12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фоминова Елена Владимировна6068
В детстве я хотела быть учителем. Поступила в КубГУ г. Краснодара на математический факультет по специальности «Математик. Преподаватель», но не была уверенна, что после его окончания пойду работать в школу. Но вернулась в родную школу в хуторе Братском.
Россия, Краснодарский край, Усть-Лабинск
Материал размещён в группе «Учителя физики»


y1637449380.jpg

Цель: формирование познавательного интереса учащихся к физике через игровые средства обучения.

Задачи:

Развивать запоминание информации при изучении физики через игровые средства обучения.

Развивать умения сопоставлять, распознавать физические понятия и термины, расширяя словарный запас учеников.

Содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности.

Содействовать повышению уровня мотивации к изучении физики через игровые средства обучения.

Формирование УУД

Личностные: готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Регулятивные: умение определять действия в соответствии с учебной и познавательной задачей.

Познавательные: умение определять понятия, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.


Оборудование: 7 черных ящиков (калейдоскоп, черный перец, очки, луковица, компас, зеркало, конверт), бутылка лимонада, стакан, стакан с водой, белая бумага, стакан с сырой водой, стакан с охлажденной кипяченой водой, изюм, зерна кукурузы, газированная вода, мензурка, на листе бумаги нарисованы стрелки в одном направлении,  свеча, спички.

Презентация к викторине


Презентация к викторине
PPTX / 2.4 Мб

Для проведения викторины требуются ведущий и жюри, которое следит за временем для подготовки ответа (на обдумывание даётся 15 секунд), фиксирует и подсчитывает количество заработанных командами баллов. В каждой команде по 7 человек. Количество команд любое.

Ход мероприятия

Учитель: Сегодня мне хотелось бы начать нашу встречу словами великого физика – Альберта Эйнштейна: «День, в который вы ничего не узнали, - это потерянный день. Нам так много надо узнать – у нас так мало на это времени». Мне остается только продолжить его словами «Самое прекрасное, что мы можем испытать, - это ощущение тайны. Она есть источник всякого подлинного искусства и всей науки».

           Наше мероприятие пройдет в пять раундов. Каждый будет посвящен удивительной цифре «7». Почему семерке? Семь чудес света. Мы говорим о семи цветах, существующих в природе. Хотя глаз художника видит в радуге намного больше цветов. Семь звезд Большой медведицы часто встречаются на древнейших изделиях. В недели семь дней. А в нашей игре в каждом раунде по 7 вопросов.


Первый раунд – «Тайна семи черных ящиков»


f1637449613.jpg

Слайд 2

Перед вами первый ящик. Это изобретение было сделано еще в 1817 году шотландским физиком Д. Брюстером в Англии и через год-полтора проникло уже в Россию, где было встречено с восхищением. Баснописец А.Измайлов писал об этом изобретении в следующих выражениях:

«Смотрю – и что же в моих глазах?

В фигурках разных и звездах

Сапфиры, яхонты, топазы,

И изумруды и алмазы

И аметисты, и жемчуг,

И перламутр – всё вижу вдруг?

Лишь сделаю рукой движенье

И новое в глазах явление!»

Что это за изобретение? Слайд 3 Ответ: калейдоскоп.

Слайд 4

Перед вами ящик № 2. В нем находится то, что было товаром. Торговля этим товаром в средние века была довольно прибыльной. Его взвешивали на весах, ценили на вес золота. Так называли богатого человека в насмешку. Что в черном ящике?

Слайд 5 Ответ: перец

Слайд 6

Переходим к ящику № 3. У некоторых из вас ЭТО есть. В свое время церковь запрещала пользоваться ЭТИМ, так как ЭТО искажает действительность. Назовите предмет, который в последнее время составляет ЭТОМУ серьезную конкуренцию. Что в черном ящике? Слайд 7 Ответ: очки.

Слайд 8

В ящике № 4 находится талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Ему приписывали чудесное свойство: якобы он способен предохранить воина от стрелы, ударов мечей. Он был наглядным пособием для изучения астрономии. Во все времена и у всех народов ему приписывали лечебные свойства, а в средние века утверждали, что даже его запах предохраняет от заболевания.

