12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Тибаева Юлия Михайловна72
Россия, Курская обл., Курск

Образовательный вэб-квест

как интерактивная образовательная среда

Образовательный веб-квест — это игровой проект с использованием интернет-ресурсов, который позволяет обучающимся самостоятельно искать, анализировать и систематизировать информацию, а также применять полученные знания в решении учебных задач. Важным преимуществом веб-квестов является их универсальность и возможность применения в процессе обучения различных предметов: от гуманитарных дисциплин до естественных наук. Образовательный веб-квест — это один из самых современных и интересных методов обучения, который способствует формированию творческого мышления, развитию коммуникативных и информационных навыков, а также повышает мотивацию к обучению.

Веб-квест гармонично вписывается в учебный процесс, так как, во-первых, способствует овладению старшеклассниками приёмами работы с различными видами источников информации; во-вторых, формирует у школьников умения перерабатывать, систематизировать и применять полученную информацию в учебной деятельности; в-третьих, позволяет использовать средства ИКТ в решении когнитивных, коммуникативных и общеучебных задач с учётом норм информационной безопасности. Важно понимать: выпускники должны развивать способность вести диалог с оппонентами, достигая взаимопонимания; вырабатывать навыки сотрудничества как со сверстниками, так и со взрослыми людьми в урочной, внеурочной и других видах деятельности. Сформировать умение использовать различные методы познания, владеть логическими операциями анализа, синтеза и сравнения — все эти возможности предоставляет обучающимся технология "веб-квест".

Первого сентября в лицей-интернат № 1 приходят новички. Изначально мы формируем разноуровневые по всем параметрам и показателям классы, что подтверждают результаты стартовой диагностики, анкетирование и первичный мониторинг. Однако учителя, классные руководители и воспитатели должны помочь выпускнику общеобразовательного учреждения на "выходе" из средней или общей школы органично войти в социум и стать полноправным членом общества. Следовательно, педагог призван мотивировать старшеклассника на успех. А технология "веб-квест" – это однозначно путь к успеху.

Как видим, во фразе присутствуют термины, которым необходимо дать краткие определения. Технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Квест — увлекательная игра, которая предполагает решение умственных, логических задач; проявление смекалки; целеустремленность участников на пути к достижению цели.

Однако в статье речь пойдёт не о квестах как таковых, а о технологии "веб-квест", причём гуманитарной направленности. В чём разница? Вместо конкретного ответа на вопросы обучающихся учитель отсылает собеседников к интернету. Убеждена, что такая форма получения новой информации близка и интересна современному школьнику. Веб-квест — проект с использованием интернет-ресурсов. Определение тематического веб-квеста: сайт в интернете, с которым работают обучающиеся, выполняя учебную задачу по поиску необходимого материала при подготовке проекта или исследования. Особенности образовательного веб-квеста: часть или вся информация для индивидуальной, парной и групповой работы размещается на веб-сайтах, ссылки на которые предлагает учитель. Выбор важной информации осуществляется обучающимися самостоятельно, в зависимости от их предпочтений, интересов и уровня образованности. Цель веб-квеста — создание игровой ситуации на уроке, после занятий, во внеурочной деятельности, при планировании и разработке внеклассных мероприятий, а также при подготовке к ОГЭ по русскому языку.

Рассмотрим структуру веб-квеста:

  • Введение: мотивирующее задание, цель которого — вызвать интерес обучающихся к изучаемому понятию, термину, определению и прочее.

  • Задание: даётся описание конечного результата или продукта деятельности и указываются интернет источники, где данный материал можно найти.

  • Процесс: пошаговое описание процедуры реализации проекта со списком ресурсов (также предлагается список веб-сайтов, где содержится необходимая информация по каждому этапу выполнения задания).

  • Оценка: в этой части приводятся критерии оценки работы обучающихся (шкала оценивания).

  • Заключение: в качестве домашнего задания обучающимся предлагается на основе отфильтрованного и проанализированного материала, добытого в ходе совместной работы пары или группы на веб-сайтах, выполнить краткосрочный проект (каждая пара, группа выбирает задание, которое им понравилось или наиболее соответствует их интересам и предпочтениям).

Практическое применение технологии "веб-квест" при подготовке к ОГЭ по русскому языку. Предлагаю авторский квест, который использовался при подготовке к сочинению-рассуждению (в 2020 г. задание № 9.3 КИМ по русскому языку ОГЭ): "Как вы понимаете значение слова "красота"?" По данному принципу могут быть разработаны задания для квестов "Доброта", "Справедливость", "Дружба", "Милосердие", "Сострадание" и другим, востребованным на ОГЭ темам. Ниже предложены некоторые варианты заданий, которые составлены с применением технологии "веб-квест".

Вариант структуры веб-квеста о красоте:

  • Введение. Пройдите по ссылке (адрес ссылки). Выпишите цитаты о красоте. Задание. "Как Вы понимаете значение слова КРАСОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение".

