12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Южакова Оксана Сергеевна2381
Россия, Пермский край, Березники
3

Доклад на тему «Профессиональное самообразование педагога»

Доклад для участия в дистанционной конференции

Автор: Южакова Оксана Сергеевна

Учитель истории и обществознания

МАОУ В(С)ОШ г.Березники, Пермский край

 

Тема: «Профессиональное самообразование педагога»

 

Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет. На совре­менном уровне, для педагогической деятельности, необходимо посто­янно обновлять и обогащать свой профессио­нальный потенциал. Сама жизнь, весной 2020 года обозначила проблему непрерывного педагогического образования как наиболее актуальную. Современная образовательная ситуация объективно требует становления педагога субъектом собственного профессионального развития.

В. А. Сластенин профессиональное саморазвитие рассматривает как процесс интеграции внешней профессиональной подготовки и внутреннего движения, личностного становления человека. Внешняя профессиональная подготовка задает содержание, формы, схемы профессиональной рефлексии, а внутреннее движение обеспечивает энергию, реализацию личностный смысл профессионального саморазвития. Внешняя подготовка и внутреннее движение являются составляющими процессами профессионального саморазвития.

К числу механизмов, обеспечивающих профессиональное саморазвитие педагога, относятся:

· самосознание, ассоциированное с пониманием, признанием, принятием своего Я;

· самоопределение, показанное обозначением границ своего Я;

· самоактуализация,связанная с проявлением и высвобож­дением того, что заложено и сформировано в Я человека;

· самореализация, представленная с выражением потенциала Я;

· самодеятельность, которую человек осуществляет как субъект и в которой он объективирует и развертывает свое Я;

· саморегуляция, соединенная с управлением человеком различными сторонами своей личности и с их интеграцией;

· самостроительство, связанное с целенаправленным культивированием и развитием определенных (целостно значимых) способностей, сторон и качеств личности;

· самоидентификация, представленная с отождествлением и разотождествлением себя с какой-либо позицией, ролью;

· самооценка, связанная с соотнесением «себя актуального» и «себя потенциального» по различным шкалам [4, с. 366].

Повышение квалификации – условие жизни в современном мире. В наши дни невозможно один раз получить специальность, а потом только реализовывать свои знания и умения. Хороший специалист сегодня уже может оказаться невостребованным завтра. Чтобы оставаться профессионалом, требуется непрерывный процесс самообразования. Самый ценный капитал – внутренний, а не внешний. Если человек умеет действовать сообразно меняющемуся миру, он всегда добудет в нем необходимое. В этом и смысл личностной ориентации – то, что вложено в знания, способности и умения движущегося человека, оказывается дороже вложений в «недвижимость». Развивающийся специалист сумеет обрести и внешний капитал.

Профессиональное самосовершенствование и самовоспитание педагога в прин­ципе невозможно, если он сам не увидит пробелы в общепедагогических знаниях, в знаниях по преподавае­мым основам науки, недостаточность своего педагоги­ческого инструментария. Приступая к, работе по само­воспитанию и профессиональному самосовершенство­ванию, педагог должен иметь данные ана­лиза своей работы за определенный период, объективную их оценку и рекомендации коллег по улуч­шению своей деятельности. Опыт преподавателей, добившихся заметных успехов в профессиональной деятельности пу­тем систематической работы над собой, свидетельствует о том, что работу по самосовершенствованию надо на­чинать с углубленного анализа собственной педагогиче­ской практики, с установления причин, как успехов, так и неудач. Анализируя результаты и процесс собственной деятельности, преподаватель совершает рефлексию, без кото­рой нет понимания закономерностей образовательного процесса, нет поступательного движения к педагогиче­скому мастерству.

Педагог, по словам А. Дистервега, «лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собствен­ным воспитанием и образованием» [2, c.74]. Если он не учится, не читает, не следит за научными достижениями в своей области и не внедряет их в практику, мало сказать что он отстает: он тянет назад, затрудняет решение задач, поставленных перед учебным заведением, и хочет или не хочет, сопротивляется общему движению педагогического коллектива. Переклика­ясь с «учителем русских учителей» - К.Д. Ушинским ут­верждавшим, что учитель живет до тех пор, пока учится, один из выдающихся ученых современности, академик Д.С. Лихачев, обращаясь к молодежи, писал: «Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учить­ся — не сможешь и учить. Ибо знания все растут и ус­ложняются» [7, c.7].

Профессия педагога предполагает непрерывное самообразование. Самообразование педагогов осуществляется не только через курсы повышения квалификации, но и самостоятельное штудирование научно-популярной литературы, работа с периодической печатью, методическая работа, участие в научно-практических конференциях, в профессиональных конкурсах.

Однако каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе? Самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно:

- повышение качества преподавания предмета (следует указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);

- разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;

- разработка новых форм, методов и приемов обучения;

- доклады, выступления;

- разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

- разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;

- создание комплектов педагогических разработок; ·проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме.

Результативными формами содействия самопознания и саморазвития являются: теоретические семинары, семинары-практикумы, научно-практические семинары, индивидуальные консультации и помощь в построении индивидуальной программы саморазвития, деловые игры, специальные социально-психологические тренинги и др.
Каждый педагог стремится самоутвердиться в своей профессиональной деятельности, поэтому так важно, чтобы эти процессы не становились демонстрацией индивидуализма и эгоцентризма, противопоставления себя другим.

Необходимо учить педагогов не только знаниям и дисциплинам, а мысленной деятельности.

 


Литература:

Беспалько В.П. Слагаемые педа­гогической технологии. М.: Педагогика, 1989. Дистервег А. Избр. пед. соч. М., 1956.

2. Дроздов И.Н. Психологические аспекты управления кадрами. — Влади­восток: ПИППКГС, 1997. Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 29. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.309-317

3. О.Б. Даутова, С.В. Христофоров Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.

4.Сластенин В. А. М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. 488 с. с. 365.

5. Новичков В.Б., Шевчен­ко В.М. Профессиональное самообразование учителя. М., 1990. Педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. М., 1997.

6. Письма о добром и прекрасном. М.: Дет­ская литература, 1989. Практические занятия по психологии / Под ред. Д.Я. Богдановой, И.П. Волкова. М., 1989.

7. Скульский Р.П. Учиться быть учителем. М.: Педагогика, 1986. Толстой Л.Н. Полное собр. соч. М.; Л., 1934. Т. 46. Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 11. М., 1952.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.