И в наше время его используют при профилактике простудных заболеваний, а его соком даже мажут голову, чтобы волосы росли гуще. Что в черном ящике? Слайд 9 Ответ: луковица.

Слайд 10

В ящике №5  находится прибор.

Сначала он плавал, потом стал и летать.

Он не любит большую жару и сильную тряску.

 Он всегда целенаправлен

Он многим будучи их проводником, спас жизнь.

Он безразличен к драгоценным металлам и алмазам, но волнуется при взаимодействии с железом.      Что в черном ящике?          

Слайд 11.  Ответ: компас.

Слайд 12

В ящике №6 находится агрегат для моментальной съемки.

      У него неудачных снимков нет,

      Работа его всюду славится

      Еще бы! Здесь что ни портрет –

      Красавец иль красавица. 

Что в черном ящике?  Слайд 13. Ответ: Зеркало

Слайд 14

В последнем седьмом ящике находится  приспособление для передачи мысли на расстояние. Что это такое?   Слайд 15. Ответ: Конверт


Учитель. А что у нас в конверте? 7 вопросов.


Следующий раунд «7 вопросов из конверта»


a1637449648.jpg

Каждая команда получает конверты, в которых по 7 вопросов. Ответы нужно написать на бланках и сдать членам жюри. Та команда, которая даст наибольшее количество правильных ответов получает дополнительные баллы. Вопросы затем появляются на слайдах, и происходит разбор правильных ответов.


Вопросы раунда «7 вопросов из конверта» Слайды 16-24

1. Один из исследователей с несколькими друзьями провел 45 мин в сухой камере при t = +126°С без вреда для здоровья, в то время как кусок мяса, взятый в камеру, оказался сваренным. Как можно объяснить результаты этого эксперимента?

Ответ. Живой человеческий организм с помощью механизмов терморегуляции – теплоизлучения и испарения пота с поверхности тела – способен поддерживать постоянную температуру тела.

2. Некоторые солдаты, впервые попав в боевую обстановку, «кланяются пулям» – нагибаются, услышав звук летящей пули. На сколько это разумно с физической точки зрения?

Ответ: Совсем неразумно. Скорость звука (340 м\с) меньше скорости пули (около 800 м\с). Поэтому момент, когда солдат услышит звук пули, не предшествует моменту, когда пуля может его поразить.

3. Когда человек длиннее – утром или вечером?

Ответ. Утром. Потому что в течение дня из-за нагрузки на позвоночник происходит деформация сжатия. И рост человека вечером незначительно меньше, чем утром.

4. Почему у человека, спокойно лежащего на воде, во время вдоха ноги глубже опускаются в воду?

Ответ: Во время вдоха увеличивается объем грудной клетки, поэтому по закону Архимеда она начинает выталкиваться из воды с большей силой, поворачивая при этом тело человека.

5. Где прохладнее в тени дерева или в тени навеса? Почему? Как это объяснить?

Ответ. Прохладнее под деревом из-за испарения влаги его листьями, на что расходуется внутренняя энергия окружающей среды.

6. Почему, когда человеку холодно, он начинает непроизвольно дрожать?

Ответ: Дрожь – одна из форм защиты организма от холода. При дрожи происходят мышечные сокращения. Работа мышц преобразуется в организме в тепло.

7. Какие часы на морозе начинают идти быстрее? Песочные, солнечные, огневые электронные или механические?

(Песочные, песчинки на морозе уменьшаются в объёме.)

Слайд 25

Учитель. Вы справились со вторым раундом, а сейчас нас ждет третий раунд

Третий раунд «7 перевертышей»


v1637449688.jpg

Что такое «Перевертыш»? Перевертыш — это строчка известного физического явления или величины, где все слова заменены словами, противоположными по смыслу.

Слайд 26

Перед вами физические явления и величины, но…. они перевернуты. Определите данные понятия.

Поглощение тьмы. (Отражение света)

Лунное сияние. (Солнечное затмение.)

Магнитный лес. (электрическое поле.)

Вынужденный подъем. (Свободное падение.)

Замедленный покой. (Ускоренное движение.)

