12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Анатолий538
Образование высшее-техническое (настоящее - Советское); Майор в отставке;Место работы: ГБОУ СПО ЛНР "Первомайский колледж", заместитель директора по УПР;Начинал в колледже (тогда еще лицее) с должности мастера п/о;Хобби - моделирование и радиоэлектроника


Роль семьи в предупреждении и профилактике правонарушений
DOC / 63.5 Кб

Роль семьи в предупреждении и профилактике правонарушений


Евков А.А., заместитель директора по УПР, преподаватель ОБЖ ГБОУ СПО ЛНР «Первомайский колледж»



Наши дети – это не случайные гости в нашем доме. Они предоставлены нам как бы на время, взаймы, для того, чтобы мы любили их и внушали им основы тех человеческих ценностей, на которых будет строиться их будущая жизнь. А нам, родителям, придется давать отчет перед Богом в том, как мы исполнили эту свою обязанность.

(Д. Добсон)


Профилактика преступлений и правонарушений несовершеннолетних с каждым поколением становится все острее и в нашей современности эту проблему уже можно отнести к глобальной общегосударственной и наиболее приоритетной. Однако данная проблема в принципе не решаема без закладывания основ нравственности и законопослушания на самых ранних этапах развития личности, т.е. с раннего детства. А это исключительная прерогатива и задача семьи.

Конечно, воспитание в целом это комплекс социальных мер по созиданию личности человека, направленных на формирование правовой культуры и общечеловеческих ценностей, воспитание взаимоуважения и формирование законопослушания, воспитание чувства ответственности за свои действия. Государство в лице учебных заведений различного уровня, иных учреждений и структур имеет влияние на формирование личности как адекватного члена социума, но в основном это дополняющая или корректирующая функция по отношению к базовым основам, заложенным в человека его семьей.

Государство может полностью заменить семью на начальном этапе формирования личности ребенка в одном лишь случае – если этот ребенок, по каким либо причинам лишен семьи и ее функции выполняет государство в пределах государственных учреждений в виде детских домов. Однако в этом случае, даже при наличии работников самой высокой квалификации в этих учреждениях невозможно достичь того необходимого объема воздействия на ребенка, который предоставляется ему в семье.

Однако эта разница будет существенной только в том случае, если семья, т.е. родители, в полной мере участвует в развитии и воспитании ребенка.

Какова эта «полная мера»? Естественно нет единого шаблона воспитания человека, так как с рождения все мы разные как в плане физического, так и психологического развития, или, если можно так выразиться – начального состояния. Но есть конечная цель этого воспитания и родители сами определяют способы ее достижения. И если эти способы не верны, недостаточны или эпизодичны, появляются перекосы в нравственной целостности формируемой личности. Эти «ошибки и недоработки» впоследствии становятся «стрелками» переводящими человека на пути, ведущие за пределы нормальных социальных взаимоотношений.

От родителей зависит то, как будет видеть мир ребенок, что его будет волновать, удивлять, заботить, трогать, пробуждать сочувствие и презрение, любовь и ненависть. Именно родителям необходимо закладывать в детей основы чувства долга и ответственности разъяснениями, в том числе и на примерах своих родных и близких, героев книг и кино.

Последующее сопровождение подростка, уже именно в процессе профилактических мероприятий, будет реализовываться во взаимодействии всех субъектов профилактического воздействия – семья, учебное заведение, окружающий социум. Но если с первыми понятиями (семья, учебное заведение) все более-менее ясно (по крайней мере, существует хоть какой-то законодательный механизм их реализации), то реального положительного влияния социума в настоящее время практически нет. Отсутствует активное внешнее порицание или одобрение действий не только в отношении несовершеннолетних, но и взрослых, в частности родителей, как субъектов воспитательной основы ребенка.

Безразличие и невмешательство к любым действиям постороннего человека максимально присуще нашему обществу. Прошли времена, когда любой прохожий мог сделать подростку замечание, пресечь его неправомерные или противоправные действия и при этом подросток не жаловался дома родителям на действия «посторонних», так как было осознание того, что реакция родителей будет точно такой же.

