12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Булатова Татьяна Юрьевна168
Живу и работаю в г. Хабаровске методистом, педагогом - психологом в учреждении дополнительного образования ДТДиМ "Северное сияние"
Россия, Хабаровский край, Хабаровск

Тема урока: « Общение, виды и функции общения»

Проблема урока: Зачем человеку общение

Цели урока:

- актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы

-организовать учебную деятельность по усвоению знаний в рамках темы урока

-создать условия для усвоения понятий: общение, виды общения, структура и основные функциями, с приемами общения

- создать условия для развития познавательных, интеллектуальных способностей учащихся

- способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно – следственные связи, развитие базовых коммуникативных умений

- помочь учащимся осмыслить практическую значимость изучаемого материала, выбрать для себя наиболее эффективную позицию общения

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Форма проведения: урок с элементами игры

Средства обучения: ПК, слайдовая презентация « Общение» (приложение 2), жетоны, шляпы,

Методы обучения: словесный, наглядно-иллюстративный (демонстрация слайдов); игровой (использование игр); практический (выполнение упражнений), интерактивный метод «Шесть шляп мышления».

Подготовительная работа на предыдущем уроке домашнее задание, поработать под полями «белой шляпы» подумать над темой будущего рассуждения по теме: «Общение», собрать всю необходимую информацию, все важные факты

Межпредметные связи: Деонтология, производственное обучение, геронтология.

Ход урока:

1. Формирование групп по общности позиций каждой из групп.

В рамках технологии «Шесть шляп мышления» в начале урока создаются четыре творческие группы.

- На прошлом занятии Вам было дано домашнее задание, поработать под полями «белой шляпы». Каждый подходит к столу и из белой шляпы достает жетон такого цвета под полями шляпы которой вы хотите сегодня работать на уроке .

Педагог предлагает учащимся сесть за столы, где находится шляпа такого же цвета, что их жетон.

2. Сообщение темы и проблемы урока, плана работы на уроке:

Слайд 1

- Тема сегодняшнего урока « Общение» имеет непосредственное отношение к вашей профессиональной деятельности. Никакая деятельность без общения не осуществима. Общение с пациентами, родственниками, знакомыми, с коллегами по работе.

На уроке мы должны ответить на вопрос: «Зачем человеку общение?»

- Общались ли вы с больными или с их родственниками. Как это произошло?

Приведите примеры своих жизненных ситуаций.

-Приведенные вами примеры показывают насколько значима тема для младшей медицинской сестры.

Слайд 2

-Наш план работы по изучения новой темы:

1.Понятие общения

2.Фукции и структура общения

3.Виды общения

4. Стратегия и тактика общения

Упражнение разминка: « Расшифруй слово».

Слайд 3

Группы выполняют работу самостоятельно. Каждая группа расшифровывает каждую букву слова «общение». По окончании работы учащиеся обсуждают результаты исследования и объясняют свой выбор.

О- объединение, открытость;

Б- близость, безопасность;

Щ- щедрость;

Е- единение, единомыслие;

Н- необходимость;

И- искренность, истина…

-Столько хороших, важных слов раскрывает нам слово «общение»

3. Игра «Шесть шляп мышления»

- У нас с вами получились четыре группы, которые работают под полями: зелёной, желтой, черной, синей шляп. Каждая из групп, поочередно работает в определенной ролевой позиции:

Слайд 4-9

• Новаторы - «зеленая шляпа» (презентуют свой проект, свою идею остальным членам рабочей группы);

• Пессимисты - «черная шляпа» (выделяют все отрицательные, непродуманные, неучтенные моменты презентуемой идеи);

• Оптимисты - «желтая шляпа» (выделяют все положительные, выгодные, позитивные моменты презентуемой идеи);

• Эксперты - «синяя шляпа» (обобщают и анализируют полученную информацию и обосновывают свое мнение).

Слайд 10

Вопросы для обсуждения:

- Что такое общение?

- Цели общения?

- Что включает в себя процесс общения?

Слайд 11

Раунд первый длится 16 минут:

• 3 минуты - выступление новаторов;

• 2 минуты - уточняющие вопросы новаторам от участников из других творческих групп;

• 3 минуты - работа в группах оптимистов, пессимистов и экспертов по выявлению позитивных и негативных моментов представленной идеи, обобщению и анализу полученной информации;

• 4 минуты на выступление оптимистов и пессимистов (по 2 минуты на каждую из двух творческих групп);

• 2 минуты - работа группы экспертов по определению эффективности работы каждой группы с точки зрения поставленной перед данной группой цели деятельности;

• 2 минуты - выступление экспертов.

