Образ женщины в произведениях АС. Пушкина и Ф.М. Достоевского

2
0
Материал опубликован 5 April



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа»



Школьная научно-практическая конференция

«Вверх по лестнице успеха»



Исследовательский проект

«Образ женщины в произведениях АС. Пушкина и Ф.М. Достоевского»












Автор: Хачирова Полина, 9 Г класс


Руководитель: Охременко И.А., учитель русского языка и литературы




Мичуринск – 2024


Содержание

Введение

Глава 1. Образ женщины в произведении «Евгений Онегин» А. С. Пушкина………………………………………………………………………….2

1.1. Татьяна – идеал А. С. Пушкина. Анализ образа Татьяны Лариной…………………………………………………………………………....3

1.2. Роль Татьяны в развитии сюжета…………………………………….4

Глава 2. Образ женщины в произведении «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского ………………………………………………………………5

2.1. Анализ образа Сони Мармеладовой………………………………….5

2.2. Роль Сони в развитии сюжета……………………………………...…6

Глава 3. Сравнительный анализ образов женщин в произведениях Пушкина и Достоевского…………………………………………………………7

3.1. Сходства и различия в характеристиках и ролях Татьяны и Сонечки……………………………………………………………………………7

Заключение…………………………………………………………………9

Список информационных источников…………………………………..10














Введение.

Актуальность: Тема женщины и ее образов в мировой литературе всегда остается актуальной и вызывает интерес у читателей, исследователей и критиков. Анализ образов женщин в контексте социокультурных реалий XIX века позволит сделать выводы о том, как менялись представления о женщине в разные исторические периоды и какие ценности и стереотипы формировали образ женщины того времени. Таким образом, проект по изучению образов женщин в произведениях Пушкина и Достоевского имеет большое значение для литературоведения, культурологии и гендерных исследований.

Цель: проанализировать женский образ в произведениях Ф. М. Достоевского и А. С. Пушкина.

Задачи:

1. Сделать сравнительный анализ образов женщин у Пушкина и Достоевского, выявить сходства и различия в подходе к изображению женской природы.

2. Проанализировать роли женщин в сюжете и тематике произведений: какие функции выполняют женские персонажи в повествовании и какое значение они несут для развития сюжета.

3. Оценить влияние образов женщин на общее восприятие произведений: как женские персонажи влияют на эмоциональное восприятие читателей и на интерпретацию основных тем произведений.

4. Обобщить полученные результаты и сделать вывод.

5. Провести социологический опрос и сделать вывод на основе ответов опрошенных.

Объект исследования: «Евгений Онегин» и «Преступление и наказание».

Предмет исследования: образ женщины.

Практическая значимость работы: работа поможет школьникам получить дополнительную информацию о творчестве Пушкина и Достоевского, а также применить её на уроках проектной и творческой деятельности.



Глава 1. Образ женщины в произведении «Евгений Онегин» А. С. Пушкина.

Татьяна – идеал А. С. Пушкина. Анализ образа Татьяны Лариной

Татьяна Ларина – чистая и благородная девушка, природный человек, которому не посчастливилось оказаться в столичном вихре света. Это «милый идеал» Пушкина, который настолько воспет своим создателем, что воспринимается нами без малейшей насмешки, какой бы глупый поступок это идеал ни совершил.

Образ Татьяны Лариной, сотканный из нежности и романтичности, навсегда вписан в сокровищницу русской литературы. Пушкин возносит этот образ, ставя его в пример. Автор характеризует Татьяну с самой лучшей стороны, в лирическом отступлении он ей сочувствует, называет милой и лелеет.

Татьяна романтичная натура, молчаливая и замкнутая, все то, что знает о жизни, она почерпнула из книг. Так Пушкин рисует идеальный портрет героини, лишенный моральных изъянов.

