Выступление «Адаптация первоклассников»

3
0
Материал опубликован 9 October 2017 в группе

МОУ Юровская СОШ


 


 


 


 

Адаптация

первоклассников


 

(выступление на ШМО учителей начальных классов)


 


 


 


 

Учитель: Н.М. Мартынова.

 


 

 

 

2015- 2016 учебный год

 

Адаптация детей к школе.

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. 99% детей идут в школу с большим желанием и удовольствием, но половина из них теряет интерес к учёбе уже к концу 1 класса. Это статистика! Переход в разряд школьников для детей – весьма трудное испытание. Резко меняется уклад жизни. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Приспособление (или адаптация) ребёнка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по настоящему. Это довольно длительный процесс. Оптимальное время для адаптации детей к школе 1,5 – 2 месяца. Но некоторые дети проходят этот сложный период дольше – 3-4 месяца, а то и даже весь учебный год.

Характеристика детей, поступивших в 1 класс

Обучение проходит по УМК «Школа Росии»

В 1 –а классе 15человек: 7мальчиков и 8 девочек.

Год

рождения

Посеща-ли детский сад

Не посеща-ли детский сад

Уровень подготов-ленности к школе

Не чита-ющие

Чита-ющие

Пред-

школь-ная подго-

товка

2007 год

2008 год

2009 год

12чел

3 чел

(Ф.И.учащихся)

высокий

выше среднего

средний

низкии

8

7

8

1 чел.

12чел

2 чел

3

4

5

3

Психологическая готовность к школе

Подготовленные дети к школе – это дети, для которых школьная действительность уже с первых дней собственно учебная. Предшкольная подготовка детей показала хорошие результаты. : 5 человек из класса ходили на подготовительные курсы в КДЦ «Юрцово» (Ф.И. учащихся) , 2 человека занимались индивидуально с педагогами (Ф.И. учащихся), 1 человек занимался с логопедом (Ф.И. ученика). Эти дети отличаются от других детей: многие читают по слогам, некоторые и целыми словами; у них хорошо развита речь, умеют отвечать полными ответами; они более усидчивы на уроке ( кроме Ф.И. ученика); они правильно держат ручку; могут печатать буквы; быстро осваивают элементы написания букв.

Общие сведения о здоровье учащихся

Из 15 человек имеют 1 группу здоровья: 6 чел

2 группу здоровья: 4 чел

3 группу здоровья: 4 чел

4 группу здоровья: 1 чел

По физкультурным группам дети распределились следующим образом:

основная физкультурная группа – 11 человек .

спец группа «Б» - 1 чел.

Социальный паспорт класса

п/п

Статус семьи

Количество детей

1

Полная семья

8

2

Неполная семья

7

3

Проживают с мамой

7

4

Многодетная семья

2

5

Неблагополучная семья

1 (Ф.И. ученика)

6

Дети- инвалиды

1 (Ф.И. ученика.)

Бесплатное питание получают 2 человека из многодетных семей: (Ф.И. учеников)

Организация режима школьной жизни первоклассников.

Первоклассники обучаются в первую смену с 8.15, пять дней в неделю с максимальной учебной нагрузкой в 21 час. Согласно требованиям СанПиН,  в целях облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы  учебная нагрузка на первоклассников увеличивается постепенно. В сентябре-октябре проводится по 3 урока по 35 минут каждый. С ноября по декабрь в первых классах проводится по 4 урока ежедневно по 35 минут каждый. На каждом уроке в классе проводится по две физкультминутки.
Также  в  оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к школьной жизни составлено
расписание уроков с учётом того, что умственная работоспособность детей в разные дни недели неодинакова. Наибольший объём учебной нагрузки приходится на вторник и среду. В эти дни в расписание включены наиболее трудные предметы. Понедельник и пятница – облегчённые дни в связи с низкой работоспособностью первоклассников.

После учебных занятий  ученики получают горячий обед, соблюдается и питьевой режим.

На уроках использую ИКТ. Учитывая возрастные особенности детей, вовлекаю своих воспитанников в различные формы работы:

коллективные;  групповые,  парные; индивидуальные.

На этапе введения стандартов очень актуальной является задача диагностики. Я начала оформлять «Листы достижений» учащихся.

В сентябре мною была проведена педагогическая диагностика работоспособности и готовности детей к учебной деятельности с целью выявления стартовых возможностей первоклассников.

1. В классе было выявлено 2 человека (13%) с нарушениями звукопроизношения т.е. дефектами речи (Ф.И. учеников). Родителям было рекомендовано обратиться к специалистам (логопед). Эти дети из многодетных семей, к рекомендациям моим они не прислушались.

