Предварительный просмотр презентации
Обобщен опыт работы по теме: «Русская народная кукла в воспитании интереса дошкольников к этнокультуре». Воспитатель : Аганова И.Б. МКОУ «СШ№10» Г. Ефремов 2020г.
Актуальность Народная игрушка – одна из интереснейших страниц истории национальной культуры. Игрушка – это часть культуры народа. Она возникла давно вместе с человеческим обществом. Народная игрушка имеет огромное значение в воспитании дошкольника .Игрушка - одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие. Быт народа невозможен без обрядов с национальными костюмами, праздников и фольклора. Старинные куклы всегда изготавливались из различных предметов, какие находились под рукой: соломы, веточек деревьев, отрезков ткани, веревки, мха. Виды народной куклы подразделялись на обрядовые — изготавливались для участия в обрядах (земледельческих, свадебных, праздничных); куклы-обереги делались из золы, кусочков ткани, березовых веточек (главным правилом при их изготовлении было отсутствие инструментов), и игровая народная кукла.
Новизна моего опыта работы заключается в форме проведения занятий. Занятие выстроено в форме мастер-класса, что позволяет мне эффективно расходовать время. На самом деле, этот вид обучения (от мастера к воспитаннику)я считаю ,что является наиболее эффективным. Я одновременно показываю технологию изготовления и сопровождаю процесс комментариями, сообщаю теоретическую часть темы. В моем опыте работы реализуется системно- деятельностный подход через включение детей младшего школьного возраста в самостоятельную, познавательную творческую деятельность. Детям предоставляется возможность своими руками изготовить тряпичную куклу и «оживить» её в совместной сюжетно-ролевой игре
Теоретическое обоснование опыта Поэтому возникла идея – организация творческих мастерских, где дошкольники вместе с родителями смогут творить, создавать, но при этом вся работа будет направлена на позитивную социализацию, развитие личности детей дошкольного возраста, приобщение к культурному наследию народов, народным традициям, самобытности. Практический и методический материал систематизируется по разделам. Занятия (деятельность)проводятся с периодичностью два раза в месяц в форме познавательной деятельности согласно учебно-тематического плана. Часть познавательного материала по ознакомлению с разными народами вынесена в совместную деятельность с детьми (сюжетно-ролевые, дидактические игры, беседы, решение проблемных вопросов, продуктивную деятельность, музейную педагогику).
Цель опыта работы Формирование у детей 6-7 лет интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной куклы; Знакомство с народной игрушкой как средство приобщения дошкольников к истории и традициям народа. Создание своей коллекции (мини-музея) тряпичных кукол. Участники проекта: дети 6-7 лет, воспитатель, родители, музыкальный руководитель. Тип проекта: Познавательно- творческий, среднесрочный. Сроки реализации проекта: сентябрь 2020 уч.год-май 2021 уч.год Продукт проектной деятельности: мини-музей народной куклы, «В музее народной куклы в МКОУ СШ №10» Основными формами и методами организации деятельности детей являются: групповая , фронтальная ,индивидуальная форма.
Задачи опыта работы 1) Познакомить детей с историей возникновения тряпичных кукол; 2) Дать детям понятие, что в зависимости от назначения тряпичные куклы делились на группы (игровые, обрядовые, обереговые); 3) Изучить и применить на практике технологии изготовления различных видов тряпичных кукол (закрутка, скрутка); 4) Развивать мелкую моторику рук; 5) Формировать индивидуальные творческие способности детей; 6) учить умению самостоятельно подбирать цветовые решения и украшения для куклы; 7) Обогащать словарный запас, знакомить с новыми словами и их значениями (кукла-закрутка, оберег, лоскут, безликая кукла, фартук, нянюшка, рукодельница); 8) Стимулировать развитие коммуникативных навыков и дружелюбия.
Моделирование образовательного пространства в группе с использованием народной куклы. С целью обобщения и систематизации представления детей о народной тряпичной кукле, ее назначении в жизни наших предков, месте и роли в их быте, труде, мировоззрении нами были созданы в группе мини-музеи «Куклы наших мам и бабушек», «История народной куклы». Во время «путешествий» в историю народной игрушки дети получают информацию о народных календарных праздниках, традициях, о том, по какому случаю «вертели» лоскутных кукол. Стилизованный уголок «Бабушкина шкатулка» существует для сюжетных и театрализованных игр с тряпичными куклами. Проведен цикл бесед «Русский человек без родни не живет», «Веселье и труд рядом живут», нацеленных на формирование у детей представления о традиционной жизни, труде крестьян, знакомство с традициями и обычаями русского народа.
Этапы накопления и систематизации опыта: Подготовительный этап –предварительный. Постановка мотивации, цели и задач по ознакомлению с народными куклами. Мониторинг знаний детей о русских народных куклах Беседа с детьми, постановка проблемы, подбор книг о тряпичных куклах. Создание условий, необходимых для реализации проекта. Изучение сайтов и литературы, содержащей материал по теме проекта с образцами изготовления народных кукол; составление памяток, консультаций, рекомендаций;
Внедренческий этап: Комплексные занятия познавательного цикла с интеграцией образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие» «Физическое развитие», использованием ИКТ; Изготовление кукол, игрушек в свободной деятельности; Организация подвижных народных игр с воспитанниками; Изготовление с родителями дидактических игр для игрового центра Наполнение картотеки народных игр, потешек, стихотворений.
