Методические рекомендации на тему «Образовательный вэб-квест как интерактивная образовательная среда» (9 класс)

2
0
Материал опубликован 7 April

Образовательный вэб-квест

как интерактивная образовательная среда

Образовательный веб-квест — это игровой проект с использованием интернет-ресурсов, который позволяет обучающимся самостоятельно искать, анализировать и систематизировать информацию, а также применять полученные знания в решении учебных задач. Важным преимуществом веб-квестов является их универсальность и возможность применения в процессе обучения различных предметов: от гуманитарных дисциплин до естественных наук. Образовательный веб-квест — это один из самых современных и интересных методов обучения, который способствует формированию творческого мышления, развитию коммуникативных и информационных навыков, а также повышает мотивацию к обучению.

Веб-квест гармонично вписывается в учебный процесс, так как, во-первых, способствует овладению старшеклассниками приёмами работы с различными видами источников информации; во-вторых, формирует у школьников умения перерабатывать, систематизировать и применять полученную информацию в учебной деятельности; в-третьих, позволяет использовать средства ИКТ в решении когнитивных, коммуникативных и общеучебных задач с учётом норм информационной безопасности. Важно понимать: выпускники должны развивать способность вести диалог с оппонентами, достигая взаимопонимания; вырабатывать навыки сотрудничества как со сверстниками, так и со взрослыми людьми в урочной, внеурочной и других видах деятельности. Сформировать умение использовать различные методы познания, владеть логическими операциями анализа, синтеза и сравнения — все эти возможности предоставляет обучающимся технология "веб-квест".

Первого сентября в лицей-интернат № 1 приходят новички. Изначально мы формируем разноуровневые по всем параметрам и показателям классы, что подтверждают результаты стартовой диагностики, анкетирование и первичный мониторинг. Однако учителя, классные руководители и воспитатели должны помочь выпускнику общеобразовательного учреждения на "выходе" из средней или общей школы органично войти в социум и стать полноправным членом общества. Следовательно, педагог призван мотивировать старшеклассника на успех. А технология "веб-квест" – это однозначно путь к успеху.

Как видим, во фразе присутствуют термины, которым необходимо дать краткие определения. Технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Квест — увлекательная игра, которая предполагает решение умственных, логических задач; проявление смекалки; целеустремленность участников на пути к достижению цели.

Однако в статье речь пойдёт не о квестах как таковых, а о технологии "веб-квест", причём гуманитарной направленности. В чём разница? Вместо конкретного ответа на вопросы обучающихся учитель отсылает собеседников к интернету. Убеждена, что такая форма получения новой информации близка и интересна современному школьнику. Веб-квест — проект с использованием интернет-ресурсов. Определение тематического веб-квеста: сайт в интернете, с которым работают обучающиеся, выполняя учебную задачу по поиску необходимого материала при подготовке проекта или исследования. Особенности образовательного веб-квеста: часть или вся информация для индивидуальной, парной и групповой работы размещается на веб-сайтах, ссылки на которые предлагает учитель. Выбор важной информации осуществляется обучающимися самостоятельно, в зависимости от их предпочтений, интересов и уровня образованности. Цель веб-квеста — создание игровой ситуации на уроке, после занятий, во внеурочной деятельности, при планировании и разработке внеклассных мероприятий, а также при подготовке к ОГЭ по русскому языку.

Рассмотрим структуру веб-квеста:

  • Введение: мотивирующее задание, цель которого — вызвать интерес обучающихся к изучаемому понятию, термину, определению и прочее.

  • Задание: даётся описание конечного результата или продукта деятельности и указываются интернет источники, где данный материал можно найти.

  • Процесс: пошаговое описание процедуры реализации проекта со списком ресурсов (также предлагается список веб-сайтов, где содержится необходимая информация по каждому этапу выполнения задания).

  • Оценка: в этой части приводятся критерии оценки работы обучающихся (шкала оценивания).

  • Заключение: в качестве домашнего задания обучающимся предлагается на основе отфильтрованного и проанализированного материала, добытого в ходе совместной работы пары или группы на веб-сайтах, выполнить краткосрочный проект (каждая пара, группа выбирает задание, которое им понравилось или наиболее соответствует их интересам и предпочтениям).

Практическое применение технологии "веб-квест" при подготовке к ОГЭ по русскому языку. Предлагаю авторский квест, который использовался при подготовке к сочинению-рассуждению (в 2020 г. задание № 9.3 КИМ по русскому языку ОГЭ): "Как вы понимаете значение слова "красота"?" По данному принципу могут быть разработаны задания для квестов "Доброта", "Справедливость", "Дружба", "Милосердие", "Сострадание" и другим, востребованным на ОГЭ темам. Ниже предложены некоторые варианты заданий, которые составлены с применением технологии "веб-квест".

Вариант структуры веб-квеста о красоте:

  • Введение. Пройдите по ссылке (адрес ссылки). Выпишите цитаты о красоте. Задание. "Как Вы понимаете значение слова КРАСОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение".

  • Найдите на веб-сайтах, предложенных в п.3 ("Процесс"), необходимую информацию для ответа на вопрос: "Что такое красота?"

  • Процесс. Адреса веб-сайтов, где содержится информация, необходимая для написания сочинения о красоте.

  • Оценка. По представленной на веб-сайте шкале самостоятельно оцените свою работу.

  • Заключение. Домашнее задание. На основе отобранного и отредактированного материала, добытого в ходе совместной работы группы на веб-сайтах, написать сочинение-рассуждение "Что такое красота?" (задание № 9.3).

Пошаговая инструкция веб-квеста (примерный вариант):

1. Пройдите по ссылкам. Выпишите понравившиеся вам цитаты о красоте (адреса ссылок).

2. Пройдите по ссылке (адрес). Удивились? Да, это сборник "ОГЭ. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты" под ред. И. П.Цыбулько, которым мы пользуемся при подготовке к итоговой аттестации. Из вариантов "Смотреть. Скачать" выберите первый, пройдите по ссылке docs.google.com. Можно пройти дальше по ссылке (адрес) или открыть свой собственный экземпляр тестов на странице 161.

3.1 Прочитайте текст В. А.Солоухина для изложения, предложенный к вариантам 25— 28. Выпишите опорные слова и словосочетания. Какое слово объединяет все микротемы? Составьте план к 19 тексту В. А.Солоухина. Сверьте свой ответ с предложенным вариантом в “Информации о тексте для сжатого изложения” на стр. 229. Дайте ответ на вопрос: "Что такое красота?" (по В.Солоухину).

3.2. Откройте вариант 26 на стр. 155— 156 и прочитайте текст В.Катаева, предложенный для анализа. Выполните задание № 2 (вариант № 26 КИМ) и запишите ответ(ы) в тетрадь. — Перечитайте предложения №№ 2— 5, 18— 23, 27, 29— 31 и ответьте на вопросы: Зачем "стихи надо писать каждый день"? О чём нужно писать? Почему необходимо прислушиваться к своим чувствам? Для чего художнику слова нужно учиться независимости? Откуда поэты черпают вдохновение? — Объясните смысл слов: "внутреннее ощущение жизни как поэзии^". — Где "живёт" поэзия? — Проследите взаимосвязь понятий "поэзия" и "красота".

3.3. Сравните тексты В.Солоухина и В.Катаева. Общее: что объединяет их? Новое: какие новые ответы на основной вопрос творческого исследования вы получили после анализа текста В.Катаева? Задание: снова дайте свой вариант ответа на вопрос "Что такое красота?", но с учётом приобретённых (новых) знаний. Творческая работа: аргументируя свой тезис, приведите пример-аргумент из жизненного опыта, подтверждающий определение слова "КРАСОТА"

4. Оцените свою работу в группе по "Шкале оценки", пройдя по ссылке: http://inna-nikolaichuk.narod.ru/index/0-5. Помогли вам задания, разработанные в веб-квесте, в подготовке к сочинению-рассуждению?

5. Домашнее задание. Напишите сочинение "Что такое красота?", используя накопленные в ходе работы в творческой группе материалы. Пополните копилку творческих работ для подготовки к написанию ОГЭ, разместив сочинение-рассуждение на классном веб-сайте в своей папке. Спасибо за совместное творчество!

Варианты заданий с использованием технологии "веб-квест"

Работа в группе

1. Пройдите по ссылке: https://www.livelib.ru/quote/165210-kak-vospitat-nastoyaschego-chelovekavasilij-aleksandrovich-suhomlinskij. На сайте LiveLib размещена цитата известного русского педагога Василия Александровича Сухомлинского. Прочитайте высказывание о красоте из книги "Как воспитать настоящего человека".

2. Перед вами текст, в котором подчёркнуты определения красоты, данные В. А. Сухомлинским: "Красота — это яркий свет, озаряющий мир, при этом свете тебе открывается истина, правда, добро; озаренный этим светом, ты испытываешь приверженность и непримиримость. Красота учит распознавать зло и бороться с ним. Я бы назвал красоту гимнастикой души — она выпрямляет наш дух, нашу совесть, наши чувства и убеждения. Красота — это зеркало, в котором ты видишь сам себя и в соответствии с этим относишься сам к себе". Выпишите наиболее важные, на ваш взгляд, определения понятия "красота".

3. Писатель выражает свою позицию по вопросу "Что есть красота?" А как, по вашему мнению, ещё можно охарактеризовать красоту? Составьте текст (не более 5— 7 предложений.) Помогла ли вам информация, представленная на сайте LiveLib?

Работа в паре

1. Пройдите по ссылке: http://www.kowal.ru/blog/287 Прочитайте сначала цитату американского писателя Теодора Драйзера об искусстве: "Искусство — могучее средство исправления людского несовершенства".

