Классное руководство, организация командной или групповой работы, урочные и внеурочные мероприятия, профилактика деструктивного поведения, психологическая поддержка детей из группы риска и ОВЗ
Целевая аудитория
учащиеся 2-9 класса; дети из группы риска; дети с ОВЗ
Уровень сложности
средняя степень сложности
Оборудование
смартфон для чтения QR-кодов
Форма работы
индивидуальная, парная, групповая, фронтальная
Назначение разработки
организация познавательной деятельности учащихся
Цели разработки
- познакомить обучающихся с формулами безопасного поведения в общении, которые помогут избежать конфликтных ситуаций и негативных последствий; - обогащение ассортимента поведенческих реакций в повседневном общении; - повышение коммуникативной компетенции обучающихся; - расширение словарного запаса учащихся.
Задачи, решаемые разработкой
Образовательные: - формирование представления о принципах безопасного общения; - формирование навыков выявления признаков небезопасного (деструктивного) общения; - усвоение формул поведения в ситуациях небезопасного (деструктивного) общения.
Воспитательные: - формирование самостоятельного мышления, умения делать выводы, решать проблемные ситуации; - воспитание доброжелательного отношения, дружелюбия, вежливости, уважения и чуткости по отношению к окружающим.
Развивающие: - развитие умений анализировать возможные опасные ситуации в общении; - формирование навыка принимать правильное решение; - развитие способности избегать небезопасное (деструктивное) общение.
УУД
Личностные: - положительное отношение к познавательной деятельности; - умение осознавать свои трудности и стремление их преодолевать; - признание для себя общепринятых морально-этических норм; - способность к самооценки своих действий.
Регулятивные: - умение определять действия в соответствии с учебной и познавательной задачей.
Познавательные: - умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, работать по алгоритму; - умение понимать информацию представленную в графическом, схематическом, модельном виде; - понимать и использовать знаково-символичные средства для решения задач.
Коммуникативные: - выполняя различные роли в группе/команде, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); - отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила этикета; - аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; - критично относиться к своему мнению; - уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Ожидаемые результаты
- формирование у обучающихся дружественного отношения друг к другу; - глубокое понимание и внедрение в повседневную жизнь принципов безопасного общения; - создание здоровой атмосферы в детском коллективе; - помощь и поддержка ребенка в разрешении конфликтов (по необходимости).
Актуальность разработки выражена в повышенной потребности в образовании развития у школьников коммуникативных компетенций, как одной из ключевых компетентности успешной личности. В том числе, умение работать в команде, продуктивно разрешать конфликтные ситуации, анализировать эффективность общения, умение применять на практике различные поведенческие реакции.
Общение с друзьями, сверстниками, учителями - неотъемлемая часть школьной жизни ребенка. К сожалению, не всякое общение несет в себе пользу для него. Не имея должного опыта, необходимых знаний и навыков, ребенок попадает в неприятные ситуации. И чаще всего, с негативными последствиями (конфликты, обман, манипуляции, шантаж, буллинг и т.д).
Важно научить детей определять опасность в общении, предугадывать возможные последствия заранее и избегать небезопасного общения. К тому же, развитие данных навыков общения в детском коллективе поможет учителю сохранять атмосферу доброжелательности на своих уроках/занятиях/мероприятиях.
Обзор содержания
Лицевая сторона образовательного буклета:
1) правая полоса: страница-обложка содержит название буклета, имеет свободное пространство для подписания названия урока (мероприятия, тренинга, беседы и т.д.) и наименования образовательной организации.
2) средняя полоса: задняя страница сложенного буклета содержит общие правила по общению с другими детьми. Также, в низу страницы расположены дополнительные материалы по теме общения, представленные в виде QR-кодов:
Мультфильм про буллинг медиапроекта "Школа Москва" "Мультфильм на Московском образовательном", который простыми словами объясняет, что такое буллинг и как поступить, если с ним столкнулся.
Второй урок сезона 2023/2024 Всероссийского образовательного проекта УРОК ЦИФРЫ "Мессенджеры", который содержит в себе обучающие и проверочные материалы по принципам цифрового этикета при общении в мессенджерах и соц.сетях.
3) левая полоса: открывающая левая страница содержит в себе вводную информацию к основному содержанию и рассказывает о необходимости изучения формул безопасного поведения при возникновении деструктивного общения. На нижней части этой страницы расположена инструкция по работе с основным содержанием образовательного буклета.
Распечатанный буклет лицевая сторона
Внутренняя сторона образовательного буклета:
1) левая и правая полоса: во внутренней части буклета в левой и правой части расположено перечисление самых распространенных видов деструктивного общения в алфавитном порядке, подписанные определениями их значений простыми словами. Рядом с ними расположена формула безопасного поведения, представленная в виде собранных пазлов с цифрами.
2) средняя полоса: средняя страница внутренней стороны буклета содержит нумерованный список типичных и распространённых рекомендаций, как реагировать на деструктивное общение.
Распечатанный буклет внутренняя сторона
Инструкция к работе с материалом во внутренней части буклета:
Определяем вид общения. Они расположены в алфавитном порядке Пример:
Рядом с определением в пазлы собрана безопасная формула поведения:
Составляем по цифрам в пазлах из списка в центре алгоритм рекомендуемых действий в данной ситуации. Пример действия:
Прочтение формулы к агресивному общению выглядит следующим способом:
1. Сохраняй спокойствие;
2. Контролируй свои эмоции и реакцию;
5. Игнорируй всё;
14. Дай собеседнику время чтоб остыть/успокоиться/обдумать;
9. Обратись за помощью к взрослым.
Методические рекомендации
Образовательный буклет "Азбука безопасного общения" можно использовать следующими способами:
Организация мозгового штурма с обсуждением темы: "Что такое безопасное общение?".
Организация познавательной деятельности через анализ предложенных видов общения и представленных формул поведения, с поиском ответов на вопросы:
Какой цвет пазла/какая цифра встречается в формулах чаще других? Какое предложенное решение под этим цветом/под этой цифрой?
Сколько формул поведения повторяются?
Какая рекомендация встречается реже всего? Под каким она номером/цветом в формулах?
При каких видах общения рекомендуется использовать пункт 9, 6 и 15? Как ты думаешь, почему?
Организация проектной деятельности по созданию мини-проектов с составлением собственных формул безопасного поведения по другим видам общения или правилам поведения в классе (группе, школе, команде и т.д), ориентируясь на примеры в буклете.
Проведение профилактических индивидуальных бесед с раздачей буклета, как памятки и для самостоятельного изучения его содержания.