12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Забелина Маргарита Владимировна31842
Россия, Забайкальский край, п. Карымское
Материал размещён в группе «Физиков и лириков.»

​​​​​​​Пояснительная записка.

Мы живём в мире самых удивительных явлений природы. Их много! Мы сталкиваемся с ними каждый день, не задумываясь о сущности. Но человек как разумный феномен должен понимать суть этих явлений. Такие явления как смачивание и не смачивание, капиллярное явление очень широко распространены в технике и природе. Они незаменимы в повседневной жизни и в решении научно-технических задач.

Автор

Учитель физики МОУ «СОШ №5 п. Карымское с пришкольным интернатом» Забелина Маргарита Владимировна

Название работы

«Смачивание» (в работе использованы авторские фотографии)

Предмет

Физика

Цель

воспитание интереса к физике, стремления использовать физические знания в повседневной жизни.

Задачи

Образовательные:

1.актуализировать знания учащихся по теме «Капиллярные явления»;

2. провести контроль знаний учащихся по теме для выявления ошибок и последующей коррекции.

Развивающие:

1.создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы;

2. содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности.

Воспитательные:

1.содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения.


Тема, класс

1) «Строение веществ» 7 класс.

2) «Молекулярная физика» 10 класс.

Приемы и формы работы

Фотографии и задачи помогут организовать работу на различных этапах урока: закрепления или актуализации, мотивации или проверки знаний. Позволит сделать изучение темы и обсуждение вопросов более эмоциональным и наглядным. Материал может быть использован для проведения внеклассных мероприятий по предмету.

Ученики могут выполнить задания индивидуально или работать в группах.

Подсказки к задачам


Задача №1

Такие явления как смачивание и несмачивание широко распространены в живой природе. Перья и пух водоплавающих птиц всегда обильно смазаны жировыми выделениями особых желез, что объясняет их непромокаемость. Толстый слой воздуха, заключенный между перьями утки и не вытесняемый оттуда водой, не только защищает ее от потери тепла, но и чрезвычайно увеличивает ее «запас плавучести», действуя подобно спасательному поясу.

Задача №2

Воскообразный налет на листьях препятствует заливанию так называемых устьиц, которое могло бы привести к нарушению правильного дыхания растений; наличием того же воскового налета объясняется водонепроницаемость соломенной кровли, сена в стогах.

Силы собственного поверхностного натяжения стягивают каплю в шарик. ​​​​​​​

Задача №3

Физический смысл эффекта смачиваемости заключается в определенном соотношении сил поверхностного натяжения на границах раздела фаз: вода – воздух, вода – твердое тело и твердое тело – воздух. В конечном итоге степень смачиваемости поверхности можно определить по величине угла, образованного поверхностью твердого тела и касательной к поверхности капли в точке ее контакта с этой поверхностью. Этот угол называется краевым и зависит от соотношения межфазных сил поверхностного натяжения.

Если молекулы жидкости при­тягиваются друг к другу слабее, чем к молекулам твердого вещества, то жидкость называют сма­чивающей это вещество. Например, вода смачивает чистое стекло и не смачивает парафин. Если молекулы жидкости притя­гиваются друг к другу сильнее, чем к молекулам твердого вещества, то жидкость называют не смачивающей это вещество.

Источники

  А.В. Перышкин Физика: учебник для 7 класса/ Перышкин А.В.//М.: Дрофа 2014. - 224с.

С. В. Громова, Н.А. Родина Физика-7класс.: учебник для 7 класса общеобразовательного учреждения./ Громова С.В., Родина Н.А.//М.: Просвещение, 2001.- 158с.

3.Перельман Я.И. Занимательная физика: Книга 1. – М.: Наука, 1999.-224с.

Карточка №1 по теме "Смачивание"

Фотография

Задача

1.


t1688349705aa.jpg



1.Как объяснить происхождение поговорки «Как с гуся вода»?


2.Какую функцию выполняет тонкий жировой слой на перьях водоплавающих птиц, например, уток?


2.


t1688349705ab.jpg



1.На границе раздела жидкости и твердого тела возникают явления смачивания и не смачивания поверхности твердых тел. Что называется смачиванием?


2.Почему маленькие капли росы на листьях некоторых растений имеют форму шариков, тогда как листья других растений роса покрывает тонким слоем?


3.


t1688349705ac.jpg



1.Почему вода не смачивает деревянную поверхность скамейки?


2.Имеет ли значение тот факт, что скамейка покрыта слоем олифы?


3.В каких ситуациях, на каких объектах промышленности, транспорта, сельского хозяйства и в быту необходимо использовать гидроизоляцию?


Для печатиDOCX / 541.62 Кб

Опубликовано в группе «Физиков и лириков.»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Евгений Алексеевич, 03.07.23 в 08:15 3Ответить Пожаловаться
Спасибо, Маргарита Владимировна! Как всегда мне интересно!!!!!!!!
Забелина Маргарита Владимировна, 04.07.23 в 01:08 0Ответить Пожаловаться
Благодарю, Евгений Алексеевич!
Гармс Людмила Павловна, 03.07.23 в 11:09 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Маргарита Владимировна! Наглядно, понятно, интересно!
Забелина Маргарита Владимировна, 04.07.23 в 01:09 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Людмила Павловна!
Горбачёва Марина Юрьевна, 03.07.23 в 11:41 1Ответить Пожаловаться
Познавательно и увлекательно!
Забелина Маргарита Владимировна, 04.07.23 в 01:09 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за отзыв, Марина Юрьевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.