Доклад на тему «Образ педагога и его составляющие»
ОБРАЗ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ
Сазанкова Татьяна Владимировна.
МАОУ СОШ №8 Ртищево Саратовской области.
В 2021-2022 учебном году в нашей школе впервые введен факультативный курс «Педагогика» для учеников старшего звена – 10-11 классы. Но работа в этом направлении проводилась и гораздо раньше. Например, классные часы «Профессия – учитель», «Образ учителя» в классах среднего звена, социологический опрос «Мое отношение к профессии – учитель», участие в различных акциях, подготовка внеклассных мероприятий вместе с учениками среднего и старшего звена, посещение краеведческого музея. Все это тоже формирует образ педагога, так как только в тандеме «учитель-ученик» и заинтересованности самого учителя строится положительный образ и авторитет педагога в глазах учеников.
На учебный 2021-2022 год мною была разработана программа занятий на педагогическом курсе, в которую включены направления, имеющие прямое отношение к теме «Образ современного педагога». Вот некоторые из них:
Портрет личности учителя и требования к ней | 5 | 3 | 2 |
Педагогические способности будущего педагога | 6 | 4 | 2 |
Портрет личности учителя и требования к ней | 5 | ||
Основные признаки психолого-педагогической культуры педагога. Требования, предъявляемые к учителю. | 3 | ||
Решение психолого-педагогических задач. Встреча с выпускниками школы, выбравшими профессию учителя. | 2 | ||
Педагогические способности будущего педагога | 6 | ||
Понятие о структуре педагогических способностей. Интерес и склонность к педагогической работе. Психологические основы самовоспитания при подготовке к педагогической деятельности | 2 | ||
Чего мне не хватает сегодня, чтобы стать учителем? | 2 | ||
Написание эссе на тему: «Портрет учителя – героя нашего времени». | 1 |
Хочу привести некоторые выдержки из текстов эссе учеников 10 класса:
«В моем понимании современный учитель должен быть справедливым, прогрессивно мыслящим и главное – влюбленным в свою профессию»;
«Я считаю, что современный учитель – это человек, который всегда на одной волне со своими учениками и который всегда найдет много интересных и неординарных способов провести урок»;
«Учитель должен быть строгим, уметь признавать свои ошибки»;
«Современный педагог - педагог, который любит свою работу и выполняет её ответственно, понимая, что каждое слово и каждое действие может повлиять на ученика.
В некоторой степени учитель должен быть частью того класса, в котором работает, должен подстраиваться под возраст и умения учеников, общаться с ними на равных, уметь выбрать время для шутки, да бы дать детям немного отдохнуть, но только если это уместно. Однако самое важное, надо уметь правильно преподнести материал, ведь в наше время очень много преподавателей, которые совершенно не способны объяснять, а от этого страдают обучающие. Современному педагогу необходимо уметь анализировать то, что он делает, ставить задачи, задавать вопросы: зачем и почему я учу детей именно так? Что можно добавить, а что, может быть, убрать из своих методов и приемов? Такая сверка с самим собой — это уже развитие»;
«Я думаю, что современный учитель должен быть примером для подражания, чтобы хотелось быть на него похожим. Педагог должен понимать своих учеников и собственным примером учить детей не только знаниям, но и гуманности, честности, умению общаться с людьми. Учитель должен быть еще и психологом, иметь чувство юмора».
«В моем понимании современный учитель должен быть справедливым, прогрессивно мыслящим и главное – влюбленным в свою профессию»;
«Я считаю, что современный учитель – это человек, который всегда на одной волне со своими учениками и который всегда найдет много интересных и неординарных способов провести урок»;
«Учитель должен быть строгим, уметь признавать свои ошибки»;
«Современный педагог - педагог, который любит свою работу и выполняет её ответственно, понимая, что каждое слово и каждое действие может повлиять на ученика.
