12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Разова Е.Г.540
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск
1

Статья «Методические рекомендации по обобщению и систематизации педагогического опыта»

Разова Елена Георгиевна,

преподаватель МБУДО ГШИ №29,

город Новосибирск

Методические рекомендации

по обобщению и систематизации педагогического опыта.

Есть ли кто - нибудь настолько мудрый, чтобы учиться на опыте других?”

Ф.Вольтер

«Следует помнить, что из опыта мы должны извлечь только мудрость, содержащуюся в нем, - и не больше»

М.Твен

Проблематика, связанная с накоплением и трансляцией передового педагогического опыта (ППО) имеет достаточно глубокие исторические корни. В процессе своего становления и развития передовой педагогический опыт оказывался как на пике интереса педагогического сообщества, так и отходил на второй план в отдельные исторические периоды. В определенной степени, в связи со стремительным развитием педагогической науки и практики, расширением возможностей образовательных учреждений (кадровых, методических, материально-технических), в процессе которых возникают новые требования к педагогической деятельности, можно говорить о некоторой исторической ограниченности передового педагогического опыта. Вместе с тем в передовом опыте заключены и не утрачивающие своего значения компоненты, которые питают и пополняют педагогическую науку и практику.

Интенсивные изменения и преобразования отечественной образовательной системы в начале XXI века вызвали всплеск интереса к проблематике передового педагогического опыта – его выявления, описания, обобщения и распространения.

Но богатый педагогический опыт, накопленный современными образовательными учреждениями разных типов и видов, который должен быть реализован в педагогической практике, часто остается мало востребованным. Это вызвано целым рядом причин, к которым можно отнести низкий уровень мотивации педагогов в изучении и применении передового педагогического опыта, отсутствие навыков и умений в его отборе и анализе. В современной практике работы с педагогическим опытом в образовательных учреждениях выделяются следующие проблемные точки:

- неопределенность представлений о типах педагогического опыта, механизмах его технологизации;

- фактическое отсутствие в образовательных учреждениях специальных методических служб, осуществляющих квалифицированное сопровождение процесса работы педагогов с собственным педагогическим опытом;

- невостребованность выявленного и оформленного передового педагогического опыта как внутри образовательных учреждений, так и за их пределами;

- отсутствие реальной заинтересованности педагогов в оформлении собственного педагогического опыта.

Противоречия между потенциалом накопленного педагогического опыта и реальными затруднениями педагогов в плане его обобщения и описания свидетельствуют об актуальности и востребованности проблемы систематизации передового педагогического опыта.

Данная работа представляет собой методические рекомендации педагогам по обобщению и систематизации педагогического опыта. Методические рекомендации раскрывают содержательную сторону основных этапов работы по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта, практические рекомендации по его описанию.

Передовой педагогический опыт - это исторически обусловленная категория. Его нельзя рассматривать в отрыве от социальных процессов, происходящих в обществе. Для каждого исторического периода понятие «передовой педагогический опыт» имеет вполне определенный конкретный смысл. Именно поэтому для успешного решения задач, связанных с выявлением, изучением и обобщением, с использованием достижений педагогической науки в массовой практике, необходимо определить, что следует понимать под передовым педагогическим опытом, каковы его критерии, какие стороны следует отразить в его описании.

Теоретической базой исследований, связанных с передовым педагогическим опытом являются труды таких российских ученых, как Ю.К. Бабанский, Я.С. Турбовский В.И. Загвязинский, Ф.Ш. Терегулов.

Несмотря на значительную теоретическую разработку данной тематики, у исследователей нет единой точки зрения на определение и понимание передового педагогического опыта. По мнению Я.С. Турбовского, понятие «передовой педагогический опыт» насчитывает до 40 определений. Так, Я.С. Турбовский трактует передовой педагогический опыт, как итог личного, локального эксперимента педагога, воспитателя, руководителя [11]. Г.М. Коджаспирова отмечает, что «передовой опыт характеризуется тем, что педагог получает лучшие результаты за счет усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса»[8]. В.И. Загвязинский [5] рассматривает передовой опыт как опыт, реализующий прогрессивные тенденции развития воспитания и социальной помощи, опирающийся на научные достижения, создающий нечто новое в содержании, средствах, способах социально-педагогического процесса и в силу этого позволяющий достигать оптимально возможных в конкретных условиях и ситуациях результатов.

