12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сазанкова Татьяна Владимировна112
Учитель русского языка и литературы
Россия, Саратовская обл., Ртищево

ОБРАЗ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ

Сазанкова Татьяна Владимировна.

МАОУ СОШ №8 Ртищево Саратовской области.


В 2021-2022 учебном году в нашей школе впервые введен факультативный курс «Педагогика» для учеников старшего звена – 10-11 классы. Но работа в этом направлении проводилась и гораздо раньше. Например, классные часы «Профессия – учитель», «Образ учителя» в классах среднего звена, социологический опрос «Мое отношение к профессии – учитель», участие в различных акциях, подготовка внеклассных мероприятий вместе с учениками среднего и старшего звена, посещение краеведческого музея. Все это тоже формирует образ педагога, так как только в тандеме «учитель-ученик» и заинтересованности самого учителя строится положительный образ и авторитет педагога в глазах учеников.

На учебный 2021-2022 год мною была разработана программа занятий на педагогическом курсе, в которую включены направления, имеющие прямое отношение к теме «Образ современного педагога». Вот некоторые из них:


Портрет личности учителя и требования к ней

5

3

2

Педагогические способности будущего педагога

6

4

2

Портрет личности учителя и требования к ней

5

Основные признаки психолого-педагогической культуры педагога.

Требования, предъявляемые к учителю.

3


Решение психолого-педагогических задач. Встреча с выпускниками

школы, выбравшими профессию учителя.

2

Педагогические способности будущего педагога

6

Понятие о структуре педагогических способностей. Интерес и

склонность к педагогической работе. Психологические основы

самовоспитания при

подготовке к педагогической деятельности

2


Чего мне не хватает сегодня, чтобы стать учителем?

2

Написание эссе на тему: «Портрет учителя – героя нашего

времени».

1



Хочу привести некоторые выдержки из текстов эссе учеников 10 класса:

«В моем понимании современный учитель должен быть справедливым, прогрессивно мыслящим и главное – влюбленным в свою профессию»;

«Я считаю, что современный учитель – это человек, который всегда на одной волне со своими учениками и который всегда найдет много интересных и неординарных способов провести урок»;

«Учитель должен быть строгим, уметь признавать свои ошибки»;

«Современный педагог - педагог, который любит свою работу и выполняет её ответственно, понимая, что каждое слово и каждое действие может повлиять на ученика. 

В некоторой степени учитель должен быть частью того класса, в котором работает, должен подстраиваться под возраст и умения учеников, общаться с ними на равных, уметь выбрать время для шутки, да бы дать детям немного отдохнуть, но только если это уместно. Однако самое важное, надо уметь правильно преподнести материал, ведь в наше время очень много преподавателей, которые совершенно не способны объяснять, а от этого страдают обучающие. Современному педагогу необходимо уметь анализировать то, что он делает, ставить задачи, задавать вопросы: зачем и почему я учу детей именно так? Что можно добавить, а что, может быть, убрать из своих методов и приемов? Такая сверка с самим собой — это уже развитие»;

«Я думаю, что современный учитель должен быть примером для подражания, чтобы хотелось быть на него похожим. Педагог должен понимать своих учеников и собственным примером учить детей не только знаниям, но и гуманности, честности, умению общаться с людьми. Учитель должен быть еще и психологом, иметь чувство юмора».

«В моем понимании современный учитель должен быть справедливым, прогрессивно мыслящим и главное – влюбленным в свою профессию»;

«Я считаю, что современный учитель – это человек, который всегда на одной волне со своими учениками и который всегда найдет много интересных и неординарных способов провести урок»;

«Учитель должен быть строгим, уметь признавать свои ошибки»;

«Современный педагог - педагог, который любит свою работу и выполняет её ответственно, понимая, что каждое слово и каждое действие может повлиять на ученика. 

