Конспект урока «Общение, виды и функции общения»
Тема урока: « Общение, виды и функции общения»
Проблема урока: Зачем человеку общение
Цели урока:
- актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы
-организовать учебную деятельность по усвоению знаний в рамках темы урока
-создать условия для усвоения понятий: общение, виды общения, структура и основные функциями, с приемами общения
- создать условия для развития познавательных, интеллектуальных способностей учащихся
- способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно – следственные связи, развитие базовых коммуникативных умений
- помочь учащимся осмыслить практическую значимость изучаемого материала, выбрать для себя наиболее эффективную позицию общения
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Форма проведения: урок с элементами игры
Средства обучения: ПК, слайдовая презентация « Общение» (приложение 2), жетоны, шляпы,
Методы обучения: словесный, наглядно-иллюстративный (демонстрация слайдов); игровой (использование игр); практический (выполнение упражнений), интерактивный метод «Шесть шляп мышления».
Подготовительная работа на предыдущем уроке домашнее задание, поработать под полями «белой шляпы» подумать над темой будущего рассуждения по теме: «Общение», собрать всю необходимую информацию, все важные факты
Межпредметные связи: Деонтология, производственное обучение, геронтология.
Ход урока:
1. Формирование групп по общности позиций каждой из групп.
В рамках технологии «Шесть шляп мышления» в начале урока создаются четыре творческие группы.
- На прошлом занятии Вам было дано домашнее задание, поработать под полями «белой шляпы». Каждый подходит к столу и из белой шляпы достает жетон такого цвета под полями шляпы которой вы хотите сегодня работать на уроке .
Педагог предлагает учащимся сесть за столы, где находится шляпа такого же цвета, что их жетон.
2. Сообщение темы и проблемы урока, плана работы на уроке:
Слайд 1
- Тема сегодняшнего урока « Общение» имеет непосредственное отношение к вашей профессиональной деятельности. Никакая деятельность без общения не осуществима. Общение с пациентами, родственниками, знакомыми, с коллегами по работе.
На уроке мы должны ответить на вопрос: «Зачем человеку общение?»
- Общались ли вы с больными или с их родственниками. Как это произошло?
Приведите примеры своих жизненных ситуаций.
-Приведенные вами примеры показывают насколько значима тема для младшей медицинской сестры.
Слайд 2
-Наш план работы по изучения новой темы:
1.Понятие общения
2.Фукции и структура общения
3.Виды общения
4. Стратегия и тактика общения
Упражнение разминка: « Расшифруй слово».
Слайд 3
Группы выполняют работу самостоятельно. Каждая группа расшифровывает каждую букву слова «общение». По окончании работы учащиеся обсуждают результаты исследования и объясняют свой выбор.
О- объединение, открытость;
Б- близость, безопасность;
Щ- щедрость;
Е- единение, единомыслие;
Н- необходимость;
И- искренность, истина…
-Столько хороших, важных слов раскрывает нам слово «общение»
3. Игра «Шесть шляп мышления»
- У нас с вами получились четыре группы, которые работают под полями: зелёной, желтой, черной, синей шляп. Каждая из групп, поочередно работает в определенной ролевой позиции:
Слайд 4-9
• Новаторы - «зеленая шляпа» (презентуют свой проект, свою идею остальным членам рабочей группы);
• Пессимисты - «черная шляпа» (выделяют все отрицательные, непродуманные, неучтенные моменты презентуемой идеи);
• Оптимисты - «желтая шляпа» (выделяют все положительные, выгодные, позитивные моменты презентуемой идеи);
• Эксперты - «синяя шляпа» (обобщают и анализируют полученную информацию и обосновывают свое мнение).
Слайд 10
Вопросы для обсуждения:
- Что такое общение?
- Цели общения?
- Что включает в себя процесс общения?
Слайд 11
Раунд первый длится 16 минут:
• 3 минуты - выступление новаторов;
• 2 минуты - уточняющие вопросы новаторам от участников из других творческих групп;
• 3 минуты - работа в группах оптимистов, пессимистов и экспертов по выявлению позитивных и негативных моментов представленной идеи, обобщению и анализу полученной информации;
• 4 минуты на выступление оптимистов и пессимистов (по 2 минуты на каждую из двух творческих групп);
• 2 минуты - работа группы экспертов по определению эффективности работы каждой группы с точки зрения поставленной перед данной группой цели деятельности;
• 2 минуты - выступление экспертов.
