Обобщение педагогического опыта по теме «Интегрированное обучение на уроках русского языка»
Пояснительная записка к презентации
Лужбина С.В.
«Труновская ООШ»
Интегрированное обучение на уроках русского языка.
Процесс интеграции (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимосвязи и взаимодополняемости.
Интеграция предметов в современной школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих улучшению качества знаний, развитию творческих потенциалов учащихся. Интеграция не только средство достижения общих целей обучения, всестороннего развития личности школьника, но и один из необходимых факторов формирования конкретных педагогических задач, определения общепредметных систем знаний, умений.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования, наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высокообразованной, интеллектуально развитой личности. Введение интеграции предметов в систему образования позволит решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой, а именно, всестороннее развитие личности учащихся, формирование, закрепление, углубление знаний. Интегрированное обучение влияет на развитие творческого мышления учащихся, оно способствует систематизации, активизации учебно-познавательной деятельности.
Интегрированный урок – это специально-организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из различных предметов; направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы; позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса; гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.
Принципы интегрированного обучения призваны в полной мере работать на достижение главной цели интегрированного обучения – развитие мышления учащихся.
Синтезированность знаний.
Целостное, синтезированное, систематизированное восприятие изучаемых по той или иной теме вопросов способствует развитию широты мышления. Постановка проблемы, исследуемой методами интеграции, развивает целенаправленность и активность мышления.
Углублённость изучения.
Более глубокое проникновение в суть изучаемой темы способствует развитию глубины мышления.
Актуальность проблемы, или практическая значимость проблемы.
Обязательная реализация рассматриваемой проблемы в какой-то практической ситуации усиливает практическую направленность обучения, что развивает критичность мышления, способность сопоставить теорию с практикой.
Альтернативность решения.
Новые подходы к известной ситуации, нестандартные способы решения проблемы, возможность выбора решения данной проблемы способствуют развитию гибкости мышления. Сопоставление решений развивает активность, критичность, организованность мышления. За счёт стремления осуществлять разумный выбор действий, отыскивать наиболее краткий путь достижения цели развивается целенаправленность, рациональность, экономия мышления.
Доказательность решения.
Доказательность решения проблемы развивает доказательность мышления.
Интеграции предметов предполагает выполнении трех условий:
объекты исследования должны совпадать, либо быть достаточно близкими;
в интегрированных учебных предметах используются одинаковые или близкие методы исследования;
интегрируемые учебные предметы строятся на общих закономерностях, общих теоретических концепциях. Соблюдение всех трех условий допускает возможность интеграции предметов.
Межпредметные связи побуждают учителя к самообразованию, творчеству и взаимодействию с другими учителями–предметниками. Это способствует повышению педагогического мастерства и сплочению педагогического коллектива в решении единых задач обучения. Систематические межпредметные связи способствуют решению и сугубо учебных задач закрепления предметных знаний и умений учащихся в процессе их постоянного применения в обучении.
Взаимосвязи гуманитарных предметов определяются общими объектами – общество, человек – и методами их изучения. Изучение литературы в единстве с лингвистическим развитием учащихся. Взаимосвязи литературы и истории раскрывают социально-историческую обусловленность творчества того или иного писателя и способствуют образной характеристике исторических этапов в развитии общества. У истории и литературы общий объект изучения – общество и человек. Сходен и логический анализ фактов в сочетании с их эстетической оценкой. Литература вступает в тесный контакт с предметами эстетического цикла Изучение русского языка связано со всеми остальными предметами. Специфика этих связей состоит в том, что они разнокачественны и могут быть схематично выражены в таких группах:
русский язык и иностранный
русский язык и литература
русский язык – история, география, биология, математика, химия, физика
русский язык – музыка, рисование, физкультура, труд.
Содержательная сторона этих групп связей различна. В первом случае связи носят сопоставительный или генетический характер; во втором язык выступает как «первоэлемент» для изучения литературы; в третьем связи выражаются в использовании материала того или иного предмета для развития речи, для раскрытия общности естественного языка и языка науки: обогащают речь образностью, показывают интонационную общность поэтического слова и музыки, специфику словоупотребления в спорте, в трудовых процессах.
По характеру общего в содержании между предметами выделяются три вида межпредметного материала:
понятийно-терминологический;
коммуникативно-речевой;
учебно-дидактический.