В некоторой степени учитель должен быть частью того класса, в котором работает, должен подстраиваться под возраст и умения учеников, общаться с ними на равных, уметь выбрать время для шутки, да бы дать детям немного отдохнуть, но только если это уместно. Однако самое важное, надо уметь правильно преподнести материал, ведь в наше время очень много преподавателей, которые совершенно не способны объяснять, а от этого страдают обучающие. Современному педагогу необходимо уметь анализировать то, что он делает, ставить задачи, задавать вопросы: зачем и почему я учу детей именно так? Что можно добавить, а что, может быть, убрать из своих методов и приемов? Такая сверка с самим собой — это уже развитие»;
Вот каким представляют ученики современного учителя. Слова учеников об их видении современного педагога помогают в моей работе.
Преподаю русский язык и литературу, курс «Педагогики» в 10-11 классах. На курсе занимаются 12 человек. В программе для занятий постаралась охватить важные на мой взгляд аспекты педагогической деятельности.
Педагог – профессия особая, поскольку рядом с ним всегда находится коллектив людей: учащиеся, родители, коллеги по работе. Педагоги - это люди, которые всегда на виду. С самого порога класса начинается тонкое взаимодействие педагога с учениками, результат которого зависит от отношения учителя к миру, окружающим людям, к себе. Не секрет, что в социуме сформирован стереотип педагога и определенное отношение к этой профессии, к сожалению, не всегда доброжелательное. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими. Но жизнь не стоит на месте. Все меняется и люди тоже. Меняется образ педагога, который находит конкретное проявление через внешний облик, речь, выразительность движений, мимики в совокупности с одеждой, прической, макияжем и прочими атрибутами внешности; а также через отношение к профессии и окружающую среду, в которой осуществляется профессиональная деятельность учителя. Инструментом мощного воздействия на учащихся может служить доброжелательность учителя, активность, желание выслушать ученика, искренне помочь справиться с затруднениями. Всё происходящее на уроке должно быть в первую очередь интересно и важно самому учителю, а значит будет должно интересно и важно учащимся.
Моя профессия – учитель, по-моему, одна из самых нужных и важных. «Если б не было учителя, то и не было б, наверное, ни поэта, ни мыслителя…» Эта профессия накладывает огромную ответственность на тебя, поскольку в твоих руках такой сложный, хрупкий, ранимый «инструмент» - душа ребёнка. Прежде всего, мы работаем с ней, с душой. Дети чувствуют тебя на подсознательном уровне, их обмануть нельзя.
Достучаться до каждого сердца
Тех, кого ты решился учить,
И откроется тайная дверца
К душам тех, кого смог полюбить!
Для себя разработала несколько правил:
- не критиковать, а подбадривать, пусть за самую малость выполненной работы;
- хвалить не личность, а действия;
- не противопоставлять ученика всему классу;
- не сравнивать одного с другим;
Именно эти составляющие личности педагога пытаюсь раскрыть, донести, показать ученикам, занимающимся на курсе «Педагогика». внимания класса и дисциплины. Конечно, вместе с ребятами мы тщательно разбираем учебный материал, который им предстоит объяснить на уроках. Программа занятий на курсе включает в себя теоретические и практические задания для учащихся.
Тест по педагогике (теоретическое занятие)
Вопрос 1. Функции педагогической науки:
Теоретическая, технологическая
Контрольная, оценочная
Практическая, нормативная
Дидактическая; воспитательная
Развивающая, социализирующая
Вопрос 2. Предмет педагогики:
Образование как реальный педагогический процесс
Воспитание и образование личности, рассматриваемые как социальное явление, педагогическая система, процесс, деятельность
Педагогическая деятельность, направленная на передачу культуры и опыта
Реальная общественная воспитательная практика формирования подрастающих поколений
Сущность детской личности, её формирование
Вопрос 3. Воспитание - это
Процесс целенаправленного воздействия воспитателя на сознание и поведение воспитанника
Управление процессом развития и социализации личности
Процесс влияния на подрастающее поколение с целью передачи им культуры и опыта
Деятельность человека, направленная на саморазвитие
Совокупность взглядов и убеждений, уровень практической подготовки к жизни и труду
Вопрос 5. Понятие "Педагогика" означает:
Учение об искусстве воспитания человека
Научная отрасль, изучающая формирование и развитие человеческой личности
Наука о воспитании и образовании личности
Наука об обучении человека
Составление кроссвордов на тему «Педагогика».
