Обобщение педагогического опыта по теме «Адаптация первоклассников»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 37
поселка Балакирево Александровского района
Обобщение опыта работы по теме:
Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников в период адаптации.
Смесова Елена Александровна
учитель начальных классов
2021 год
1.Условия возникновения опыта.
Проблемы адаптации первоклассников являются очень актуальными для системы образования. Ребенок, попадая первый раз в школу, волнуется и ждет поддержки и опоры от взрослых — родителей и учителя. Главнейшая задача, которая должна быть решена в этот период — сохранение здоровья, поддержка и развитие индивидуальности ребенка. Данная проблема особенно актуальна с введением ФГОС.
Еще педагог и психолог Н.М. Аксарина, выделяя особые трудности адаптации ребенка к обучению в отдельную проблему, приводила пример с пересаженным деревом, требующим особого ухода и тщательной заботы любящего садовника.
Разрушение уже сложившихся стереотипов жизни, совершенно новая обстановка, незнакомые люди – все это причины, вызывающие стресс у первоклассника и часто приводящие к социальной и психологической дезадаптации ребенка.
Это очень напряженный период также еще и потому, что школа с первых дней ставит перед детьми целый ряд задач, новых,несвязанных с их опытом, требует полной отдачи всех интеллектуальных и физических сил.
С началом школьного обучения огромный объем нагрузок, связанных с длительной неподвижностью, сильно возрастает по сравнению с предыдущим периодом жизни ребенка. Для детей вообще, а особенно для малышей шести-семи лет, эта нагрузка является очень утомительной.
Быстрая включенность в новые социальные отношения помогает благоприятно освоить ребенку механизм ролевого поведения, дает ему возможность быстро приспосабливаться, адаптироваться к новой ситуации на протяжении всей последующей жизни.
Некоторая сложность приспособления детского организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательно учитывать все факторы, способствующие адаптации ребенка к обучению в школе или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.
Дети страдают и в психологическом плане. С поступлением в школу присущие дошкольникам открытость, любопытство, инициативность попросту подавляются.
Федеральные государственные стандарты определяют задачу сохранения и укрепления здоровья детей как одну из самых основных, приоритетных. Здоровье понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых: физическое, духовное, психическое, социальное здоровье.
Начало обучения в школе – это один из самых сложных моментов в жизни ребенка. Это не только новые условия, отношения, обязанности. От того, насколько благоприятно и безболезненно пройдет у ребенка период вступления в новую жизнь, зависит все дальнейшее его пребывание и достижения в школе.
2. Актуальность опыта.
ФГОС по-новому обращают современного учителя к организации обучения учащихся первого класса, особое внимание уделяя адаптационному периоду. Идея «здоровьесбережения» учащихся является основной в национальном проекте «Образование».
3.Ведущая педагогическая идея.
Способствование быстрому снижению уровня тревожности, сокращению срока адаптационного периода у учеников и внедрение инновационных форм и методов обучения в обозначенный период.
4.Теоретическая база педагогического опыта.
4.1.Психологи о проблеме адаптационного периода.
Выдающийся психолог С.Л. Рубинштейн указывал, что:
«…поступление в школу и начало школьного обучения, с одной стороны, сильно расширяет умственные горизонты, порождает новые интересы, дает новое содержание и направление его эмоциональной жизни; с другой стороны, с вхождением в школу изменяются и отношения ребенка с окружающими...»
Психологическая адаптация детей к условиям школы представляет собой длительный процесс усвоения новых норм и способов поведения, одобряемых или критикуемых родителями и учителями, влиянием различных социальных институтов: школы, семьи, внешкольных учреждений.
Пхологическая адаптации личности связана также еще и с возрастными кризисами. Как раз в эти периоды происходят серьёзные изменения внутри личности, когда ребенок становится уязвимым к негативным воздействиям от окружающих. Успешность психологической адаптации личности, особенно в периоды возрастных кризисов, определяется оптимальным соотношением между требованиями к субъекту, с одной стороны, и теми устойчивыми психологическими особенностями, которые сформировались у него в результате его предшествующего опыта, - с другой.
Процесс школьной адаптации «запускается» ситуацией, поэтому, следует рассмотреть, какие выполнимые требования предъявляет первоклассникам ситуация школьного обучения.
