Уроа литературы в 11 классе «Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"»
Технологическая карта урока литературы в 11 классе.
Тема: Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: знакомство обучающихся с образом Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Планируемые результаты:
личностные: смогут продемонстрировать коммуникативные компетентности в процессе образовательной и учебно-исследовательской деятельности.
регулятивные: овладеют основами принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познаватель-ной деятельности.
познавательные: рассказывают об образе Петербурга в русской литературе; сопоставляют описания Петербурга А. С. Пушкиным, Н. В. Гоголем, Н. А, Некрасовым; выполняют исследовательскую работу в группах на тему «Петербург Достоевского»; участвуют в аналитической беседе.
коммуникативные: строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформляют свои мысли в устной форме; актуализируют знания о Петербурге в русской литературе XIX века; определяют особенности города «униженных и оскорбленных» в романе «Преступление и наказание», средства его изображения; подходят к осмысле-нию главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым; развивают умения внимательно читать текст, комментировать и анализировать его, сопоставлять, размышлять, высказывать свои суждения.
Технологии: критического мышления, информационно-коммуникационная .
Формы работы: индивидуальная, самостоятельная, групповая.
Межпредметные связи: история , изобразительное искусство, архитектура, МХК, русский язык.
Виды используемых ЭОР: соло Ролана Быкова в экранизации повести Н. В. Гоголя «Шинель», презентация «Архитек-тура Петербурга», презентация «Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
Материалы и оборудование: , компьютер, мультимедийный проектор, м/м доска, учебная доска, раздаточный материал, иллюстративный материал, тексты романа Ф.М. Достоевского.
Этап урока | Деятельность преподавателя | Деятельность студента | Планируемые результаты УУД | Время | ||||||||||||||||||
I.Начало урока | Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку. Внутренняя и внеш-няя готовность к уроку. Обращает внимание на иллюстрации Петербурга и эпиграфы к уроку(на доске) 1.Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелено-бледный, Скука, холод и гранит... (А. С. Пушкин) 2. Редко где найдётся столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. (Ф. Достоевский ) | Самостоятельно определяют тему урока: «Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» | Регулятивные | 2 мин. | ||||||||||||||||||
II.Актуализа-ция знаний | Предлагает посмотреть видеоряд: соло Ролана Быкова в классической экранизации повести Н. В. Гоголя «Шинель» как средство актуализации знаний обучающихся и подготовки для создания проблемной ситуации https://www.ivi.ru/watch/33921 | После просмотра подбирают и записывают (в тетради) определения к слову Петербург | Познавательные: рефлексия | | ||||||||||||||||||
III. Целепола-гание. | Предлагает узнать по описанию город.О каком городе идет речь? Это один из красивейших городов мира. Основан в 1703 году в устье Невы Петром I . В этом городе много уникальных памятников архитектуры. Его улицы, проспекты, площади набережные – подлинные произведения искусства, созданные по замыслу великих зодчих. Это город рек и каналов и мостов, многие из которых известны во всём мире. В нем много театров. Среди наиболее известных архитектурных сооружений Петропавловская крепость, Храм Воскресения Христова, Адмиралтейство, стройная башня которого стала символом города. Его называют музеем под открытым небом: в городе собрана неповторимая коллекция архитек-турных шедевров сразу нескольких эпох. А каким вы знаете этот город? Заполните первый столбик таблицы. Сделайте вывод,что станет предметом нашего разговора на уроке, исходя из темы? Предположите, какие цели будут поставлены перед вами? | 1.Выражают свои мысли по поводу предложенного описания. 2.Самостоятельно формулируют цели урока, определив границы знания и незнания путем заполнения таблицы о Петербурге (на данном этапе урока заполняют первый столбик) Индивилуальная работа.
| Регулятивные | 3 мин. | ||||||||||||||||||
IV.Мотивация к учебной деятельности | Предлагает обсудить,есть ли аналогии между просмотренным видеорядом по повести Н.В.Гоголя «Шинель» и романом Ф.М. Достоев0ского. Класс делится на 3 группы.Прием «Мои ожидания»: - Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся, а насколько - посмотрим в конце урока . Мотивирует к составлению алгоритма «Петербург Достоевского» на заключи-тельном этапе урока. Предлагает найти в тексте романа ключевые слова для описания Петербурга. Консультирует. | Обсуждают предложенное задание. Коллективная работа. Ответы обучающихся на вопрос. Прогнозируют рефлексию(получить новые знания, справиться со всеми заданиями, помочь своему товарищу и т.д.). Групповая работа. Находят в тексте романа ключевые слова для описания Петербурга: 1 группа: пейзажа (жара страшная , духота, особенная летняя вонь, отвратительный и грустный колорит), 2 группа: интерьера -(грязь,гроб,шкаф,желтые обои), 3 группа-улицы (толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль, пьяная девочка на бульваре, многолюдно,враждебность и недоверчивость….) 2.Работа с учебником. Иссле-довательская работа Подбирают эпитеты для описания иллюстрации Д.А.Шмаринова к роману «Преступление и наказание» «Доходный дом». Осуществляют контроль (самоконтроль, взаимоконтроль) | Коммуникативные Регулятивные; рефлексия | 7 мин. | ||||||||||||||||||
V. Повторение изученного | Предлагает вспомнить изученные произведения, в которых описывается Петербург и заполнить таблицу | Заполняют таблицу «Петербург в произведениях классиков русской литературы».Групповая форма.