Задания для педагогической практики
проведение уроков по предмету (по договоренности)
| проведение максимального количества уроков по предмету с использованием различных технологий обучения
|
изучение опыта педагога-наставника
| изучение опыта педагога-наставника
|
изготовление буклетов для родителей по актуальным проблемам воспитания и обучения школьников и т.д. | участие в родительских собраниях класса
|
проведение внеклассных мероприятий
| проведение массовых внеклассных мероприятий по предмету.
|
Одним из заданий было онлайн посещение дня открытых дверей СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Регулярно просматриваем и вместе обсуждаем форум «ПроеКТОория».
Ведь только практика дает ученикам полную возможность почувствовать себя в роли педагогов. Ребятам смогут понять профессию учителя, как говорится – изнутри. Учащиеся 10 класса практикуются в мастерстве преподавания разных предметов и в младшем, и в среднем звене. Прежде чем разрешить ученикам провести урок, я даю необходимые рекомендации в плане поведения в классе, оценивания ответа, сохранения внимания класса и дисциплины. Конечно, вместе с ребятами мы тщательно разбираем учебный материал, который им предстоит объяснить на уроках. Всегда убеждаюсь в том, что без поддержки учителя невозможно достичь хорошего результата. Ведь вместе с учениками растем и мы, открываем свои способности, находим различные выходы из трудных ситуаций. Воспитывать надо личным примером. Если рядом с учеником будет педагог, который перестал развиваться, учиться, искать что-то новое, то он становится неинтересен учащимся. Поддерживать у учеников интерес к учёбе, к школе в настоящее время очень трудно. Зачастую слышим, что нынешнее поколение перестало читать, общество деградирует, низкий уровень культуры. Необходимо в себе найти силы и обязательно помочь юному поколению удержаться в бушующем водовороте жизни. «Если учитель соединяет в себе любовь к ученикам и делу – он совершенный учитель». Наверное, каждый педагог должен стремиться к этому. Учение должно быть направлено и на ученика, и на учебный предмет.
Радуюсь, когда занятия на курсе открывают ученикам что-то новое, помогают осознать себя в этом мире, сделать выбор будущей профессии. Всегда стараюсь быть честной с учениками. На занятиях педагогики говорим не только о значении профессии учителя, но и о том, насколько эта профессия сложна, неоднозначна. Это способствует серьезному и ответственному отношению учеников к проведению уроков на практике. Не боюсь признаться ребятам, что чего-то не знаю, что порой не могу оценить поступки героя, что и сама оказываюсь перед трудным жизненным выбором.
Большая благодарность для меня – это горящие интересом глаза учеников, их желание провести в каком-то классе настоящий, полноценный урок, почувствовать себя в роли учителя, пусть и на 45 минут. Отрадно слышать слова, что было интересно и одновременно трудно, что не все получилось, но желание моих учеников познавать профессию учителя (пусть только пока в школе) говорит о том, что мы – учителя, являемся достойным примером для юного поколения.
Как уже говорилось ранее, знакомство учеников с профессией педагога мною осуществлялось и ранее. Это тоже принесло свои плоды. Например, в нашу школу после окончания пединститута пришла работать учителем математики моя выпускница Морозова Анастасия. Выпускница 11 класса 2021 года - Крестьянникова Дарья тоже выбрала педагогический путь и сейчас учиться в Московском педагогическом университете. Из учеников, занимающихся на курсе «Педагогика», 6 одиннадцатиклассников планируют поступать в педагогические вуз и пока 2 человека из 10 класса. Это доказывает, что приложенные усилия, практические и теоретические занятия, попытка привить уважение и интерес к профессии педагога не проходят даром.
8