Таким образом, одним из главных качеств передового опыта исследователи выделяют высокую результативность, как наиболее объективный фактор. Результативность подразумевает уменьшение затраченного времени при одновременном увеличении объема полученных результатов.

Кроме высокой результативности и эффективности педагогической деятельности к критериям передового педагогического опыта относят актуальность, научную обоснованность, новизну, воспроизводимость, репрезентативность и стабильность результатов.

В качестве опыта могут выступать как целостная система работы, так и отдельные компоненты деятельности педагога. Например, это могут быть алгоритмы учебных действий по предмету; технология урока или элементы технологии; авторская программа; система методических приемов; эффективные средства обучения; реализация определенных принципов обучения; эффективная система оценки знаний.

Работа с передовым педагогическим опытом может проводиться на разных уровнях: на уровне педагога, методического объединения, творческой группы, администрации учреждения.

При исследовании педагогического опыта используются различные методы его изучения - наблюдение, беседа, опрос (в форме анкетирования, интервью), диагностику, самооценку, анализ педагогической документации, в том числе учебно-методических, дидактических материалов, продуктов деятельности учащихся – письменных, творческих, контрольных работ, рисунков и т. д. При этом для каждого этапа работы с педагогическом опытом характерно использование комплекса методов и их адаптация под особенности образовательного учреждения.

В целом, исследователи выделяют следующие этапы работы с ППО: выявление, описание, анализ, обобщение и рекомендации. Так, на этапе выявления, первичной диагностики используются методы наблюдения, беседы, первичный анализ педагогических документов. В процессе описания акцент ставится на систематизацию накопленного фактического материала, что, в свою очередь, связано с фиксированием результатов специально организованных наблюдений, проведением опросов, изучением дополнительной учебно-методической документации. Теоретико-методологический анализ, главным содержанием которого является выделение ведущих задач, идей, замысла, технологии его воплощения, выдвигает на первый план изучение реальных противоречий, трудностей массовой практики, породивших необходимость изучаемого опыта, который дал положительные результаты. На этапе обобщения выделяются те факторы, которые обусловили позитивный результат педагогического опыта, обосновываются объективные закономерности, требования, правила воспроизведения, творческого использования и развития конкретного опыта.

Процесс распространения (трансляции, обмена, диссеминации) педагогического опыта – необходимый этап развития ППО, который позволяет донести до целевой аудитории идею, технологические особенности опыта. В зависимости от уровня обобщения опыта (практического, методического, научного) выделяют и различные формы его распространения. Так, на практическом уровне наиболее часто встречаются

такие формы как открытый урок, творческий отчет, семинар-практикум, выставка, реферат. Методический уровень обобщения опыта – мастер-класс, авторская школа, педагогические чтения. К формам обобщения на научном уровне можно отнести публикации, статьи, тезисы в сборниках научно-практических конференций, монографии.

Обобщение эффективного педагогического опыта невозможно без включения в этот процесс самого автора опыта. Однако зачастую для педагога это достаточно сложная задача, так как анализ и обобщение опыта предполагает определенный уровень исследовательской культуры, и далеко не каждый педагог готов к такому виду деятельности. Поэтому вовлечение педагога в процесс изучения опыта своей работы – достаточно длительный и непростой путь. Но не зря гласит китайская мудрость, что «дорога в тысячу миль начинается с первого шага». Главное для педагога – сделать первый шаг в этом направлении. В качестве этого «первого шага» мы предлагаем практические рекомендации по обобщению своего педагогического опыта, который со временем может достигнуть уровня передового.

Предварительные рекомендации достаточно универсальны, они помогут выработать определенный алгоритм действий педагога для обобщения и описания педагогического опыта:

Систематически следите за научно-методической литературой по интересующей Вас проблематике.

Сохраняйте все материалы, отражающие опыт Вашей работы (планы, конспекты, дидактические материалы, контрольные работы учащихся, свои наблюдения за развитием учеников и т.д.).

