Образ Петра I в поэме А.С.Пушкина "Полтава"
Фамилия, имя, отчество автора: Помоз Наталия Васильевна
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 79» Ленинский район
Должность: учитель русского языка и литературы
Класс 7 класс
Тема : Образ Петра I в поэме А.С. Пушкина «Полтава»
Ключевая идея урока в формате проблемного вопроса.
Петр 1 в поэме Пушкина царь, воин, полководец или обычный герой?
Ситуация чтения
2. Изучение вопроса/темы/проблемы. Читаю для того, чтобы разобраться, составить представление.
Цели для учащихся:
В ходе работы учащиеся должны знать:
Содержание поэмы А.С.Пушкина;
Роль Петра 1 в истории;
Отношение автора к личности Петра 1.
Уметь:
Работать с художественным произведением, применяя навыки анализа;
Сравнивать художественный текст с полотнами картин;
Воспитывать чувство патриотизма.
Логика разворачивания урока:
Урок начинается с сообщения учителя о том, что А. С. Пушкин никогда не был равнодушен к событиям, которые происходили в стране, в России. Особый интерес Пушкин проявлял к жизни и деятельности Петра Великого, который был его любимым героем. Став царем (1696)Петр поставил перед собой задачу: усилить военную мощь России и повысить ее роль на международной арене. В результате Азовских походов ( 1695 – 1696) был занят Азов, Россия вышла на берег Азовского моря. ( до этих пор Россия имела выход только в белое море, которое замерзало на полгода.)
Для связи с Западом необходим был вход к Балтийскому морю. Для этого надо было вернуть захваченные Швецией в начале 17 века земли. В долголетней Северной войне
(1700 -1721 ) Россия добилась победы.
Но с этим не мог смириться шведский король Карл XII , который долгое время одерживал победу над слабыми, неподготовленными войсками противника.
В 1709 году он вторгся в Россию с запада. Произошло сражение под Полтавой.
Данная информация поможет учащимся проанализировать отрывок из поэмы и увидеть личность Петра 1 в изображении Пушкина.
Учащиеся получают дидактический материал с отрывком из поэмы , двумя картинами (на одной изображен Петр 1 во время боя, на второй портрет Петра Великого) и кругом вопросов и заданий. Работая с данным материалом учащиеся анализируют образ Петра 1, выводы записывают в тетрадь.
На следующем этапе учащиеся делятся информацией, делают выводы при помощи учителя о роли Петра 1 в сражении и его изображении Пушкиным. Отвечают на главный вопрос: каким предстает перед нами Петр Великий в изображении А. С. Пушкина и художников?
(Петр 1 изображается в реалистических тонах, он сохраняет черты символа новой России – стихийной, непобедимой.
А. С. Пушкин изображает Петра Великого сильным, смелым человеком,
подчеркивает его патриотизм; с уважением говорит о его участии в битве.)
Заключительным моментом урока станет домашнее задание, в котором нужно вспомнить отрывок из "Бородина" Лермонтова, где тоже описывалось сражение, от которого зависело будущее России, и сравнить его с пушкинским описанием Полтавского боя. Установить, в чём сходство и в чём различие?
Рабочие листы для учеников
Текст 1
Горит восток зарею новой.
Уж на равнине, по холмам
Грохочут пушки. Дым багровый
Кругами всходит к небесам
Навстречу утренним лучам.
Полки ряды свои сомкнули.
В кустах рассыпались стрелки.
Катятся ядра, свищут пули;
Нависли хладные штыки.
Сыны любимые победы,
Сквозь огонь окопов рвутся шведы;
Волнуясь, конница летит;
Пехота движется за нею
И тяжкой твердостью своею
Ее стремление крепит.
И битвы поле роковое
Гремит, пылает здесь и там,
Но явно счастье боевое
Служить уж начинает нам.
Пальбой отбитые дружины,
Мешаясь, падают во прах.
Уходит Розен сквозь теснины;
Сдается пылкий Шлипенбах.
Тесним мы шведов рать за ратью;
Темнеет слава их знамен,
И бога браней благодатью
Наш каждый шаг запечатлен.
Тогда-то свыше вдохновенный
Раздался звучный глас Петра:
«За дело, с богом!» Из шатра,
Толпой любимцев окруженный,
Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен.
Он весь, как божия гроза.
Идет. Ему коня подводят.
Ретив и смирен верный конь.
Почуя роковой огонь,
Дрожит. Глазами косо водит
И мчится в прахе боевом,
Гордясь могущим седоком.
Уж близок полдень. Жар пылает.
Как пахарь, битва отдыхает.
Кой-где гарцуют казаки.
Равняясь строятся полки.
Молчит музыка боевая.
На холмах пушки, присмирев.
Прервали свой голодный рев.
И се - равнину оглашая,
Далече грянуло ура:
Полки увидели Петра.