С самого детства Татьяна была особенной и жила своей особой жизнью среди других членов своей семьи Лариных. С самого детства в ней видна была мечтательная и глубокая душа. Тихая девочка, она чуждалась шумных проказ, любила уединение и природу. Пушкин видит в ней идеал, потому что она "особенная", но одновременно с этим Татьяна вписывается в стандарты общества, которые играли важнейшую роль в те времена.

Любовь, вспыхнувшая в сердце Татьяны Лариной, была плодом ее девических мечтаний, романтического воображения, – молодой жаждой любви. Она сказала себе: «это он», не зная, что за человек Онегин на самом деле. Любовь охватила и сердце, ум и все существо Татьяны – любовь на всю жизнь – признак глубокой, чистой и цельной натуры. Она доверчиво и просто отдалась своему чувству. Именно легкомысленность, наивность и романтичность были теми характеристиками, что делали девушек идеальными в те времена. Татьяна с головой окунулась в новое для неё чувство и совершенно забыла про себя. Ее любовь к Онегину и покорение ему вызывают сострадание и восхищение у читателей, а ее письмо к нему считается одним из самых ярких и глубоких моментов романа.

Появление Евгения Онегина в жизни Татьяны раскрывает образ главной героини с другой стороны. Она страстная натура, но не кокетка, какими были девушки ее окружения, в том числе и Ольга. Автор противопоставляет двух девушек, чтобы показать, насколько близка ему чистая и нежная душа Татьяны.

Нежность и чистота души - вот, что Пушкин превозносит. Он даёт Татьяне именно такие характеристики и описания, наделяет её кротостью и лёгкостью. Нам дают намёки на то, что Татьяна - сильная характером и духом, особенно это видно, когда она отвергает Онегина, однако это все завуалировано, будто этого не должно здесь быть и мы не должны об этом знать.

Роль Татьяны в развитии сюжета

Образ Татьяны Лариной в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» выполняет основную роль в описании автором своего женского идеала. Для него она – воплощение женственности, пример для подражания всем русским женщинам. Поведение Татьяны меняется на протяжении всего произведения, но личные принципы остаются прежними.

Русские литературные критики признали Татьяну Ларину «идеальным образом русской женщины 19 века». Чтобы Татьяна стала сильной и нравственной личностью, ей пришлось пройти через разочарование в Евгении Онегине. Иногда человеку необходимо пережить эмоциональный шок, чтобы измениться внутренне и укрепить свой характер. Татьяна смогла сохранить свою доброту и чистоту в мире порока и злобы, таким образом, Пушкин хотел показать, что, пока живут люди, обладающие качествами его героини, лучшее будущее для всего человечества вполне возможно.

Роль Татьяны в романе очень велика, ее образ проходит через все произведение. Невинный образ Татьяны подчеркивает трагедию Онегина, общества в целом, но всё же ее основное предназначение заключается в том, чтобы стать вдохновением для Пушкина, олицетворением поэзии и жизни.


Глава 2. Образ женщины в произведении «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского

2.1. Анализ образа Сони Мармеладовой

Соня Мармеладова – самый трогательный, ранимый и самоотверженный женский персонаж в романе Ф.М. Достоевского. Она играет центральную роль в произведении, наряду с главным героем Раскольниковым.

Характеристика Сони у Достоевского сдержанная и нарочитая. Избегая подробных описаний и довольствуясь несколькими эпитетами, он пытается придать своей героине воздушный, легкий, почти незаметный характер, однако именно этот персонаж интересует большинство людей. Известно, что одной из главных черт характера Сони является доброта и благожелательность. Она верит в Бога и стремится обрести утешение и спасение от своей греховности через веру. Основа ее существования - смирение, кротость и человечность. Именно в этих ипостасях кроется "правда жизни" Сонечки Мармеладовой.

Эта хрупкая с виду девушка обладает внутренней силой, не ищет оправданий и не дает Раскольникову оправдаться. Она стремится вперед, чтобы жить, и вдохновляет Родиона Раскольникова своим примером. Девушка, занимающаяся унизительной профессией, вызывает восхищение своими поступками. Федор Достоевский написал этот образ гуманным и непоколебимым.