3.1 Выяснение позиций учащихся с фиксациями:
Слайд 12
- Общение – это форма жизнедеятельности, сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, обусловленный потребностями в совместной деятельности.
Слайд 13
Цели общения:
-Обмен информацией;
-Взаимодействие;
-Восприятие и понимание другого человека.
-Установление контакта;
Слайд 14
Процесс общения включает в себя:
-Сообщение и получение информации, обмен мнениями, замыслами, решениями, сообщениями;
-Побуждение, стимулирование активности партнёра;
-Координация действий;
-Обмен эмоциями;
-Установление отношений – осознание своего места в межличностных связях ( ролевых, деловых)
-Мы с вами рассмотрели основные понятия общение, цели, процесс общения. Переходим к рассмотрению функции общения
Слайд 15.
Раунд второй длится 3 минуты.
Слайд 16
Вопросы группам?
-Сколько функций у общения?
-Назовите их?
-Как понимаете?
• Эксперты - «синяя шляпа» (обобщают и анализируют полученную информацию Обобщение наборов позиций учащихся, смыслообразование и создание нового набора позиций.
Слайд 17
- В психологии выделяют три стороны общения:
-информативную (обмен информацией);
-интерактивную (выработка стратегии и координация совместных действий индивидов);
-перцептивную (адекватное восприятие и понимание друг друга).
Общение полноценно, когда в нем присутствуют все три названные стороны.
«Взаимооценивание работы в группе»
Индивидуальная работа на тему «Мое окружение». Слайд 18
Учащимся предлагается вспомнить, кто, какие люди находятся вокруг них каждый день, каждую неделю, каждый год в разных жизненных ситуациях. Это нужно для того, чтобы составить свою схему общения. Чем ближе и чаще вы встречаетесь и общаетесь с тем или иным человеком, тем ближе следует расположить его на схеме общения.
После обсуждения результатов индивидуальной работы на доске составляется обобщенная схема нашего окружения и общения. Слайд 19.
6. Упражнение « Угадай вид общения». Слайд 20
- Можно назвать несколько видов общения: дружеский, деловой, отстраненный, подавляющий. Давайте поподробнее рассмотрим каждый:
Слайд 22
Учащиеся: Дружеское общение непринужденное, раскованное, откровенное. Собеседники чувствуют себя свободно, спокойно, открыто выражают свои чувства. Дружеский стиль общения помогает передать свои чувства, переживания. - Какие чувства и эмоции испытывают собеседники? (Радость, удовольствие, спокойствие)
Слайд 23
Учащиеся: Деловое общение — это общение людей, которые объединены общим делом: вместе работают, учатся. Деловой стиль общения помогает достичь успеха в делах, сообща решить ту или иную проблему.
- Где можно встретить деловой стиль общения? (В офисе, на деловых переговорах, начальник-подчиненный, учитель-ученик).
Слайд 24
Учащиеся: Отстраненный стиль общения используется там, где люди никак не связаны по жизни, и нет надобности раскрывать себя в общении. Такой стиль общения мы используем, когда, например, спрашиваем прохожего на улице, который час.
- Опираясь на картинку, скажите, где еще можно встретить отстраненный стиль общения? (Продавец-покупатель, в парикмахерской, в ресторане).
Слайд 25
Учащиеся: Подавляющий стиль общения используется, когда одному хочется подавить волю другого человека — заставить его что-то сделать или отказаться от своих планов.
Слайд 26 -29
- На предложенных картинках угадайте какой стиль общения используют изображенные герои?
6. Рекомендации по стратегии тактике общения. Слайд с 30 -36
7. Рефлексия:
- Как вы думаете, каким стилем общения должен владеть человек, который умеет общаться? (Умеет общаться тот, кто владеет разными стилями общения и свободно переходит от одного к другому)
- Какие еще виды общения вы знаете? Какие вы используете чаще всего и почему?
(Для того, что человек себя чувствовал успешно нужно научиться владеть различными видами общения.)
8. Домашнее задание: Приглядывайтесь к окружающим вас людям, их лицам, походке, одежде, рукам, их дому, книгам и т.п., попытайтесь определить их профессию, семейное положение, увлечения, интересы, характер, мысли и настроение в данный момент.