Интегрированный урок в 8–9 классах «Здоровый образ жизни и его основные составляющие»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Тубинская средняя общеобразовательная школа»
Усть – Илимского района
Иркутской области
Учитель химии, биологии, ОБЖ
высшей квалификационной категории:
Павличкова Анна Юрьевна
Интегрированный урок
Тема: «Здоровый образ жизни и его основные составляющие»
(урок построен в соответствии с ФГОС)
Тема |
«Здоровый образ жизни и его основные составляющие» |
|||
Цель |
Систематизировать знания обучающихся в области ЗОЖ, изучить его составляющие и выработать убеждение в необходимости соблюдать их для укрепления и сохранения здоровья. |
|||
Планируемый результат |
Предметные умения |
Личностные УУД
|
Метапредметные УУД |
|
- способствовать формированию представления о ЗОЖ и его основных составляющих |
Понимать ценность бережного отношения к своему здоровью, к здоровью других; оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей |
Регулятивные: Определять и формировать цель деятельности на уроке, высказывать свое предположение на основе работы с информационными картами и интернет-ресурсами Познавательные: Делать выводы по результатам своей работы, преобразовывать информацию из одной формы в другую Коммуникативные: учить работать в группе, в паре, выполнять различные роли (руководителя, наблюдателя, исполнителя), прислушиваться к мнению других, толерантности. |
||
Основные понятия |
Здоровье, рациональное питание, режим дня, двигательная активность, гигиена, аллергия, экологическая обстановка, вредные привычки |
|||
Организация пространства |
||||
Межпредметные связи |
Формы работы |
Ресурсы |
||
Химия, биология, медицина, математика, ИКТ |
Парная, групповая, фронтальная |
Для учителя: учебник «Основы безопасности жизнедеятельности», 8 класс Москва «Просвещение» 2012 год; мультимедиа; презентация урока, разработанная учителем; Основы безопасности жизнедеятельности (Планируемые результаты) Москва «Просвещение» 2013 год; Для обучающихся: учебник «Основы безопасности жизнедеятельности», 8 класс; Информационные карты; раздаточный материал, интернет-ресурсы |
Этапы урока |
Ход урока |
|
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся, УУД |
|
Ι. Организационный момент. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Определение темы урока. Целеполагание. |
У : Добрый день, здравствуйте! Я рада приветствовать вас на очередном уроке ОБЖ. У:Перед вами афоризм: «……..- это единственное благо, которое каждый отнимает у себя сам.». Какое слово пропущено? У:Выберите из этих слов наиболее близкое вам, поместите сюда свой смайлик. У: Мнения разделились. - К какому из этих слов подходит изображенный предмет? (В афоризм вставить слово – здоровье). Определите по афоризму тему урока. Чему должны научиться, что узнать? (На доску вывешиваются плакаты: «Что такое здоровье?», «Факторы, влияющие на здоровье») Что нам надо сделать, чтобы достичь цели работы? |
Р Высказывают предположения и называют подходящие слова на их взгляд ( дружба, любовь, деньги, счастье, семья и т.д) П Умение прогнозировать содержание по представленному тексту К Представляют свои мысли в различной форме, слушают и понимают речь других
Р Определяют тему и цель урока, проговаривают последовательность своих действий для достижения цели работы |
II Организация познавательной деятельности: А) выявление и фиксирование затруднений; Б) построение проекта выхода из затруднения Физминутка В) Применение полученных знаний в практической деятельности III Подведение итогов Рефлексия |
У:Для подрыва здоровья у всех есть свои мины замедленного действия. Я принесла некоторые из них с собой. Наверняка вам известно о вреде данных продуктов. Кто может ответить, почему они вредные? Точного ответа нет. Необходимо найти выход из сложившейся ситуации. Давайте поработаем в группах, а работать будете в роли: … У вас на столах карточки, открываем под №1 и так 1 гр -химики, 2- биологи, 3- медики. В карточке под № 2 даны задания для групп. Время выполнения -7 мин. 1 группа- определить содержание жира и крахмала в продуктах питания (чипсы, кереешки); 2 группа – найти информацию о влиянии жиров и крахмала и усилителей вкуса на организм 3 группа – проанализировать сведения о заболеваемости ЖКТ и кариеса у школьников за 2 года, построить диаграмму и предположить причины сложившейся ситуации. Выступление групп. У: Подведем итог. О каком факторе, влияющем на здоровье, мы поговорили? (о питании). Какой вывод сделаем?(Питаться нужно правильно). На доску вывешивается высказывание: «С тех пор как люди научились варить пищу, они едят вдвое больше, чем требует природа». У: А теперь давайте отдохнем: предлагаю всем встать. Кто ест 5 раз в день, встаньте к доске, кто 4 – к двери, кто 3 – к столу. Если у вас другой вариант ответа – встаньте к стене. Медики советуют есть часто, но понемногу. Кто предпочитает плотный завтрак -встаньте к доске, кто ограничивается чаем и бутербродом – к столу, кто вообще не завтракает – к двери. Кто любит есть на ночь встаньте к доске, кто не ест– к двери. Суворов говорил: «Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, ужин отдай врагу»., так давайте будем прислушиваться к этому высказыванию У: А теперь продолжим работу. Все ли факторы здорового образа жизни мы назвали? Давайте обсудим остальные составляющие здоровья. Для этого поработаем в парах. Возьмите карточку № 3, в которой описаны проблемные ситуации. Обсудите их и сформулируйте правило ЗОЖ. Оформите его на листах. Выступление пар. У: Давайте вернемся к началу нашего урока. Какие цели мы ставили? Что такое здоровье? Назовите составляющие здоровья. Добились ли мы поставленных целей? У: Д/З-гл.7, п.4, найти информацию по продолжительности жизни населения в Иркутской области На стол ставятся весы , на одной чаше которых написано слово жизнь. У: Взгляните еще раз на слова, которые мы пытались вставить в афоризм. Какое из них вы положили бы на вторую чашу весов, чтобы привести их в равновесие? Напишите выбранное вами слово на полоске бумаге и положите на весы. Учитель зачитывает несколько слов. У: Мнения остались разными. Это здорово! Но я хочу еще раз пожелать вам… здоровья. Жизнь пронесется, как одно мгновенье, Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало. У: благодарит детей за урок
|
Р Высказывают предположения, опираясь на свой жизненный опыт. Л Приобретают опыт самостоятельного поиска Р Определяют и формулируют цель деятельности, высказывают свои предположения, работают по предложенной инструкции П Преобразовывают информацию из одной формы в другую, ведут исследовательскую деятельность, делают выводы по результатам работы,. К Работают в группах, выполняя роли (руководителя, наблюдателя, исполнителя), представляют свои мысли в устной и письменной форме, слушают и понимают речь других.
