Тема урока: Понятие о здоровье и его составляющих.
Цель: Ввести детей в поле изучения представления о «Здоровье» как основы формирования его культуры.
Задачи:
Создать у учащихся стройное представление о понятие «Здоровье»;
развить осознанное личное к нему отношение;
Заложить основы стратегии здорового поведения;
Дать первичные представления о здоровом образе жизни.
Тип занятия: изучение нового материала.
Вид занятия: теоретический семинар с презентацией
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как «Состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». На первый взгляд, согласно данному определению мы все выглядим больными, так как ни у кого из нас нет полного благополучия. Но эта позиция относительна (так как и все в науке).
Здоровье, как операционная структура определяется 4 представлениями или частями: биологическое, физическое, душевное и социальное здоровье личности.
Биологическое здоровье человека, определяемое способностью к размножению. Естественно, что, когда – то его еще нет, а когда – то его уже нет, но оно заменяется другим: душевным и социальным здоровьем.
Физическое здоровье – это состояние благополучия в четырех функциональных системах организма: питании, дыхании, выделении и кровообращении. Главной из них является система кровообращения, являющаяся, согласно теории Р. М. Баевского универсальным индикатором здоровья человека.
Душевное здоровье – это совокупность двух подвидов здоровья – психологического (способности к эффективным коммуникациям и бесконфликтному поведению) здоровья и психического здоровья (уровень развития восприятия, памяти и мышления как основных интеллектуальных функций)
Социальное здоровье – это комплекс следующих характеристик:
Социальная активность личности – деятельность, направленная на взаимодействие с обществом, прежде всего, добровольное участие людей в выборах.
Трудоспособность - осознанное представление о трудовой деятельности, как средстве обеспечения жизненных благ и личной самореализации, особенно для мужчин.
Нравственное здоровье – совокупность двух характеристик личности: уровень развития интеллекта и исторические корни и традиции каждого человека и его семьи.
Эмоциональная внутренняя картина здоровья соответствует трем понятиям: «Я хочу», «Я могу» и «Я должен», что и определяет при наличии развитой эмоционально – волевой сфере четкое целеполагание человека, его целеустремленность.
Личностный аспект здоровья – это способность к самореализации человека (в семье, в учёбе, работе), к его личностному росту. Творческая самореализация человека, наряду с состоянием абсолютного благополучия приносит ему чувство уверенности в собственных силах и стимулирует дальнейший рост.
Все составляющие многоаспектного понятия «здоровья как состояния» взаимосвязаны и взаимозависимы между собой.
Составляющие здорового образа жизни. Таблица 1.
Основные составляющие здорового образа жизни |
Составляющие вашего образа жизни |
Можно ли назвать ваш образ жизни здоровым и почему? |
Креативное задание: На экране высвечивается (презентационный слайд) схема распределения по значимости факторов здоровья
Таблица 2.
Факторы здоровья |
Процентное содержание. |
Наследственность |
|
Стиль жизни |
|
Деятельность здравоохранения |
|
Экологическое благополучие |