  • Найдите на веб-сайтах, предложенных в п.3 ("Процесс"), необходимую информацию для ответа на вопрос: "Что такое красота?"

  • Процесс. Адреса веб-сайтов, где содержится информация, необходимая для написания сочинения о красоте.

  • Оценка. По представленной на веб-сайте шкале самостоятельно оцените свою работу.

  • Заключение. Домашнее задание. На основе отобранного и отредактированного материала, добытого в ходе совместной работы группы на веб-сайтах, написать сочинение-рассуждение "Что такое красота?" (задание № 9.3).

Пошаговая инструкция веб-квеста (примерный вариант):

1. Пройдите по ссылкам. Выпишите понравившиеся вам цитаты о красоте (адреса ссылок).

2. Пройдите по ссылке (адрес). Удивились? Да, это сборник "ОГЭ. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты" под ред. И. П.Цыбулько, которым мы пользуемся при подготовке к итоговой аттестации. Из вариантов "Смотреть. Скачать" выберите первый, пройдите по ссылке docs.google.com . Можно пройти дальше по ссылке (адрес) или открыть свой собственный экземпляр тестов на странице 161.

3.1 Прочитайте текст В. А.Солоухина для изложения, предложенный к вариантам 25— 28. Выпишите опорные слова и словосочетания. Какое слово объединяет все микротемы? Составьте план к 19 тексту В. А.Солоухина. Сверьте свой ответ с предложенным вариантом в “Информации о тексте для сжатого изложения” на стр. 229. Дайте ответ на вопрос: "Что такое красота?" (по В.Солоухину).

3.2. Откройте вариант 26 на стр. 155— 156 и прочитайте текст В.Катаева, предложенный для анализа. Выполните задание № 2 (вариант № 26 КИМ) и запишите ответ(ы) в тетрадь. — Перечитайте предложения №№ 2— 5, 18— 23, 27, 29— 31 и ответьте на вопросы: Зачем "стихи надо писать каждый день"? О чём нужно писать? Почему необходимо прислушиваться к своим чувствам? Для чего художнику слова нужно учиться независимости? Откуда поэты черпают вдохновение? — Объясните смысл слов: "внутреннее ощущение жизни как поэзии^". — Где "живёт" поэзия? — Проследите взаимосвязь понятий "поэзия" и "красота".

3.3. Сравните тексты В.Солоухина и В.Катаева. Общее: что объединяет их? Новое: какие новые ответы на основной вопрос творческого исследования вы получили после анализа текста В.Катаева? Задание: снова дайте свой вариант ответа на вопрос "Что такое красота?", но с учётом приобретённых (новых) знаний. Творческая работа: аргументируя свой тезис, приведите пример-аргумент из жизненного опыта, подтверждающий определение слова "КРАСОТА"

4. Оцените свою работу в группе по "Шкале оценки", пройдя по ссылке: http://inna- nikolaichuk.narod.ru/index/0-5 . Помогли вам задания, разработанные в веб-квесте, в подготовке к сочинению-рассуждению?

5. Домашнее задание. Напишите сочинение "Что такое красота?", используя накопленные в ходе работы в творческой группе материалы. Пополните копилку творческих работ для подготовки к написанию ОГЭ, разместив сочинение-рассуждение на классном веб-сайте в своей папке. Спасибо за совместное творчество!

Варианты заданий с использованием технологии "веб-квест"

Работа в группе

1. Пройдите по ссылке: https://www.livelib.ru/quote/165210-kak-vospitat-nastoyaschego-chelovekavasilij-aleksandrovich-suhomlinskij . На сайте LiveLib размещена цитата известного русского педагога Василия Александровича Сухомлинского. Прочитайте высказывание о красоте из книги "Как воспитать настоящего человека".

2. Перед вами текст, в котором подчёркнуты определения красоты, данные В. А. Сухомлинским: "Красота — это яркий свет, озаряющий мир, при этом свете тебе открывается истина, правда, добро; озаренный этим светом, ты испытываешь приверженность и непримиримость. Красота учит распознавать зло и бороться с ним. Я бы назвал красоту гимнастикой души — она выпрямляет наш дух, нашу совесть, наши чувства и убеждения. Красота — это зеркало, в котором ты видишь сам себя и в соответствии с этим относишься сам к себе". Выпишите наиболее важные, на ваш взгляд, определения понятия "красота".

3. Писатель выражает свою позицию по вопросу "Что есть красота?" А как, по вашему мнению, ещё можно охарактеризовать красоту? Составьте текст (не более 5— 7 предложений.) Помогла ли вам информация, представленная на сайте LiveLib?

Работа в паре

1. Пройдите по ссылке: http://www.kowal.ru/blog/287 Прочитайте сначала цитату американского писателя Теодора Драйзера об искусстве: "Искусство — могучее средство исправления людского несовершенства".