2. Уровень развития устной речи :

Высокий уровень - имеет 7 учеников (47 %) (Ф.И. учеников)

Средний уровень – 5 учеников (33%),,

Низкий уровень – 3 ученика (20%), ( Ф.И. учеников)

3.Ориентирование в окружающем пространстве:

Дети ответили на 20 вопросов. Результат получился следующим:

Высокий уровень развития 3 ч (20%) (Ф.И. учеников)

Средний уровень-10 чел (67%)

Низкий уровень -2 чел(13%)

- не все дети полностью называют своё ФИО и ФИО родителей,

- 3 человека не знают сколько им лет,

- некоторые дети называют свой адрес так: д.2 кв.4 (не называют название посёлка и улицы)

- 5 человек не знают дни недели, 4 человека не знают название времён год

- На вопрос «Хочешь ли ты учиться в школе» все дети дали положительный ответ

- На вопрос «Какие профессии ты знаешь?» - 5 человек не смогли ответить.

4.Знание букв, умение читать : 7 человек умели читать, 2 человека не знали ни 1 буквы(Ф.И. учеников), 6 человек называли некоторые буквы.

5. Проверка математических знаний показала следующие результаты:

А) Не знали цифры от 1 д о 10 – 4 человека (27%) ( Ф.И. учеников)

Б) Не умели считать до 10 и обратно - 3 человека (20%) (Ф.И. учеников)

В) Не все дети знают такие геометрические фигуры как овал и ромб.

Г) Решают свободно примеры в пределах 10 - 2 человека(13 %) (Ф.И. учеников)

Д) Плохо ориентируются в пространственных понятиях – 7 человек(47 %)

В целом получились следующие результаты:

Высокий – 3чел. (20%) - (Ф.И. учеников)

Выше среднего: 4 чел(27%) – (Ф.И. учеников)

Средний - 5чел.(33%) - (Ф.И. учеников)

Ниже среднего - 3 чел( 20%). (Ф.И. учеников)

В октябре(6.10) я провела родительское собрание на тему «Адаптация первоклассника», на котором раздала памятки для родителей, связанные с адаптацией первоклассников. В конце собрания провела с ними анкету. Вопросы были следующими

Анкета для родителей первоклассников

1. Охотно ли идёт ребёнок в школу?

2 Приспособился ли он к школьному режиму?

3. Переживает ли по поводу своих успехов и и неудач?

4.Часто ли ребёнок делится с Вами школьными впечатлениями?

5.Каков характер этих впечатлений?

6.Нуждается ли ваш ребёнок в Вашей помощи при выполнении каких - то заданий?

Итоги анкетирования показали:

1.В школу дети ходят охотно

2.Родители считают, что в целом дети приспособились к школьному режиму.

3.Дети переживают по поводу каких- то школьных неудач.

4.Дети делятся своими школьными впечатлениями с родителями

5.Характер этих впечатлений в основном положительный.

6.При выполнении различных школьных заданий дети нуждаются в помощи родителей.

Итак, подведу итог. Адаптация закончилась в основном у тех детей, которые посещали дошкольные учреждения и преддошкольную подготовку. Это(Ф.И. учеников). Эти дети понимают, что от них требует учитель, они дисциплинированы, соблюдают правила поведения как на уроках, так и на переменах, положительно реагируют на замечания и стараются их исправить.

Часть детей в классе близка к завершению адаптации. Это(Ф.И. учеников). Эти дети старательны и дисциплинированы на уроке, но есть некоторые моменты, мешающие им перейти данный рубеж. Они (кроме Ф.И. ученика) очень стеснительны, медлительны и немного боязливы, а (Ф.И. ученика) ещё и плаксив. Они не чувствуют уверенности в себе, но стоит их подбодрить, похвалить, и эти дети на глазах преображаются. (Ф.И. ученика) на уроках поменялся в лучшую сторону, но на перемене он трудноуправляем.

И, конечно, остались дети у которых адаптация проходит очень медленно. Это (Ф.И. учеников). Двое из них (Ф.И. учеников) не ходили в садик. Иногда мне кажется, что они даже не понимают, что хочет от них учитель. На уроках они не внимательны, задание приходится повторять не 1 раз. (Ф.И. ученика) не ориентируется в рабочей строке, его буквы вылезают за строчку при письме. Им трудно высидеть положенное время на уроке, им хочется отвечать без поднятой руки, часто отвлекаются. Им трудно понять нормы поведения на уроке, на перемене, в столовой. Они просят прощения за свои провинности и туже забывают об этом. Учебная деятельность у детей развита слабо, низкий словарный запас, они быстро утомляются на уроке.

Мне, как учителю, предстоит ещё большая работа в оказании педагогической помощи детям, у которых адаптация ещё не закончилась. Для этой цели я, несомненно, привлекаю и родителей данных учащихся.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.