Школьное обучение вводит ребёнка в строго нормированный мир отношений и требует от него произвольности, ответственной за собственное поведение, за развитие действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности. Ситуация школьного обучения приводит свободного в своих желаниях ребёнка в состояние зависимости, от мотива «Я хочу» до мотива «Я должен».
Учёба требует от первоклассника определённых достижений, ставит его в зависимость от мнения и оценок учителя, которые отражаются на системе его отношений со сверстниками и взрослыми. Также процесс школьного обучения имеет для ребёнка стрессовый характер и ставит его перед необходимостью приспосабливаться к требованиям школы. Определение "школьная адаптация" представляет некоторые трудности, так как в психологии достаточно глубоко изучено понятие школьной дезадаптации. Эта проблема рассматривается в работах И.В. Дубровиной, Т.Ф. Кумариной, А.В. Коробейникова, Н.Г. Лускановой и других авторов. В них выделяется основная структура и показатели этого явления, изучаются причины школьной дезадаптации,предлагаются принципы диагностики и психокоррекции, предлагаются коррекционные программы.
Школьная адаптация диагностируется в отсутствии дезадаптации, а как самостоятельный феномен реже рассматривается психологами.
Проанализировав различные психологические источники, можно сделать вывод, что понятие «школьная адаптация» - комплексное явление, состоящее из двух критериев: внешнего, состоящего из взаимодействия психологических и психофизиологических особенностей ребёнка и требований школьного обучения, и внутреннего, его общее психическое благополучие.
Выделяют три структурных компонента школьной адаптации, это:
когнитивный компонент;
личностный компонент;
поведенческий компонент.
Когнитивный компонент предполагает интеллектуальный успех ребенка в обучении и выражается в хорошей успеваемости, полноте общеобразовательных сведений при системности знаний и учебных навыков.
Личностный компонент выражается в формировании позитивного отношения к школьным предметам, обучению, педагогам, достаточный уровень работоспособности , стабильности настроения, желания посещать школу.
Поведенческий компонент предполагает отсутствие часто повторяющихся нарушений его поведения в процессе обучения .Показателями этого компонента являются: выполнение ребёнком школьных норм и правил, доброжелательность и открытость по отношению к сверстникам, умение находить контакт, умение занять для себя оптимальную позицию в этих отношениях.
Школьная адаптация обусловлена также различными психологическими факторами. Очень значимым фактором школьной адаптации можно считать психологическую готовность ребёнка к обучению. В психологии теоретическая разработка этой проблемы основана на трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина и Л.И.Божович др. Психологическая готовность к школьному обучению –это достаточный уровень психического развития ребёнка для усвоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Так, Л.И. Божович выделяла несколько параметров психического развития ребёнка, существенно влияющих на успешность обучения, достаточно развитые:
Интеллектуальная сфера;
Мотивационная сфера;
Произвольная сфера
Интеллектуальная готовность ребёнка к обучению является умение обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира.
Мотивационная готовность выражается в сформированности у ребёнка познавательных интересов и мотивов учебной деятельности.
Ребёнок, готовый к школе, хочет учиться потому, что у него уже есть потребность занять новое положение в системе общественных отношений, выполнять социально значимую деятельность и потому, что у него есть познавательная потребность.Развитие мотивационной сферы показывает личностную готовность ребёнка и способствует возникновению внутренней позиции школьника.
Достаточный уровень развития произвольности, по мнению Д.Б. Эльконина:
умение выполнять задание по зрительно воспринимаемому образцу
умение выполнять заданную систему требований;
умение внимательно слушать говорящего и выполнять задания, предлагаемые в устной форме
Психологическая готовность ребёнка к школьному обучению определяет успешность его школьной адаптации.
Анализ психологической литературы позволяет нам выделить другие факторы школьной адаптации. Из внутренних психологических факторов школьной адаптации также следует выделить такие,как самооценка . Адекватный уровень способствует благоприятному вхождению ребёнка в новую ситуацию межличностного взаимодействия. Адекватная самооценка обеспечивают ребёнку психологическое благополучие, способствуют возникновению чувства удовлетворённости результатами своей деятельности.(А.А. Бодалёв, М.С. Неймарк, А.В. Петровский и др.).