Определитесь с темой и формой обобщения опыта (доклад, методическая разработка, статья и т.д.).

Составьте примерный план раскрытия темы своего опыта и тезисы к нему. Критически оценивайте свой опыт. Помните, что основной критерий оценки работы – результативность опыта.

Систематизировав накопленный материал, опишите его, выбрав приемлемую для Вас форму описания.

Подберите и оформите приложения к работе (таблицы, схемы, модели уроков, внеклассных мероприятий и т.д.).

Оформите свою работу в соответствии с выбранной формой обобщения.

Следует отметить, что педагогический опыт может быть обобщен и описан как в целом (системой), так и отдельными компонентами. Практическое описание опыта обычно вызывает значительные затруднения, поэтому целесообразно предложить педагогам (творческой группе) план – шаблон описания, который удобно разбить на следующие блоки:

Введение. Основные содержательные элементы блока:

- Актуальность опыта, его практическая значимость в решении проблем. Способы раскрытия основного содержания – обосновать, на решение каких задач, проблем направлен Ваш опыт? Какие противоречия, трудности побудили к преобразованию педагогической деятельности? Какие типичные, общие недостатки в педагогической деятельности помогает преодолеть данный опыт. В чем выражается запрос практики? В какой мере данный опыт способствует решению задач, поставленных перед образовательным учреждением.

- Научно-теоретическая база опыта. Современные теоретические идеи и положения, которые служат обоснованием научной достоверности опыта. Какие научные концепции или теории каких авторов лежат в основе опыта? Какой имеющийся педагогический опыт был использован?

- Главная содержательная идея опыта, её составные части. В этом разделе описывается основной замысел, суть педагогического опыта. Формулируется главная содержательная идея, дается ее краткое обоснование.

- Степень новизны. Обосновать, в чем выражается новаторский подход, используемый в опыте? Насколько уникален Ваш опыт? Какова роль автора в разработке инновации?

2. Основная часть. Основные содержательные элементы:

- Технология опыта отражает систему конкретных педагогических действий в последовательности - осознание цели, изучение состояния постановки задач, подбор форм, методов, средств, планирование, применение, подведение итогов, анализ, корректировка.

- В результативности опыта необходимо отразить произошедшие изменения в качестве знаний, овладении практическими умениями и навыками, развитии интереса к предмету; обоснование достигнутых успехов. Важно также показать степень оптимальности получаемых результатов, условия и возможности применения данного опыта. Оценивая результаты, получаемые в опыте, необходимо сравнивать их с типичными для данных условий работы.

3. Заключение.

- Перспективы применения опыта в массовой практике. В заключительной части, в процессе описания полученных реальных результатов, необходимо их соотнесение с целями, поставленными во вводной части, которые автор хотел достигнуть при решении выявленной проблемы. При описании перспектив нужно обратить внимание на меры, которые необходимо предпринять по распространению педагогического опыта; отразить отношение к опыту со стороны педагогов как своего учреждения, так и других учреждений, отношение к опыту со стороны его последователей.

- Конкретные выводы и предложения, вытекающие из опыта. Перспектива дальнейшего совершенствования данного опыта и своей профессиональной практики.

4. Приложения. В приложениях могут содержаться практические материалы, подтверждающие данный опыт. Приложения дают возможность, сократив объем основного текста, сделать его более доказательным и вариативным. В качестве приложений могут выступать методические документы, отражающие основные стороны педагогического опыта и подтверждающие содержащиеся в описании суждения и заключения об опыте; авторские и модифицированные программы, проекты, дидактические материалы, планы работы, сценарии и разработки, описания фрагментов уроков и внеурочных занятий, схемы, таблицы, отзывы обучающихся, педагогов, администрации, родителей, статистические данные сравнительной результативности опыта и тому подобные практические материалы, - все, что отражает систему работы, представляющую опыт.

После описания педагогического опыта его необходимо грамотно оформить. В исследовательской литературе нет единых требований к оформлению материалов, структура определяется автором в соответствии с поставленной задачей и может модифицироваться в зависимости от конкретного материала.

