12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сорокина Светлана Валерьевна84064
Педагогический стаж составляет 30 лет; высшая квалификационная категория. Достижения: победитель конкурсного отбора "Лучшие учителя 2022"
Россия, Тюменская обл., Заводоуковск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»


Общешкольное мероприятие «Прикоснись к своей истории».

Методическая записка

Мероприятие проведено в рамках реализации проекта «Мой край родной», возраст учащихся 7-10 лет (1-4 классы). Форма проведения - заочное путешествие по Тюменской области. Отличительными особенностями данного мероприятия являются:

- наличие схемы (карты) путешествия, в которой отмечаются все остановки, на которых предстоит побывать ученикам;

- перемещение по городам осуществляется по маршрутным листам;

-путешествие заканчивается в том месте, где начиналось.

Все мероприятия проведены с применением ИКТ. Использование компьютера в сочетании с мультимедийным оборудованием позволило активизировать познавательную деятельность школьников, реализовать творческие способности, способствовало формированию информационной культуры. Комплекс используемых медиообъектов позволил добиться разнообразия форм представления информации. Это, в свою очередь, дает возможность переключать уровни восприятия, максимально удерживать внимание школьников в течение всего занятия, избегая опасности перенапряжения. Информация, продублированная через различные сенсорные каналы: текст, видео, звук усваиваются лучше и сохраняются гораздо дольше.

1. Заочное путешествие по Тюменской области.

Цели:

Воспитывать чувство уважения, любви, преданности к своей малой родине, к ее историческому прошлому, бережное отношение к настоящему своей родины, ее народу, традициям и обычаям.

Развивать познавательный интерес к изучение родного края.

Создавать условия для знакомства с историей Тюменской области.

Оборудование: схема путешествия, маршрутные листы, компьютер с мультимедийным оборудованием, фонограммы с песнями о Заводоуковске, Тюмени, презентации, видео.

Результат обучения:

- Предметный: познакомить детей с интересными городами и некоторыми ее достопримечательностями; знать названия городов, их историю, достопримечательности;

-Метапредметный: совершенствовать умения и навыки работы с источниками информации; развивать способности правильно формулировать свои мысли, развивать память, внимание, мышление; способствовать развитию учебной и познавательной мотивации, расширению кругозора;

Личностный: воспитывать чувство гордости за народные традиции и культурное наследие своей страны.

План проведения мероприятия:

Приветствие учащихся, гостей мероприятия.

Вводная беседа о Тюменской области.

Вступительное слово педагога об исследовательской деятельности. Вручение маршрутных листов.

Заочное путешествие по городам Тюменской области.

Подведение итогов деятельности.

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Приветствие учащихся 1-4 классов, гостей мероприятия.


2. Сообщение темы занятия

-Ребята, сегодня мы с вами и нашими гостями отправимся в путешествие. А куда, вы узнаете, прослушав стихотворение.

Край далёкий, край кому-то близкий
Тундра, степь, озёра, лес — простор!
Если уж размах — размах сибирский
От Приобья до уральских гор.
Если уж тайга — до океана,
Если стойкость — стойкость кедрача
Если поступь — поступь великана,
Если взмах — то со всего плеча,
дай, Сибирь, свою красу и силу.
Твой размах мне близок и далёк.
Если песня, то на всю Россию.
Если уж конёк, то горбунок.

-О каком крае говорится в стихотворении?

-Сегодня мы отправимся в путешествие по Тюменской области. (Презентация 1. Слайд 1)

-Посмотрите на карту нашего родного края. Тюменская область находится в Сибири, центре России. Велика Сибирь с ее бескрайними просторами. Сколько раз здесь уместилась бы Америка – никто не считал!? А уж иные государства и вовсе потерялись бы на просторе тайги.


-А что напоминает вам Тюменская область? На что она похожа?

- Как здорово! Точно, на сердце! И по праву Тюменскую область называют сердцем России.


-Сегодня мы подведет итоги исследовательской деятельности учащихся 4 класса. Каждая группа познакомит нас с результатами своей работы и познакомит нас с достопримечательностями четырех городов Тюменской области.

-Очень скоро мы отправимся в путешествие, но сначала каждой группе необходимо получить маршрутный лист, по которому каждая группа будет передвигаться.

Диалог с учителем











Просмотр презентации

Принимают участие в диалоге, высказывают свои предположения

-Карта области похожа на сердце

3.Основная часть

-Итак, путешествие начинается.