Среди физиологических составляющих школьной адаптации выделяется здоровье ребёнка. Соматически ослабленные дети с трудом справляются со школьными нагрузками, имеют низкую работоспособность, высокую утомляемость. Это может вызвать нервно - психическое напряжение, что становится причиной школьной дезадаптации (Б.В. Воронков, Д.Н. Исаев, Н.М. Попова и др.) Более здоровые дети легче адаптируются к школе, чем дети со слабым здоровьем.
Большинство современных психологов и педагогов считают, что процесс школьной адаптации может вызывать трудности у всех без исключения детей (Н.И. Гуткина, Р.М. Грановская, И.В. Дубровина, В.С. Мухина, И.М. Никольская и др.). Это вызвано нагрузкой, которую испытывает психика ребёнка, его организм в связи с изменением образа жизни, значительным увеличением и усложнением требований, которым ребёнок должен соответствовать. Процесс школьной адаптации протекает у всех детей неодинаково.
Таким образом,адаптационный период составляет от 4 до 8 недель, однако, он может затянуться, а у некоторых детей психологической адаптации на первом году обучения так и не происходит.
Таким образом, обобщение исследований по этой проблеме позволяет выделить следующие психологические факторы школьной адаптации первоклассника, это:
психологическая готовность ребёнка к школьному обучению;
самопринятие, выраженное в самооценке и уровне притязаний;
социальная компетентность;
особенности межличностных отношений первоклассника.
Также,согласно исследованиям Безруких М.М. процесс адаптации можно разделить на три этапа.
Первые две-три недели получили название «физиологическая буря». В этот сложнейший период на все воздействия организм ребенка отвечает большим напряжением всех систем. Ребенок тратит огромную часть ресурсов своего организма. Это объясняет, что в конце сентября, начале октября многие первоклассники болеют.
Следующий этап – «неустойчивое приспособление». Организм ребенка начинает вырабатывать различные варианты реакций на новые условия.
3. В конце успешной адаптации наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм ребенка реагирует на перегрузки с меньшим напряжением.
4.2.Компоненты социально – психологической адаптации первоклассника.
Одним из основных критериев социально-психологической адаптации являются особенности поведения ребенка в школе: формирование адекватного поведения, установление дружеских контактов с учащимися.
По мнению Т.В. Костяк способность ребенка к конструктивному взаимодействию в новой социальной среде зависит от опыта семейных отношений, а также от восприятия школьных норм. Знакомясь с новыми формами поведения, дети начинают экспериментировать с ними, пытаясь применять их в школе и в семье. Выстраивая отношения со взрослыми и сверстниками ребенок отбирает манеры поведения, которые согласуются с имеющимся у него представлением о мире и о себе и пытается приспособить усвоенные правила.
В этом проявляется характер адаптации к школе, с одной стороны позволяющей раскрыться индивидуальности ребенка, а с другой – определяющей различные отклонения в социальном поведении.
Эффективность адаптации зависит от того, насколько адекватно ребенок воспринимает себя и свои отношения с окружающими людьми. Таким образом, основным индикатором трудности процесса социальной адаптации являются негативные изменения в поведении ребенка: это могут быть чрезмерное возбуждение, агрессивность или, заторможенность, депрессивность. Иногда возникает чувство страха, нежелание идти в школу.
Итак,основными показателями успешной адаптации ребенка к школе являются положительное отношение ребенка к школе, принятие новых школьных норм и правил, сформированность мотивации учения, хорошее эмоциональное самочувствие ребенка, формирование адекватного поведения.
Совокупность этих показателей характеризует степень адаптированности ребенка в школе, в то время как отклонения в определенной сфере свидетельствуют о нарушениях приспособления к школе или о дезадаптации.
5. Новизна опыта.
Продиктована следующими факторами:
изменениями многих ценностей в условиях модернизации образования
изменениями подходов к организации работы с учениками первого класса в адаптационный период.
6.Технология опыта.
6. 1 Цель исследования:
создание оптимальных психолого-педагогических условий, обеспечивающих успешное, благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению.
6.2. Задачи:
1. Диагностирование (выявление) особенностей каждого ученика.
2.Осуществление системы поддержки через:
• создание благоприятных психологических условий для первоклассников
• создание условий для развития коммуникативной сферы каждого ребенка
• создание санитарно - гигиенических условий.
3. Осуществление педагогической и психологической поддержки дезадаптированных детей.
4.Повышение уровня компетентности родителей через родительские собрания, анкетирования, памятки- рекомендации.
6.3. На основании изучения индивидуальных медицинских карт и бесед с родителями.
Я узнала:
чрезмерно подвижных, расторможенных (два)
леворуких детей (три)
детей с дефектами речи (два)
Самое распространенное заболевание, перенесенное до школы – ОРЗ (в среднем каждый ребенок переболел 5- 6 раз)
Заболевание уха, горла, носа (22 человека)
Заболевания кожи (дерматит – 3 человека)
Заболевания органов зрения (2 человека)
Таким образом, делаем вывод, что практически все дети имеют проблемы со здоровьем. А детям с ослабленным здоровьем, адаптация дается еще труднее.
6.4 . Проведение стартовой диагностики.
На второй неделе сентября совместно с школьным психологом провели диагностику, которая выявила уровень готовности детей к школе, а также удалось получить сведения о степени самостоятельности, уровне общительности каждого ребенка, активности
Высокий уровень развития показали 7 учеников, средний -15 учеников, низкий – 10 учеников.
6.5.Отслеживание гигиенических условий обеспечения учебного процесса.
Экологические условия.
Наша школа расположена в зеленой зоне, рядом частный сектор, вдали от проезжих дорог и промышленных предприятий, посторонний шум отсутствует.
Школьная мебель
Школьная мебель новая, соответствует современным требованиям, так как позволяет менять высоту стульев и стула в соответствии с ростом каждого ребенка.
Режим занятий выстраиваю:
• обучение проводится в первую смену, пять дней в неделю.
• расписание уроков составлено с учетом «шкалы трудности»
• используем «ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного процесса
В сентябре и октябре проводятся по 3 урока продолжительностью 35 минут. Четвертый урок заменяю экскурсиями, прогулками, развивающими играми и физическими занятиями.
Совместно с родителями создаем в классе игровой уголок .
Физкультминутки проводятся два раза за урок. Выполняю контроль за правильной посадкой.
Цветовая гамма класса.
Цвет моего класса – матово - бежевый, а цвет мебели – светлое дерево, что соответствует рекомендациям современных психологов.
Освещенность
Освещенность класса соответствует норме. Освещение включается, когда в этом есть необходимость, так как естественный свет стимулирует работу мозга ребенка.
Воздушно – тепловой режим
В кабинете всегда поддерживается температура для занятий (18 – 22°) благодаря регулярному проветриванию.
Организация питания.
Все учащиеся класса получают бесплатное горячее питание в школьной столовой после первого урока. Для снижения заболеваемости и повышения иммунитета едим чеснок .
6.6. Использование нетрадиционных форм уроков в этот период.
В адаптационный период уроки планирую так, чтобы наибольшее количество уроков прошло в виде экскурсий, прогулок, наблюдений. Например, математика - урок – экскурсия «Временные представления». На уроках технологии используем прогулку для сбора природного материала. На уроках окружающего мира узнаем хвойные и лиственные растения в природе. На уроках изобразительного искусства прогулка в парк с целью развития восприятия, эстетического любования, экскурсия в ДК п.Балакирево просмотр выставки работ учащихся. В этот период часто использую уроки в нетрадиционной форме.
6.7. Особенности организации урока
Урок – это основная форма учебной деятельности, начинается с организационного момента. В начале первого класса – это пошаговая инструкция учителя. Основная часть состоит из разных видов деятельности. Игра – обязательная часть структуры урока в первом классе.
Учение – значимая деятельность. Постепенность введения учебных требований и их соотнесенность с индивидуальным опытом ребенка – обязательное условие. Учитель на уроке – партнер с равными правами. Основная задача – создать условия, при которых дети сами откроют новые знания.
В ходе урока все открытия фиксирую на классной «доске достижений». В конце каждого урока возвращаемся к поставленной задаче: «Чему научились?»
6.8 .Правила оценочной безопасности
Контроль и оценка знаний осуществляется в данный период в соответствии с требованиями ФГОС. У всех учеников есть портфолио, которое отражает результаты, достигнутые ребенком , и дает возможность строить прогнозы на дальнейшее развитие личности ученика.
При оценке деятельности стремлюсь:
хвалить исполнителя, критиковать исполнение
не скупиться на похвалу
не ставлю перед учеником несколько задач одновременно
формула «опять ты НЕ» - верный способ выращивания ученика- неудачника
оцениваю темп работы ребенка, личностные качества, своеобразие психических процессов
6.9.Социально - психологическая адаптация
При всем многообразии проявлений в поведении детей, все они нуждаются в помощи и поддержке. Причины следующие:
- им очень трудно ориентироваться в пространстве школы
- им неизвестны правила поведения в школе
- незнакомы многие окружающие дети и взрослые
стремлюсь, чтобы каждый день приносил ребятам радость
показываю каждому ученику, что он мне интересен ( подбадриваю, внимательно выслушиваю, глажу по голове)
очень серьезно отношусь к его маленьким проблемам и принимаю его таким, каков он есть
создаем на уроках обстановку доверия.
считаю, что плохое поведение ребенка – это часто не вызов учителю, а реакция ученика на переутомление
ежедневно всех хвалю (слабоуспевающих за любые маленькие победы, сильных – за решение трудных учебных задач). На каждом уроке показываю мотивацию учения , как можно чаще говорю детям: «Какой ты молодец! Как быстро ты этому научился!», «Как хорошо у тебя получается учиться!», «Ты всему учишься очень легко!», «Я вижу, тебе нравится учиться!
Для создания психологического комфорта используем упражнения на релаксацию:
В конце урока читаю интересную книгу с продолжением (голова на парте, глаза закрыты).
Набираем в руки воображаемый песок, сжимаем пальцы, удерживаем в руках песок, высыпаем.
Энергично будто надуваем воображаемый шарик, потом он медленно и со звуком «с – с - с» начинает сдувается.
Встаем прямо, принимаем позу солдата и не двигаемся 15 секунд, затем на 15 секунд принимаем позу «тряпичной куклы».
Отдыхаем под музыку: спокойная мелодия, шум ручья, пение птиц.
Важно в этот период снизить уровень тревожности. Для этого сначала надо определить, насколько высока тревожность. Рисунок «Я очень счастлив и доволен», тревожным детям не дается легко. Используем приемы куклотерапии (пальчиковые игрушки), техники рисования путем преобразования клякс, лепку.
Главное - научить ребенка вовремя расслабляться и концентрироваться. Отношения с учениками выстраиваю следующим образом:
тревожным детям не даем негативную оценку
не спрашиваем их в начале и в конце урока
не подгоняем и не торопим
хвалю за удачи при всех, а замечания - наедине
Благополучная адаптация ребенка зависит также от системы межличностных отношений, в которые вступает первоклассник.
На начальном этапе дети еще:
дети еще не умеют сотрудничать
плохо знают друг друга, даже по именам
Поэтому самой комфортной для первоклассника является работа в парах или в группах. Формирование пар (по желанию) в начале периода адаптации очень важно, так как поддерживает положительный эмоциональный настрой в классе.
6.10.Дезадаптация
Наличие у ребенка тревоги, беспокойства, повышенной возбудимости, агрессивности – это признаки дезадаптации.
Дезадаптация – это образование негативных механизмов приспособления к школе. Природа и причины дезадаптации сложны. Корни ее в характере межличностных семейных отношениях, в развитии умственных процессов, реже в складывающихся медленно отношениях с учителем.
В сентябре мы диагностировали уровень адаптации каждого ребенка. Высокий уровень адаптации показали 21,8% первоклассников, средний –18,8%, низкий – 21,8% и частичная дезадаптация –18,8%, дезадаптация -18%.
Организацию психолого-педагогической поддержки дезадаптированных детей осуществляли совместно со школьным психологом на занятиях по внеурочной деятельности, курс «Мир твоей души». Занятия представляли собой игры, конкурсы, беседы, творческие задания. Психологом подбирались индивидуальные задания для детей с недостаточным интеллектуальным развитием, а также неспособных управлять своим поведением.
6.11.Работа с родителями
Самая первая встреча с родителями будущих первоклассников на родительском собрании в подготовительных группах наших детсадов. Мы знакомим родителей с требованиями готовности ребенка к школьному обучению. Главная цель - донести учителю до родителей, что…
«Быть готовым к школе – не значит все уметь: читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому легко научиться». (Л.Н.Венгер)
Немного позже родители получали рекомендации по летнему отдыху детей. В сентябре проводим собрание: в конце второй недели, по вопросу адаптации с презентацией, также и в конце ноября второе родительское собрание. Форма этого собрания – семейный клуб. Обязательно раздаю памятки родителям.
9. Результативность опыта.