3.1 Выяснение позиций учащихся с фиксациями:

Слайд 12

- Общение – это форма жизнедеятельности, сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, обусловленный потребностями в совместной деятельности.

Слайд 13

Цели общения:

-Обмен информацией;

-Взаимодействие;

-Восприятие и понимание другого человека.

-Установление контакта;

Слайд 14

Процесс общения включает в себя:

-Сообщение и получение информации, обмен мнениями, замыслами, решениями, сообщениями;

-Побуждение, стимулирование активности партнёра;

-Координация действий;

-Обмен эмоциями;

-Установление отношений – осознание своего места в межличностных связях ( ролевых, деловых)

-Мы с вами рассмотрели основные понятия общение, цели, процесс общения. Переходим к рассмотрению функции общения

Слайд 15.

Раунд второй длится 3 минуты.

Слайд 16

Вопросы группам?

-Сколько функций у общения?

-Назовите их?

-Как понимаете?

• Эксперты - «синяя шляпа» (обобщают и анализируют полученную информацию Обобщение наборов позиций учащихся, смыслообразование и создание нового набора позиций.

Слайд 17

- В психологии выделяют три стороны общения:

-информативную (обмен информацией);

-интерактивную (выработка стратегии и координация совместных действий индивидов);

-перцептивную (адекватное восприятие и понимание друг друга).

Общение полноценно, когда в нем присутствуют все три названные стороны.

«Взаимооценивание работы в группе»

Индивидуальная работа на тему «Мое окружение». Слайд 18

Учащимся предлагается вспомнить, кто, какие люди находятся вокруг них каждый день, каждую неделю, каждый год в разных жизненных ситуациях. Это нужно для того, чтобы составить свою схему общения. Чем ближе и чаще вы встречаетесь и общаетесь с тем или иным человеком, тем ближе следует расположить его на схеме общения.

После обсуждения результатов индивидуальной работы на доске составляется обобщенная схема нашего окружения и общения. Слайд 19.

6. Упражнение « Угадай вид общения». Слайд 20

- Можно назвать несколько видов общения: дружеский, деловой, отстраненный, подавляющий. Давайте поподробнее рассмотрим каждый:

Слайд 22

Учащиеся: Дружеское общение непринужденное, раскованное, откровенное. Собеседники чувствуют себя свободно, спокойно, открыто выражают свои чувства. Дружеский стиль общения помогает передать свои чувства, переживания. - Какие чувства и эмоции испытывают собеседники? (Радость, удовольствие, спокойствие)

Слайд 23

Учащиеся: Деловое общение — это общение людей, которые объединены общим делом: вместе работают, учатся. Деловой стиль общения помогает достичь успеха в делах, сообща решить ту или иную проблему.

- Где можно встретить деловой стиль общения? (В офисе, на деловых переговорах, начальник-подчиненный, учитель-ученик).

Слайд 24

Учащиеся: Отстраненный стиль общения используется там, где люди никак не связаны по жизни, и нет надобности раскрывать себя в общении. Такой стиль общения мы используем, когда, например, спрашиваем прохожего на улице, который час.

- Опираясь на картинку, скажите, где еще можно встретить отстраненный стиль общения? (Продавец-покупатель, в парикмахерской, в ресторане).

Слайд 25

Учащиеся: Подавляющий стиль общения используется, когда одному хочется подавить волю другого человека — заставить его что-то сделать или отказаться от своих планов.

Слайд 26 -29

- На предложенных картинках угадайте какой стиль общения используют изображенные герои?

6. Рекомендации по стратегии тактике общения. Слайд с 30 -36

7. Рефлексия:

- Как вы думаете, каким стилем общения должен владеть человек, который умеет общаться? (Умеет общаться тот, кто владеет разными стилями общения и свободно переходит от одного к другому)

- Какие еще виды общения вы знаете? Какие вы используете чаще всего и почему?

(Для того, что человек себя чувствовал успешно нужно научиться владеть различными видами общения.)

8. Домашнее задание: Приглядывайтесь к окружающим вас людям, их лицам, походке, одежде, рукам, их дому, книгам и т.п., попытайтесь определить их профессию, семейное положение, увлечения, интересы, характер, мысли и настроение в данный момент.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.