12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Клочкова Елена Сергеевна2387
Социальный педагог и по совместительству учитель математики, классный руководитель и руководитель ШМО воспитательной работы. Контингент обучающихся - дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Люблю свою работу
Россия, Липецкая обл., Елец
Материал размещён в группе «Социальный педагог,воспитатель.»

Роль семьи в предупреждении и профилактике правонарушений

Семья — это та первичная среда,

где человек должен учиться

творить добро.

В.А. Сухомлинский


В последние годы отмечается рост числа правонарушений совершаемых несовершеннолетними. Девиантное поведение лиц, не достигших совершеннолетия, приобрело массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, психологов, медицинских работников, работников правоохранительных органов. Современные исследования показывают, что если раньше эти проявления отмечались в основном в подростковом возрасте, то на сегодняшний день дети с проблемным поведением появились уже в дошкольной среде. Причинами этого являются: влияние СМИ, негативное содержание информационного контента сети Интернет, круг общения, а также окружающая ребенка социальная среда, в которой происходит процесс социализации личности. Важнейшим институтом социализации несовершеннолетнего является семья. t1604644517aa.jpgСемья представляет собой сложную систему, состоящую из множества компонентов, участвующих в процессе социализации. На развитие детей оказывают влияние: условия и образ жизни семьи, поведение родителей и их отношение к детям, особенности воспитания, тип семьи, ценностные ориентации родителей, уровень их образования и т.п. Нарушение в функционировании этих элементов нередко приводит к девиантному поведению несовершеннолетних, совершению ими правонарушений и преступлений. Поэтому, организуя профилактическую работу с данной категорией детей необходима четкая оценка и понимание ресурсности семьи.

Ресурность семьи - это комплексное, интегративное понятие, совокупность потенциалов для формирования и удовлетворения потребностей семьи. Семейные ресурсы складываются из индивидуальных психологических ресурсов каждого члена семьи и ресурсов, которые присущи семье как системе.

t1604644517ab.png


Показателями ресурсности семьи могут быть: полная семья, стабильный брак, близкие отношения в супружеской системе, оптимальное взаимодействие супругов, баланс иерархии в семье; позитивная оценка вклада и роли супруга; образование; подвижность и готовность семьи к переструктурированию; гибкость ролевого поведения; аффективная устойчивость родителей, умение регулировать собственное эмоциональное состояние; ответственность и терпимость в отношениях; активность жизненной позиции, позитивная самооценка (особенно у матери).

Снижение уровня ресурности семьи может приводит к появлению у ребенка нежелательного поведения. Так у подростков, проживающих в неполных семьях (только с матерью или только с отцом) приводит к повышенной агрессивности, грубости.

В смешанных семьях (проживание ребенка с матерью и отчимом или отцом и мачехой) девиантные формы поведения проявляются в таких формах девиаций, как побеги из дома, бродяжничество, употребление алкоголя.

В поведении учащихся из опекаемых семей чаще присутствуют такие формы нежелательного поведения, как курение, хулиганские действия и поступки, школьные прогулы.

У обучающихся из малообеспеченных семей часто отмечаются низкая успеваемость и школьным прогулы.

Образование родителей также оказывает влияние на формы и уровень проявления девиантного поведения несовершеннолетних. Такие проявления как курение, школьные прогулы, проявление агрессии, грубости, обманы, мошенничество, токсикомания, сквернословие, употребление алкоголя проявляются в поведении учащихся, родители которых имеют уровень образования ниже среднего. Отсутствие у этой категории родителей даже общих педагогических знаний приводит к использованию неэффективных методов воспитания детей.

Тип поведения взрослых в семье (вредные привычки: табакокурение, употребление алкоголя, сквернословие, грубость и жестокость) усиливает проявление данных форм поведения у подростков.

Побеги из дома, бродяжничество, курение, нарушение дисциплины, воровство вне дома, агрессивность, грубость, сквернословие, употребление алкоголя проявляются чаще в поведении учащихся, родители которых применяют физическое наказание, проявляют грубость и жестокость в отношении с ребенком. По данным российской статистики насилие, в той или иной форме, совершается в каждой четвёртой российской семье; около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет ежегодно избиваются родителями; более 50 тысяч детей ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения в семье; 25 тысяч из них находятся в розыске; около 2 тысяч детей ежегодно сводят счеты с жизнью; около 10 тыс. родителей лишаются судами родительских прав и более 2,5 тыс. детей забираются у родителей без такого лишения, поскольку нахождение ребенка в семье представляет угрозу его жизни и здоровью; 80% случаев – дети попадают в приюты и детские дома из-за невыполнения родителями своих прямых обязанностей по воспитанию, что создаёт реальную угрозу их жизни и здоровью.

Многие родители, которые применяют насилие в отношении своих детей даже не догадываются о том, что физические наказания притупляют все лучшие качества в детях, способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим; дети, подвергавшиеся избиениям, с большей вероятностью могут сами стать способным на убийство или другие преступления; жесткое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Ребёнок выращенный в грубости и жестокости будет вести себя аналогичным способом и со своими детьми.

Как мы видим, недостаточная ресурсность семьи зачастую приводит к девиантному поведению детей, совершению ими правонарушений и преступлений. И наоборот, семейное благополучие, стабильность, воспитательный потенциал семьи является важнейшим фактором в профилактике и предупреждении этих проявлений.

t1604644517ac.jpg


Наличие у родителей навыков социально-поддерживающего поведения в семье и во взаимоотношениях с детьми, а так же создание комфортных условий в семье способствует гармоничному развитию личности ребенка, формированию его законопослушного поведения.


Опубликовано в группе «Социальный педагог,воспитатель.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.