1. Остановка в г. Тюмень.

Экскурсовод:

- Каждый город интересен по-своему. Эту, казалось бы, простую истину можно открывать для себя столько раз, сколько городов на свете. Поражает непохожесть судеб городов, неповторимая индивидуальность облика каждого из них, своеобразие их внутренней жизни. Тюмень – областной центр нашей огромной области. Давайте вспомним историю этого города. 29 июля 1586 года недалеко от крепости Чимги-Тура, по указу царя Федора Ивановича началось строительство Тюменского острога. Для крепости был выбран просторный мыс, ограниченный с запада оврагами и речкой Тюменкой, с востока - рекой Тура. Тюмень была поставлена на древней караванной дороге из Средней Азии в Поволжье, на так называемом "Тюменском волоке", за который шла вековая борьба кочевников южной Сибири. Водные артерии связывали Тюмень с землями Крайнего Севера и далекого Востока. Первоначальное население города соответствовало его пограничному положению. Первое место среди жителей Тюмени принадлежало служилым людям: боярам, стрельцам, казакам. Здесь находилась первая в Сибири Ямская слобода, основанная в 1605 году.

К началу 18 века Тюмень превратилась в крупный пункт транзитной торговли Сибири и Китая с Центром России. Город расширял свою территорию. Широкого развития достигло кузнечное, колокольное, кожевенное производство.

Благоустройство Тюмени началось с первых дней основания. В первое столетие своего существования Тюмень несколько раз перестраивалась, что было связано с частыми пожарами. В начале XVII в. уже сложилась структура города, состоявшая из собственно города, или кремля, посада, слобод и монастыря. Первые здания были деревянными, и неудивительно, что при пожарах город сильно выгорал. Один из последних крупных пожаров в городе произошел в 1705 г. Считается, что своеобразная планировка улиц сложилась ещё в середине XVII в., точнее, в 1635 г., когда стрельцы поставили свои дома вдоль реки. И впоследствии посад развивался именно в этом направлении. В начале XX века внешний облик города оставался почти неизменным. Во время дождливой погоды улицы становились непроезжими, сообщение между частями города нарушалось. Тюмень называли "столицей деревень". Современная Тюмень - это крупный промышленный центр, город науки, культуры и спорта, город труженик. За последние годы город значительно преобразился. Возведены новые микрорайоны, построены автодороги и мосты, расширены улицы. Особенностью Тюмени является сочетание современного города и старой "столицы деревень". История города продолжается. (Презентация 1. Слайды 2-17; фонограмма песни про Тюмень «А по берегам Туры)

-В 20 км от Города Тюмень на озере Андреевском находится музей, побывав в котором посетители могут воочию познакомиться с жизнью и бытом коренных народов Севера. Предлагаем вам посетить этот уникальный музей.

(http://www.youtube.com/watch?v=jB2nALC_Cgg видео Коренные народы севера)

Учащиеся, предварительно разделенные на 4 группы, передвигаются поочередно по 4 классным кабинетам, где их ожидает «экскурсовод».



Слушают экскурсоводов, знакомятся с новыми словами и понятиями
























Просмотр презентации, прослушивание песни


Просмотр видео



Слушают экскурсоводов, знакомятся с новыми словами и понятиями










Просмотр видео





Слушают экскурсоводов, знакомятся с новыми словами и понятиями






































Просмотр видео




Слушают экскурсоводов, знакомятся с новыми словами и понятиями



















Просмотр презентации, прослушивание песни про Заводоуковск




2. Остановка в г.Тобольске.

Экскурсовод:

-Есть в Сибири маленький городок. Это город Тобольск - древняя столица Сибири. Он очень скромен, по своим размерам, но необычно знаменит по своим историческим заслугам. Ни один город Сибири не может сравниться своей исторической славой с Тобольском. В конце 708 веков в Тобольске был построен единственный в Сибири каменный Кремль, в состав которого входят 30 сооружений. Этот кремль 6 раз выгорал и вновь перестроен. В Тобольске установлен памятник П.П.Ершову, автору сказки о коньке-горбунке. Жители города уверены, что действие сказки происходит именно в их городке. В Тобольске находится памятник федерального значения – Завальное кладбище. Здесь захоронены не только жители города Тобольска, но и многие известные жители России: Петр Ершов, декабристы. Тобольск дал России великого Менделеева и одного этого уже достаточно, чтобы вся Россия была ему бесконечно признательна и благодарна.