2. Познакомьтесь с материалами очерка, подготовленного специально для журнала "Искусство для всех": "Дополняя слова великого писателя, можно сказать, что искусство — это и возможность создания людского совершенства. Ведь произведения искусства, будь то живопись, скульптура, кино или фотография, производят на нас с самого раннего детства неизгладимое впечатление, формируют наше мировоззрение и остаются в нашем сознании на всю жизнь как ориентир правильности, красоты, мудрости".

3. Представьте, что являетесь внештатным корреспондентом данного журнала и именно вам поручили, дополнив слова Теодора Драйзера, написать очерк на подобную тему, Составьте те к с т (от 5 до 10 предложений).

Варианты заданий web-квеста по теме "Портрет современного оратора" для одного из этапов внеурочного занятия "Основы риторики"

1. Пройдите по ссылке: https://poligraf36.ru/vidnye-deyateli/allan-piz . Там вы найдёте интересную информацию об Аллане Пизе, который известен всему миру как "мистер языка телодвижений". Он автор книги "Язык телодвижений", ставшей бестселлером для всемирного общества бизнеса. Аллан участвует в семинарах, шоу, пользуется необыкновенной популярностью в молодёжной среде. Если вы заинтересовались книгой, то можете скачать её в формате DOC на той же странице сайта "Поли20 граф. Воронежский портал по психологии". Я скачала и прочитала с большим интересом. Там же размещён видеоролик "Язык тела: серия № 4 "Жесты власти"".

2. Зайдите на сайт в интернете для выполнения учебной задачи по поиску необходимого материала: https://www.youtube.com/watch ?v=yCitUU4iZTY (фрагмент фильма, длительность — 14 минут)

3. Задания: Посмотрите видеоролик "Жесты власти" и в/ф "Тайные сигналы тела" и отберите материал, необходимый для создания портрета современного оратора: из списка лидеров выберите тех деятелей, которые вызвали наибольший интерес, и прочитайте их биографии. Попробуйте объяснить, что помогло данному человеку приобрести популярность, добиться успеха в карьере? Нужны ли, на ваш взгляд, лидерские качества современному ритору? (свой ответ необходимо аргументировать). Напишите творческую работу "Портрет современного лидера".

Итак, представленные методические материалы по использованию технологии "веб-квест" на уроках и во внеурочной деятельности помогут учителям, воспитателям и педагогам дополнительного образования найти наиболее эффективный и рациональный путь к успеху. Выполнение заданий по технологии "веб-квест" позволит ученикам активно участвовать в процессе обучения, а также развивать навыки самостоятельного поиска, анализа и интерпретации информации, что является важным условием успешного обучения и будущей жизненной активности.

В заключение хотелось бы отметить, что современный школьник, в силу своего возраста и интересов, склонен к активному использованию интернет-ресурсов, и, соответственно, технологии "веб-квест" позволяют максимально эффективно использовать эту склонность для достижения образовательных целей. Использование технологии "веб-квест" в учебном процессе позволяет учителям и воспитателям создавать творческий и мотивирующий образовательный контекст, который способствует развитию у обучающихся навыков самостоятельной работы с информацией, развитию коммуникативных и информационных навыков, а также повышает мотивацию к обучению. Хотелось бы отметить, что в современном мире, где интернет стал неотъемлемой частью жизни каждого человека, технологии "веб-квест" являются одним из самых эффективных и интересных методов обучения, способствующих развитию творческого мышления, коммуникативных и информационных навыков у обучающихся.

Электронные ресурсы. Ссылки

[1, 2, 3] - Личностное саморазвитие [Электронный ресурс]: Цитаты про успех. Сайт о самосовершенствовании, мотивации и других полезных вещах. Адрес: https://self- creation.info/tsitatyi-pro-uspeh /

[4] - ЮНЕСКО. Официальный сайт [Электронный ресурс]: Адрес: https://ru.unesco.org/themes/education .

/Учебные материалы ИИТО. / Организация объединённых наций по вопросам образования, науки и культуры. Адрес: https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214647.pdf

[5] - ссылка на мини-сайт в социальной сети работников образования nsportal.ru Скарлыгиной М. М.:

https://nsportal.ru/skarlygina-mm

Литература

1. Быховский, Я. С. Образовательные веб-квесты / Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99". [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://ito.edu.ru/1999/rn/1/30015.html .

2. Кузнецова, Т. А. Технология веб-квеста как интерактивная образовательная среда / ИТО — Иваново

2011 / Секция 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ito.edu.ru/2011/Ivanovo/II/II-0-12.html .

21

3. Николайчук, И. В. Шкала оценивания. Персональный сайт Николайчук И.В. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://inna- nikolaichuk.narod.ru/index/0-5

4. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.

5. Скарлыгина М.М. Журнал «Педагогический поиск» 2020 №2.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.