Урок литературы в 8 классе «Поэма "Мцыри". Образ гордого и непокорного юноши в поэме»
Дата:
Класс: 8 «А»
Предмет: русская литература
Тема: Поэма «Мцыри». Образ гордого и непокорного юноши в поэме. «В чём загадка Мцыри?»
Тип урока: закрепление
Цели: 1) проанализировать поэму, раскрыть особенности характера главного героя, выяснив способы изображения образа главного героя поэмы, организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы; уметь выделять черты романтизма в произведении; 2) развивать навыки аналитической работы с текстом, умение строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы; развивать навыки выразительного чтения лиро-эпического произведения; закрепить навыки рассуждения на литературную тему; уметь работать в группе; 3) воспитывать самостоятельность мышления, работоспособность, потребность образно выражать свои мысли; воспитание свободолюбивой личности.
Методические приемы: сообщение уч-ся, проблемное изложение, беседа, исследование в группах, анализ текста, самостоятельная работа.
Оборудование: портрет Лермонтова, эпиграф к уроку, листы оценивания, раздаточный материал, иллюстрации к поэме, аудиозапись «Бой с барсом», видеоролик «Кавказ» с записью грузинской народной мелодии, конверты с высказываниями критиков, схема «Фишбоун», сравнительная таблица (её заполнение).
Ход урока
I. Орг.момент. Приветствие. Психологический настрой на урок.
Тренинг «Добрые пожелания»
- Ребята, давайте подумаем, что мы могли бы пожелать друг другу, чтобы работа на уроке была плодотворной. Я вам желаю оптимизма и взаимной поддержки.
Команды дарят пожелания друг другу.
II. Постановка учебной задачи
Учитель (под тихую грузинскую музыку): М.Ю.Лермонтов – гениальный поэт, художник, офицер, удивительный певец грусти, романтик и патриот. Он открыл миру красоты Кавказа, всматриваясь в него зорким взглядом гениального поэта и замечательного художника.
Говоря о Лермонтове, Белинский отмечал, что поэт заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими, благодатнейшими впечатлениями его поэтическую душу.
Кавказ был колыбелью его поэзии, также, как он был колыбелью поэзии А.С.Пушкина. И после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ, как Лермонтов. Здесь наиболее полно раскрылся его творческий потенциал. «Герой нашего времени», «Демон», «Кавказ», «Обрыв», «Ашик Кериб», «Мцыри».
Однако с этим краем связаны и грустные воспоминания поэта. Так случилось, что на Кавказе Лермонтов побывал несколько раз: сначала - лечился, потом оказался не по своей воле. Вспомните стихотворение «Тучи» - тяжело расставаться с Родиной, близкими. Романтическая поэма «Мцыри» также наполнена тоской по родине, жаждой жизни, свободы.
Оглашение темы урока «В чем загадка Мцыри?» по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри». (Слайд 1). Чтение эпиграфа (Слайд 2).
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б смог.
М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
- Кому из героев принадлежат эти строки? Почему они взяты эпиграфом к уроку? (В них заключена основная идея произведения – борьба за свободу. В них заключается смысл жизни для Мцыри. А значит помогут раскрыть тему урока).
- Какой основной вопрос урока? (Слайд 3). Какие задачи мы поставим к уроку?
(Проанализировать поэму, раскрыть образ лермонтовского Мцыри, узнать, в чём его загадка?)
- На ваших партах лежат конверты с именами литературных критиков. Откроем их мы лишь в конце урока. Описав образ Мцыри, мы сравним наши мнения с мнением известных критиков о нем. Посмотрим, совпадут ли они.
Учителем оговаривается лист оценивания. Лист оценивания
ФИ уч-ся | Д\з | Исследование жизни Мцыри. Работа в группах. | Эссе | Итог | |
Всего баллов | Оценка | ||||
Максимальный балл | 5 | 5 | 5 | 13-15 9-12 5-8 | 5 4 3 |
III. Проверка д\з. Актуализация знаний по теме.
1. Сообщение учащегося (опережающее задание). Храм Джвари, где проживал лермонтовский Мцыри (слайд 4). История создания поэмы. Предполагают, что Лермонтов, странствуя в 1837 г. (во время первой ссылки) по старой Военно - Грузинской дороге, наткнулся в Мцхете на одинокого монаха. Лермонтов узнал от него, что родом он горец, плененный ребенком генералом Ермоловым. Генерал его вез с собою и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он и вырос; долго не мог свыкнуться с монастырем, тосковал и делал попытки к бегству в горы. Последствием одной такой попытки была долгая болезнь, приведшая его на край могилы. Излечившись, дикарь угомонился и остался в монастыре, где особенно привязался к старику монаху.
