12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Евгения Николаевна Касьянова3120
Мои направления: техническое творчество; медиаобразование; патриотическое воспитание. Образовательные интересы: веду блог, обучаю учеников и коллег цифровой безопасности, веду проектную деятельность, использую групповые методы работы.
Россия, Калужская обл., Ферзиково
Материал размещён в группе «Классные руководители»

Образовательный буклет

для обучающихся 2-9 классов

«Азбука безопасного общения»

Автор Касьянова Евгения Николаевна, педагог дополнительного образования МКОУ ДО "ЦДТ" МР "Ферзиковский район"
Название Образовательный буклет «Азбука безопасного общения»
Вид ресурса  Буклет
Тип ресурса  Раздаточный материал
Масштабируемость/вариативность  Классное руководство, организация командной или групповой работы, урочные и внеурочные мероприятия, профилактика деструктивного поведения, психологическая поддержка детей из группы риска и ОВЗ
Целевая аудитория  учащиеся 2-9 класса; дети из группы риска; дети с ОВЗ
Уровень сложности  средняя степень сложности
Оборудование смартфон для чтения QR-кодов
Форма работы индивидуальная, парная, групповая, фронтальная 
Назначение разработки  организация познавательной деятельности учащихся
Цели разработки - познакомить обучающихся с формулами безопасного поведения в общении, которые помогут избежать конфликтных ситуаций и негативных последствий;
- обогащение ассортимента поведенческих реакций в повседневном общении;
- повышение коммуникативной компетенции обучающихся;
- расширение словарного запаса учащихся.

Задачи, решаемые разработкой

Образовательные:
- формирование представления о принципах безопасного общения;
- формирование навыков выявления признаков небезопасного (деструктивного) общения;
- усвоение формул поведения в ситуациях небезопасного (деструктивного) общения.

Воспитательные:
- формирование самостоятельного мышления, умения делать выводы, решать проблемные ситуации;
- воспитание доброжелательного отношения, дружелюбия, вежливости, уважения и чуткости по отношению к окружающим.

Развивающие: 
- развитие умений анализировать возможные опасные ситуации в общении;
- формирование навыка принимать правильное решение;
- развитие способности избегать небезопасное (деструктивное) общение.

УУД

Личностные:
- положительное отношение к познавательной деятельности;
- умение осознавать свои трудности и стремление их преодолевать;
- признание для себя общепринятых морально-этических норм;
- способность к самооценки своих действий.

Регулятивные: 
- умение определять действия в соответствии с учебной и познавательной задачей.

Познавательные:
- умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, работать по алгоритму;
- умение понимать информацию представленную в графическом, схематическом, модельном виде;
- понимать и использовать знаково-символичные средства для решения задач.

Коммуникативные:
- выполняя различные роли в группе/команде, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила этикета;
- аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;
- критично относиться к своему мнению;
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Ожидаемые результаты - формирование у обучающихся дружественного отношения друг к другу;
- глубокое понимание и внедрение в повседневную жизнь принципов безопасного общения;
- создание здоровой атмосферы в детском коллективе;
- помощь и поддержка ребенка в разрешении конфликтов (по необходимости).

Актуальность разработки выражена в повышенной потребности в образовании развития у школьников коммуникативных компетенций, как одной из ключевых компетентности успешной личности. В том числе, умение работать в команде, продуктивно разрешать конфликтные ситуации, анализировать эффективность общения, умение применять на практике различные поведенческие реакции.

Общение с друзьями, сверстниками, учителями - неотъемлемая часть школьной жизни ребенка. К сожалению, не всякое общение несет в себе пользу для него. Не имея должного опыта, необходимых знаний и навыков, ребенок попадает в неприятные ситуации. И чаще всего, с негативными последствиями (конфликты, обман, манипуляции, шантаж, буллинг и т.д).

Важно научить детей определять опасность в общении, предугадывать возможные последствия заранее и избегать небезопасного общения. К тому же, развитие данных навыков общения в детском коллективе поможет учителю сохранять атмосферу доброжелательности на своих уроках/занятиях/мероприятиях.   

Обзор содержания 

Лицевая сторона образовательного буклета:

1) правая полоса: страница-обложка содержит название буклета, имеет свободное пространство для подписания названия урока (мероприятия, тренинга, беседы и т.д.) и наименования образовательной организации.

2) средняя полоса: задняя страница сложенного буклета содержит общие правила по общению с другими детьми. Также, в низу страницы расположены дополнительные материалы по теме общения, представленные в виде QR-кодов:

  1. Мультфильм про буллинг медиапроекта "Школа Москва" "Мультфильм на Московском образовательном", который простыми словами объясняет, что такое буллинг и как поступить, если с ним столкнулся.
  2. Второй урок сезона 2023/2024 Всероссийского образовательного проекта УРОК ЦИФРЫ "Мессенджеры", который содержит в себе обучающие и проверочные материалы по принципам цифрового этикета при общении в мессенджерах и соц.сетях.

3) левая полоса: открывающая левая страница содержит в себе вводную информацию к основному содержанию и рассказывает о необходимости изучения формул безопасного поведения при возникновении деструктивного общения. На нижней части этой страницы расположена инструкция по работе с основным содержанием образовательного буклета.

x1705229701.png
Распечатанный буклет лицевая сторона

Внутренняя сторона образовательного буклета:

1) левая и правая полоса: во внутренней части буклета в левой и правой части расположено перечисление самых распространенных видов деструктивного общения в алфавитном порядке, подписанные определениями их значений простыми словами. Рядом с ними расположена формула безопасного поведения, представленная в виде собранных пазлов с цифрами.

2) средняя полоса: средняя страница внутренней стороны буклета содержит нумерованный список типичных и распространённых рекомендаций, как реагировать на деструктивное общение.

a1705229853.png
Распечатанный буклет внутренняя сторона

Инструкция к работе с материалом во внутренней части буклета:

  1. Определяем вид общения. Они расположены в алфавитном порядке
    Пример: 
  2. Рядом с определением в пазлы собрана безопасная формула поведения:   
  3. Составляем по цифрам в пазлах из списка в центре алгоритм рекомендуемых действий в данной ситуации. Пример действия:

Прочтение формулы к агресивному общению выглядит следующим способом:

1. Сохраняй спокойствие;

2. Контролируй свои эмоции и реакцию;

5. Игнорируй всё;

14. Дай собеседнику время чтоб остыть/успокоиться/обдумать;

9. Обратись за помощью к взрослым.

Методические рекомендации

Образовательный буклет "Азбука безопасного общения" можно использовать следующими способами:

  1. Организация мозгового штурма с обсуждением темы: "Что такое безопасное общение?".
  2. Организация познавательной деятельности через анализ предложенных видов общения и представленных формул поведения, с поиском ответов на вопросы:
  • Какой цвет пазла/какая цифра встречается в формулах чаще других? Какое предложенное решение под этим цветом/под этой цифрой?
  • Сколько формул поведения повторяются?
  • Какая рекомендация встречается реже всего? Под каким она номером/цветом в формулах?
  • При каких видах общения рекомендуется использовать пункт 9, 6 и 15? Как ты думаешь, почему?
  1. Организация проектной деятельности по созданию мини-проектов с составлением собственных формул безопасного поведения по другим видам общения или правилам поведения в классе (группе, школе, команде и т.д), ориентируясь на примеры в буклете.
  2. Проведение профилактических индивидуальных бесед с раздачей буклета, как памятки и для самостоятельного изучения его содержания.

Образовательный буклет

u1706332123.png
Образовательный буклет "Азбука безопасного общения"

Используемые интернет-ресурсы

  1. Медиапроект "Школа Москва": "Что делать, если ты столкнулся с буллингом. Мультфильм на Московском образовательном" https://bullying.shkolamoskva.ru/pupil/chto-delat-esli-ty-stolknulsya-s-bullingom-multfilm-na-moskovskom-obrazovatelnom /
  2. Всероссийский образовательный проект УРОК ЦИФРЫ: "Второй урок сезона 2023/2024 Мессенджеры" https://урокцифры.рф/lessons/messenger/

Источники информации, использованные при создании буклета:

  1. Мельник Е.В. Психология безопасного общения, Издательство «Активист», 2022
  2. Памятка для подростков "Формула твоей безопасности", Федеральное государственное бюджетное учреждение «ЦЕНТР ЗАЩИТЫ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ», 2022 https://drive.google.com/file/d/168gniGVhPGv67HYuoZjSosyO849y-B29/view ?usp=sharing
  3. Панфилова А.П. Психология общения, Издательский центр «Академия», 2013
  4. Рекомендации от психолога школьникам. Общение с товарищами  https://disk.yandex.ru/i/wt3KOH3kxUI72w

Инструменты, используемые при создании буклета:

  • Компьютерная программа Adobe Illustrator (самостоятельная разработка дизайна и отрисовка изображений и элементов, используемых в буклете)
  • Сервис для создания QR-кодов: https://ru.qrcodechimp.com /

Текстовое содержание образовательного буклета "Азбука безопасного общения":
Текстовое содержание буклета "Азбука безопасного общения"DOCX / 12.06 Кб

Опубликовано в группе «Классные руководители»


Комментарии (3)

Евгения Николаевна Шарапова, 30.01.24 в 10:04 2Ответить Пожаловаться
Спасибо большое за прекрасный материал. Компактно, но при этом очень ёмко!!! Обязательно возьму в работу
Евгения Николаевна Касьянова, 24.02.24 в 11:08 1Ответить Пожаловаться
Спасибо. И очень действейная. Помогает избежать множества однотипных воспитательных бесед
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.