-Предлагаем вашему вниманию небольшое видео об этом славном городе.

http://www.youtube.com/watch?v=0KRDWS3LMN8 видео Тобольск



3. Остановка в г. Ялуторовске.

Экскурсовод:

- Как многие сибирские города, Ялуторовск возник на месте древнего поселения. Произошло это в 1659 году на левом высоком берегу реки Тобол тюменскими пашенными крестьянами «Петрушкой Ульяновым да Елеськой Гилевым», выбравшим это место для образования Острога. Первое документальное описание Ялуторовска датируется 1701 годом. Сделано оно выдающимся русским картографом и историком, строителем Тобольского Кремля С. У. Ремезовым. В Ремезовской летописи отмечается, что Ялуторовский острог был обнесен стоячим тыном из бревен, скрепленных для прочности несколькими рядами горизонтальных плах, имел три башни и встроенную в острожную стену церковь. С 19 января 1782 г. Ялуторовская слобода стала именоваться городом Ялуторовск, а 17 марта 1785 года ему был дарован свой герб. В 1822 г. по указу Александра I Ялуторовск был пре­образован в окружной город Тобольской губернии. Большой толчок развитию Ялуторовска дало строительство Великого Сибирского тракта, который про­шел через город в первой половине XIX в. С этим периодом связан расцвет мелкой промышленности, ремесел и промыслов, торговли. Ялуторовский округ поставлял за Урал телеги, сани, мебель, бочечную клепку. Широкое распрост­ранение получили ковровый, чулочный, канатный, решетный, рогожный, шор­ный промыслы, гончарное производство. В городе ежегодно бывали две небольшие ярмарки: Сретенская и Благовещенская. На них приезжали жители из соседних городов и уездов.    По именному указанию Александра I от 22 июля 1822 года о преобразовании сибирских губерний Ялуторовский уезд был преобразован в Ялуторовский округ и вошел в состав Тобольской губернии. Город Ялуторовск был назначен окружным городом. История Ялуторовска особенно тесно соприкоснулась с историей России через декабристов."Дети 1812 года" оставили не­изгладимый след в истории города.

В результате застройки исторических зон однотипными многоэтажными здани­ями Ялуторовск превратился в маловыразительный городок. К счастью, власть и общество вовремя осознали значимость культурного наследия как целостной системы материальных и интеллектуально-духовных ценностей, со­зданных и сбереженных трудом предшествующих поколений. В 1970 г. Ялуторовск приоб­рел статус исторического города России.

-Мы приглашаем всех присутствующих посетить Ялуторовский острог. Здесь вы можете познакомиться с жизнью и бытом тюменских крестьян. На территории острога есть смотровые площадки, находятся ремесленные лавки, площадь для проведения праздников, усадьба со всеми постройками.

-Внимание на экран.

http://yalutorovsk.admtyumen.ru/mo/yalutorovsk/tourism-redirect/historic_tourism/ostrog.htm Ялуторовский острог


4. Остановка в г. Заводоуковске.

Экскурсовод:

-Вернемся на нашу малую родину, в город Заводоуковск. Познакомимся с достопримечательностями нашего славного городка.

Первые русские деревни появляются на Заводоуковской земле только в первой половине XVШ века, значительно позднее, чем Ялуторовск, Ишим, Омутинская и многие другие населённые пункты юга области. Отцами-основателями истории города стали купцы Алексей Власьевский и Максим Походяшин, построившие на реке Ук винокуренные заводы. Сначала, в 1740 году, был построен Падунский завод, а чуть позднее - Уковский. В 1770 году правительство решило допустить к поставкам вина в Сибири и купцов. Так заводы перешли к Василию Походяшину (сын Максима Походяшина), предложившему на аукционе в Тобольске самый привлекательный бизнес-план, выражаясь по-современному. В конце XVШ - начале XIX веков винокуренные заводы перешли в казенное ведомство. В конце концов, оба они прекратили своё существование и только в 60-е годы XIX века производство алкоголя, но на гораздо более прогрессивном промышленном масштабе, возродил знаменитый сибирский предприниматель польского происхождения Альфонс Фомич Поклевский-Козелл.    Проходили годы, рос заводской посёлок. В 1787 году здесь имелось 180 домов, проживало 980 мужчин и 988 женщин. Этот год стал важной вехой в нашей истории – была образована Заводоуковская волость, к ней приписали 7 деревень. Над селом гордо возвышалась церковь, где было уже два священника: Лев Корнилов и Иоанн Семенов.     Так, от Уковского завода, и началась история и само имя Заводоуковска. 12 января 1965 года новообразованный город стал столицей нового Заводоуковского района.