Предм. Отвечают на вопросы учителя, формулируют выводы.
Л высказывают свое мнение на основе жизненного опыта.
Р Анализируют эмоциональное состояние свое и окружающих.
К Готовность к обсуждению разных точек зрения и выработки общей позиции;
Л Проявляют интерес к решению коллективной задачи П Умение извлекать информацию из проблемной ситуации П Умение обобщать
К Умение формулировать ответ, высказывать свою точку зрения и сопоставлять ее с точкой зрения других
Л Осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
Р Оценивать результаты деятельности
К Формировать умение слушать и понимать других
|
Приложение
Задание № 1
1 группа –ХИМИКИ, 2- БИОЛОГИ, 3 – МЕДИКИ
Задание №2
1 группа- определить содержание жира и крахмала в продуктах питания (чипсы, кириешки);
2 группа – найти информацию о влиянии жиров, крахмала и усилителей вкуса на организм (используют интернет-ресурсы, дополнительную литературу
3 группа – проанализировать сведения о заболеваемости ЖКТ и кариеса у школьников за 2 года, построить диаграмму и предположить причины сложившейся ситуации. (данные мед. осмотров школьников)
Задание № 3
Игорь имел твердую пятерку по информатике. Даже отличники просили у него списать на контрольной, а учителя приглашали отремонтировать компьютеры. Но отношения со сверстниками у Игоря не складывались. Девчонки сторонились его, а мальчишки часто смеялись над ним из-за его внешности. У подростка было ожирение 2-й степени. Врачи говорили, что это из-за нарушения обмена веществ. Поэтому с детства ребята не брали его в свои игры, и Игорь часами сидел за стареньким компьютером, изучая его возможности, и преуспел в этом. Но приобретенные знания не помогли ему утвердиться среди сверстников. Что, по-вашему, можно посоветовать Игорю?
Соня была отличницей не только в общеобразовательной, но и в музыкальной школе. Это давалось ей нелегко: часто приходилось допоздна засиживаться за уроками или пораньше вставать утром, чтобы сыграть гаммы и пьесы. В последнее время у Сони стала часто болеть голова, бывали головокружения и носовые кровотечения. А впереди – зачет по математике, экзамен по сольфеджио и контрольная по литературе. Мама Сони очень беспокоится о здоровье дочери, но не знает, как помочь ей. Подскажите.
Костя вторую неделю жил в палаточном лагере, расположенном на берегу озера. Вместе с другими ребятами он готовил на костре, спал в спальном мешке и чувствовал себя немного аборигеном. Но недавно Костя заметил, что кожа у него стала сухой, появились зуд и жжение, и даже трещины между пальцами. Говорить об этом воспитателю или вожатому Костя стеснялся и продолжал молча терпеть неудобства. Почему подросток попал в данную ситуацию и как найти выход из создавшегося положения?
Дом Веры Васильевны стоит недалеко от завода. Она всегда радовалась, что не надо тратить много времени на дорогу до работы и обратно. Но недавно женщина стала ощущать одышку, заметила, что часто чувствует себя разбитой и уставшей. Вера Васильевна пыталась ложиться спать пораньше, больше отдыхать, даже устраивала себе часы дневного сна, но ее состояние не улучшилось. А еще женщина заметила, что в гостях у сестры, жившей на другом конце города, она чувствует себя намного лучше. С чем связано состояние Веры Васильевны и что предпринять женщине для решения данной проблемы?
Настя учится в 8-м классе. За свои 15 лет она ни разу не пробовала спиртное и сигарет. Но мама все же ругала девочку за вредную привычку грызть ногти. Возмущенная Настя спорила с мамой, утверждая, что это не может быть вредной привычкой, так как никакого вреда никому не приносит. Кто прав, девочка или мама, и почему?