия в ярмарке.
2.Игровой этап.
- Выход коробейников.
- Ведущий знакомит с правилами ярмарки:
команды должны перемещаться по секторам в соответствии с
маршрутным листом, в котором коробейники отмечают прохождения
этапов.
по завершению ярмарки конверты с полученными жетонами и
маршрутными листами сдаются ведущему.
- Ведущий перечисляет этапы ярмарки и кратко раскрывает содержание этапов
и способ оценивания.
- Команды получают маршрутные листы: указаны названия «прилавков»,
порядок следования.
- Объявляется старт.
3. Послеигровой этап.
- Подводятся итоги игры.
За правильный ответ команда получает баллы, соответствующие «цвету»
жетонов (красный- 5 баллов, жёлтый- 4 балла, синий-3 балла). Выигрывает
команда, набравшая большее количество баллов.
- Проводится награждение участников и победителей.
Пример.
Прилавок № 4 «Загадки»
Проведение этапа.
Перед участниками стопка карточек (20-30 штук) с загадками и 5 коробочек с
названиями тем. Отвечающие поочерёдно берут карточки с загадками и
называют отгадку. Карточки кладут в соответствующие отгадкам коробочки.
Каждому отвечающему игроку команды даётся 3 попытки. Время выполнения
задания для всей команды- 3 минуты. Количество жетонов – количество
правильно отгаданных загадок.
Коробейник: Ой-люли, та-ра-ра!
Заходи-ка, детвора!
Да подумай, посмекай,
Все загадки отгадай.
-Загадки на Руси были в глубокой древности. Загадки- это и игра, и состязание,
развлечение и умение. В загадках можно узнать нравы, обычаи, быт народа.
Загадки –это и история Родины.
- На столе лежат карточки с загадками. Вам нужно как можно быстрее
разложить их в коробочки по темам: животные, овощи, домашняя утварь,
инструменты, неживая природа
Коробочка «Неживая природа»
1. Украшал ночную синь
Серебристый апельсин.
А прошла неделька только -
От него осталась долька. (Луна)
2. Золотое яблочко
По небу катится:
А улыбки-лучи
Очень горячи. (Солнце)
3. Приказало солнце: "Стой!
Семицветный мост крутой!"
Тучи скрыли солнца свет -
Рухнул мост, а щепок нет. (Радуга)
4. Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Туча)
Коробочка «Животные»
1.Не пахарь, не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник. (Лошадь)
2.Сделал дыру, вырыл нору,
Солнце сияет, а он и не знает. (Крот)
3.На овчарку он похож:
Что ни зуб — то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)
4.Я устраиваюсь ловко:
У меня с собой кладовка.
Где кладовка? За щекой!
Вот я хитренький какой! (Хомяк)
Коробочка «Овощи»
1.Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали
Не одну нашли, а десять. (картофель)
2.Лето целое старалась-
Одевалась, одевалась …
А как осень подошла,
Нам одежки отдала.
Сотню одежонок
Сложили мы в бочонок. (капуста)
3. Корешок оранжевый под землей сидит,
Кладезь витаминов он в себе хранит,
Помогает деткам здоровее стать,
Что это за овощ, можете сказать? ( морковь)
4. Над землей трава,
Под землей бордовая голова. (свёкла)
Коробочка «Инструменты»
1.На пальце одном
Ведёрко вверх дном. (Напёрсток)
2.Быстро грызёт, мелко жуёт,
Сама не глотает.
Что это, кто отгадает? (Пила)
3. У конька, у горбунка
Деревянные бока.
У него из-под копыт
Стружка белая бежит. (Рубанок)
4. Наточили острый нос,
Колотили острый нос.
Поработал острый нос —
Увезли зелёный воз. (Коса)
Коробочка «Домашняя утварь»
1. Языка нет,
А правду скажет. (Зеркало)
2. Бегал бегунок
Да шмыг в уголок. (Веник)
3. Три братца
Пошли на реку купаться,
Два купаются,
Третий на берегу валяется. (Ведра, коромысло)
4. Новая посудина —
Вся в дырках. (Сито, решето)