В некоторой степени учитель должен быть частью того класса, в котором работает, должен подстраиваться под возраст и умения учеников, общаться с ними на равных, уметь выбрать время для шутки, да бы дать детям немного отдохнуть, но только если это уместно. Однако самое важное, надо уметь правильно преподнести материал, ведь в наше время очень много преподавателей, которые совершенно не способны объяснять, а от этого страдают обучающие. Современному педагогу необходимо уметь анализировать то, что он делает, ставить задачи, задавать вопросы: зачем и почему я учу детей именно так? Что можно добавить, а что, может быть, убрать из своих методов и приемов? Такая сверка с самим собой — это уже развитие»;

Вот каким представляют ученики современного учителя. Слова учеников об их видении современного педагога помогают в моей работе.

Преподаю русский язык и литературу, курс «Педагогики» в 10-11 классах. На курсе занимаются 12 человек. В программе для занятий постаралась охватить важные на мой взгляд аспекты педагогической деятельности.

Педагог – профессия особая, поскольку рядом с ним всегда находится коллектив людей: учащиеся, родители, коллеги по работе. Педагоги - это люди, которые всегда на виду. С самого порога класса начинается тонкое взаимодействие педагога с учениками, результат которого зависит от отношения учителя к миру, окружающим людям, к себе. Не секрет, что в социуме сформирован стереотип педагога и определенное отношение к этой профессии, к сожалению, не всегда доброжелательное. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими. Но жизнь не стоит на месте. Все меняется и люди тоже. Меняется образ педагога, который находит конкретное проявление через внешний облик, речь, выразительность движений, мимики в совокупности с одеждой, прической, макияжем и прочими атрибутами внешности; а также через отношение к профессии и окружающую среду, в которой осуществляется профессиональная деятельность учителя. Инструментом мощного воздействия на учащихся может служить доброжелательность учителя, активность, желание выслушать ученика, искренне помочь справиться с затруднениями. Всё происходящее на уроке должно быть в первую очередь интересно и важно самому учителю, а значит будет должно интересно и важно учащимся.

Моя профессия – учитель, по-моему, одна из самых нужных и важных. «Если б не было учителя, то и не было б, наверное, ни поэта, ни мыслителя…» Эта профессия накладывает огромную ответственность на тебя, поскольку в твоих руках такой сложный, хрупкий, ранимый «инструмент» - душа ребёнка. Прежде всего, мы работаем с ней, с душой. Дети чувствуют тебя на подсознательном уровне, их обмануть нельзя.

Достучаться до каждого сердца

Тех, кого ты решился учить,

И откроется тайная дверца

К душам тех, кого смог полюбить!

Для себя разработала несколько правил:

- не критиковать, а подбадривать, пусть за самую малость выполненной работы;

- хвалить не личность, а действия;

- не противопоставлять ученика всему классу;

- не сравнивать одного с другим;

Именно эти составляющие личности педагога пытаюсь раскрыть, донести, показать ученикам, занимающимся на курсе «Педагогика». внимания класса и дисциплины. Конечно, вместе с ребятами мы тщательно разбираем учебный материал, который им предстоит объяснить на уроках. Программа занятий на курсе включает в себя теоретические и практические задания для учащихся.



Тест по педагогике (теоретическое занятие)

Вопрос 1. Функции педагогической науки:

Теоретическая, технологическая

Контрольная, оценочная

Практическая, нормативная

Дидактическая; воспитательная

Развивающая, социализирующая

Вопрос 2. Предмет педагогики:

Образование как реальный педагогический процесс

Воспитание и образование личности, рассматриваемые как социальное явление, педагогическая система, процесс, деятельность

Педагогическая деятельность, направленная на передачу культуры и опыта

Реальная общественная воспитательная практика формирования подрастающих поколений

Сущность детской личности, её формирование

Вопрос 3. Воспитание - это

Процесс целенаправленного воздействия воспитателя на сознание и поведение воспитанника

Управление процессом развития и социализации личности

Процесс влияния на подрастающее поколение с целью передачи им культуры и опыта

Деятельность человека, направленная на саморазвитие

Совокупность взглядов и убеждений, уровень практической подготовки к жизни и труду

Вопрос 5. Понятие "Педагогика" означает:

Учение об искусстве воспитания человека

Научная отрасль, изучающая формирование и развитие человеческой личности

Наука о воспитании и образовании личности

Наука об обучении человека

Составление кроссвордов на тему «Педагогика».