Слабость легкости. (Сила тяжести)

Некоторое числовое значение мягкости тела.(коэффициент жесткости пружины)

Командам раздаются задания на карточках, они вписывают правильные физические явления и величины. Та команда, которая справляется первой, получает дополнительные баллы. За каждый правильно отгаданный термин – 1 балл.

Слайд 27

Четвертый раунд «Седьмой лишний»


i1637449709.jpg

Определите лишнее слово и дайте краткое объяснение этого понятия.

1) Молния, ураган, бриз, муссон, пассат, сирокко, фен

Молния – световое и электрическое явление, остальное – виды ветров.

2) Туман, роса, рассвет, облака, роса, иней, гололед.

Рассвет – световое явление, остальное – примеры конденсации.

3) Спички, грозовая туча, дрова, костер, сучки, полено, ветки.

Грозовая туча - конденсация, остальное – примеры, связанные с процессом горения.

4) Термометр, снегопад, мензурка, барометр, линейка, весы, штангенциркуль.

Снегопад – физическое явление, остальное – приборы.

5) Кипение воды, дым от костра, дождь, радуга, снег, испарение, нагревание.

Радуга – световое явление, остальное – примеры тепловых явлений.

Командам раздаются задания на карточках, они вписывают лишнее слово и дают его определение. Та команда, которая справляется первой, получает дополнительные баллы. За каждое правильно отгаданное слово начисляется – 1 балл. За каждое правильно определение термина + 1 балл.

Пятый раунд «7 экспериментов»

p1637449725.jpg

Перед вами находятся различные предметы. Вам нужно подобрать их так, чтобы можно было провести следующие эксперимент и объяснить его. На обдумывание дается 30 секунд. Та команда, которая первой подняла руку, демонстрирует эксперимент. Если ответ неверный право продемонстрировать эксперимент переходит к другой команде. За каждый правильно выполненный эксперимент команда получает по 4 балла.

Слайд 28

Эксперимент № 1. Образование тумана.

Необходимое оборудование: бутылка лимонада и стакан.

Необходимо открыть бутылку лимонада и отлить из неё один стакан. Затем сразу же плотно закрыть бутылку. Сильно ее встряхните и поставьте на стол. Если теперь бутылку открыть, то всё пространство над жидкостью заполнится туманом.

Слайд 29

Эксперимент № 2. Радуга своими руками.

Необходимое оборудование: стакан с водой, белая бумага.

Стакан заполнить водой на три четверти. Необходимо держать стакан с водой, стараясь не пролить его, над бумагой и наблюдать, как солнечный свет проходит через стакан, преломляя и образуя на листе бумаги радугу цветов.

Что же происходит? Солнечный свет, проходя через воду, преломляется, разделяясь на красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, и фиолетовый цвета.

Слайд 30

Эксперимент № 3. Два стакана.

Необходимое оборудование: стакан с сырой водой, стакан с охлажденной кипяченой водой.

Перед вами два стакана: с кипяченой водой, и с сырой одинаковой температуры. И, к сожалению, забыли: где какая. Как быть? Как определить где вода кипяченая, а где сырая? Ответ: В сырой воде на стенках сосуда будут пузырьки воздуха, а в кипяченой нет.

Слайд 31

Эксперимент № 4. Танец в мензурке.

Необходимое оборудование: изюм, зерна кукурузы, газированная вода, мензурка.

Заставьте изюм и зерна кукурузы плясать в мензурке.

Объяснение: изюм и зерна кукурузы тонут в простой воде. Но если их поместить в газированную воду, они сначала утонут, но потом пузырьки газа, поднимаясь вверх, будут увлекать их за собой. Достигнув поверхности, пузырьки лопаются, и зерна кукурузы с изюмом падают обратно на дно колбы.

Слайд 32

Эксперимент № 5. Стрелки наоборот.

Необходимое оборудование: стакан с водой, на листе бумаги нарисованы стрелки в одном направлении.

Перед вами две стрелки, которые смотрят в одном направлении. Разверните одну стрелку не прикасаясь к листу.