-Предлагаем презентацию, в которой наглядно можно увидеть как изменился город за несколько десятилетий (Презентация № 2. Слайды 1-18; фонограмма песни «Заводоуковсая земля»).

-Более подробно познакомиться с историей города ее достопримечательностями вы сможете во время экскурсии по городу.

4.Подведение итогов. Рефлексия.

-Наше сегодняшнее путешествие закончено, на следующем занятии мы его продолжим.

Дополните предложения:

На занятии я узнал новое…

Особенно мне запомнилось…

Дома я расскажу…

Мне бы еще хотелось узнать…

Осуществляют самооценку собственной деятельности, делятся впечатлениями



2. Народные промыслы. Сибирский ковёр.


Цель: Сформировать представление о ковроткачестве как сибирском народном промысле, его особенностях.

Способствовать развитию интереса к истории региона, воспитание уважительного отношения к людям, занимающимся традиционными народными промыслами.

Воспитание уважительного отношения к людям, занимающимся традиционными народными промыслами.

Форма проведения: экскурсия. Экскурсию подготовили учащиеся 4 класса совместно с учителем. В роли экскурсоводов ученики.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор.

Учебные пособия: презентация, альбом, гуашь, кисти.

Ход проведения мероприятия

Этапы занятия

Деятельность экскурсоводов и учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация к познавательной деятельности.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Учитель: Есть такая пословица – Дерево держится корнями, а человек друзьями.

Что вы думаете по этому поводу, верна ли пословица?

Ваши друзья нашли очень интересную информацию и сегодня хотят с вами ей поделиться. Не возражаете?

Высказывают своё мнение по поводу содержания пословицы.

2. Актуализация знаний.

Цель: обобщение знаний необходимых для «открытия» новой информации.

Экскурсоводы.

Ребята, как вы понимаете пословицу: Красна птица пением, а человек умением?

(Презентация №3). Слайд №1.

Вы правы, человек славится своим трудом. Сегодня мы поговорим о тех, кто своим кропотливым трудом прославляет родной край, о народных умельцах.

Мы приглашаем вас на экскурсию.

Послушайте стихотворение и определите куда мы совершим экскурсию.

Слайд №2.

На фоне музыки читают стихотворение.


Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь свет молва идёт.

В Сибири над Ишим-рекою,

Драгоценный продолжая труд,

Не ища себе покоя

Мастерицы славные живут.


Вы смогли определить адрес нашей экскурсии?

Слайд №3.

Итак, мы отправляемся в Ишим (показ на карте местоположения города).

Чем славен этот город?

Приятно, что город Ишим вам знаком. Сегодня мы откроем ещё одну славную страницу истории города Ишима и всей Тюменской области.

Высказывают своё мнение по поводу содержания пословицы.























Сибирь, Ишим.




Делятся информацией об Ишиме.





3. Определение познавательной задачи.

Цель: определить тему беседы и выяснить границы своего знания – незнания.

Экскурсоводы.

Слайд №4.

Посмотрите фотографию. Если вы расскажете для чего нужно это приспособление, то сможете определить тему нашей экскурсии.

Это изображение ткацкого станка. С помощью подобных станков в старину ткали ковры. Что бы вы хотели узнать о ковроткачестве?

Надеемся, что во время нашего разговора об ишимских коврах, вы сможете найти ответы на все возникшие у вас вопросы.

Рассматривают фотографию ткацкого станка и высказываю предположения о его названии и предназначении.


Определяют, что им интересно и неизвестно (где развивается, из чего делают и т.д.)

4. Открытие новой информации.

Цель: получение информации о тюменском ковроткачестве из разных источников (устная речь, презентация, наблюдения…)

Экскурсоводы.

Слайд №5.

Ручное надомное ковроткачество начало развиваться на нашей территории в XVI веке и постепенно широко распространилось во всех уездах Тобольской губернии. Его крупнейшим центром считался Тюменский уезд, именно поэтому ковровые изделия получили название «тюменские». Ковровая фабрика в г.Ишиме работает и сейчас.

