Урок по обществознанию «Потребление. Семейное потребление. Страховые услу­ги»

0
0
Материал опубликован 10 January 2016

Тема: Потребление. Семейное потребление. Страховые услу­ги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.

Задачи урока

1.   Раскрыть сущность понятия «потребление» и оха­рактеризовать его связь с другими сферами экономичес­кой жизни общества и отдельных граждан.

2.   Дать начальное представление о страховых услугах и экономических основах прав потребителя.

3.   Способствовать развитию правовой культуры и соз­нательного поведения человека как потребителя.

План изучения нового материала

I. Потребление как сфера экономической жизни.

II. Личное и семейное потребление.

III. Страховые услуги.

IV. Экономические основы прав потребителя.

Актуализация опорных знаний

В качестве опорных знаний при изучении темы высту­пают знания о потребностях человека и расходах граж­дан. В начале урока полезно заслушать ответы на вопросы рубрики «Вспомни» к данному параграфу, которые требуют применения этих знаний.

Потребление как сфера экономической жизни.

Изучение материала темы предполагает проработку понятия «потребление», основной смысл которого заклю­чается в использовании, употреблении, применении про­дукции, вещей, благ, товаров, услуг в целях удовлетворе­ния потребностей . Полезно при этом наряду с текстом учебника привлечь визуальный материал и опереться на личный социальный опыт учащихся.

Личное (индивида, семьи)

В целях овладения учащимися данным понятием важ­но не только раскрыть его значение, но и осмыслить кон­текст, в котором оно используется. Такому осмыслению помогут вопросы:

1) Почему на схеме присутствует произ­водство?

2) Как связаны производство и потребление?

3) Что называют производственным, а что личным потреб­лением? (Ответы можно найти в первом абзаце учебного текста.)

Личное и семейное потребление.

Следующий вопрос плана является основным при изучении подтемы. Возможна самостоятельная работа учащихся с текстом параграфа с последующими ответами на вопросы:

1) Что влияет на личное и семейное потребление?

2) Какие вам известны виды потребностей? О каких из них идет речь в первых двух абзацах фрагмента «Семей­ное потребление»?

(Можно попросить, опираясь на текст учебника, при­вести примеры потребностей, а затем и отнести их к со­ответствующему виду. В хорошо подготовленном классе можно попросить привести два своих, не названных в тексте примера и отнести каждый из них к конкретному виду потребностей.)

3) Как потребление связано с размером дохода?

(Термин «сбережения» требует пояснения. Это сред­ства, накопленные для будущего потребления и помогаю­щие приобрести дорогостоящие товары или услуги. При­меры таких товаров и услуг учащиеся могут по просьбе учителя привести самостоятельно.)

4) Как на семейное потребление влияет состав и воз­раст членов семьи?

5) Чем расходы восемнадцатилетних людей отличают­ся от расходов шестидесятилетних?

6) Как связано семейное потребление со вкусами, привычками,  интересами,  культурным  уровнем  членов семьи?

Можно попросить сравнить семью, в которой у родите­лей высшее образование и дети учатся в вузах, с семьей, в которой и родители, и дети являются представителями рабочих профессий. В чем будет выражаться специфика расходов в первом и втором случаях?

Далее, следуя логике учебника, следует попросить уча­щихся вспомнить, что расходы делятся на обязательные и произвольные, и. пояснить, чем первые отличаются от вторых. Как вариант учащимся можно предложить конк­ретизировать обязательные и произвольные расходы с по­мощью примеров. В случае затруднения возможно обра­щение к абзацу учебника, начинающемуся словами: «Вы уже знаете, что все расходы

Другой вариант: учитель предлагает ряд примеров се­мейных расходов, а учащиеся дают блиц-ответы, относя каждый из примеров к обязательным или произвольным расходам. Примерный список расходов может быть та­ким: одежда, обувь, лекарства, транспорт, путешествия, развлечения, продукты, квартплата, оплата налогов, плата за коммунальные услуги, посещение платной дис­котеки. Ученики отвечают, что из перечисленного мож­но отнести к обязательным расходам, а что — к произ­вольным.

В результате важно акцентировать внимание на то, что в число обязательных входят расходы на питание, одежду, лекарства, транспорт, жилье, коммунальные услуги, налоги, платежи по договорам. Расходы на удовлетворе­ние духовных (или культурных) потребностей относятся к произвольным. Такое деление носит условный характер, но экономистам оно необходимо для установления законо­мерностей экономического развития. Об одной из таких закономерностей следует поговорить на уроке.

