«Образование и общество: исторические изменения и современные вызовы»
Интегрированный урок истории и педагогики
Тема: «Образование и общество: исторические изменения и современные вызовы»
Класс: 11
Учителя: Краснобаева Е. О.
Школа: МКОУ Новобирюсинская СОШ
Цель: показать взаимосвязь между историческими процессами и развитием образовательных систем, а также обсудить актуальные проблемы образования в современном мире.
Задачи:
Рассмотреть, как менялись образовательные системы в разные эпохи (античность, Средневековье, Новое время).
Обсудить влияние социальных изменений на образование (революционные движения, индустриализация, цифровизация).
Проанализировать роль учителя в различные исторические периоды.
Тип урока- изучение нового материала(теория и применение)
Форма работы учащихся- фронтальная беседа, применение предыдущих знаний в новой ситуации.
Структура и ход урока.
I.Организационный момент
Учитель:
Приветствие, проверка готовности.
Мотивация: разгадав филворд, вы узнаете тему урока.
| н | и | к | е | и |
ы | е | н | с | и | н |
в | м | е | е | о | а |
о | е | н | ч | б | в |
з | р | е | и | щ | о |
ы | в | м | р | е | з |
в | о | з | о | с | а |
е | с | и | т | т | р |
ы | и | е | с | в | б |
н | я | и | и | о | о |
2.(Актуализация знаний)
Как вы считаете какой будет наша цель урока?
Цель: проследить развитие образования.
Учитель:
История образования, началась вместе с историей человечества. У всех народов мира учителем называют не только человека, который учит грамоте, но и того, кто передает младшим поколениям жизненный опыт, культуру, традиции.
Исторический обзор
Античное образование: Школы в Древней Греции.
Слово «педагог» известно нам из Древней Греции. Именно так назывался человек-раб, который присматривал за ребенком в греческой семье, водил его в школу и обучал дома. Образование получали только мальчики. Они изучали чтение, письмо, арифметику, умножение и деление, возводили числа в квадрат. Посещали с 12 лет палестру. В гимнасиях учились риторике, беседовали с философами.
Какие ассоциации возникают у вас со словом «образование»?
образование
развитие
Как развивалось образование?Как развивалось образование в средние века? Ученик Помозова К.
2.Средние века: Монастырские школы, братские школы.
В средние века педагогами, как правило, были священники, монахи, хотя в городских школах, университетах ими все чаще становились люди, получившие специальное образование. В Киевской Руси были открыты государственные школы для подготовки образованных людей из среды дружинников, бояр, «княжих мужей». Князья и церковь создавали также школы, которые готовили священников. Церковь, желая, чтобы народные массы быстрее оставляли язычество и переходили в христианскую веру, организовала обучение грамоте в монастырях и на дому священников. Учебными книгами служили: азбука, часослов и псалтырь. В отличие от школ Западной Европы, где все обучение велось на латинском языке, на Руси обучение грамоте происходило на церковнославянском языке, более близком к разговорной речи учащихся.
Открывались также еще, так называемые братские школы-национально-религиозные и просветительные общественные организации XV—XVIII вв. при православных церквах или монастырях Белоруссии, Украины, Литвы, Чехии. Членами братств были люди разного звания, чина и положения. Боролись против национального угнетения и насильственного окатоличивания православного населения. Открывали школы, типографии, имели монастыри, богадельни, больницы, странноприимные дома. Братские школы разработали довольно широкий курс образования, включавший научные светские предметы. Это были языки: греческий, славянский (старославянский), русский, латинский, грамматика, поэтика, риторика, философия, арифметика. Братские школы находились иод значительным греческим влиянием, первые учителя в них были греками, преобладающим языком был греческий.
В братские школы принимались дети всех сословий. Перед учителем все они — богатые и бедные — были равны. Каждый ученик сидел на определенном месте, назначенном ему по успехам. Кто больше будет знать, будет и выше сидеть, хоть он и беден, а кто меньше знает — сидит на низшем месте. Приходили в школу и уходили из нее в определенное время, пропуски занятий воспрещались. Порядок поддерживали сами учащиеся; для надзора еженедельно назначали несколько мальчиков-дежурных. Каждая школа жила по своему уставу, но они были похожи, в них впервые была использована классно-урочная система.
Развитие просвещения на протяжении X—XVII вв., становление школы шло неспешно, большинство населения медленно осознавало необходимость образования. Школьное учение оставалось очень трудным делом для обучающихся из-за неразработанности общепедагогических и методических основ, отсутствия учебных книг, написанных с учетом детского восприятия, нехватки специально подготовленных учителей. Впрочем, с этими трудностями образование будет сталкиваться вплоть до конца XIX в.
Какие проблемы существовали в образовании средних веков?
проблемы
образование
развитие
Нет учебников
Нет учебных программ
Учитель:
В братских школах начинает формироваться классно-урочная система!
А кто был основоположником классно-урочной системы?