Результаты своей деятельности я отследила в следующей диагностике:
9.1. Простудные заболевания (сентябрь-октябрь)
подготовительная группа детского сада – 28%
первый класс – 17%
Заболеваемость ОРЗ даже снизилась на 11%
9.2. Уровень адаптации я выявила, использовав анкету психолога Лускановой Н.Г.(Презентация)
Уровень адаптации | сентябрь | ноябрь |
Высокий | 21,8% | 47% |
Средний | 18,8% | 25% |
Низкий | 21,8% | 19% |
Частичная дезадаптация | 19% | 9% |
Дезадаптация | 19% | 0% |
За первые два месяца уровень адаптации изменился в положительную сторону. В нашем классе не стало дезадаптированных детей, имеет место частичная дезадаптация (3 ученика).
9.3 Тест тревожности (Р. Теммл, В.Амен, М.Дорки) помог мне тщательно отследить уровень тревожности моих учеников.
Уровень тревожности | Индекс тревожности | Количество учащихся |
Высокий | Более 50% | 5 |
Средний | От 20 до 50% | 7 |
Низкий | От 0 до 20% | 20 |
9.4. Положение ребенка в классном коллективе, его социальную адаптацию я проверила по методике «Мой класс»
Позиция рядом с учителем (принятие статуса ученика) | 25.5% |
Позиция рядом с детьми (благополучная социальная позиция) | 54% |
Позиция один вдали от всех (неблагополучная социальная позиция) | 8% |
Игровая позиция (не соответствует учебной) | 12,5% |
По результатам нашего исследования видно, что около 80% детей показали благополучную социальную позицию.
9.5.В конце учебного года я сравниваю результаты входной диагностики с результатами выполнения комплексной работы класса.
Входная диагностика (сентябрь) | Количество учащихся | Уровень достижений (комплексная работа) (апрель) | Количество учащихся |
Низкий уровень | 8 | Ниже базового уровня | нет |
Средний уровень | 16 | Базовый уровень | 6 |
Высокий уровень | 5 | Повышенный уровень | 26 |
Результаты итоговой комплексной работы показали сформированность у учащихся универсальных учебных действий, а также и метапредметных.
10.Итоги реализации проекта.
В результате проведенных мероприятий совместно с психологом школы все учащиеся класса успешно адаптировались к школьному обучению. Внутренняя позиция школьника успешно сформирована, социальная роль ученика усвоена, страхов перед школой не наблюдается.
Перспективы дальнейшего развития учеников я вижу в отслеживании индивидуальногот развития каждого ребенка и его продвижении во всех видах деятельности.
Своим опытом делюсь с коллегами на школьном методическом объединениии, выступаю на педагогических советах, делюсь с молодыми будущими педагогами, а также с педагогами, планирующими набирать первый класс.
Список используемой литературы.
1.Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка: Сб. метод. мат. для педагогов и шк. психол./ Битянова М.Р. – М.: Образоват. центр «Педагогический поиск», 1997
2.Баданина, Л. П. Адаптация первоклассника: комплексный подход // Образование в современной школе.- 2003. — № 6. — С. 37–45.
3.Батуев, А.С. Высшая нервная деятельность / Батуев А.С. – М.: Высшая школа, 1991.
4.Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу.
М.Просвещение 2000г
5.Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе? М.Просвещение 1994 г.
6.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. Кризис семи лет. М. Просвещение 2000г.
7.Данилова, Н.Н. Психофизиология / Данилова Н.Н. - М.: Аспект Пресс, 1998.
8.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии 1-4 классы.
ВАКО 2004 г.
9.Коган В.А. Школьная готовность.
Семья и школа 1999-7.
10.Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: ООО АПРЕЛЬ Пресс, 2000. – 352с.
11.Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.
М.Просвещение 1999 г.
12.Цукерман Г.А.,Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь.
М.Просвещение 2003 г.
13.Федеральный государственный стандарт начального общего
Образования
14.Школьная дезадаптация. //Школьный психолог. – 2000. – № 12.
Приложение:
1.Презентация «Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников в адаптационный период»
2.Презентация для родителей на родительское собрание « Адаптация в 1 классе»
3. Презентация для родителей «Советы родителям от психолога»
4.План-конспект родительского собрания с использованием групповой формы работы по теме «Адаптация моего ребенка»
5.Анкета для родителей