На примере Сони Мармеладовой писатель изображает любовь всепрощающую и не требующую ничего взамен. Это происходит потому, что в романе Соня не произносит ни одного слова об этой любви. Сущность этой девушки наполнена этим чувством, которое проявляется не в словах, а в виде поступков и действий. Влияние героини на дальнейшую судьбу Родиона Раскольникова неизмеримо. Соня помогает ему отказаться от своих заблуждений и приблизиться к нравственному очищению. Само существование Сони разрушает теории героя. Ему становится понятно, что эта девушка – не «тварь дрожащая», а сильная личность, веру которой ничто не способно сломить и поколебать. Ее бескорыстная любовь и сострадание к Родиону вызывают у читателей сильные эмоции и помогают понять основные темы произведения, такие как нравственность, грех и искупление.

Она остается нравственно чистой даже в той липкой обстановке своей убогой комнаты, где ей приходится обитать. Возможно, это понимают и бывалые «грубые, клейменые каторжные», которые обращаются к Сонечке со словами: «Матушка, Софья Семеновна, мать ты наша, нежная, болезная!».

Пережив муки, боль и унижение, Соня обладает необыкновенными духовными силами, которые позволяют ей спасти не только себя, но и Раскольникова, находящегося в глубоком отчаянии. Ее отличает способность воспринимать чужие грехи как свои собственные.

Для Ф.М. Достоевского героиня - это нравственный идеал. Он наделяет ее такими качествами, как доброта, щедрость, мягкость, сочувствие и любовь. Такая женщина, по мнению Достоевского, и есть истинная женщина. В образе Сони заключена любимая теория писателя о том, что каждый человек имеет право на жизнь.

2.2. Роль Сони в развитии сюжета

Образ Сонечки становится вечным, олицетворяя идеи автора о христианстве, доброте и непорочности души. Родион считает Соню единственным чистым человеком в своем окружении, постоянно жалея ее, но не осознавая, что она влюблена в него. Ему трудно понять, как она, с такой сложной судьбой и постоянными унижениями со стороны мачехи, остается такой отзывчивой. Ее искренность основана на любви к людям и помощи ближнему.

Взгляды, убеждения и поступки Сони отражают позицию автора. Падшая женщина остается чистой и невинной, искупая свои грехи всеобъемлющей любовью к людям. Она не является "тварью дрожащей", по мнению Раскольникова, а достойным уважения человеком, который оказывается сильнее главного героя. Пройдя через множество испытаний и страданий, Соня не теряет своих человеческих качеств, не изменяет себе и находит счастье. Моральные принципы, вера и любовь Сони оказываются сильнее эгоистической теории Раскольникова.

Глава 3. Сравнительный анализ образов женщин в произведениях Пушкина и Достоевского

3.1. Сходства и различия в характеристиках и ролях Татьяны и Сонечки

Надо понимать, что произведения написаны в разные периоды. Потому Пушкин попросту не мог изобразить Татьяну как героиню, которая ради любви может бросить своего мужа по расчету и уйти к Онегину, ведь она живет в светском обществе, где развод был практически невозможен. Автор показал нам привычную картину, которая и играла ключевую роль в восприятии мира того времени.

Достоевский же свободно рассказывает про Сонечку, идущую "по желтому билету", описывая все ужасы, которые она пережила и на момент действий в произведении продолжает переживать, принимая во внимание то, что такие, как Соня, считались падшими женщинами. Тем не менее, несмотря на очевидное осуждение общества того времени такого типа девушек, писатель не отрёкся ни от основной темы произведения, ни от Сонечки, продолжая любить свою героиню.