И он промчался пред полками,
Могущ и радостен как бой.
Он поле пожирал очами.
За ним вослед неслись толпой
Сии птенцы гнезда Петрова –
В переменах жребия земного,
В трудах державства и войны
Его товарищи, сыны:
И Шереметев благородный,
И Брюс, и Боур, и Репнин,
И, счастья баловень безродный,
Полудержавный властелин.
И перед синими рядами
Своих воинственных дружин,
Несомый верными слугами,
В качалке, бледен, недвижим.
Страдая раной, Карл явился.
Вожди героя шли за ним.
Он в думу тихо погрузился.
Смущенный взор изобразил
Необычайное волненье.
Казалось, Карла приводил
Желанный бой в недоуменье...
Вдруг слабым манием руки
На русских двинул он полки.
И с ними царские дружины
Сошлись в дыму среди равнины;
И грянул бой, Полтавский бой!
В огне, под градом раскаленным.
Стеной живою отраженным,
Над падшим строем свежий строй
Штыки смыкает. Тяжкой тучей
Отряды конницы летучей,
Браздами, саблями звуча,
Сшибаясь, рубятся сплеча,
Бросая груды тел на груду,
Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят,
Прах роют и в крови шипят.
Швед, русский - колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет.
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон
...Но близок, близок миг
Ура! мы ломим; гнутся шведы.
О славный час! о славный вид!
Еще напор - и враг бежит.
И следом конница пустилась.
Убийством тупятся мечи,
И падшими вся степь
Покрылась, как роем чёрной саранчи.
Пирует Петр. И горд, и ясен,
И славы полон взор его.
И царский пир его прекрасен
При кликах войска своего,
В шатре своем он угощает
Своих вождей, вождей чужих,
И славных пленников ласкает,
И за учителей своих
Заздравный кубок поднимает...
(По А.С. Пушкину, "Полтава")
Текст 2 Мозаика М.В.Ломоносова «Полтавская баталия»
Текст 3
Поль Деларош «Портрет Петра I»
Вопросы и задания для учащихся
О чём главным образом говорится в отрывке из поэмы А.С. Пушкина
А) о примирении русских и шведов
Б) о битве между русским войском и шведским
В) о величии, мужестве и благородстве Петра 1
Г) о гибели воинов в страшной битве
Модельный ответ.
Б,В
Читательское умение :
Находить и извлекать одну или несколько единиц информации
Найдите описание Петра 1 в данном отрывке (текст 1)
Каким его изображает Пушкин? (Лик его ужасен.
Движенья быстры.
Он прекрасен.
Читательское умение: Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста
Как изображается появление Петра I перед своими войнами?
(он « могущ и радостен, как бой», в окружении своих друзей и соратников)
Читательское умение: Понимать фактологическую информацию
Сравните художественный портрет, данный Пушкиным, с портретом Петра 1 художника Поля Делароша и в мозаике Ломоносова. Обратите внимание на взгляд, позу, одежду, на окружающие предметы. Напишите о том, какие отличия вы заметили в изображении поэта и живописцев.
(В произведении Пушкина Петр I:
Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен.
Он весь, как божия гроза.
… Могущ и радостен как бой.
Он поле пожирал очами.
…. И горд, и ясен,
И славы полон взор его.
Сравнивая портреты Пушкина, можно сделать вывод о том, что Петр I талантливый и умнейший стратег, великий полководец, мужественный предводитель, заслуживший любовь и уважение русских солдат своим участием в битве со шведами, подающий пример мужества и самообладания, вдохновляющий свое войско на победу, побуждая русских воинов к самоотверженной битве за родную землю.
Читательское умение: Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом.
Оценивать содержание текста и его элементов.
5. Перечитайте описание пира.
- За каких учителей поднимает кубок Петр I ?
( Петр поднимает кубок за шведов, которые неоднократно наносили поражения неопытной русской армии , таким образом преподали полезные уроки).
Каково отношение Петра к проигравшим противникам и о чем оно говорит?
(Угощает вождей чужих и славных пленников ласкает).
Чувствуется великодушие русского царя к шведам, к их поражению, и уважение к достойному противнику.
Читательское умение: Применять информацию, полученную из текстов для решения новых учебно-практических, учебно-познавательных задач (в новой ситуации) без привлечения фоновых знаний.
6. В сцене пира после победы:
В шатре своем он угощает
Своих вождей, вождей чужих…
И за учителей своих
Заздравный кубок подымает…-
Петр I:
А) великодушен по отношению к поверженным;
Б) дерзок и насмешлив по отношению к противникам;
В) не выражает своего отношения к побежденным.
Модельный ответ.
Ответ А
Читательское умение.
Применять информацию, полученную из текстов для решения новых учебно-практических, учебно-познавательных задач (в новой ситуации) без привлечения фоновых знаний.