Проблемный вопрос: Почему М.Ю.Лермонтов изменил первоначальное название произведения “Бэри” (с грузинского – монах) на “Мцыри” (послушник, неслужащий монах, пришелец, чужеземец)?
- Форма повествования произведения? (слайд 5).Что такое исповедь?
2. Соотнести композиционные элементы произведений с главами поэмы:
экспозиция (1 - 2 главы, о чем узнаем?);
завязка (конец 2 главы - побег Мцыри);
развитие действия (3 - 16 главы - подъем, 19 - 23 главы - спад);
кульминация (17 - 18 главы - битва с барсом);
развязка (24, 25 главы; 26 глава - завещание героя).
Взаимопроверка группами. Обсуждение.
3. Нарисовать иллюстрации к основным событиям поэмы (вывешиваются в начале урока на доску).
IV. Изучение темы урока. Стадия «Осмысление».
1. Определение поэмы как романтической.
Учитель: Сегодня мы поведём разговор о сложном типе человеческого характера, который появился в XIX веке, - романтическом характере. Романтический герой – личность сильная, сложная, страстная, внутренний мир её необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий.
Проблемный вопрос: Можно ли назвать Мцыри романтическим героем? (Да. Герой – сложная, противоречивая натура, страстная, героическая, сильная духом, находится в постоянной конфронтации с внешним миром, в котором обречена жить).
2. Исследование жизни Мцыри. Мцыри в монастыре и Мцыри на свободе. Работа в группах на постерах (раздаточный материал).
- Как сложился жизненный путь нашего героя? Можно ли говорить, что он распался на 2 части? Почему? --- Давайте исследуем жизненный путь нашего героя. Для чего? (Раскрыть его образ, ответить на вопрос урока). Исследование будет проходить в группах по темам: «Мцыри в монастыре» и «Мцыри на свободе»
Вспомним правила работы в группах. Совместное выведение и запись на доске.
Учитель кратко знакомит с перечнем заданий в группах.
Определим критерии оценивания будущих работ (уч-ся выводят критерии, рассматривая задания в раздаточном материале).
1.Развернутые ответы на вопросы.
2.Подтверждение ответов текстом.
3. Совместная работа.
4. Соблюдение регламента времени.
5. Творческое оформление работы.
Выступления групп (критериальное оценивание и выставление баллов в листах оценивания + формативное оценивание: 2 звезды и пожелание).
Учитель: Основа поэмы «Мцыри» — романтическая концепция двух миров. Один из них чужд герою, это «мир келий душных и молитв» (монастырь), где он, как ему кажется, томится в плену, второй мир — это
...чудный мир тревог и битв, Где в тучах прячутся скалы, Где люди вольны, как орлы. Эти два мира не могут соединиться. И чем сильнее отрицание плена, несвободы, тем непреклонней порыв героя к «чудному миру», созданному его мятежным воображением.
1 группа. Жизнь в монастыре (Слайд 6).
1) Как проходила жизнь Мцыри в монастыре? Каков был характер и мечты юноши-послушника? Соответствуют ли они условиям жизни, в которых вынужден жить молодой послушник? Заполните таблицу в сопоставлении. Свои ответы подтвердите текстом.
Как диктует судьба? | Чего желает душа? |
пленение и пребывание в «серых стенах» монастыря Смирение, пассивность | Жажда бури, тревог, битвы, борьбы |
Сделайте вывод. «Но после к плену он привык»… Если привык, то зачем бежать? Почему бунт Мцыри был неизбежен? (Плен, несвобода — это состояние противоестественное, далекое от природы. Бунт Мцыри можно рассматривать как бунт самой природы, рождающей человека свободным. Обстоятельства способны подавить человека, унизить его, но не могут отнять у него самого права протестовать против тягостных, противных его душе условий жизни в монастыре).
2) Сформулируйте тему «Мцыри» (изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю).
3) Составьте синквейн к образу героя в этот период жизни.
Мцыри
Свободолюбивый, угнетенный,
Страдает, мечтает, протестует,
Стремится увидеть родину, слиться с природой-
Романтический герой.
