Обобщающий урок-игра «Природные зоны»
Обобщающий урок-игра «Природные зоны»
Цели: 1. Обучающая: обобщить знания учащихся по разделу «Природа России», проверить знания учащихся.
2. Развивающая: развивать речь детей, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы, умение работать в парах, познавательный интерес и творческую активность,
3. Воспитательная: воспитание бережного отношения к природе и окружающему миру.
Оборудование: карта, гербарий, фотографии животных, карточки с заданиями, Программное обеспечение. Диск PROCIass. Система контроля и мониторинга качества знаний. Начальная школа.
Ход урока:
Организационный момент.
Ни в одной стране мира не увидишь такого разнообразия природных зон. Почему? Наша страна так велика, что когда на севере воют вьюги и метели, на юге снимают с деревьев мандарины и апельсины. Площадь, которую занимает наша Родина, равна 17 млн. кв. м. на территории нашей страны могут поместиться почти:
2 таких гос-ва, как США
48 таких гос-в, как Германия
56 таких гос-в, как Италия
31 таких гос-в, как Франция
46 таких гос-в, как Япония
Ребята! Сегодня нам предстоит совершить необычное и увлекательное путешествие в природные зоны. Назовите и покажите по карте все природные зоны нашей страны.
Во время путешествия мы с вами увидим и услышим много интересного о природе, растительном и животном мире нашей страны.
В путешествие отправятся две команды. Давайте познакомимся с ними.
Перед тем как отправиться в путь, необходимо проверить, как команды приготовились к путешествию.
Как по солнцу определить стороны горизонта?
Как определить стороны горизонта в пасмурную погоду?
Что может заменить компас?
Как вести себя с природой, чтобы не нанести ей вред?
Итак, мы видим, что команды готовы к путешествию готовы. Сейчас каждая команда должна определить с какой природной зоны они начинают путешествие.
1 задание (узнай по описанию)
Эта безлесная заболоченная равнина на севере нашей Родины. Природа здесь сурова. Зима ветреная, холодная, с морозами ниже 50 градусов, длится 8-9 месяцев. Снега немного, поэтому земля промерзает на большую глубину.
Здесь очень длинная суровая зима. И совсем короткое лето. Но лето особенное: солнце светит и днём, и ночью. Поэтому приходится ложиться стать при ярком свете солнца. А если будешь темноты дожидаться, то придётся не спать больше двух месяцев. Люди здесь закаленные и выносливые, болеют мало.
Учитель: Правильно, это тундра. А на каком транспорте мы здесь будем путешествовать?
Ученики: На оленях.
Учитель: Устроились удобнее на оленьих упряжках и летим до первой станции. Это Ботаническая. А там для нас такое задание.
Задание 2.(Работа в парах)
Установить стрелками соответствие:
Полярная ива
Брусника ягоды
Ягель
Голубика деревья
Карликовая берёза
Морошка лишайники
Мхи
Задание 3. Определить, что это за деревья , назвать зону, в которой они растут. (Гербарий: полярная ива, карликовая берёза)
Учитель: Пора отправляться в путь. Определите по описанию в какую зону .
Вот могучий красавец дуб, белоствольная берёза, осина с дрожащими листочками, раскидистая липа. Сосна и ель растут вперемешку, и ветки их часто образуют густой навес, а внизу – подлесок из орешника и других кустов.
Учитель: Правильно, это лес. А по лесу на чем будем путешествовать?
Ученики: На лыжах.
Физминутка.
Учитель: Мы с вами прибыли на Зоологическую станцию
Вы должны отгадать загадки о животных леса и записать их рядом с загадкой. Посмотрим какая команда быстрее отгадает их.
Задание 4. Отгадайте загадки
Зимой беленький, а летом серенький.
Никого не обижает, а всех сам боится.
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Пушистый хвост – краса. Кто это?
Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в берлоге снеговой.
На овчарку он похож,
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив, пасть,
На овцу готов напасть.
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув высоко.
Всё время стучит, деревья долбит.
Но их не калечит, а только лечит.
За деревьями, кустами
Промелькнуло, будто пламя.
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара.
Назовите животных, которых узнали на фотографиях.
Учитель: Пока жюри подсчитывает очки, мы отправляемся в следующую природную зону.
Задание 5. Какая ширь, раздолье! Ни гор, ни леса. Куда ни глянь – до самого горизонта простирается гладкая равнина. А сколько цветов: и алые гвоздики, и лиловые метёлки шалфея, и маки, и много-много других.
Учитель: Правильно, это степи. А на чём по степи можно путешествовать? Чтобы хорошо разглядеть бескрайние степи я вам предлагаю полететь на самолёте.
Физминутка. Руки ставим в разлёт –
Появился самолёт.
Мах крылом туда-сюда, -
Делай раз и делай два.
Учитель: Приземляемся в аэропорту, где нас ждут следующие задания.
Задание 6. (Работа в парах)Исправить ошибки.
Ковыль, типчак, тюльпан цветут весной, пока не наступила летняя жара и в почве достаточно влаги. Красива степь от этих цветущих растений!
Тюльпаны, ирисы переносят сильную засуху, так как у них длинные корни, чтобы добывать влагу из глубины земли и узкие листья, чтобы меньше испарять влаги.
Грызунами, живущими в степной зоне, питаются степные хорьки, гадюки, ящерицы и красивые хищные птицы – степные орлы.
Учитель: Молодцы! Быстро справились с заданием. Наша страна огромна, чтобы побывать везде, нам пора в путь. Угадайте в какую природную зону мы отправляемся.
Это удивительная страна: реки без устьев, деревья без листьев, сухие дожди, не смачивающие поверхность земли. Солнце печёт немилосердно. Кругом барханы, как волны застывшего моря. По этим дорогам очень трудно ездить.
Ученики: Это пустыни.
Учитель: Ребята, а по пустыни на чём можно путешествовать?
Ученики: На верблюдах.
Физминутка:
Учитель: Мы с вами прибыли на последнюю станцию нашего путешествия. Станция называется «Угадай-ка». Вы по описанию должны угадать растения и животные пустыни.
Быстроногая антилопа в поисках травы и воды может пробежать десятки километров.
Одно из самых известных растений пустыни, её корни проникают на глубину почти 20 м, добывая влагу. Любимое лакомство верблюдов.
Это полутораметровая ящерица. Но шутки с ней плохи. Не зря её прозвали пустынным крокодилом.
У этого кустарника роль листьев играют зелёные веточки. Плоды очень лёгкие и снабжены особыми выростами.
Учитель: Подходит к концу наше путешествие. Вы увидели как огромна наша страна, как разнообразен животный и растительный мир нашей страны. Многие из них нуждаются в охране и занесены в Красную книгу. Назовите их. Пора нам возвращаться в свою родную школу. Я вам предлагаю выполнить небольшую тестовую работу. (Программное обеспечение. Диск PROCIass. Система контроля и мониторинга качества знаний. Начальная школа.)
Подведение итогов урока.