Урок «Общение-это прекрасно»
Общение-это прекрасно
Цель: воспитывать культуру поведения; развивать коммуникативные навыки, продолжить знакомить с правилами общения и корректировать поведение детей
Ребята давайте повернёмся друг к другу и улыбнёмся. Своим добрым взглядом пожелаем всего хорошего.
Сейчас мы с вами поговорим про общение, правилах общения.
Оформление: книжная выставка на столе «Правила общения»; плакаты с высказываниями о русском языке; кроссворд «Общение»
Вступительная беседа
Что такое общение? «Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией различного характера». Для того чтобы общение на занятии прошло успешно, нам с вами необходимо вспомнить свои полные имена. Все одновременно называют свое полное имя. Как вы думаете, услышала ли я ваши имена? А что же делать? Может быть, чтобы я услышала, вам нужно прокричать их еще громче? (нет) Что же нам делать, как услышать наши имена!? Ваши предложения…
Правильно, давайте просто все напишем свои имена на листах и прикрепим бейджики (Бейдж или бедж (бейджик, бирка — произносится «бэдж») — элемент униформы, амуниции, в виде значка, наклейки, карточки, предназначенный для предоставления информации о его носителе. Бэдж содержит данные (текст, графику и т. п.), которые позволяют идентифицировать лицо, которое его носит. Ранее назывался биркой себе на одежду, чтобы все видели и могли обращаться к вам по имени.) При знакомстве с новым человеком, повторите его имя несколько раз, и постарайтесь в беседе обращаться к нему по имени.
В разное время люди общались по – разному. Вернейший способ узнать человека – прислушаться к тому, как он говорит. Давайте послушаем. Выходят поочерёдно учащиеся, произносят фразы.
–Рад Вас приветствовать, Игорь Сергеевич.
- Нижайший поклон, Петр Денисович!
- Честь имею откланяться.
– Доброго здоровьица.
- Не толкайтесь! Не видите, что тут стоят – глаза что ли на затылке?
– Ленка! Приветик!
- Привет! Как дела?
- Всё в порядке! А у тебя?
- Тоже ничего. Ну, всего!
- Пока!
Комментарий
- Люди старшего поколения сохраняют в своём употреблении слова «будьте так любезны», «не откажите в любезности» и т.п.
Речевые свойства среднего поколения наиболее подвижны. Люди этого поколения – связующее звено между молодёжью и стариками. Но их речь (как мы только что видели) зависит от степени культуры и образованности.
Речь молодых в своей среде раскована, непринужденна. Они даже незнакомым, но равным по возрасту и положению могут говорить «ты».
Но в каком бы возрасте с кем бы вы не общались, ваша речь всегда должна быть достаточно культурной.
1. Обращайтесь к собеседнику, называя его по – имени. К пожилым и незнакомым людям всегда обращайтесь на «Вы».
В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть слова вежливости. Вежливость - неотъемлемое качество общения. Давайте же поиграем в «Речевой этикет».
Назовите слова приветствия.
(Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Приветствую вас!)
Выскажите просьбу.
( Вы можете мне сказать..? Не могли бы вы мне сказать..? Скажите, пожалуйста..? Разрешите попросить вас… Будьте добры!)
Какими словами лучше всего начать знакомство?
(Разрешите представить вам… Разрешите познакомить вас.. Познакомьтесь… Вы знакомы..? Как тебя зовут? Позвольте познакомиться)
Как принято извиняться?
(Приношу вам свои глубокие извинения… Позвольте мне извиниться… Простите за)
Есть ли несколько слов в благодарность?
(Благодарю вас…Спасибо. Разрешите поблагодарить вас. Заранее благодарен. Признателен вам. Примите мою благодарность)
Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя?
(До свидания! Надеюсь видеть вас ещё! Доброго пути! До завтра! Всего хорошего! Всегда рады вас видеть! Приятно было познакомиться!)
Вот наше второе правило в общении.
Не забывайте вежливо здороваться, прощаться, извиняться.
Ещё один способ расположить собеседника к себе – умение делать комплименты. - Скажите, что мы называем комплиментом, как вы понимаете это слово? (Ответы учащихся)
Толковые словари комплиментом называют любезные, приятные слова, лестный отзыв. Комплимент - одобрение нашей внешности, ума, поступков, работы. А одобрение – от корня добро», как и доброта, доброжелательность, и добродетель. Добро можно сделать и словом, одобрив что-то в человеке. Так давайте говорить друг другу комплименты! В нашем распоряжении всё богатство речевого этикета!
