12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гетоева Людмила Тадиозовна29
Учитель Русского языка и ЛИтературы
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Ирафский район, с. Сурх-Дигора
3

Технологическая карта урока литературы в 11 классе. Тема: Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».


Технологическая карта урока литературы в 11 классе.

Тема: Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: знакомство обучающихся с образом Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Планируемые результаты:

личностные: смогут продемонстрировать коммуникативные компетентности в процессе образовательной и учебно-исследовательской деятельности.

регулятивные: овладеют основами принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познаватель-ной деятельности.

познавательные: рассказывают об образе Петербурга в русской литературе; сопоставляют описания Петербурга А. С. Пуш­киным, Н. В. Гоголем, Н. А, Некрасовым; выполняют исследовательскую работу в группах на тему «Петербург Достоевского»; участвуют в аналитической беседе.

коммуникативные: строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформляют свои мысли в устной форме; актуализируют знания о Петербурге в русской литературе XIX века; определяют особенности города «униженных и оскорбленных» в романе «Преступление и наказание», средства его изображения; подходят к осмысле-нию главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым; развивают умения внимательно читать текст, комментировать и анализировать его, сопоставлять, размышлять, высказывать свои суждения.

Технологии: критического мышления, информационно-коммуникационная .

Формы работы: индивидуальная, самостоятельная, групповая.

Межпредметные связи: история , изобразительное искусство, архитектура, МХК, русский язык.

Виды используемых ЭОР: соло Ролана Быкова в экранизации повести Н. В. Гоголя «Шинель», презентация «Архитек-тура Петербурга», презентация «Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Материалы и оборудование: , компьютер, мультимедийный проектор, м/м доска, учебная доска, раздаточный материал, иллюстративный мате­риал, тексты романа Ф.М. Достоевского.


Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Планируемые результаты УУД

Время

I.Начало урока

Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку. Внутренняя и внеш-няя готовность к уроку.

Обращает внимание на иллюстрации Петербурга и эпиграфы к уроку(на доске)

1.Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелено-бледный,

Скука, холод и гранит... (А. С. Пушкин)


2. Редко где найдётся столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. (Ф. Достоевский )

Самостоятельно определяют тему урока: «Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Регулятивные

2 мин.

II.Актуализа-ция знаний

Предлагает посмотреть видеоряд: соло Ролана Быкова в классической экранизации повести Н. В. Гоголя «Шинель» как средство актуализации знаний обучающихся и подготовки для создания проблемной ситуации https://www.ivi.ru/watch/33921

 После просмотра подбирают и записывают (в тетради) определения к слову Петербург


Познавательные: рефлексия

5 мин.


III. Целепола-гание.

Предлагает узнать по описанию город.О каком городе идет речь?

Это один из красивейших городов мира. Основан в 1703 году в устье Невы Петром I . В этом городе много  уникальных  памятников архитектуры. Его улицы, проспекты, площади набережные – подлинные произведения искусства, созданные по замыслу великих зодчих. Это город рек и каналов и мостов, многие из которых известны во всём мире. В нем много театров. Среди наиболее известных архитектурных сооружений Петропавловская крепость, Храм Воскресения Христова, Адмиралтейство, стройная башня которого стала символом города. Его называют музеем под открытым небом: в городе собрана неповторимая коллекция архитек-турных шедевров сразу нескольких эпох. А каким вы знаете этот город? Заполните первый столбик таблицы.

Сделайте вывод,что станет предметом нашего разговора на уроке, исходя из темы? Предположите, какие цели будут поставлены перед вами?

1.Выражают свои мысли по поводу предложенного описания.

2.Самостоятельно формулируют цели урока, определив границы знания и незнания путем заполнения таблицы о Петербурге (на данном этапе урока заполняют первый столбик)

Индивилуальная работа.


Знал

Знаю

Хочу узнать

Нева



красивый



белые ночи



Фонтаны



мосты




Регулятивные

3 мин.

IV.Мотивация к учебной деятельности

Предлагает обсудить,есть ли аналогии между просмотренным видеорядом по повести Н.В.Гоголя «Шинель» и романом Ф.М. Достоев0ского.

Класс делится на 3 группы.Прием «Мои ожидания»:

- Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся, а насколько - посмотрим в конце урока .

Мотивирует к составлению алгоритма «Петербург Достоевского» на заключи-тельном этапе урока. Предлагает найти в тексте романа ключевые слова для описания Петербурга. Консультирует.

Обсуждают предложенное задание. Коллективная работа. Ответы обучающихся на вопрос. Прогнозируют рефлексию(получить новые знания, справиться со всеми заданиями, помочь своему товарищу и т.д.).

Групповая работа.

Находят в тексте романа ключевые слова для описания Петербурга:

1 группа:  пейзажа (жара страшная , духота, особенная летняя вонь, отвратительный и грустный колорит), 2 группа:  интерьера -(грязь,гроб,шкаф,желтые обои), 3 группа-улицы (толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль, пьяная девочка на бульваре, многолюдно,враждебность и недоверчивость….)