Осуществляют взаимоконтроль и взаимооценивание. | Регулятивные; рефлексия | 5 мин. | ||||||||||||||||||
VI. Обобщение изученного | Подводит обучающихся к составлению общего алгоритма «Петербург Достоевского ». Показ презентации «Архитектура Петербурга». http://www.myshared.ru/slide/1342824/ Просьба прокомментировать слова писателя об архитектуре Петербурга. «Архитектура всего Петербурга чрезвычайно характеристична и оригинальна и всегда поражала меня именно тем, что выражает всю его бесхарактерность и безличность за все время существования. Он отражение всех архитектур в мире, всех периодов и мод, все постепенно заимствовано и все по-своему перековеркано». (Ф.М.Достоевский) | Записывают алгоритм ,каждая группа свой, проговаривают вслух и представляют презентацию своего алгоритма. Аргументируют свою точку зрения, приводят примеры. Формулируют общий алгоритм: Петербург Достоевского - город равнодушия, звериного любопытства, злорадной насмешки, где совершаются преступления, где не-возможно дышать, это город уни-женных и оскорбленных.П.-это своеобразный герой романа, глубоко враждебный и неприятный всему здоровому, жестокий и антигуманный. Атмосфера Петербурга – атмосфера тупика и безысходности. Судьбы людей ломаются им.Просмотр презентации .Самостоятельная форма работы. Заполнение второй колонки таблицы (знаю) о Петербурге Достоевского
Комментирование высказывания писателя об архитектуре города. Индивидуальная форма работы. Самооценивание | Регулятивные,ком- муникативные; рефлексия Познавательные: структурирование знаний Регулятивные; рефлексия | 5 мин. | ||||||||||||||||||
VII. Открытие нового знания | Роман «Преступление и наказа-ние» называют «петербургским романом», почему? Обратимся к содержанию электронного ресурса. Изучите самостоятельно предлагаемые материалы и дайте ответ на вопрос. | Воспринимают информацию в текстовой и аудиовизуальной форме, осмысливают полученную информацию. | Познавательные: структурирование знаний | 7 мин. | ||||||||||||||||||
VIII.Контроль усвоения материала | Организация контроля усвоения материала (тестовые задания или создание учащимися устных высказываний на одну из тем: - Петербург Достоевского - город равнодушия, звериного любопытства, злорадной насмешки. - Петербург Достоевского - это город одиночества. - Какую роль сыграл Петербург в судьбах героев романа? Контролирует выполнение задания, корректирует 1. Предлагает составить синквейн «Петербург» | Взаимопроверка. Работа в парах Представляют свои монологические высказывания; сверяют свою работу с эталоном, вносят коррективы, задают вопросы учителю | Регулятивные; рефлексия | 5 мин. | ||||||||||||||||||
IX.Подведение итогов урока | Предлагает заполнить таблицу (раздаточный материал) Знал Знаю Хочу узнать | Заполняют таблицу, подводят итоги услышанного и увиденного из выступлений групп, | Регулятивные; рефлексия | 3 мин. | ||||||||||||||||||
X. Формули-ровка домашнего задания | Объясняет правила выполнения д/з и критерии его оценки. Домашнее задание: работа в груп-пах: составить коллаж «Петербург Достоевского», используя материал романа | Заполняют третьею графу таблицы, начиная со слов «Почему…?», «В связи с чем…?» и т.д. Уточняют (если есть вопросы) и записывают домашнее задание | Регулятивные; рефлексия | 2 мин. | ||||||||||||||||||
XI. Рефлексия | Предлагает заполнить карточки по рефлексии ,подвести итоги своей учебной деятельности | Составляют синквейн. Пример: Петербург серый, грязный, Ожесточает, давит, угнетает, Разочаровывает, губит, Не пожалеет он- погубит. | Регулятивные; рефлексия | 1 мин. |