Роль семьи в предупреждении и профилактике правонарушений
«Роль семьи в предупреждении и профилактике правонарушений»
«Учитель разума – в школе,
учитель души – в кругу семьи»
А. Ламартин
Современная психолого-педагогическая наука утверждает: в воспитании подрастающего поколения семью не заменит никто, особенно в раннем возрасте. Контакт с родителями необходим детям для их полноценного развития. Самый действенный образец – личный живой пример – родители.
Некоторые родители ошибочно думают, что воспитание начнется с приходом в школу, когда их чадо подрастет, а пока он маленький нечего его воспитывать. Это заблуждение часто приводит к тому, что уходит драгоценное время для воспитания и ребенок, не чувствуя границ и граней дозволенности, растет в искусственно созданном мирке, который рушится с неизменно происходящим взрослением.
Сложившиеся социально-экономические условия не только в российском обществе, но во всем мире существенно ослабили институт семьи, воздействующую его роль на воспитание детей. Как результат обманутых детских надежд возникает агрессивность, реакция борьбы и протеста при попытке изменить ход событий, действительную реальность. Путь к позитивным изменениям, как внутри самого себя, так и в тесном взаимодействии с окружающими лежит через бережное отношение к переживаниям, чувствам, которые осознает ребенок в силу своего возраста, в его природосообразности.
Рост численности безнадзорных детей, увеличение распространения в детской среде наркотиков и различных психотропных препаратов, алкоголя однозначно приводит к увеличению числа правонарушений среди несовершеннолетних. Ежегодно в органы внутренних дел за различные правонарушения доставляется более одного миллиона несовершеннолетних.
Общеобразовательное учреждение совместно с семьей, как основное место социализации личности, должна стать центром воспитания, профилактики и предупреждения правонарушений и преступлений.
Основными причинами подростковой преступности считается распад семей, жестокое обращение с детьми, нарушение неотъемлемых прав детей на получение воспитания и образования. Для успешного разрешения сложившейся ситуации на государственном уровне сделано не мало. Реализация планов межведомственного взаимодействия, сотрудничество с органами прокуратуры, соцзащиты, полиции, наркологического и психиатрического диспансеров, а также школьные психолого-педагогические службы способствуют снижению показателей преступности. Ежегодно в органы внутренних дел за различные правонарушения доставляется более одного миллиона несовершеннолетних.
Одновременно отмечается снижение возраста правонарушителей и гендерная составляющая. Если раньше большая часть несовершеннолетних преступников относилась к возрастной категории — 14-17 лет, то в последние годы значительно возросло число преступлений, совершенных детьми в возрасте 9-13 лет. Меняется гендерный состав делинквентов, среди них все больше девочек и девушек (а это будущие матери).
Частые или затяжные конфликтные семейные ситуации сильно действуют на ребёнка и всегда резко отрицательно. Дети находятся в атмосфере постоянной напряженности, в таком состоянии формирующиеся личности легче поддаются внешним влиянием, так как стремятся к разрядке внутреннего напряжения. Разногласия между родителями тесно связаны с развитием у детей склонности к нежелательному поведению.
К сожалению, по статистике изменился характер правонарушений и преступлений, кражи и угоны автомобиля, традиционно «лидировавшие» среди рассматриваемой категории правонарушений в настоящее время уступают место грабежам, убийствам, нанесению телесных повреждений, при чем совершаемых с особой жестокостью (чаще группой лиц).
Источник нравственной и педагогической запущенности детей необходимо искать в тех отношениях, которые сложились в семье.
Следует перечислить другие неблагоприятные условия семейного воспитания:
- асоциальное поведение родителей;
- недостаточное внимание и любовь со стороны родителей;
- гиперопека;
- чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка;
- чрезмерная требовательность и авторитарность родителей.
Воспитание подростков всегда было делом сложным, требующим от взрослых деликатности во многих обсуждаемых вопросах, уважительного отношения к личности, терпения, такта и, конечно, в любом возрасте – любви! Не надо думать, что любовь и забота необходимы только малышам. Повзрослевшие дети тоже в ней нуждаются. Им важно видеть, что их в семье любят не за хорошее поведение, отличные отметки в школе, а просто так, за то, что они просто есть.
Источники:
nsportal.ru/vuz/politicheskie-nauki/library/2018/0...aniya-v-profilaktike
nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabot...-v-preduprezhdenii-i
agronomsch.ucoz.ru/index/profilaktika_pravonarushe...ershennoletnikh/0-99
mega-talant.com/biblioteka/konspekt-rol-semi-v-pre...nnoletnih-87543.html
www.samregion.ru/uncategorized/prava-rebenka-v-sem...ovoe-razvitie-detej/
infourok.ru/rol-semi-v-preduprezhdenii-i-profilakt...oletnih-1992370.html
infourok.ru/prezentaciya-na-temu-rol-semi-v-predup...oletnih-1425370.html