В хорошо подготовленном классе можно организо­вать, например, такую работу. Предложите учащимся в виде записи на доске следующее утверждение (или обра­тите их внимание на текст учебника, последние три строки на с. 149): «Чем большую часть средств населе­ние тратит на питание, тем ниже уровень благосостоя­ния в той или иной стране». Далее следует вопрос: чем можно объяснить данную установленную экономистами закономерность? При обсуждении ответов важно подчерк­нуть, что при высоком уровне благосостояния значитель­на доля произвольных расходов.

В классах с менее сильным составом учащихся учитель объясняет данную закономерность сам с помощью обраще­ния к отдельным примерам, которые могут предложить учащиеся.

Излагая материал второго пункта плана, важно ввести такие экономические характеристики, как объем и струк­тура потребительских расходов. Учащиеся без труда смо­гут соотнести размер доходов и наличие сбережений с объемом, а потребности, возраст, привычки и интересы членов семьи со структурой расходов.

В воспитательных целях полезно, опираясь на текст учебника, остановиться на специфике потребления школь­ников и обратиться к заданию 4 из рубрики «Проверь се­бя». Можно также попросить учащихся предложить свои идеи о возможностях внести собственный вклад в увели­чение доходов семьи. Завершить проработку вопроса о потреблении школьника может решение следующей обще­ствоведческой задачи:

Летом семья В. вырастила много овощей и собрала хороший урожай фруктов. Дочка-восьмиклассница по­могла маме делать заготовки на зиму. Можно ли утверж­дать, что семья В. таким образом уменьшила свои рас­ходы? Имеет ли место в данной ситуации личный вклад восьмиклассницы в доходы семьи? Поясните свои от­веты.

Страховые услуги.

Приступая к изучению третьего пункта плана, можно спросить учащихся, что им известно о различных
видах страхования в нашей стране. Далее, излагая мате­риал, важно обеспечить его связь с предыдущим матери­алом. В частности, можно задать вопрос: какие выплаты по договорам страхования относятся к обязательным, а какие — к произвольным? Ответ на этот вопрос можно предложить найти в учебнике.

Затем учителю целесообразно рассказать о видах доб­ровольного и обязательного страхования, подчеркнув, что страхование направлено на защиту имущественных инте­ресов граждан.

Далее, обращаясь к полученным на уроке знаниям, можно попросить учащихся объяснить, как связаны вели­чина доходов граждан и спрос на страховые услуги.

Закреплению изученного послужит проработка вопро­сов: 1) Каков уровень благосостояния граждан в тех стра­нах мира, где существует развитый рынок страховых услуг? 2) О чем говорит расширение рынка страховых услуг в России?

Экономические основы прав потребителя.

При освещении вопроса об экономических основах прав потребителя учителю важно понимать, что примени­тельно к изучаемой подтеме должен быть раскрыт не столько правовой аспект (содержание Закона РФ «О за­щите прав потребителей»), сколько экономический кон­текст, определяющий необходимость данного закона и обусловливающий его влияние на поведение основных участников экономики.

Одним из наиболее существенных в этой связи являет­ся вопрос о суверенитете потребителя. Чтобы понятие «су­веренитет потребителя» стало доступным учащимся, целе­сообразно обратить внимание на известное им значение более общего понятия — «суверенитет», основной смысл которого заключается в независимости и свободе выбора. Сильные учащиеся могут вспомнить, что им известно о суверенитете государства (государственном, или полити­ческом, суверенитете). После установления сущности по­нятия «суверенитет» можно, проведя аналогию, изложить содержание понятия «суверенитет потребителя», подчерк­нув, что суверенитет потребителя проявляется в свободе его экономического поведения (в частности,  в поисках способов получения и увеличения доходов, выборе товара или услуги для своего потребления).

К Закону РФ «О защите прав потребителей» целесооб­разно обратиться как к примеру правового регулирования государством экономических отношений между потребите­лем, с одной стороны, и производителем или продавцом — с другой. Иными словами, закон иллюстрирует связь та­ких сфер экономической жизни, как производство, обмен и потребление.

Рекомендуем изучение отдельных положений закона организовать творчески-поисковым методом, ведя уча­щихся от конкретных ситуаций, с которыми они могут столкнуться в реальной жизни, к установлению правовых основ их разрешения. В частности, такой может стать си­туация, изложенная на с. 153 учебника (рубрика «Ситуа­ция»). Одному из учащихся может быть предложено про­читать ее вслух. После знакомства с ситуацией полезно определить, какие участники экономических отношений в ней действовали и какой сферы экономической жизни си­туация непосредственно коснулась. Далее важно вычле­нить правовой аспект — найти в описании ситуации положение, носящее характер правовой нормы. Затем можно обратиться к фрагменту закона и перечислить иные аспекты, определяющие права потребителей (см. до­кумент на с. 153 учебника).