Учитель: Уже в монастыре мы видим Мцыри сильным и гордым юношей, одержимым страстью – лю-бовью к родине и свободе. Но тогда он сам много не знал о себе, так как только настоящая жизнь проверяет человека и показывает, что он собой представляет. Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе?
2 группа. «Побег Мцыри, 3 дня свободы» (Слайд 7).
Для этого воспользуемся диаграммой «Фишбоун» (рыбья кость). В голову вписывается проблема для обсуждения: что, кроме смертельной раны, приобрел Мцыри за три «блаженных» дня? «Что бесполезно столько дней терпел, страдал, и все зачем?"
На нижних «косточках» группа выписывает цитаты из текста (Что видел Мцыри на свободе?) в качестве аргументов, а на верхних «косточках» - причины, т.е. черты характера, которые открыл в себе Мцыри (См. приложение 1). После окончания работы и обсуждения делается вывод.
2) Какие художественные приёмы использует автор в описании жизни Мцыри на свободе? (Приведите примеры). С какой целью? (Раскрыть характер Мцыри).
3) Сформулируйте идею поэмы (Поэт прославляет борьбу за свободу, подвиг, мятеж, силу характера и непримиримость. Своим героизмом, неудержимым стремлением к цели, беспокойством, жаждой борьбы, яркостью чувств Мцыри близок Лермонтову).
3) Составьте синквейн к образу героя в этот период жизни. Пример.
Мцыри
Мятежный, смелый,
Любит, борется, торжествует
Стремится увидеть родину, слиться с природой-
Романтический герой.
3. Центральный эпизод поэмы - бой с барсом. ТСО. Это кульминация трех «вольных» дней героя. Прослушаем отрывок из поэмы «Бой с Барсом». Иллюстрация (слайд 8).
1) Почему Мцыри вступает в схватку с барсом? (В нем проснулось желание доказать свою принадле-жность к «могучему духу» предков, проверить себя, свою силу, волю, достоин ли он доблести отцов).
2) Какие чувства испытывает юноша в схватке со зверем? (Напряжение сил, упоение открытой и честной борьбой, полное слияние с природой, радость и торжество победы.)
4. Создание проблемных ситуаций: постановка проблемных вопросов. Написание эссе (Слайд 11). Авторский стул.
1 группа. Своей добротой и удушливой заботой монахи разрушили жизнь человека? Есть ли чёткая грань между добром и злом? Когда добро может обернуться злом?
2 группа. Зачем человек живёт на земле? Что значит жить для Мцыри? Что значит жить для вас? (Находиться в постоянном поиске, тревоге, бороться, побеждать, любить, видеть своих родных, иметь дом, узнавать себя)
(Самостоятельная работа сопровождается тихой музыкой).
V. Выставление оценок (по листам оценивания).
Подведение итогов урока.
1. Возвращение к вопросу урока.
- Какие мы ставили цели к уроку? Удалось ли нам раскрыть образ Мцыри?
Сделайте вывод: В чём особенность лермонтовского Мцыри? В чём его загадка? Почему на протяжении многих десятилетий он будоражит и волнует чувства читателей? (1 мин. письм. инд. раб.)
( В центре поэмы Мцыри не разочарованный индивидуалист, а сильный человек, жаждущий счастья и жизни. В поэме утверждается необходимость свободы для человека и отрицание рабства и смирения.)
2. Цитирование высказываний критиков о поэме Лермонтова.
- А теперь откроем конверты. (Читают уч-ся.) Цитаты на доске также.
Белинский В.Г.…Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственною мощью.
Максимов Д.Е. Мцыри – высокий мятежный герой, ищущий пути из своего заточения на родину, в мир цельного бытия, свободы, борьбы и любви.
- Близки ли ваши характеристики главного героя поэмы к мнению критиков?
VI. Рефлексия «Дерево настроения»
- Какое настроение у вас после урока? У вас в руках по 3 яблока-стикера разного цвета. Наклейте стикеры на «Дерево настроения»:
Розовый стикер - отличное
Желтый стикер – хорошее
Зеленый стикер - плохое
VII. Д\з (Слайд 12).
1. Написать сочинение-эссе: «Кем стал для меня Мцыри?»
2. Выучить наизусть понравившийся отрывок из поэм.
Надежда Алексеевна Паршукова
Ирина Владимировна Казарцева
Потамошнева Наталья Алексеевна