Пояснительная записка.
Мы живём в мире самых удивительных явлений природы. Их много! Мы сталкиваемся с ними каждый день, не задумываясь о сущности. Но человек как разумный феномен должен понимать суть этих явлений. Такие явления как смачивание и не смачивание, капиллярное явление очень широко распространены в технике и природе. Они незаменимы в повседневной жизни и в решении научно-технических задач.
Автор | Учитель физики МОУ «СОШ №5 п. Карымское с пришкольным интернатом» Забелина Маргарита Владимировна |
Название работы | «Смачивание» (в работе использованы авторские фотографии) |
Предмет | Физика |
Цель | воспитание интереса к физике, стремления использовать физические знания в повседневной жизни. |
Задачи | Образовательные: 1.актуализировать знания учащихся по теме «Капиллярные явления»; 2. провести контроль знаний учащихся по теме для выявления ошибок и последующей коррекции. Развивающие: 1.создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы; 2. содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности. Воспитательные: 1.содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения. |
Тема, класс | 1) «Строение веществ» 7 класс. 2) «Молекулярная физика» 10 класс. |
Приемы и формы работы | Фотографии и задачи помогут организовать работу на различных этапах урока: закрепления или актуализации, мотивации или проверки знаний. Позволит сделать изучение темы и обсуждение вопросов более эмоциональным и наглядным. Материал может быть использован для проведения внеклассных мероприятий по предмету. Ученики могут выполнить задания индивидуально или работать в группах. |
Подсказки к задачам | Задача №1 Такие явления как смачивание и несмачивание широко распространены в живой природе. Перья и пух водоплавающих птиц всегда обильно смазаны жировыми выделениями особых желез, что объясняет их непромокаемость. Толстый слой воздуха, заключенный между перьями утки и не вытесняемый оттуда водой, не только защищает ее от потери тепла, но и чрезвычайно увеличивает ее «запас плавучести», действуя подобно спасательному поясу. Задача №2 Воскообразный налет на листьях препятствует заливанию так называемых устьиц, которое могло бы привести к нарушению правильного дыхания растений; наличием того же воскового налета объясняется водонепроницаемость соломенной кровли, сена в стогах. Силы собственного поверхностного натяжения стягивают каплю в шарик. Задача №3 Физический смысл эффекта смачиваемости заключается в определенном соотношении сил поверхностного натяжения на границах раздела фаз: вода – воздух, вода – твердое тело и твердое тело – воздух. В конечном итоге степень смачиваемости поверхности можно определить по величине угла, образованного поверхностью твердого тела и касательной к поверхности капли в точке ее контакта с этой поверхностью. Этот угол называется краевым и зависит от соотношения межфазных сил поверхностного натяжения. Если молекулы жидкости притягиваются друг к другу слабее, чем к молекулам твердого вещества, то жидкость называют смачивающей это вещество. Например, вода смачивает чистое стекло и не смачивает парафин. Если молекулы жидкости притягиваются друг к другу сильнее, чем к молекулам твердого вещества, то жидкость называют не смачивающей это вещество. |
Источники | А.В. Перышкин Физика: учебник для 7 класса/ Перышкин А.В.//М.: Дрофа 2014. - 224с. С. В. Громова, Н.А. Родина Физика-7класс.: учебник для 7 класса общеобразовательного учреждения./ Громова С.В., Родина Н.А.//М.: Просвещение, 2001.- 158с. 3.Перельман Я.И. Занимательная физика: Книга 1. – М.: Наука, 1999.-224с. |
Карточка №1 по теме "Смачивание"
№ | Фотография | Задача |
1. | 1.Как объяснить происхождение поговорки «Как с гуся вода»? 2.Какую функцию выполняет тонкий жировой слой на перьях водоплавающих птиц, например, уток? | |
2. | 1.На границе раздела жидкости и твердого тела возникают явления смачивания и не смачивания поверхности твердых тел. Что называется смачиванием? 2.Почему маленькие капли росы на листьях некоторых растений имеют форму шариков, тогда как листья других растений роса покрывает тонким слоем? | |
3. | 1.Почему вода не смачивает деревянную поверхность скамейки? 2.Имеет ли значение тот факт, что скамейка покрыта слоем олифы? 3.В каких ситуациях, на каких объектах промышленности, транспорта, сельского хозяйства и в быту необходимо использовать гидроизоляцию? |
Евгений Алексеевич
Забелина Маргарита Владимировна
Гармс Людмила Павловна
Забелина Маргарита Владимировна
Горбачёва Марина Юрьевна
Забелина Маргарита Владимировна