Обобщение опыта по теме: «Интеграция как условие развития креативности детей на уроках музыки»

2
0
Материал опубликован 9 January в группе

Интеграция как условие развития креативности детей на уроках музыки


На мой взгляд, интеграция различных по содержанию видов деятельности, разных видов искусств, является актуальным принципом в направлении творческого развития личности ребенка. Интеграция решает проблему и дает педагогу широкие возможности для создания благоприятных условий эффективного развития личности школьника с учетом его индивидуальных особенностей.

Интегрированные уроки учат видеть мир целостным и свободно ориентироваться в нем. Решается проблема целостного восприятия действительности, а главное, на этих уроках дети соприкасаются с вечным, с самым ценным духовным опытом человечества. Данное направление является неотъемлемой частью духовного, творческого развития и воспитания личности.

Известно, что музыка – не столько предмет в школе, сколько универсальный метод обучения другим дисциплинам.

В понимании многих современных учёных интеграция рассматривается не только с точки зрения взаимосвязей знаний по предметам, но и как интегрирование технологий, методов, форм, способов деятельности и др.

Л.В. Горюнова определяет форму интегрированного урока как сюиту, состоящую из нескольких крупных частей, в которых варьируется и разрабатывается (через разные виды деятельности и постижение художественных произведений) любая тема. Исходя из того, что музыка – искусство неизобразительное, но образное и достаточно сложное для восприятия (композитор задумал одно, исполнитель добавил краски, а у слушателя может сложиться другой образ), интеграция способствует пониманию музыки и развитию креативности детей.

Проводя интегрированные уроки, считаю целесообразным отметить следующие положительные моменты:

такие уроки позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, усиливают тенденцию к синтезу знаний;

интегративные познавательные задачи помогают в короткий срок выявить интересы учащихся, что является важным моментом при обучении;

учащиеся получают более точное и образное представление об общей картине мира, природного явления и т.д., так как связывают два, или несколько предметов общей темой, общими задачами и рассматривают эту связь в жизни на конкретных примерах.

уникальным является опыт организации на базе гимназии, филармонии, где дети выступают вместе с взрослыми.

Интеграцию осуществляю в проектной деятельности по направлениям: художественные, творческие, воспитательные проекты, национально-региональный компонент, различные культурные практики.

Находясь в постоянном поиске новых форм работы, успешным для развития креативности детей оказался опыт мультимедийных проектов в виде презентаций с использованием материалов по другим предметам по темам:

-Особенности русской народной музыки.

- Творчество разных композиторов.

- Джаз.

- Развитие рок-музыки.

-Музыка разных стран

Применение мультимедийных технологий возможно как на вводном уроке при знакомстве с новым материалом, так и на уроке обобщения. Применение информационных технологий делает урок познавательным, разнообразным, а самое главное современным.

Интеграция имеет место при подготовке учащимися домашних заданий. Подготовка реферата, рисунка, подбор литературной или поэтической иллюстрации к произведению – творческие формы работы, выполняемые в основном дома. Домашнее задание – это естественный дополняющий, расширяющий, дифференцированный ракурс общения ребёнка с музыкой. Домашнее задание должно быть ТВОРЧЕСКИМ и стимулировать ребёнка к занятиям музыкой. Вот некоторые формы домашней работы по музыке:

1. Изготовление рисунков, аппликаций и иллюстраций к песням и музыкальным произведениям;

2. Ведение музыкальных тетрадей;

3. Подготовка и изготовление карточек, таблиц;

4. Сочинение и создание музыкальных загадок, ребусов и кроссвордов;

5. Поиск информации по заданной теме;

6. Задания для выполнения в семье: какую колыбельную пела мама, какая песня любима родителями, изготовление элементов национальных костюмов или блюд, сочинение частушек;

7. Изготовление поделок для родителей.

Выполнение домашнего задания – один из методов обучения, при этом такое обучение ведётся самостоятельно, без учителя как руководителя. Однако нужно помнить, что качественно заниматься дома ребёнок будет только в том случае, если учитель добился от него понимания и систематизации непосредственно на уроке.

Работы детей, например, такие, как: «Творчество Дениса Мацуева», «Органная музыка в городе Иркутске» и опыт работы по теме «Художественно-эстетическое воспитание личности на уроках музыки на основе национально-регионального компонента» представлены на городском семинаре учителей музыки.

На каждом уроке и за пределами кабинета и учебного года учитель как дирижёр, режиссёр создает с учащимися (родителями, коллегами) реальную музыку, искусство, рождённое здесь и сейчас, откровение, рождённое до нас, но открытое для возрождения в каждом из нас, искусство, способное сделать сегодняшний и завтрашний день умнее, добрее, красивее. При этом необходимо отметить следующее. Сегодня актуально использование компьютерных технологий, что позволяют оперативно, качественно, полноценно не просто иллюстрировать, а создавать условия для такого творчества, в определённой степени заменяя учителя как музыканта (в случаях звучания оркестра, хора, неосвоенных инструментов). Но только учитель способен ввести учащихся в саму атмосферу творчества, искусства.

Следует отметить, что программа по музыке не только предусматривает, но рекомендует и обязывает осуществлять разносторонние связи предмета “Музыка” с другими предметами. Такие связи направлены на полихудожественное развитие ребенка посредством выявления общего и различного в художественно-образной природе музыки, изобразительного искусства, литературы, МХК, иностранного языка и других предметов.

С целью развития креативности детей осуществляются различные виды музыкальной деятельности на уроке, их цели и задачи очень разнообразны. Урок музыки – целостное тематическое построение, подчинённое достижению поставленной цели, решению комплексных задач для раскрытия темы урока. Эта целостная картина складывается благодаря умелому сочетанию различных граней музыкального искусства, представленными различными его видами:

- вокально-хоровая работа (пение),

- слушание музыки (восприятие),

- музыкально-ритмические движения (движение под музыку),

- игра на детских музыкальных инструментах,

- музыкальная грамота и сольфеджио, а в старших классах появляются такие виды деятельности, как

- анализ музыкальных форм,

- музыкальная критика,

- различные формы исполнительства и др.

В основе любой музыкальной деятельности лежит активный слухо-двигательный процесс воспитания музыкой, предполагающий целый комплекс реакций на него. Научить любить и понимать музыку можно только при помощи самой музыки.

Несмотря на то, что мы выделяем отдельные виды деятельности на уроке музыки, всё же рассматриваем урок как целостный процесс, а формы работы на уроке, как способы общения с музыкой как видом искусства. Эти формы на уроке используются в комплексе, ведь нужно обратить внимание, что во время хорового пения идёт одновременно и процесс слушания (другие голоса, мелодию партии и т.д.). Все формы музыкальной деятельности помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры и развития креативности школьников.

Учитывая изложенное, можно сказать, что урок музыки является встречей детей с искусством, а в основе – продукт творческой деятельности человека. Творчество должно играть основополагающую роль. Оно занимает большое место, и чем разнообразнее его формы, тем ярче и заметнее будет проявление в нём конкретного ученика.

Практический опыт интеграции обогащается в процессе проведения различных конкурсов, праздников, открытых уроков по другим предметам.

Результатом таких уроков должна стать не оценка, а творческое отношение к происходящему и само творчество.

Урок музыки – один из немногих, практически единственный урок, на котором дети могут творчески проявить себя, выступить соавтором или творцом чего-то нового, оригинального, неповторимого. Только на благоприятной почве могут вырасти будущие художники и музыканты.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации