12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Наталья32

Панфилова Наталья Ивановна, преподаватель

Ясиноватский колледж ДонАУиГС, г. Ясиноватая

Донецкая Народная Республика



РОЛЬ СЕМЬИ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ


Аннотация. В статье рассматривается роль семьи в предупреждении и профилактике правонарушений в историческом аспекте. Делается анализ точек зрения ученых разных эпох на понятие «профилактика правонарушений». Выносится на обсуждение мысль, что в научной среде указанное понятие рассматривается лишь с точки зрения деятельности специально уполномоченных государственных органов. Роли семьи не отводится должного внимания в государственных программах профилактики преступлений.


Ключевые понятия: преступления, правонарушения, профилактика правонарушений, предупреждение правонарушений, благополучная семья


Еще на ранних этапах существования общества лучшие его представители осознали, что сдерживать преступность только с помощью наказания невозможно. Возникло понимание, что рациональнее предотвратить преступление, чтобы не быть вынужденным наказывать за его совершение. Древнегреческий философ Платон считал, что в обществе должно действовать идеальное законодательство, которое должно отвлекать людей от преступлений. Другой выдающийся философ Аристотель утверждал, что общество необходимо устроить таким образом, чтобы оно боролось с негативными привычками и традициями, которые противоречат разуму. В известном трактате «О духе законов» Монтескье обосновал положение о распределение власти в обществе, где господствует право, и сформулировал требование о том, что «хороший законодатель заботится не столько о наказании за преступление, сколько о его предотвращения » [4, с.103].

О том, что лучше предотвратить преступление, чем наказывать за его совершение, писали и основатель теории уголовного права Ч.Беккариа, и великий мыслитель XVIII ст. Ф.-М. Вольтер и многие другие выдающиеся ученые [5, с.178].

Предупреждение преступности в буквальном смысле означает деятельность, препятствующую совершению преступлений. Отдельные ученые обращают внимание на некорректность применения термина «предотвращение» применительно к преступности, которая уже существует и, очевидно, еще долго будет иметь место, а предотвратить можно, по их мнению, только то, чего еще нет. Другие же ученые придерживаются диаметрально противоположной позиции, считая, что использование этой дефиниции в научном обращения оправдано по определенным соображениям.

Прежде чем переходить к детальной характеристике этого вида социальной деятельности, целесообразно определиться с понятийным аппаратом, ведь в научной литературе и на практике используются различные термины: «предупреждение», «профилактика», «прекращение», «превенция», «предотвращение» и другие.

В буквальном смысле «профилактика» означает совокупность мероприятий, которые предотвращают что-либо или предупреждают от чего-нибудь [6, с.574-575], «превентивный» - предотвращающий что-либо, предупреждающий что-нибудь [7, с.1064]. Не существует единого мнения относительно толкования и соотношение этих терминов.

В советской литературе «предотвращение» преступности рассматривалось как «широкий комплекс взаимосвязанных мероприятий, проводимых государственными органами и общественностью с целью искоренения преступности и причин, их порождающих [8, с.180-181].

А.А. Герцензон определял предупреждение преступности как «реализацию всей системы государственных и общественных мероприятий, мероприятий воспитательного, культурного и экономического характера, связанных в необходимых случаях с мерами принуждения» [цит. 1, с.115].

По мнению Н.Р. Миронова, понятие профилактики преступности следует рассматривать в широком смысле - как «комплекс мер, применяемых государственными органами и общественными организациями с целью полного искоренение преступности» [цит. 1, с.115].

Таким образом, указанные термины широко толкуют профилактику преступлений как «особый вид социального управления, призванный обеспечить безопасность охраняемым ценностям, которое заключается в разработке и осуществлении системы целенаправленных мероприятий по выявлению и устранению причин преступлений, условий, способствовавших их совершению, а также в определенном предупредительном воздействии лиц, склонных к противоправному поведению »[3, с.26].

Как видим, роль и влияние семьи даже не упоминается в трактовках ученых, а основное внимание уделяется системе и работе специально созданных государственных органов. Между тем, по мнению автора данной статьи, семье должно отводится самостоятельное место в профилактике правонарушений.

Семья - динамическая малая группа людей, которые вместе проживают, связаны родственными отношениями (брака, кровного родства, усыновления, опеки), общностью формирования и удовлетворения социально-экономических и других потребностей, взаимной моральной ответственностью.