Учитель: Основателем классно-урочной системы и педагогики в целом, как науки, считают чешского педагога Яна Коменского. О нем нам расскажет кратко ученик. Королева Ксения.
3.Ян Коменский родился в Моравии, в городке Нивнице. Первоначальное образование Ян получил в братской школе. В 1608-10 Ян учился в латинской школе города Пршерова. В 1611 году Ян Коменский, в соответствии с догматами своей церкви, прошёл обряд крещения и получил второе имя — Амос. Затем он учился в Херборнской академии, в Гейдельбергском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии — «Театр всех вещей» (1614-27) и начал работу над полным словарём чешского языка («Сокровищница чешского языка»1612-56).
В 1627 Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католических фанатиков, Коменский эмигрировал в Польшу, в город Лешно (где в 1626 году моравские братья основали свою гимназию). Здесь он преподавал в братской гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» подготовил несколько учебников: «Открытая дверь к языкам» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания — «Материнская школа» (1632). Коменский усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских учёных. Дидактические принципы: природосообразность, наглядность, последовательность, сознательность, посильность, прочность, систематичность.
Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Коменский призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам — сначала родному, потом латинскому — как языку науки, культуры того времени.
В учебном методе, который Коменский толковал расширительно, самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда у Коменского вытекали и основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников. Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения.
Учитель, по Коменскому, должен владеть педагогическим мастерством и любить своё дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе.
Коменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения.
Как вы считаете, что самое важное в научных трудах Яна Каменского?
Классно-урочная
развитие
проблемы
Учитель профессионал
образование
Нет учебников
Нет учебных программ
Упражнение, усвоение знаний
воспитание
наглядность
доступность
Последовательность и систематичность
4.Значительные изменения в образовании произошли в XX веке.
Рассмотрим Советскую систему образования.
Учитель: Советское образование.
Средняя общеобразовательная школа за время существования СССР несколько раз трансформировалась в соответствии с реалиями изменявшейся жизни, все модификации были нацелены на повышение уровня образованности новых поколений. В 20-е годы в школы пришел культ революционного обновления. В работе учреждений появились отказа от уроков, оценок, стабильных учебных программ. С такими перекосами в образовании было покончено в 1930-х гг. В эти годы Антон Семёнович Макаренко разработал стройную педагогическую систему.
В 1932 году среднее образование в СССР стало десятилетним и трехэтапным: начальным - с 1 по 4 класс; неполным средним - с 5-го по 7-й; средним - 10 классов. Во время Великой Отечественной войны в системе образования СССР появились два типа специализированных школ: Суворовские и Нахимовские училища, которые занимались подготовкой абитуриентов высших военных учебных заведений; школы рабочей и сельской молодежи, созданные для того, чтобы трудящиеся в вечерней и заочной форме могли получить среднее образование. В 1958 году структура среднего образования изменилась: начальными классами стали первые три, средними - с четвертого по восьмой, старшими - девятый и десятый. Реформированная в 1958 г. система среднего образования в СССР в неизменном виде сохранялась до развала страны и была признана многими зарубежными авторитетными деятелями просвещения лучшей в мире.
В 1972 году было принято решение о завершении перехода ко всеобщему среднему образованию. В эти годы развернули свою деятельность педагоги-новаторы В. Шаталов, Е. Ильина, Ш. Амонашвили и др.
Государство стремилось к сохранению высокого статуса учительской профессии.
Учитель: Каких вы знаете педагогов-новаторов этого времени?
Что вы о них знаете?
Ответы учеников.
Фундамент педагогического мастерства охватывают такие составляющие как: личность педагога (в т.ч. темперамент и стиль педагогического общения, о котором мы говорили), его знания (как полученные в институте, так и приобретенные самостоятельно в результате самообразования и саморазвития) и педагогический опыт (в ходе которого отрабатываются навыки работы, общения с детьми, использования различных технологий, методов и приемов).
5.Какова же личность идеального учителя 21 века? Какими качествами должен обладать современный учитель?
Составим портрет идеального педагога, проанализировав стихотворение Ирины Цепляевой « Идеальный учитель»
Идеальный учитель
Каким должен быть настоящий учитель?
И кто такой истинный педагог?
Он только лишь знающий много мыслитель?
Школьный работник, заучивший урок?
Тысячи писателей и поэтов,
Множество ученых и обычных людей
На эти вопросы дали уйму ответов,
Представили миру много идей.
Одни утверждали: « Педагог непременно
Должен на равных всегда быть с детьми
И этот свой долг, конечно, забвенно
Он должен с собою по жизни нести»
Другие напротив твердили упорно:
«Твердый характер здесь необходим,
Что б дети всегда отвечали покорно,
Не злили учителя, не спорили с ним.»
Но все ж отойдя от различных мнений,
Закрыв глаза на обилие фраз
И огромное множество утверждений
О том, кто такой педагог сейчас,
Хочу, не навязывая, представить
Мысль, которую удалось открыть:
«Идеальный педагог не стремится заставить,
Настоящий учитель хочет лишь научить.»