2. Познакомьтесь с материалами очерка, подготовленного специально для журнала "Искусство для всех": "Дополняя слова великого писателя, можно сказать, что искусство — это и возможность создания людского совершенства. Ведь произведения искусства, будь то живопись, скульптура, кино или фотография, производят на нас с самого раннего детства неизгладимое впечатление, формируют наше мировоззрение и остаются в нашем сознании на всю жизнь как ориентир правильности, красоты, мудрости".

3. Представьте, что являетесь внештатным корреспондентом данного журнала и именно вам поручили, дополнив слова Теодора Драйзера, написать очерк на подобную тему, Составьте те к с т (от 5 до 10 предложений).

Варианты заданий web-квеста по теме "Портрет современного оратора" для одного из этапов внеурочного занятия "Основы риторики"

1. Пройдите по ссылке: https://poligraf36.ru/vidnye-deyateli/allan-piz. Там вы найдёте интересную информацию об Аллане Пизе, который известен всему миру как "мистер языка телодвижений". Он автор книги "Язык телодвижений", ставшей бестселлером для всемирного общества бизнеса. Аллан участвует в семинарах, шоу, пользуется необыкновенной популярностью в молодёжной среде. Если вы заинтересовались книгой, то можете скачать её в формате DOC на той же странице сайта "Поли20 граф. Воронежский портал по психологии". Я скачала и прочитала с большим интересом. Там же размещён видеоролик "Язык тела: серия № 4 "Жесты власти"".

2. Зайдите на сайт в интернете для выполнения учебной задачи по поиску необходимого материала: https://www.youtube.com/watch?v=yCitUU4iZTY (фрагмент фильма, длительность — 14 минут)

3. Задания: Посмотрите видеоролик "Жесты власти" и в/ф "Тайные сигналы тела" и отберите материал, необходимый для создания портрета современного оратора: из списка лидеров выберите тех деятелей, которые вызвали наибольший интерес, и прочитайте их биографии. Попробуйте объяснить, что помогло данному человеку приобрести популярность, добиться успеха в карьере? Нужны ли, на ваш взгляд, лидерские качества современному ритору? (свой ответ необходимо аргументировать). Напишите творческую работу "Портрет современного лидера".

Итак, представленные методические материалы по использованию технологии "веб-квест" на уроках и во внеурочной деятельности помогут учителям, воспитателям и педагогам дополнительного образования найти наиболее эффективный и рациональный путь к успеху. Выполнение заданий по технологии "веб-квест" позволит ученикам активно участвовать в процессе обучения, а также развивать навыки самостоятельного поиска, анализа и интерпретации информации, что является важным условием успешного обучения и будущей жизненной активности.

В заключение хотелось бы отметить, что современный школьник, в силу своего возраста и интересов, склонен к активному использованию интернет-ресурсов, и, соответственно, технологии "веб-квест" позволяют максимально эффективно использовать эту склонность для достижения образовательных целей. Использование технологии "веб-квест" в учебном процессе позволяет учителям и воспитателям создавать творческий и мотивирующий образовательный контекст, который способствует развитию у обучающихся навыков самостоятельной работы с информацией, развитию коммуникативных и информационных навыков, а также повышает мотивацию к обучению. Хотелось бы отметить, что в современном мире, где интернет стал неотъемлемой частью жизни каждого человека, технологии "веб-квест" являются одним из самых эффективных и интересных методов обучения, способствующих развитию творческого мышления, коммуникативных и информационных навыков у обучающихся.

Электронные ресурсы. Ссылки

[1, 2, 3] - Личностное саморазвитие [Электронный ресурс]: Цитаты про успех. Сайт о самосовершенствовании, мотивации и других полезных вещах. Адрес: https://self-creation.info/tsitatyi-pro-uspeh/

[4] - ЮНЕСКО. Официальный сайт [Электронный ресурс]: Адрес: https://ru.unesco.org/themes/education.

/Учебные материалы ИИТО. / Организация объединённых наций по вопросам образования, науки и культуры. Адрес: https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214647.pdf

[5] - ссылка на мини-сайт в социальной сети работников образования nsportal.ru Скарлыгиной М. М.:

https://nsportal.ru/skarlygina-mm

Литература

1. Быховский, Я. С. Образовательные веб-квесты / Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99". [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://ito.edu.ru/1999/rn/1/30015.html.

2. Кузнецова, Т. А. Технология веб-квеста как интерактивная образовательная среда / ИТО — Иваново

2011 / Секция 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ito.edu.ru/2011/Ivanovo/II/II-0-12.html.

21

3. Николайчук, И. В. Шкала оценивания. Персональный сайт Николайчук И.В. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://inna-nikolaichuk.narod.ru/index/0-5

4. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.

5. Скарлыгина М.М. Журнал «Педагогический поиск» 2020 №2.

Комментарии
Комментариев пока нет.