Факторы социального риска, отрицательно сказывающиеся на функциях семьи:

а) социально-экономические факторы: низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия;

б) медико-санитарные факторы: экологически неблагоприятные условия, хронические заболевания родителей и отягощенная наследственность, вредные условия работы родителей и особенно матери, антисанитария и пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами, неправильная репродуктивное поведение семьи и особенно матери;

в) социально-демографические факторы: неполная или многодетная семья, семьи с несовершеннолетними родителями или пожилого возраста, семьи с повторным браком и сводными детьми;

г) уголовные факторы: алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни родителей, семейные дебоши, проявление жестокости и садизма, наличие судимых членов семьи, которые являются носителями норм и традиций субкультуры преступного мира;

д) психолого-педагогические факторы: семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями;

е) социально-психологические факторы:

личностные факторы - воспитательная неуверенность родителей, фобия потери ребенка, неразвитость родительских чувств, проекция на ребенка собственных отрицательных качеств, перенос конфликта между супругами в сферу воспитания, смещение в установках отца в отношении ребенка в зависимости от пола ребенка;

нарушены внутрисемейные отношения - недостаток тепла во взаимоотношениях родителей и детей; дисгармония между взрослыми в семье; враждебное отношение к ребенку; телесные наказания; сексуальные злоупотребления (инцест);

острые, отягчающие жизненные события - потеря любви; стресс вследствие помещения в чужую семью; стресс вследствие появления нового члена семьи (беличева)

Благополучная семья - это семья с высоким уровнем внутренней семейной нравственности, духовности, координации и кооперации, взаимной поддержки и взаимопомощи, с рациональными способами решения семейных проблем [2].

Ее благополучие обеспечивается гуманностью в отношениях, умением любить и уважать друг друга. В ней существует высокая скоординированность действий при решении внутрисемейных проблем, взаимоуважение и взаимопонимание формируют положительную нравственную атмосферу. Ребенок чувствует себя равноправным в семейном коллективе: его любят, но не распускают, привлекают к семейному труду, одновременно учитывают его личные интересы и потребности. Материальная обеспченность и образовательный уровень родителей способствуют укреплению дружбы между родителями и детьми, их желанию проводить вместе свободное время, в доверительном общении решать все вопросы семейной жизни.

Достижению поставленной цели профилактики преступлений способствует решение следующих задач:

- внедрение комплекса мероприятий по сопровождению семей, находящихся в зоне социально-экономического и психолого-педагогического риска;

- обеспечение целенаправленного педагогического воздействия и создание условий для открытого доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы в просветительской и профилактической работе с семьями зоны риска;

- предоставление адресной помощи, правовой и социально-психологической поддержки силами служб школы, а также посредством взаимодействия со специалистами различных социальных служб и учреждений, призванных способствовать семьям, оказавшимся в трудной ситуации;

- внедрение комплекса просветительских мероприятий для семей зоны риска по вопросам правового образования, внутрисемейных отношений, охраны жизни и здоровье детей и родителей;

- внедрение комплекса профилактических мероприятий для семей зоны социально-экономического и психолого-педагогического риска, направленных на профилактику насилия в семье, безнадзорности детей, против их привлечения к ранней алкоголизации и привития антиобщественной модели поведения;

- привлечение семей учащихся к организации и проведению социально значимых мероприятий, акций; включение родителей из семей зоны риска в учебно-воспитательную работу с ребенком;

- распознавание, диагностика и оказание помощи в решении внутрисемейных конфликтов, затрагивающих интересы ребенка;

- координация взаимодействия специалистов школы с семьями учащихся.


Список использованной литературы


Бафия Е. Проблемы криминологии: диалектика криминогенной ситуации. – М.: Прогресс, 1978. – 149 с

Беличева С. А. 2012; Перешеина Н. В., Заостровцева М.Н. 2006;

Психологическая работа 2009; Пятунин В. А. 2006.

Блувштейн Ю.Д., Зырин М.И., Романов В.В. Профилактика преступлений. – Минск: Издательство “Университетское”, 1986. – 286 с.

Криминология / Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. – М.: Юрист, 1995. – 512 с.

Литвак О.М. Государственное влияние на преступность. Криминологическое исследование. – К.: Юрінком Інтер, 2000. – 278 с.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Рус. яз., 1970. – 816 с.

Советский энциклопедический словарь. – М., “Советская энциклопедия”, 1981. – 1600 с.

Теоретические основы предупреждения преступности / Под ред. В.К. Звирбуля, В.В. Клочкова, Г.М. Миньковского. – М.: Юридическая литература, 1977. – 256 с.





Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.