2.Работа с учебником. Иссле-довательская работа Подбирают эпитеты для описания иллюстрации Д.А.Шмаринова к роману «Преступление и наказание» «Доходный дом». Осуществляют контроль (самоконтроль, взаимоконтроль)

Коммуникативные



Регулятивные;

рефлексия




7 мин.














V. Повторение изученного

Предлагает вспомнить изученные произведения, в которых описывается Петербург и заполнить таблицу







Заполняют таблицу «Петербург в произведениях классиков русской литературы».Групповая форма.

п/п

Автор

Название произведения

1.

Н.В.Гоголь

«Невский проспект», Нос», «Шинель», «Портрет»,«Женить-ба»,Ревизор» «Ночь перед Рождеством»

2.

А.С. Пушкин

«Медный всадник»,

«Евгений Онегин»

3.

Н.А.Некра-сов

Стих-я

Осуществляют взаимоконтроль и взаимооценивание.

Регулятивные;

рефлексия



5 мин.






VI. Обобщение изученного

Подводит обучающихся к составлению общего алгоритма «Петербург Достоевского ».

















Показ презентации «Архитектура Петербурга».

http://www.myshared.ru/slide/1342824/

Просьба прокомментировать слова писателя об архитектуре Петербурга.

«Архитектура всего Петербурга чрезвычайно характеристична и оригинальна и всегда поражала меня именно тем, что выражает всю его бесхарактерность и безличность за все время существования. Он отражение всех архитектур в мире, всех периодов и мод, все постепенно заимствовано и все по-своему перековеркано». (Ф.М.Достоевский)

Записывают алгоритм ,каждая группа свой, проговаривают вслух и представляют презентацию своего алгоритма. Аргументируют свою точку зрения, приводят примеры. Формулируют общий алгоритм: Петербург Достоевского - город равнодушия, звериного любопытства, злорадной насмешки, где совершаются преступления, где не-возможно дышать, это город уни-женных и оскорбленных.П.-это своеобразный герой романа, глубоко враждебный и неприятный всему здоровому, жестокий и антигуманный. Атмосфера Петербурга – атмосфера тупика и безысходности. Судьбы людей ломаются им.Просмотр презентации .Самостоятельная форма работы. Заполнение второй колонки таблицы (знаю) о Петербурге Достоевского

знал

знаю

хочу узнать

Нева

вражде-бен чело-веку, тес-ит, давит его,  рож-дает безыс-ходность, толкает на скан-далы и преступ-ления


красивый

белые ночи

Фонтаны

мосты

музеи

парки

памятники

старинные

здания

Комментирование высказывания писателя об архитектуре города. Индивидуальная форма работы. Самооценивание

Регулятивные,ком-

муникативные;

рефлексия









Познавательные: структурирование знаний







Регулятивные; рефлексия


5 мин.

VII. Открытие нового знания

Роман «Преступление и наказа-ние» называют «петербургским романом», почему? Обратимся к содержанию электронного ресурса. Изучите самостоятельно предлагаемые материалы и дайте ответ на вопрос.

www.fcior.edu.ru:

http://www.fcior.edu.ru/card/28411/obraz-peterburga-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie-bazovoe-izuchenie.html

Воспринимают информацию в текстовой и аудиовизуальной форме, осмысливают полученную информацию.


Познавательные: структурирование знаний

7 мин.

VIII.Контроль усвоения материала

Организация контроля усвоения материала (тестовые задания или создание учащимися устных высказываний на одну из тем:

- Петербург Достоевского - город равнодушия, звериного любопытства, злорадной насмешки.

-   Петербург Достоевского - это город

одиночества.

- Какую роль сыграл Петербург в судьбах героев романа?

Контролирует выполнение задания,

корректирует

1. Предлагает

составить

синквейн  «Петербург»

Взаимопроверка. Работа в парах

Представляют свои

монологические

высказывания;

сверяют свою

работу с эталоном,

вносят коррективы,

задают вопросы

учителю

Регулятивные;

рефлексия


5 мин.




IX.Подведение итогов урока

Предлагает заполнить таблицу (раздаточный материал)  Знал Знаю Хочу узнать

Заполняют таблицу, подводят итоги услышанного и увиденного из выступлений групп,

Регулятивные;

рефлексия

3 мин.


X. Формули-ровка домашнего задания

Объясняет правила выполнения д/з и критерии его оценки.

 Домашнее задание: работа в груп-пах: составить коллаж «Петербург Достоевского», используя материал романа

Заполняют третьею графу таблицы, начиная со слов «Почему…?», «В связи с чем…?» и т.д.

Уточняют (если есть вопросы) и записывают

домашнее задание

Регулятивные;

рефлексия

2 мин.


XI. Рефлексия

Предлагает заполнить карточки по рефлексии ,подвести итоги своей учебной деятельности

Составляют синквейн.

Пример:

Петербург серый, грязный,

Ожесточает, давит, угнетает,

Разочаровывает, губит,

Не пожалеет он- погубит.







Регулятивные;

рефлексия

1 мин.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.