Конечно же, у этого кардинального различия в написании достаточно похожих героинь есть свои причины: общество никогда не стояло на месте, и за этот промежуток времени произошли значимые изменения если не в общей структуре, то в его моральных ценностях и идеалах. Но нельзя не отметить ещё несколько причин, которые являются важнейшими в разнице между героинями:

Жизненный путь и судьба. Соня Мармеладова - это жертва обстоятельств, девушка, которая попала в трудное положение из-за бедности и несправедливости общества. Она была вынуждена идти против себя и общества, чтобы помочь своей семье, и страдать от этого морально. Ее судьба трагична, но она сохраняет чистоту души и готова жертвовать собой ради других, даже если весь мир будет против неё. Татьяна Ларина - это образ девушки-мечтательницы, романтической натуры, которая влюбляется в Онегина, но отказывается от него из-за своей чести и верности, не готовая к позору и осуждению. Она отличается своей нежностью и непоколебимой верой в идеал любви, однако отказывается от неё.

Образованность. Татьяна умна, образована и чувствительна к прекрасному. Она любит читать, размышлять о жизни, задаваться философскими вопросами. Соня же абсолютно не образована, но это никак не искажает и не портит ее образ. Достоевский отдаёт почти главное место в сюжете девушке низкого социального статуса по всем меркам, девушке, которая, несмотря на всё вышеперечисленное, является символом воли и сострадания и учит нас морали. Это невероятно большой шаг, о котором и речи не шло в пушкинские времена, в сторону изменения восприятия женского образа.

Характер. Татьяна живет в мире своих мечтаний и идеалов, искренне верит в чистоту чувств и верность. Она готова жертвовать своим собственным счастьем ради любви к Онегину. В то время как Соня готова пожертвовать своим собственным счастьем ради других людей, но не ради чувств. Татьяна - символ романтической идеализации любви.

Таким образом, различие между Татьяной Лариной и Соней Мармеладовой заключается не только в том, как их преподнесли писатели, но и в их характерах и судьбах, которые они выбирают и к которым они вынуждены подстраиваться.

Заключение

В произведениях "Евгений Онегин" Александра Пушкина и "Преступление и наказание" Федора Достоевского образы женщин - Татьяны Лариной и Сони Мармеладовой - играют значительную роль, отражая различные аспекты женской сущности и общественного положения женщин в XIX веке.

Татьяна Ларина представляет собой образ идеализированной женщины, которая воплощает чистоту, нежность, преданность и готовность пожертвовать ради любви. Ее переживания, страсти и самопожертвование делают ее символом романтической любви и женской идеальности.

Соня Мармеладова, напротив, является образом женщины, подверженной внешним обстоятельствам, страдающей от бедности, унижений и социального презрения. Ее жертвенность, сострадание и способность прощать делают ее сильнейшей героиней.

Оба образа показывают сложность женского характера и его способность к самопожертвованию, состраданию и любви. Пушкин и Достоевский через эти образы передают сложные аспекты женской психологии и социального положения женщин в своем времени. Образы Татьяны Лариной и Сони Мармеладовой помогают нам лучше понять роль и значение женщины в обществе XIX века, ее внутренний мир. К тому же, благодаря данному проекту можно проследить то, как менялось представление о женщинах в разные периоды 19 столетия: от идеальной Татьяны до непринятой обществом Сонечки.






Список информационных источников

1. Достоевский, Федор Михайлович (1821-1881).
Преступление и наказание / Ф. М. Достоевский. - Москва : Дрофа, 2008. - 607 с.

2. Лотман, Юрий Михайлович.
Роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин" : Комментарий. Пособие для учителя / Ю. М. Лотман. - 2-е изд. - Ленинград : Просвещение : Ленингр. отд-ние, 1983. - 416 с.

3. Пушкин, Александр Сергеевич (1799-1837.).
Евгений Онегин : Роман в стихах / А. С. Пушкин; [Вступит. статья П. Г. Антокольского, с. 3-20. - Москва : Худож. лит., 1981. - 255 с.

4. Фридлендер, Георгий Михайлович.
Реализм Достоевского [Текст] / Акад. наук СССР. Ин-т русской литературы (Пушкинский дом). - Москва ; Ленинград : Наука. [Ленингр. отд-ние], 1964. - 404 с.

















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.