В XIX веке на нашей территории в 50 сёлах ткали ковры. Материала для изготовления ковров было много – шерсть, лён. Лён шёл на основу ковра, а из шерсти вязали узелки – ворс ковра.


Слайд №6.

Ковёр – это оберег от злых духов, поэтому коврами застилали многие места в доме.

Тюменские ковры были разных размеров. Ткали ковры большие – настенные и напольные.

Были ковры поменьше – санные. Как вы думаете для чего их использовали?

Ими застилали сани, в них укутывали ездоков во время зимних поездок.


Слайд №7.

Перед вами фрагмент картины Василия Ивановича Сурикова «Взятие снежного городка». Великий художник увековечил на своей картине сибирский ковёр.


Слайд №8.

Ткали ковры ещё меньшего размера – насундучники или налавочники.

Слайд №9.

В чём особенность тюменских ковров? Рассмотрите изображения ковров и обсудите в паре характерные черты тюменского ковра.


У тюменских ковров несложная композиция. В центре помещалось изображение нескольких бутонов роз, маков, шиповника. Цветы крупные, занимают почти всю центральную часть.

Фон наших ковров обычно чёрный. Этот цвет символизирует плодородную землю. Яркие бутоны напоминают о красках благодатного лета.


Тюменские ковры полностью выполняются вручную.

Слайд №10

В этом есть свои преимущества. При ручном изготовлении ковра можно использовать до 100 разных цветов, а при машинном – не более 12.


Посмотрите как мастерицы вручную завязывают узелки, из которых и состоит ворс ковра.

Слайд №11 (видеофрагмент).

Вы успели рассмотреть как мастер завязывает узелки?

Попробуйте вы так же быстро завязать обычный узелок из шнурков.

Кто быстрее справился с работой вы или мастера?

Работают мастера ковроткачества очень быстро при этом успевая подбирать нужные оттенки ниток. Работа эта требует внимания, сноровки.

Слайд №12.

Ещё одна особенность наших ковров в том, что мастерицы могут выткать ковёр одним полотном без швов длиной 60 метров. Самый современный автоматический ткацкий станок может без шва сделать только 20 метров полотна.


Слушают рассказ экскурсоводов.






















Высказывают своё мнение.














Рассматривают фотографии ковров и выявляют особенности тюменского ковра.



























Проходят к столикам и пробуют быстро завязать узел на шнурках.

5. Самостоятельная работа.

Цель: закрепить знания об особенностях тюменского ковра.

Экскурсоводы.

С чего начинается рождение ковра?

Слайд №13.

Сначала художники создают эскиз ковра на бумаге, а уже потом мастерицы переносят рисунок на основу будущего ковра.

На ишимской фабрике могут выткать ковёр по детским рисункам. Хотите попробовать себя в роли дизайнера ковровой фабрики?

Слайд №14.

Высказывают своё мнение.






В паре или индивидуально создают эскиз ковра.

6. Рефлексия.

Цель: осознание учащимися результативности своей работы, при необходимости постановка целей на дальнейшую деятельность.

По завершении работы организуется выставка рисунков-эскизов.

Учитель: Смогли ли вы найти вопросы на все вопросы, которые возникли у вас в начале занятия?


Где можно найти дополнительную информацию о тюменском ковроткачестве?



Рассмотрите ковры, которые есть у вас дома. Может быть это тюменские ковры?


Понравилась вам экскурсия? А работа экскурсоводов? Поблагодарите их аплодисментами.

Экскурсоводы приготовили для вас стихи.


В сибирской глубинке

Есть чудо живое,

Одетое в шерсть,

Всё расписное.

В маки и розы оно приодето.

Ты глянь на него и почувствуешь лето.


Все краски в цветах на ковре отразились.

Цветы очень нежные на нём появились.

В цветочках простых сияет прохлада.

И чуда другого, поверьте, не надо!




Обсуждают работы.



Да или нет.


Энциклопедии, Интернет. Может быть можно побывать с экскурсией на настоящей фабрике.







Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (2)

Елена Вениаминовна Чурина, 30.06.20 в 13:08 0Ответить Пожаловаться
Интересное путешествие! Спасибо!
Сорокина Светлана Валерьевна, 30.06.20 в 15:22 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Елена Вениаминовна, за приятный отзыв!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.