Объяснение: Поднести лист бумаги к стакану так, чтобы он закрыл обе стрелки. Свет пройдет сквозь воздух, стекло, воду, снова через стекло, а затем обратно. Наблюдаем преломление света. Стакан с водой - это линза. Когда луч света проходит сквозь линзу, он искривляется в сторону центра. Точка, в которой лучи сходятся вместе, называется За пределами точки, в которой лучи сходятся вместе, изображение переворачивается, потому что лучи меняют направление.

Слайд 33

Эксперимент № 6. Вокруг света под водой.

Необходимое оборудование: банка с водой, свеча.

Вам необходимо за 5 секунд совершить путешествие вокруг света, не покупая билета, а пользуясь только предложенным оборудованием. Любители сверхбыстрого движения приступайте к заданию - выберите  предметы, с помощью которых можно совершить  путешествие вокруг света под водой.                 

Объяснение: на столе зажигают свечу. Стакан с водой необходимо поднять над головой и обойти вокруг свечи.

Слайд 34

Эксперимент № 7. Солнечная энергия.

Необходимое оборудование: изюминка.

Превратите солнечную энергию в нечто другое.

Ответ: тарелка, а на ней изюминка.

  

Учитель. Наконец-то, мы с вами добрались до «изюминки» нашего мероприятия.

Ребята, мы раскрыли с вами тайны 7-и «черных ящиков», ответили на 7 вопросов из конверта, познакомились с 7-ю физическими перевертышами, нашли 7 лишних элементов и проделали 7 экспериментов. Надеюсь, что это стало для вас интересным путешествием в загадочный и удивительный мир природы и физики. Наше мероприятие мне бы хотелось закончить стихами Марка Львовского «Любите физику, друзья»

Любите физику, друзья,
Без космоса никак нельзя,
Без света не прожить и дня,
Как в древнем мире без огня.

Учёный сильно удивлён,
В магнитном поле электрон,
И лазер - квантовый прибор,
Идей талантливых простор.

Машина или самолёт,
Большой корабль колет лёд,
И атом служит нам сейчас,
Всё это физика для нас!

Без физики не только свет,
Компьютер или Интернет,
Мы не могли бы получить,
Давайте физику учить!

Всего вам доброго, любите физику, друзья!


Опубликовано в группе «Учителя физики»


Комментарии (14)

сменить сортировку
Воронцов Сергей Иванович, 21.11.21 в 04:10 4Ответить Пожаловаться
Молодец! Хорошая разработка, мн понравилась.
Фоминова Елена Владимировна, 21.11.21 в 14:32 2Ответить Пожаловаться
Сергей Иванович, спасибо! Рада, что работа понравилась.
Панов Егор Игоревич, 21.11.21 в 04:36 4Ответить Пожаловаться
Интересная и познавательная викторина!
Фоминова Елена Владимировна, 21.11.21 в 14:33 2Ответить Пожаловаться
Егор Игоревич, спасибо, что заглянули на мою страничку.
Горбачёва Марина Юрьевна, 21.11.21 в 07:29 2Ответить Пожаловаться
Благодарю за качественный ресурс! Понравилось разнообразие представленных заданий! Спасибо за помощь коллегам, Елена Владимировна!
Фоминова Елена Владимировна, 21.11.21 в 14:35 2Ответить Пожаловаться
Марина Юрьевна, большое спасибо за теплые слова. Стараюсь каждый год для своих ребят придумывать что-то интересное на Ломоносовскую неделю.
Трефилова Раиса Поликарповна, 09.12.21 в 15:36 3Ответить Пожаловаться
Елена Владимировна, примите поздравления с победой во Всероссийском конкурсе для педагогов на лучший конспект мероприятия «Образовательная викторина»! Отличный ресурс для детей и коллег-физиков!

Фоминова Елена Владимировна, 16.12.21 в 14:48 0Ответить Пожаловаться
Раиса Поликарповна, огромное спасибо за поздравление.
Ватолина Светлана Анатольевна, 10.12.21 в 13:59 1Ответить Пожаловаться
Елена Владимировна, поздравляю с Победой в конкурсе!!!
Фоминова Елена Владимировна, 16.12.21 в 14:49 1Ответить Пожаловаться
Светлана Анатольевна, спасибо.
показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.