Я предлагаю Вам сыграть в игру:
«Давайте говорить друг другу комплименты» ребята по желанию, делая шаг навстречу говорят комплемент. Как хорошо получилось, так приятно слышать такие слова
Вот наше третье правило общения
Говорите друг другу как можно больше хороших слов, и никогда не говорите того, что было бы неприятно выслушать вам самим.
Сейчас я прочитаю вам строки из стихотворения Расула Гамзатова. Послушайте внимательно и скажите: какой ещё один очень важный закон общения можно определить этими строками.
«Вот человек , что скажешь ты о нём ?»
Ответил друг, плечами пожимая:
«Я с этим человеком не знаком,
Что про него хорошего я знаю?»
«Вот человек, что скажешь ты о нём?»
Спросил я у товарища другого.
«Я с этим человеком не знаком,
Что я могу о нём сказать плохого?»
Вот наше 4 правило общения: старайтесь не говорить о людях дурно.
А теперь попробуем разрешить проблему, возникающую у нас во время общения.
Три подружки уселись во дворе на лавочке: Полина, Аня и Юля. Юле нужно рассказать Полине по секрету то, что касается только их двоих. Можно ли это сделать тут же?
Невежливо во время разговора отводить кого – нибудь в сторону, чтобы говорить с ним отдельно; ещё более невежливо подслушивать, что говорят двое в стороне.
Сейчас разгадаем кроссворд «Общение»
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Ей обмениваются при общении /информация/
3. Это замечательный инструмент для формирования приятных отношений / Улыбка/
4. Процесс взаимосвязи и взаимодействия обществ. субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками /Общение /
5. Это составная часть внешней культуры общества, это своеобразный ритуал, который выражается в детально разработанных правилах поведения, организующих жизнь общества / Этикет /
6. Причиной огромного количества различных разногласий становится банальное непонимание /Конфликт/
7. Четкое произнесение звуков в соответствии с фонетическими нормами языка. Ее выразительность - важная сторона мастерства актера, певца, выступающего /дикция /
Молодцы. Мы разгадали кроссворд. Посмотрите, как много важных и очень полезных правил общения открыли мы сегодня, рассматривая обычные жизненные ситуации. Но учиться можно не только в жизни, много полезных советов вы найдёте, читая книги.
Ребята, мы с вами знаем, что все люди, прежде всего, очень разные: есть добрые и злые, есть внимательные и грубые, трудолюбивые и ленивые, тактичные и несдержанные, жизнерадостные и честные, отзывчивые и вежливые
Видите, как много разных качеств в людях: хороших и плохих.
А как вы понимаете « быть воспитанным»?
Я бы ребята, добавила ещё одно: быть воспитанным – значит уметь устанавливать правильные отношения с другими людьми, располагать их к себе, т.е уметь общаться.
В ходе занятия мы определили с Вами правила общения
Я надеюсь, используя наши правила общения, вы сможете правильно вести себя в различных ситуациях, избегая конфликтов, а окружающим людям всегда будет приятно и уютно находиться рядом с вами. И хорошо, если вы задумаетесь: всегда ли правильно общаются дети с родителями, подростки и взрослые? Прошу Вас обращайте внимание на наши разговоры с близкими, с друзьями?
И ещё об одном мне хотелось бы сказать, что особо ценится в общении. Это улыбка. Улыбка не нужна самому себе. Улыбка предназначена другим людям. Так давайте же улыбнёмся друг другу, чтобы нам с вами было хорошо, легко и радостно!
Литература:
Аграшенков, А. Психология на каждый день. Советы, рекомендации, тесты / А. Аграшенков. – М.: Вече, АСТ, 1997. – 480 с.
Барлас, Т. В. Популярная психология: От конфликтов к обретению «Я» / Т. В. Барлас. – М.: Академия, 1997. – 160 с.
Бойко, В. В. Правила эмоционального поведения / В. В. Бойко. – СПб.: Сударыня, 1998. – 88 с.
Бороздина, Г. В. Психология делового общения: учеб. пособие / Г. В. Бороздина. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 224 с.
Карнеги, Д. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей / Д. Карнеги. - М.: Академия, 2001. – 600 с.
Столяренко, Л. Д. Основы психологии. 11 изд.: учеб. пособие / Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 672 с.
Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 1999. – 656 с.
Сафонова Елена Валерьевна
Мельникова Светлана Федоровна