Аналитическая записка «Адаптация первоклассников»
Адаптация первоклассников
Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только новые условия жизни и деятельности маленького человека - это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. В данный период ребёнок вступает в новые социальные контакты, связанные со школьной деятельностью. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит пред учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Главными задачами начального периода обучения являются:
- создание для адаптации ребёнка к школе благоприятных условий, обеспечивающих его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание;
- сохранность здоровья первоклассника, повышение мотивации обучения.
Поэтому моя деятельность направлена на создание психолого-педагогических условий, которые обеспечивают благоприятное течение приспособления первоклассников к обучению:
- организация режима школьной жизни первоклассника;
-организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период;
- организация внеурочной деятельности первоклассников;
- изучение социально-психологической адаптации детей к школе.
В классе 7 обучающихся: 3 девочки и 4 мальчика. Из приступивших к обучению первоклассников 4 ученика посещали ДОУ, 3 ученика имеют домашнее воспитание, поэтому разный уровень интеллектуального, речевого, нравственно-волевого развития первоклассников.
Для лучшей адаптации детей в 1-м классе введён ступенчатый режим занятий с постепенным увеличением нагрузки. Согласно СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в первом классе в I четверти продолжительность урока составляет 35 минут. Четвёртые уроки проводятся в нетрадиционной форме: целевые прогулки и экскурсии, игры, уроки-путешествия, уроки-сказки. Для снятия статического напряжения обучающихся на уроках двукратно провожу физкультминутки (музыкальные): через 10-15 и 20-25 минут от начала урока. Домашние задания в первом классе не задаются.
При обучении в адаптационный период фиксирую внимание на положительных проявлениях обучающихся, предоставляю возможность работать в присущем для них темпе, постепенно увеличивая объём работы на уроке, уделяю внимание на развитие самостоятельности и активности на уроке, поощряю любые проявления инициативы, активности и успешности учащихся, используются творческие учебные задания.
В этот период формирую и эмоционально-положительное отношение к совместной учебной деятельности, желание участвовать в ней, умение участвовать в деловых отношениях на уроке, умение адекватно реагировать на обращения учителя, одноклассников.
Но в классе есть дети, которые нуждаются в психологической помощи. У них наблюдается несформированность школьно-значимых функций: быстрое утомление, трудности в организации своей деятельности без внешнего контроля; наблюдается рассеянность внимания, не умение слушать и слышать учителя и одноклассников (Ф.И. учеников). Два ученика имеют дефекты речи и нуждаются в логопедической помощи (Ф.И. учеников). Плохо развита мелкая моторика пальцев (Ф.И. учеников)
Очень важно для обучения в период адаптации научить детей организовывать рабочее место (достать учебник, разложить кассу букв, цифр, расположить на парте правильно и удобно тетрадь и т.п.). Здесь требуется длительная работа, в основе которой лежит пошаговая инструкция учителя, подробно объясняющая, что и как делать (используется прием проговаривания последовательности действий).
Структура уроков дробная: каждые 10 минут предусматриваю переключение видов деятельности, учитываю преобладание у детей данного возраста наглядно-образного и действенно-образного мышления. На уроках создаю игровые ситуации, что способствует активации детей, более успешному обучению, формированию логического мышления. В образовательном процессе использую информационно-коммуникационные технологии.
В течение урока согласно требований ФГОС веду работу по формированию у обучающихся УУД: регулятивных (умений планировать деятельность, работать по образцу, по алгоритму, адекватная самооценка): коммуникативных (умение слышать и слушать собеседника, развитие монологической и диалоговой речи, умений взаимодействия, учебного сотрудничества); познавательных (формирование умений анализа, синтеза, сравнения, обобщения, доказательства); наблюдается формирование знаково-символических действий (моделирование).
В 1 классе безотметочное оценивание. Оценочная деятельность направлена на то, чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность первоклассников. Каждый ученик имеет листы индивидуальных достижений, портфолио.
Внеурочная деятельность первоклассников организуется в соответствии с интересами и желаниями детей и их родителей. Для составления расписания занятий внеурочной деятельности были учтены все направления, предложенные учебным планом.
Для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности первоклассников была проведена анкета по оценке уровня школьной мотивации (Н. Лусканова). Анализируя сумму баллов, можно сделать вывод об уровне мотивации:
- 3 ученика - высокий уровень учебной мотивации, учебной активности. Дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые требования. Они чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, очень переживают, если что-то у них не получается.
- 2 ученика - хорошая школьная мотивация. Такие обучающиеся успешно справляются с учебной деятельностью. При ответах на вопросы они проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
- 2 ученика - положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
Выводы:
В школе созданы условия, благоприятно влияющие на учебно-воспитательный процесс в первом классе, следовательно, адаптационный период проходит нормально.
Для преодоления трудностей адаптации к школьной жизни, к обучению продолжить работу:
- по повышению уровня психологической готовности к обучению, прежде всего уровня учебной мотивации, уровня коммуникативных навыков, созданию ситуаций успеха;
- по развитию способностей ребёнка к взаимодействию с другими детьми, учителем;
- по развитию устной речи, фонематического слуха;
- по укреплению здоровья школьников;
-продолжить работу по повышению уровня организованности и дисциплинированности обучающихся.