Понятийно-терминологический межпредметный материал имеет место, во-первых, между предметами с относительно полным совпадением объекта изучения, во –вторых, между предметами с частичным совпадением объекта изучения.
В первом случае общее содержание контактирующих предметов держится на одинаковых понятиях, например: звук, слово, морфема, часть речи, словосочетание, предложение, буква, текст, стиль и т.д., во-втором случае – на смежных понятиях. Например:
в русском языке: звук, антоним, переносное значение слова, фразеологизм, сравнительный оборот, обратный порядок слов, а в литературе: звукопись, рифма, антитезе, олицетворение, троп, символ, устойчивое выражение, сравнение, инверсия;
в русском языке: развитие языка, устаревшие слова, новые слова, национальный язык, диалект, а в истории: развитие общества, новые явления в жизни общества, нация, народ;
в русском языке: имя числительное, количественное числительное, порядковое числительное, дробное числительное, а в математике: количество, число, дробь;
в русском языке: звук, ударный и безударный гласный, ударение, интонация, логическое ударение, а в музыке: голос, тон, речитатив, тембр;
в русском языке: звуки речи, функция языка, речь, а в анатомии: речевой аппарат, высшая нервная деятельность мозга, мышление.
Исходя из подобных связей, приведу примеры некоторых разработанных мною уроков:
Интегрированный урок русского языка и истории «Устаревшие слова» (5 класс);
Интегрированный урок русского языка и краеведения «Диалектная лексика» (5 класс);
Интегрированный урок русского языка и математики «Имя числительное» (6 класс);
Интегрированный урок русского языка и географии «Сравнительная и превосходная степень качественных имён прилагательных» (6 класс);
Интегрированные уроки русского языка, живописи, музыки при написании различного рода творческих диктантов (например, творческий диктант по картине К. Маковского «Дети, бегущие от грозы» (7 класс) и другие).
Как видим, русский язык в качестве учебного предмета вступает в непосредственные межпредметные связи со всеми остальными учебными предметами. Сами школьники без специального обучения обычно не используют на уроках русского языка межпредметный материал из других школьных предметов. Необходимо специально развивать у учащихся потребность использования на уроках русского языка одинаковых или смежных знаний, получаемых на уроках русского языка одинаковых иди смежных знаний, получаемых на уроках по другим предметам.
На уроках русского языка межпредметный материал применяется в сообщении (слове) учителя, в его беседе с учащимися, в устных и письменных ответах школьников, при выполнении упражнений. Выбор способов использования межпредметного материала зависит, во-первых, от его вида, во-вторых, от специфики изучаемого материала и особенностей формируемых умений, в-третьих, от специфики контактирующих учебных дисциплин (изучающих язык или его отдельные стороны или не изучающих его).
Наиболее распространенной является интеграция русского языка с литературой, с биологией, изобразительным искусством, музыкой. А также эти связи могут переплетаться еще теснее, где интегрируются не два предмета, а три и даже больше. Такие уроки способствуют глубокому «проникновению учащихся в слово», помогают формированию грамотной устной и письменной речи учащихся, ее развитию и обогащению, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
Кроме того, интегрированные уроки формируют убеждение учащихся, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с предлагаемыми в учебнике. Они расширяют кругозор учащихся, способствуют развитию творческих способностей учеников, помогают более глубокому осознанию и усвоению программного материала, приобщают школьников к научно-исследовательской деятельности.
Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счет переключения с одного вида деятельности на другой.
В свою очередь к учителю предъявляется очень много требований. Интегрированный урок требует от учителя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма. Разрабатывая такой урок, я учитываю:
цель урока (это может быть необходимость сокращения сроков изучения темы, ликвидация пробелов в знаниях учащихся и т.п.);
подбор объектов т.е. источников информации, которые бы отвечали целям урока;
определение системообразующего фактора, т.е. нахождение основания для объединения разнопредметной информации;
создание новой структуры курса, т.е. изменение функционального назначения знаний;
переработка содержания (разрушение старых форм, создания новых связей между отдельными элементами системы).
Таким образом, главной особенностью интегрированного урока является то, что такой урок строится на основе какого-то одного предмета, который является главным. Остальные, интегрируемые с ним предметы, помогают шире изучить его связи, процессы, глубже понять сущность изучаемого предмета, понять связи с реальной жизнью и возможность применения полученных знаний на практике.
Здесь будет файл: /data/edu/files/b1449056175.ppt (Интегрированное обучение на уроках русского языка)