Эта самая «реакция» была и практически стерлась в новых поколениях родителей. Сейчас чаще всего родители становятся «стеной» за своего ребенка даже в том случае, когда он не прав, поясняя это тем, что только «Я-родитель» имею право воздействовать на своего ребенка. Такая позиция родителей дает несовершеннолетнему внутреннее убеждение, что абсолютно любые его действия будут «прикрыты родительской стеной». Это тот случай, когда во внешне благополучной семье детям бессознательно прививается вседозволенность и безнаказанность за пределами своего микросоциума – семьи, и тем же самым размывается понятие ответственности. В совсем юном возрасте в сознании ребенка происходит отделение семьи от общества: «дома (в семье) это делать нельзя – накажут», «вне дома (вне семьи) это же делать можно, родители защитят».

Затем уже в более старшем возрасте эта граница нивелируется и негатив, обращенный к внешней среде, распространяется и на свою семью. Возникают внутренние неразрешимые противоречия при попытках родителей пресекать какие либо действия своего ребенка. Конфликт с внешней средой перетекает в семью, и родители теряют возможность влиять на подростка.

Перекосы в системе воспитания приводят к склонности к правонарушениям, как способу ложного самоутверждения и лидерства, противопоставлению себя «всем». Эти недоработки в воспитании возникают благодаря неблагоприятным условиям семейного воспитания, к которым можно отнести следующие элементы, а так же различные их комбинации:

недостаточное внимание и любовь со стороны родителей;

гиперопека;

удовлетворение родителями всех запросов ребенка;

чрезмерная требовательность и авторитарность родителей;

подмена нравственного и духовного воспитания материальным обеспечением.

Доступные для понимания определения и понятны их последствия. Однако грань перехода любого из этих условий определяют сами родители сообразно своего понимания, и недостатки воспитания самих родителей будут негативно влиять на определение этих самых границ. Отклонения в воспитании ребенка можно увидеть на ранних стадиях и если этого не замечают родители, им укажут на это те же воспитатели детских садов или учителя в школе. Но если родители отмахнулись, не приняли соответствующих мер в корректировке процесса воспитания или негативно отреагировали на замечания, повлиять на них практически не возможно.

Первые четыре понятия предельно ясны, а по последнему, во избежание различных трактовок, следует дать пояснение. Зачастую подростки, совершившие правонарушения, воспитываются в полной семье, с нормальными материально-бытовыми условиями. Таким образом, решающим является не состав семьи, а те взаимоотношения в распределении воспитательных функций, которые складываются между матерью и отцом. Не единожды в своей практике сталкивался с случаями, когда отец несовершеннолетнего совершившего преступление из «благополучной и полной семьи», поясняет, что воспитанием в семье занимается мать, а он обеспечивает семью материально и воспитанием ему заниматься некогда.

Законодатель определил воздействие на родителей только на конечном этапе воспитания, когда совершено родителями в отношении ребенка противоправного деяния или совершения такового самим ребенком. То есть процесс недовоспитания дошел до логического завершения. Естественно и меры воздействия радикальны и действенны – ограничение или лишение родительских прав, привлечение к административной или уголовной ответственности. А влияния на корректировку процесса воспитания ребенка родителями, пусть даже самого «мягкого», без наказующего воздействия, государством не предусмотрено. Да и информированность родителей об этой ответственности крайне низка. Разъяснениями и комментариями к статьям различных кодексов пользуются исключительно профильные специалисты, чаще всего работники силовых структур, судов, служб и комиссий по делам семьи и детей, которые работают в значительной мере только с неблагополучными семьями и «трудными» подростками.

В связи с этим было бы целесообразным обеспечить государством «правовой ликбез» для всех родителей, воспитывающих детей. Родителям  необходимо давать знания правовых основ воспитания.

В этом плане, к сожалению, канули в лету масса общественных пусть фактически и не обязывающих к конкретике мер воздействия на семью, как, например, общественные рассмотрения «нерадивых» работников-родителей на предприятиях и в учреждениях. Отсутствует в настоящее время механизм всестороннего воздействия на семью, в частности на родителей, в плане выполнения должным образом ними своих обязанностей по воспитанию своих детей на всех этапах данного процесса.

Резюмировать изложенное можно одной фразой – самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают воспитательный процесс в семье, реальные поступки и поведение родителей.

Следовательно, можно сделать вывод, что роль семьи в предупреждении и профилактике правонарушений является главенствующей, опирающейся на основы семейного воспитания, а работа в этом направлении государственных учреждений, служб и структур будет эффективной только во взаимодействии с семьей, при наличии взаимопонимания и выстраивании совместной профилактической деятельности.









Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.