Мы предлагаем достаточно универсальный вариант оформления, состоящий из следующих элементов:

1. Титульный лист, содержащий полное название учреждения; название предоставляемого материала; Ф.И.О., должность представляющего материал; год.

2. Информационный лист, включающий сведения об авторе опыта: Ф.И.О., год рождения, образование, квалификационная категория, адрес, контактный телефон; сведения о том, какими материалами представлен опыт, сведения о последователях опыта, их отзывы и замечания, 
конкретные адреса распространения передового опыта.

3. Рецензия с отзывами и замечаниями эксперта (-ов) о представленной работе (может быть как внутренняя, так и внешняя).

4. Аннотация, содержащая сокращенное изложение содержания опыта, описание его сути, актуальности, практической значимости и востребованности.

5. Оглавление (содержание), в котором дан развернутый перечень разделов, глав с указанием страниц, на которых они находятся.

6. Описание педагогического опыта, включающее введение, основную аналитическую часть и заключение. Если использовать план-шаблон описания опыта, представленный выше, то весь блок может войти в этот раздел.

7. Список литературы, используемый в работе.

8. Приложения, содержащие практические материалы и подтверждающие эффективность и результативность данного опыта. Приложения не должны повторять описание опыта, они служат дополнением к основной части и составляются при необходимости.

Все оформленные данным образом материалы можно хранить и использовать либо в электронном формате, либо в печатном варианте.

Данные рекомендации – один из вариантов алгоритма работы педагога над изучением и обобщением передового педагогического опыта. Их можно использовать в качестве модели описания опыта, привнося авторские элементы, вариативно используя данный шаблон.

Мы согласны с точкой зрения многих исследователей, что это направление деятельности - одно из самых трудоёмких и сложно решаемых в практике работы педагогов, поскольку по своему характеру является исследовательской деятельностью, требующей научного осмысления изучаемого явления, анализа и сравнения результатов, подтверждения их конкретными примерами, к чему педагоги недостаточно подготовлены.

Одна из основных задач современного этапа работы по вопросам систематизации педагогического опыта заключается в создании гибкой технологии по его обобщению с опорой на наработанную теоретическую базу, создание технологичного, а значит воспроизводимого в массовой практике процесса, сохраняющего при этом творческую природу опыта.

Преодолеть существующие сложности в обобщении педагогического опыта возможно только через развитие и поддержку творчества педагогов, создание гибкой технологии оформления их опыта, которая позволит нормировать уникальную педагогическую деятельность, сохранив ее специфичность. Главное для педагога – сделать первый шаг в этом направлении. Не сделав его, вы никогда не сможете узнать чего стоите.

Список литературы

Барбитова. А.Д. Латышев, Ю.И., Педагогической опыт: изучение, обобщение, продвижение: методическое пособие / А.Д. Барбитова, Ю.И. Латышев / Под ред. А.Д. Барбитова. – Ульяновск: ОГБОУ ДПО УИПКПРО, 2012. – 71 с.

Боровская Л. Педагогический опыт: мастерство плюс практика // Управление школой, 2007, №13. – С. 24-26.

Валеев Г.Х. Обобщение передового педагогического опыта с позиций

системно-целостного подхода / Г.Х. Валеев// Педагогика: Научно-теоретический журнал.– 2005. - № 5. – С. 39-44.

Игнатьева Г. А., Тулупова О. В. Педагогический опыт в универсуме инновационной культуры. Электронный ресурс: http://www.niro.nnov.ru/

Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 208 с.

Зулфикаров И. М. Роль передового педагогического опыта в процессе непрерывного образования // Молодой ученый. — 2012. — №6. — С. 395-397.

Зебзеева В.А. Обобщение передового педагогического опыта. minobr.orb.ru/dou/2012- zebzeeva .doc

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике: междис­циплинарный. М.-Ростов-на-Д., 2005.

Передовой педагогический опыт: от выявления до внедрения: Профессиональный справочник методиста УВВО. Вып. 4/ Сост. Н.П.Харитонова. – Витебск: ООВР, 2006. - 2-е изд.

Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. – М., 1986.

Турбовский Я. Методологические и прикладные аспекты проблемы изучения и обобщения педагогического опыта. – М.,1987.

8

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.