Обобщающий урок-игра «Природные зоны»

0
0
Материал опубликован 29 December 2015

Обобщающий урок-игра «Природные зоны»

Цели: 1. Обучающая: обобщить знания учащихся по разделу «Природа России», проверить знания учащихся.

2. Развивающая: развивать речь детей, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы, умение работать в парах, познавательный интерес и творческую активность,

3. Воспитательная: воспитание бережного отношения к природе и окружающему миру.

Оборудование: карта, гербарий, фотографии животных, карточки с заданиями, Программное обеспечение. Диск PROCIass. Система контроля и мониторинга качества знаний. Начальная школа.

Ход урока:

Организационный момент.

Ни в одной стране мира не увидишь такого разнообразия природных зон. Почему? Наша страна так велика, что когда на севере воют вьюги и метели, на юге снимают с деревьев мандарины и апельсины. Площадь, которую занимает наша Родина, равна 17 млн. кв. м. на территории нашей страны могут поместиться почти:

2 таких гос-ва, как США

48 таких гос-в, как Германия

56 таких гос-в, как Италия

31 таких гос-в, как Франция

46 таких гос-в, как Япония

Ребята! Сегодня нам предстоит совершить необычное и увлекательное путешествие в природные зоны. Назовите и покажите по карте все природные зоны нашей страны.

Во время путешествия мы с вами увидим и услышим много интересного о природе, растительном и животном мире нашей страны.

В путешествие отправятся две команды. Давайте познакомимся с ними.

Перед тем как отправиться в путь, необходимо проверить, как команды приготовились к путешествию.

Как по солнцу определить стороны горизонта?

Как определить стороны горизонта в пасмурную погоду?

Что может заменить компас?

Как вести себя с природой, чтобы не нанести ей вред?

Итак, мы видим, что команды готовы к путешествию готовы. Сейчас каждая команда должна определить с какой природной зоны они начинают путешествие.

1 задание (узнай по описанию)

Эта безлесная заболоченная равнина на севере нашей Родины. Природа здесь сурова. Зима ветреная, холодная, с морозами ниже 50 градусов, длится 8-9 месяцев. Снега немного, поэтому земля промерзает на большую глубину.

Здесь очень длинная суровая зима. И совсем короткое лето. Но лето особенное: солнце светит и днём, и ночью. Поэтому приходится ложиться стать при ярком свете солнца. А если будешь темноты дожидаться, то придётся не спать больше двух месяцев. Люди здесь закаленные и выносливые, болеют мало.

Учитель: Правильно, это тундра. А на каком транспорте мы здесь будем путешествовать?

Ученики: На оленях.

Учитель: Устроились удобнее на оленьих упряжках и летим до первой станции. Это Ботаническая. А там для нас такое задание.

Задание 2.(Работа в парах)

Установить стрелками соответствие:

Полярная ива

Брусника ягоды

Ягель

Голубика деревья

Карликовая берёза

Морошка лишайники

Мхи

Задание 3. Определить, что это за деревья , назвать зону, в которой они растут. (Гербарий: полярная ива, карликовая берёза)

Учитель: Пора отправляться в путь. Определите по описанию в какую зону .

Вот могучий красавец дуб, белоствольная берёза, осина с дрожащими листочками, раскидистая липа. Сосна и ель растут вперемешку, и ветки их часто образуют густой навес, а внизу – подлесок из орешника и других кустов.

Учитель: Правильно, это лес. А по лесу на чем будем путешествовать?

Ученики: На лыжах.

Физминутка.

Учитель: Мы с вами прибыли на Зоологическую станцию

Вы должны отгадать загадки о животных леса и записать их рядом с загадкой. Посмотрим какая команда быстрее отгадает их.

Задание 4. Отгадайте загадки

Зимой беленький, а летом серенький.

Никого не обижает, а всех сам боится.

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Пушистый хвост – краса. Кто это?

Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в берлоге снеговой.

На овчарку он похож,

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив, пасть,

На овцу готов напасть.

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув высоко.

Всё время стучит, деревья долбит.

Но их не калечит, а только лечит.

За деревьями, кустами

Промелькнуло, будто пламя.

Промелькнуло, пробежало,

Нет ни дыма, ни пожара.

Назовите животных, которых узнали на фотографиях.

Учитель: Пока жюри подсчитывает очки, мы отправляемся в следующую природную зону.

Задание 5. Какая ширь, раздолье! Ни гор, ни леса. Куда ни глянь – до самого горизонта простирается гладкая равнина. А сколько цветов: и алые гвоздики, и лиловые метёлки шалфея, и маки, и много-много других.

Учитель: Правильно, это степи. А на чём по степи можно путешествовать? Чтобы хорошо разглядеть бескрайние степи я вам предлагаю полететь на самолёте.

Физминутка. Руки ставим в разлёт –

Появился самолёт.

Мах крылом туда-сюда, -

Делай раз и делай два.

Учитель: Приземляемся в аэропорту, где нас ждут следующие задания.

Задание 6. (Работа в парах)Исправить ошибки.

Ковыль, типчак, тюльпан цветут весной, пока не наступила летняя жара и в почве достаточно влаги. Красива степь от этих цветущих растений!

Тюльпаны, ирисы переносят сильную засуху, так как у них длинные корни, чтобы добывать влагу из глубины земли и узкие листья, чтобы меньше испарять влаги.

Грызунами, живущими в степной зоне, питаются степные хорьки, гадюки, ящерицы и красивые хищные птицы – степные орлы.

Учитель: Молодцы! Быстро справились с заданием. Наша страна огромна, чтобы побывать везде, нам пора в путь. Угадайте в какую природную зону мы отправляемся.

Это удивительная страна: реки без устьев, деревья без листьев, сухие дожди, не смачивающие поверхность земли. Солнце печёт немилосердно. Кругом барханы, как волны застывшего моря. По этим дорогам очень трудно ездить.

Ученики: Это пустыни.

Учитель: Ребята, а по пустыни на чём можно путешествовать?

Ученики: На верблюдах.

Физминутка:

Учитель: Мы с вами прибыли на последнюю станцию нашего путешествия. Станция называется «Угадай-ка». Вы по описанию должны угадать растения и животные пустыни.

Быстроногая антилопа в поисках травы и воды может пробежать десятки километров.

Одно из самых известных растений пустыни, её корни проникают на глубину почти 20 м, добывая влагу. Любимое лакомство верблюдов.

Это полутораметровая ящерица. Но шутки с ней плохи. Не зря её прозвали пустынным крокодилом.

У этого кустарника роль листьев играют зелёные веточки. Плоды очень лёгкие и снабжены особыми выростами.

Учитель: Подходит к концу наше путешествие. Вы увидели как огромна наша страна, как разнообразен животный и растительный мир нашей страны. Многие из них нуждаются в охране и занесены в Красную книгу. Назовите их. Пора нам возвращаться в свою родную школу. Я вам предлагаю выполнить небольшую тестовую работу. (Программное обеспечение. Диск PROCIass. Система контроля и мониторинга качества знаний. Начальная школа.)

Подведение итогов урока.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.