Для более продуктивного изучения вопроса о защите прав потребителей учитель может подготовить две-три си­туации, взятые из СМИ или реальной жизни, опирающи­еся на специфику состава класса, особенности региона проживания учащихся, проведения ими свободного време­ни и т. п. К примеру, может быть предложен следующий текст, поступивший в редакцию одной из местных газет: «Поехали в автобусный тур. Наши вещи, которые нахо­дились в багажном отделении автобуса, испачкались мо­торным маслом, поскольку водитель хранил его в этом же отделении. В результате у нас не было возможности пере­одеться. Водитель отказывается признавать свою вину, так как туристическая фирма наняла его только на этот рейс. Автобус принадлежит турфирме. Что можно сде­лать?» После того как учащиеся предложат свои вариан­ты решения проблемной ситуации, учитель должен объ­яснить следующее. В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обыч­ных условиях его использования, хранения, транспорти­ровки был безопасен для здоровья потребителя, а также не причинял вред его имуществу. Согласно статье 14 это­го же закона вред,  причиненный жизни,  здоровью или

имуществу потребителя вследствие недостатков выполнен­ной работы (услуги), подлежит возмещению в полном объ­еме. Значит, необходимо предъявить туристической фир­ме письменную претензию с требованием компенсировать ущерб, нанесенный имуществу. Туристическая фирма обя­зана в десятидневный срок рассмотреть претензию и удов­летворить требования в добровольном порядке. В случае если она отказывается от удовлетворения претензий или никак на них не реагирует, то спор должен рассматри­ваться в судебном порядке. Важно отметить при этом, что в соответствии со статьей 17 можно предъявить иск в суд по своему месту жительства, по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика, по месту заключения или исполнения договора. При обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав. Кроме того, в соответствии со статьей 15 потребитель вправе потребовать компенсацию морального вреда, размер которой определяется судом и не зависит от раз­мера возмещения имущественного вреда.

В завершение урока при наличии времени полезно об­ратиться к высказываниям рубрики «Говорят мудрые». Можно предложить учащимся высказать свои соображе­ния относительно того, с какими идеями урока связано каждое из высказываний.

Современное российское общество, направления политики

Обращаясь к материалам данного раздела, важно до­вести до понимания учащихся важный аспект государ­ственной политики — изменение структуры потребитель­ских расходов и стимулирование инвестиций в развитие человеческого капитала. Инвестиции в человека — это долгосрочный национальный приоритет, как неоднократ­но подчеркивали в своих выступлениях руководители страны.

На текущем витке истории определяющие факторы успеха развития страны — это поведение каждого отдель­ного человека, стиль жизни каждой семьи, свобода само­выражения людей. Во всех сферах социального развития необходимо создать мощные стимулы для частных инвес­тиций, в том числе за счет применения активных мер налогового стимулирования. Значительное увеличение го­сударственных и частных инвестиций в социальное разви­тие позволит создать предпосылки для раскрытия потен­циала граждан и развития нового общества, в котором каждый человек, будь то рабочий или студент, учитель или врач, чиновник или предприниматель, мотивирован на создание и потребление товаров и услуг самых высо-

ких, самых передовых стандартов. По существу, это об­щество с новой культурой (см. выступление Д. А. Медве­дева в г. Красноярске).

Домашнее задание

Проработать текст параграфа, ответить на вопросы из рубрики «Проверь себя», выполнить задания из рубрики «В классе и дома».

Можно предложить учащимся (по желанию) поинтере­соваться у родителей, заключены ли ими какие-либо стра­ховые договоры и приобретены ли какие-либо страховые полисы, и, если таковые имеются, познакомиться с их со­держанием и подготовить небольшое выступление о своей семье как потребителе страховых услуг.

Возможно и опережающее задание к следующему уро­ку: узнать у родителей, знакомых, какими банковскими услугами они пользуются, или посетить ближайшее отде­ление Сберегательного банка РФ (или другого банка) с целью получения информации (источники ее получения — информационные стенды, рекламные буклеты, сотрудники банка) о банковских услугах, предоставляемых населению.

Комментарии
Комментариев пока нет.