Цифровая трансформация в образовании: вызовы современного общества
Цифровая трансформация в образовании: вызовы современного общества
Л.А. Кравцова,
заместитель директора
МБОУ СОШ № 47 г. Белгорода
Когда речь идет о цифровизации, то в первую очередь имеется в виду программное обеспечение, инфраструктура, перечень платформ и предложений Интернета. При использовании термина «цифровая трансформация» часто подразумевается только его техническая составляющая, но целесообразно более широкое его рассмотрение, поскольку новые методы и инструменты преподавания и обучения неизбежно влекут за собой и социальные преобразования, вызванные повсеместным проникновением цифровых технологий во все сферы жизни, в том числе и в образование. 21 век ознаменовался переходом человечества к информационному обществу, в котором особую роль играют цифровые технологии. Цифровая трансформация коснулась всех областей: политической, экономической, общественной, культурной. В условиях стремительного обновления и уплотнения информационных потоков ведущую роль в формировании IT- компетентности играет образование, именно оно обеспечивает готовность человека работать с различными источниками и носителями информации, критически осмысливать ее и использовать для решения личностно и общественно значимых проблем.
Именно система образования – это мост, который должен обеспечить уверенный переход в цифровую эпоху, связанную с новыми типами труда и резким ростом созидательных возможностей человека.
Нормативную базу применения цифровых технологий заложил Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», закрепивший право организаций, осуществляющих образовательную деятельность, применять различные цифровые образовательные технологии (ст.16).
Цифровые ресурсы прочно входят в практику управленческой и учебно-воспитательной деятельности системы образования. Надо учесть то, то цифровая трансформация как направление стратегического развития образования определяет приоритетные направления деятельности по расширению масштабов и повышению качества использования информационных технологий на образовательном пространстве.
Компьютерные ИТ-технологии не решили проблем климата, экологии, здоровья, безопасности. Но они придают новое качество общественной и личной жизни, как открывая новые возможности, так и одновременно порождая новые вызовы. Цифровизация затрагивает не только содержание образования, но и его организацию. Ричард Райли сказал: «Сегодня мы готовим учеников к профессиям, которые пока не существуют, и к использованию технологий, которые еще не изобретены, чтобы решить проблемы, которые мы пока даже не считаем проблемами».
Цифровая трансформация в образовании неизменно влечет за собой изменение роли преподавателя. Согласно аналитическому отчету «Цифровая трансформация в России 2018. КМДА. Октябрь 2018» 42% респондентов важной компетенцией педагога посчитали понимание сути цифровой трансформации. Преподаватели должны знать/уметь:
Особенности образовательного процесса в условиях цифрового общества;
Возможности цифровой среды для преподавания;
Тенденции развития цифровой грамотности гражданина;
Основные инструменты и ресурсы персональной обучающей среды;
Осознанно формировать персональную обучающую среду;
Выстраивать систему обучающего контекста на основе открытых цифровых источников;
Анализировать образовательные данные;
Применять технологии смешанного и адаптивного обучения.
T-shape люди (профессионалы нового уровня) должны уметь быстро учиться, синтезировать идеи из разных областей, иметь способность к адаптации.
Цифровые компетенции в образовании должны быть направлены на :
1.Совершенствование применения цифровых технологий в преподавании и обучении;
2.Развитие навыков, необходимых для цифровой трансформации;
3.Опора на анализ и прогнозирование на основе данных в образовании.
как преподаватели должны на это реагировать.
Тем не менее, было бы ошибкой полагать, что цифровые технологии автоматически решают все проблемы в образовании и сами по себе приводят к улучшению условий обучения. Ведь стиль преподавания – будь то метод проектов, фронтальный урок, обучение в сотрудничестве или урок, ориентированный на преподавателя – не зависит от использования технологий. Однако их применение часто приводит к изменению соответствующего стиля преподавания. Только целенаправленное позитивное развитие взаимодействия между преподавателями и обучающимися позволит сделать процесс обучения более гибким и качественным.
Документы, которые регулируют использование цифровых технологий в образовательных организациях, в большинстве случаев содержат лишь рамку, некоторое общее описание того, как организация должна к этим технологиям относиться и как она будет способствовать работе с ними. Обе области – цифровых технологий и образования – слишком лабильны, изменчивы. Кроме того, имеющиеся различия в цифровых и аналоговых технологиях тормозят прогресс намного больше, чем принято считать. Цифровые средства больше не являются новомодным явлением за пределами привычного аналогового мира. Они проникли во все сферы жизни, и потому помимо знакомства с инструментами и инфраструктурой, необходим анализ контента и методик в образовательном процессе.
Решение этого вопроса в наших руках. Мы сами определяем, как реагировать на вызовы, возникающие в процессе цифровой трансформации. Осознанное обращение к образовательным концепциям может оказаться очень полезным при ответе на многие вопросы, связанные с цифровизацией и медиатизацией и, наконец, поможет поразмышлять о многогранных аспектах работы учебной организации.
Список литературы:
1.КМК (Конференция министров культуры) (2017): Образование в цифровом мире.
2.Указ Президента РФ от 21 июля № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
3.Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Указ Президента РФ от 21 июля № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
4. https://www.goethe.de/ins/ru/ru/spr/mag/21272715.html
5. https://pro-online.tsu.ru