Заключительном этапе: Организация выставки детских работ . Презентация буклета «Традиционная тряпичная кукла». Открытие в группе мини-музея «Куклы из бабушкиного сундучка». Мастер класс с родителями : « Изготовление куклы Урожайницы, Масленицы, Санницы, Крупенички.»
Технология реализации опыта Диагностический инструментарий: Диагностическая методика для родителей проводится методом тест - анкетирования, с целью выяснения характерных особенностей подхода к приобщению детей в семье к этнокультуре в старшем дошкольном возрасте.В своей работе Я использовала тест – анкету для родителей,разработанную Н.В. Микляевой.Используют следующие формы проверки знаний и практических навыков ребят: конкурсы, выставки, теоретические столы «Умник и умница», домашние практические задания. Методы проверки: наблюдение; опрос. Формы подведения итогов Оценочные материалы ( Представлены таблицей) Диагностический лист «Народная кукла» Форма диагностики: тестовые задания, наблюдение, выполнение практического задания, участие в выставках и конкурсах декоративно прикладного творчества в МКОУ «СШ№10»
Блоки 1-ый Подготовительный блок . На констатирующем этапе проводила диагностическое обследование для выявления уровня компетентности родителей и ребят, методом тест - анкетирования, с целью выяснения характерных особенностей подхода к приобщению детей в семье к этнокультуре . Кроме того, в данном блоке мной проведен анализ методической и научной литературы по данной проблеме, изучение рекомендаций по рассматриваемому вопросу. 2-ой Творческий блок. Основной моей педагогической идеей стало разработка перспективного планирования на 2019-2020 учебный год. Создание авторских конспектов с подготовкой картотеки русских народных игр соответствующих НОД календарному планированию праздников. «Ручеёк» «Палочки-маталочки» «Шарики-закидушки»
3-ий Интегрированный блок. В этом блоке я использовала адаптированную дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Народная кукла». Которая помогает устранить дисбаланс для детей с ОВЗ, через декоративно-прикладное творчество. В своей работе по изготовлению кукол , я опираюсь на следующие методы: 1 Словесный так как без рассказа, беседы и использования художественного слова не возможно построить НОД. Методы в зависимости от темы, цели, типа и вида занятия .По источнику информации: словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция); наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, рисунков, схем, алгоритма работы; наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу; Эвристическим методом пользуюсь для того , что бы дать ребятам на определенном этапе самостоятельно сделать часть работы. Это очень важно при изготовлении кукол. Информационно рецептивный метод мне нужен чтобы наладить взаимосвязь с ребенком(частично показывая инструкции по изготовлению. ,выполнение упражнений или работ по инструкционным картам, схемам). Игровой метод: использование игровых методик, развивающих социальную, коммуникативную, творческую деятельность обучающихся. Репродуктивный метод для продуктивного выполнения конечного продукта, куклы, поделки итд 4-ый Аналитический блок. Аналитический отчет (самоанализ) об эффективности деятельности опыта работы по теме : «Русская народная кукла в воспитании интереса дошкольников к этнокультуре»
Аналитический самоанализ практической значимости моего опыта работы обусловлена тем, что все мои занятия направлены на развитие у ребят творческой самостоятельности, которая определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения. Эффективным для творческого развития детей является такое введение нового теоретического материала, которое вызвано требованием творческой практики. Ребята должны уметь сами сформулировать задачу, новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Занимаясь дети с удовольствием изготавливают новые и выполненные самим ребенком изделия. Каждое изделие неповторимо и для каждого ребенка свой уровень сложности, не предусматривающий сравнения «у меня «лучше» или «хуже», что позволяет каждому воспитаннику выразить себя, давая возможность почувствовать себя успешным творцом, а сами куклы составят оригинальную домашнюю коллекцию или станут необычным подарком для друзей. Свой педагогический опыт работы распространяла: 1 На городском фестивале народного творчества. 2 Среди педагогов МКОК «СШ №7», МКОК «СШ №10», в музее имени Бунина «Народного творчества.»
Вывод: Реализация данного проекта выявила положительную динамику в воспитании интереса к народной игрушке, знаниях о видах народно прикладных промыслах, развитии игровой деятельности по данному направлению у детей. Предположение о том, что процесс воспитания интереса к этнокультуре будет более успешным при соблюдении условий: использовать в педагогическом процессе Тульские народные игрушки, создать целесообразную развивающую среду, заинтересованность педагогов и родителей в изучении прошлого Тульского края.
Методическая литература 1.Н Рыжова, Л. Логинова «Мини-музей в детском саду» Линка-Пресс; Москва, 2008 г. 2. И. Лыкова «Я леплю свою игрушку» 3. Бударина, Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством [Текст] : методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Л. С. Куприна, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова / – СПб. : «Детство-Пресс», 1999. – 384 с. 4. Косарева, В. Н. Народная культура и традиции [Текст] : занятия с детьми 3 -7 лет/ 5. Е. Берстенёва, Н. Догаева «Кукольный сундучок» Традиционная народная кукла своими руками.: Москва Детская литература 6. Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост. Н. Г. Юрина. - М. : АСТ, 1998. – С. 492 7. Русские народные сказки «Василиса Прекрасная», «Крупеничка», «Десятиручка» стихи и загадки. Электронные (интернет) ресурсы: 8. Тряпичные куклы: www.rukukla.ru