??
Дети записывают на отдельных листах качества, какими должен обладать современный учитель. Прикрепляют их к доске.
Рефлексия.
•Учитель:. В заключении хочется сказать, что Учитель, как и 80 лет назад, должен быть широкообразованным, добрым, чутким, интеллигентным, красивым, хорошим психологом. Причем, в век информации, когда есть телевизор, сотовые телефоны, компьютеры, Интернет, и уже подавляющему большинству учеников не стоит труда этой информацией обладать, к уровню образованности учителя предъявляются еще более высокие требования. То есть в идеальном сознании образ учителя — это образ какого-то универсального человека.
Современной школе нужен такой учитель, который ценит и уважает ребёнка, умеет и стремится выстраивать обучение и воспитание так, чтобы подрастающее поколение стало в будущем опорой нашего государства, гордостью современной России.
Вопросы для подведения итогов:
Узнали ли Вы что-то новое для себя?
Как это может пригодиться в жизни?
Домашнее задание.
На выбор:
1. Эссе «Современный учитель»
2. Используя учебник истории п. 32 ответить на вопрос: «Как переход к рыночной экономике отразился на образовании?»
Приложение 2
Ян Коменский родился в Моравии, в городке Нивнице. Первоначальное образование Ян получил в братской школе. В 1608-10 Ян учился в латинской школе города Пршерова. В 1611 году Ян Коменский, в соответствии с догматами своей церкви, прошёл обряд крещения и получил второе имя — Амос. Затем он учился в Херборнской академии, в Гейдельбергском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии — «Театр всех вещей» (1614-27) и начал работу над полным словарём чешского языка («Сокровищница чешского языка»1612-56).
В 1627 Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католических фанатиков, Коменский эмигрировал в Польшу, в город Лешно (где в 1626 году моравские братья основали свою гимназию). Здесь он преподавал в братской гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» подготовил несколько учебников: «Открытая дверь к языкам» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания — «Материнская школа» (1632). Коменский усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских учёных. Дидактические принципы: природосообразность, наглядность, последовательность, сознательность, посильность, прочность, систематичность.
Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Коменский призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам — сначала родному, потом латинскому — как языку науки, культуры того времени.
В учебном методе, который Коменский толковал расширительно, самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда у Коменского вытекали и основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников. Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения.
Учитель, по Коменскому, должен владеть педагогическим мастерством и любить своё дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе.
Коменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения.
Приложение 1
В средние века педагогами, как правило, были священники, монахи, хотя в городских школах, университетах ими все чаще становились люди, получившие специальное образование. В Киевской Руси были открыты государственные школы для подготовки образованных людей из среды дружинников, бояр, «княжих мужей». Князья и церковь создавали также школы, которые готовили священников. Церковь, желая, чтобы народные массы быстрее оставляли язычество и переходили в христианскую веру, организовала обучение грамоте в монастырях и на дому священников. Учебными книгами служили: азбука, часослов и псалтырь. В отличие от школ Западной Европы, где все обучение велось на латинском языке, на Руси обучение грамоте происходило на церковнославянском языке, более близком к разговорной речи учащихся.
Открывались также еще, так называемые братские школы-национально-религиозные и просветительные общественные организации XV—XVIII вв. при православных церквах или монастырях Белоруссии, Украины, Литвы, Чехии. Членами братств были люди разного звания, чина и положения. Боролись против национального угнетения и насильственного окатоличивания православного населения. Открывали школы, типографии, имели монастыри, богадельни, больницы, странноприимные дома. Братские школы разработали довольно широкий курс образования, включавший научные светские предметы. Это были языки: греческий, славянский (старославянский), русский, латинский, грамматика, поэтика, риторика, философия, арифметика. Братские школы находились иод значительным греческим влиянием, первые учителя в них были греками, преобладающим языком был греческий.
В братские школы принимались дети всех сословий. Перед учителем все они — богатые и бедные — были равны. Каждый ученик сидел на определенном месте, назначенном ему по успехам. Кто больше будет знать, будет и выше сидеть, хоть он и беден, а кто меньше знает — сидит на низшем месте. Приходили в школу и уходили из нее в определенное время, пропуски занятий воспрещались. Порядок поддерживали сами учащиеся; для надзора еженедельно назначали несколько мальчиков-дежурных. Каждая школа жила по своему уставу, но они были похожи, в них впервые была использована классно-урочная система.
Развитие просвещения на протяжении X—XVII вв., становление школы шло неспешно, большинство населения медленно осознавало необходимость образования. Школьное учение оставалось очень трудным делом для обучающихся из-за неразработанности общепедагогических и методических основ, отсутствия учебных книг, написанных с учетом детского восприятия, нехватки специально подготовленных учителей. Впрочем, с этими трудностями образование будет сталкиваться вплоть до конца XIX в.