Образовательный буклет на тему «Азбука безопасного общения» (2–9 классы)
Образовательный буклет
для обучающихся 2-9 классов
«Азбука безопасного общения»
Автор | Касьянова Евгения Николаевна, педагог дополнительного образования МКОУ ДО "ЦДТ" МР "Ферзиковский район" |
Название | Образовательный буклет «Азбука безопасного общения» |
Вид ресурса | Буклет |
Тип ресурса | Раздаточный материал |
Масштабируемость/вариативность | Классное руководство, организация командной или групповой работы, урочные и внеурочные мероприятия, профилактика деструктивного поведения, психологическая поддержка детей из группы риска и ОВЗ |
Целевая аудитория | учащиеся 2-9 класса; дети из группы риска; дети с ОВЗ |
Уровень сложности | средняя степень сложности |
Оборудование | смартфон для чтения QR-кодов |
Форма работы | индивидуальная, парная, групповая, фронтальная |
Назначение разработки | организация познавательной деятельности учащихся |
Цели разработки | - познакомить обучающихся с формулами безопасного поведения в общении, которые помогут избежать конфликтных ситуаций и негативных последствий; - обогащение ассортимента поведенческих реакций в повседневном общении; - повышение коммуникативной компетенции обучающихся; - расширение словарного запаса учащихся. |
Задачи, решаемые разработкой |
Образовательные: Воспитательные: Развивающие: |
УУД |
Личностные: Регулятивные: Познавательные: Коммуникативные: |
Ожидаемые результаты | - формирование у обучающихся дружественного отношения друг к другу; - глубокое понимание и внедрение в повседневную жизнь принципов безопасного общения; - создание здоровой атмосферы в детском коллективе; - помощь и поддержка ребенка в разрешении конфликтов (по необходимости). |
Актуальность разработки выражена в повышенной потребности в образовании развития у школьников коммуникативных компетенций, как одной из ключевых компетентности успешной личности. В том числе, умение работать в команде, продуктивно разрешать конфликтные ситуации, анализировать эффективность общения, умение применять на практике различные поведенческие реакции.
Общение с друзьями, сверстниками, учителями - неотъемлемая часть школьной жизни ребенка. К сожалению, не всякое общение несет в себе пользу для него. Не имея должного опыта, необходимых знаний и навыков, ребенок попадает в неприятные ситуации. И чаще всего, с негативными последствиями (конфликты, обман, манипуляции, шантаж, буллинг и т.д).
Важно научить детей определять опасность в общении, предугадывать возможные последствия заранее и избегать небезопасного общения. К тому же, развитие данных навыков общения в детском коллективе поможет учителю сохранять атмосферу доброжелательности на своих уроках/занятиях/мероприятиях.
Обзор содержания
Лицевая сторона образовательного буклета:
1) правая полоса: страница-обложка содержит название буклета, имеет свободное пространство для подписания названия урока (мероприятия, тренинга, беседы и т.д.) и наименования образовательной организации.
2) средняя полоса: задняя страница сложенного буклета содержит общие правила по общению с другими детьми. Также, в низу страницы расположены дополнительные материалы по теме общения, представленные в виде QR-кодов:
- Мультфильм про буллинг медиапроекта "Школа Москва" "Мультфильм на Московском образовательном", который простыми словами объясняет, что такое буллинг и как поступить, если с ним столкнулся.
- Второй урок сезона 2023/2024 Всероссийского образовательного проекта УРОК ЦИФРЫ "Мессенджеры", который содержит в себе обучающие и проверочные материалы по принципам цифрового этикета при общении в мессенджерах и соц.сетях.
3) левая полоса: открывающая левая страница содержит в себе вводную информацию к основному содержанию и рассказывает о необходимости изучения формул безопасного поведения при возникновении деструктивного общения. На нижней части этой страницы расположена инструкция по работе с основным содержанием образовательного буклета.
Внутренняя сторона образовательного буклета:
1) левая и правая полоса: во внутренней части буклета в левой и правой части расположено перечисление самых распространенных видов деструктивного общения в алфавитном порядке, подписанные определениями их значений простыми словами. Рядом с ними расположена формула безопасного поведения, представленная в виде собранных пазлов с цифрами.
2) средняя полоса: средняя страница внутренней стороны буклета содержит нумерованный список типичных и распространённых рекомендаций, как реагировать на деструктивное общение.
Инструкция к работе с материалом во внутренней части буклета:
- Определяем вид общения. Они расположены в алфавитном порядке
Пример: - Рядом с определением в пазлы собрана безопасная формула поведения:
- Составляем по цифрам в пазлах из списка в центре алгоритм рекомендуемых действий в данной ситуации. Пример действия:
Прочтение формулы к агресивному общению выглядит следующим способом:
1. Сохраняй спокойствие;
2. Контролируй свои эмоции и реакцию;
5. Игнорируй всё;
14. Дай собеседнику время чтоб остыть/успокоиться/обдумать;
9. Обратись за помощью к взрослым.
Методические рекомендации
Образовательный буклет "Азбука безопасного общения" можно использовать следующими способами:
- Организация мозгового штурма с обсуждением темы: "Что такое безопасное общение?".
- Организация познавательной деятельности через анализ предложенных видов общения и представленных формул поведения, с поиском ответов на вопросы:
- Какой цвет пазла/какая цифра встречается в формулах чаще других? Какое предложенное решение под этим цветом/под этой цифрой?
- Сколько формул поведения повторяются?
- Какая рекомендация встречается реже всего? Под каким она номером/цветом в формулах?
- При каких видах общения рекомендуется использовать пункт 9, 6 и 15? Как ты думаешь, почему?
- Организация проектной деятельности по созданию мини-проектов с составлением собственных формул безопасного поведения по другим видам общения или правилам поведения в классе (группе, школе, команде и т.д), ориентируясь на примеры в буклете.
- Проведение профилактических индивидуальных бесед с раздачей буклета, как памятки и для самостоятельного изучения его содержания.
Используемые интернет-ресурсы
- Медиапроект "Школа Москва": "Что делать, если ты столкнулся с буллингом. Мультфильм на Московском образовательном" https://bullying.shkolamoskva.ru/pupil/chto-delat-esli-ty-stolknulsya-s-bullingom-multfilm-na-moskovskom-obrazovatelnom/
- Всероссийский образовательный проект УРОК ЦИФРЫ: "Второй урок сезона 2023/2024 Мессенджеры" https://урокцифры.рф/lessons/messenger/
Источники информации, использованные при создании буклета:
- Мельник Е.В. Психология безопасного общения, Издательство «Активист», 2022
- Памятка для подростков "Формула твоей безопасности", Федеральное государственное бюджетное учреждение «ЦЕНТР ЗАЩИТЫ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ», 2022 https://drive.google.com/file/d/168gniGVhPGv67HYuoZjSosyO849y-B29/view?usp=sharing
- Панфилова А.П. Психология общения, Издательский центр «Академия», 2013
- Рекомендации от психолога школьникам. Общение с товарищами https://disk.yandex.ru/i/wt3KOH3kxUI72w
Инструменты, используемые при создании буклета:
- Компьютерная программа Adobe Illustrator (самостоятельная разработка дизайна и отрисовка изображений и элементов, используемых в буклете)
- Сервис для создания QR-кодов: https://ru.qrcodechimp.com/
Текстовое содержание образовательного буклета "Азбука безопасного общения":
Текстовое содержание буклета "Азбука безопасного общения"DOCX / 12.06 Кб
Евгения Николаевна Шарапова
Горбачёва Марина Юрьевна
Евгения Николаевна Касьянова