Задания для педагогической практики



проведение уроков по предмету

(по договоренности)

проведение максимального количества уроков по предмету с использованием различных технологий обучения

изучение опыта педагога-наставника

изучение опыта педагога-наставника

изготовление буклетов для родителей по актуальным проблемам воспитания и обучения школьников и т.д.

участие в родительских собраниях класса

проведение внеклассных мероприятий

проведение массовых внеклассных мероприятий по предмету.


Одним из заданий было онлайн посещение дня открытых дверей СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Регулярно просматриваем и вместе обсуждаем форум «ПроеКТОория».

Ведь только практика дает ученикам полную возможность почувствовать себя в роли педагогов. Ребятам смогут понять профессию учителя, как говорится – изнутри. Учащиеся 10 класса практикуются в мастерстве преподавания разных предметов и в младшем, и в среднем звене. Прежде чем разрешить ученикам провести урок, я даю необходимые рекомендации в плане поведения в классе, оценивания ответа, сохранения внимания класса и дисциплины. Конечно, вместе с ребятами мы тщательно разбираем учебный материал, который им предстоит объяснить на уроках. Всегда убеждаюсь в том, что без поддержки учителя невозможно достичь хорошего результата. Ведь вместе с учениками растем и мы, открываем свои способности, находим различные выходы из трудных ситуаций. Воспитывать надо личным примером. Если рядом с учеником будет педагог, который перестал развиваться, учиться, искать что-то новое, то он становится неинтересен учащимся. Поддерживать у учеников интерес к учёбе, к школе в настоящее время очень трудно. Зачастую слышим, что нынешнее поколение перестало читать, общество деградирует, низкий уровень культуры. Необходимо в себе найти силы и обязательно помочь юному поколению удержаться в бушующем водовороте жизни.  «Если учитель соединяет в себе любовь к ученикам и делу – он совершенный учитель». Наверное, каждый педагог должен стремиться к этому. Учение должно быть направлено и на ученика, и на учебный предмет.

Радуюсь, когда занятия на курсе открывают ученикам что-то новое, помогают осознать себя в этом мире, сделать выбор будущей профессии. Всегда стараюсь быть честной с учениками. На занятиях педагогики говорим не только о значении профессии учителя, но и о том, насколько эта профессия сложна, неоднозначна. Это способствует серьезному и ответственному отношению учеников к проведению уроков на практике. Не боюсь признаться ребятам, что чего-то не знаю, что порой не могу оценить поступки героя, что и сама оказываюсь перед трудным жизненным выбором.

Большая благодарность для меня – это горящие интересом глаза учеников, их желание провести в каком-то классе настоящий, полноценный урок, почувствовать себя в роли учителя, пусть и на 45 минут. Отрадно слышать слова, что было интересно и одновременно трудно, что не все получилось, но желание моих учеников познавать профессию учителя (пусть только пока в школе) говорит о том, что мы – учителя, являемся достойным примером для юного поколения.

Как уже говорилось ранее, знакомство учеников с профессией педагога мною осуществлялось и ранее. Это тоже принесло свои плоды. Например, в нашу школу после окончания пединститута пришла работать учителем математики моя выпускница Морозова Анастасия. Выпускница 11 класса 2021 года - Крестьянникова Дарья тоже выбрала педагогический путь и сейчас учиться в Московском педагогическом университете. Из учеников, занимающихся на курсе «Педагогика», 6 одиннадцатиклассников планируют поступать в педагогические вуз и пока 2 человека из 10 класса. Это доказывает, что приложенные усилия, практические и теоретические занятия, попытка привить уважение и интерес к профессии педагога не проходят даром.









8


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.