Урок обществознания в 11 классе «Семейное право»
Урок обществознания 11 класс
Тема: «Семейное право»
Цели:
обучающая
– раскрыть вопрос о роли нравственности в браке, познакомить учащихся с Семейным кодексом и основами семейного права,рассмотреть некоторые проблемы, возникающие на ранних этапах существования семьи, сформировать общее представление о правах и обязанностях супругов, родителей и детей;
развивающая
– совершенствование коммуникативных умений и навыков, умение анализировать текст законов;
воспитывающая
– способствовать нравственному воспитанию, воспитанию чувства гражданской ответственности, способствовать формированию ответственного отношения к семье.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Технология проведения урока:
Работа в группах, использование элементов технологии критического мышления.
Оформление доски:
1. Эпиграф.
“Семья приносит полноту жизни, счастье, но каждая семья … является прежде всего большим делом, имеющим государственное значение”. А.С. Макаренко
2. План изучения нового материала.
Что такое семейное право?
Условия вступления в брак и препятствия к заключению брака.
Права и обязанности супругов
Права и обязанности родителей и детей
Ход урока
I. Опрос.
1. Вводная часть.
Мы продолжаем работать над темой “Права человека и гражданина”. Изучая эту большую тему, мы с вами знакомились с некоторыми аспектами важных документов и законов, таких как Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребёнка, Конституция РФ, первичное знакомство с международным гуманитарным правом.
II. Изучение нового материала.
Сообщение темы и цели урока.
Звучит марш Мендельсона.
Думаю, всем вам знакома эта мелодия, знаменитый марш Мендельсона. В каких случаях он звучит?
Брак и семья. Какие ассоциации вызывает у вас данное слово? (слайд №9)
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с Семейным кодексом и основами семейного права, рассмотрим некоторые проблемы, возникающие на различных этапах существования семьи, попытаемся сформировать общее представление о правах и обязанностях супругов, родителей и детей. Что такое семья мы с вами говорили в предыдущем учебном году, темы материального благополучия семьи, нравственной основы семьи будем обсуждать в дальнейшем. (слайд №2), (слайд №3)
2. Учитель организовывает самостоятельную работу учащихся в группах с тестом учебника. Выполнение учащимися заданий.
Группа № 1. Прочитать часть пункт параграфа: “Что такое семейное право” стр. 262 -264
Советуясь в группе, найти ответ на вопрос, подобрать собственные примеры к аргументации ответа на вопрос, подготовить формулировку (если это необходимо) определений терминов и понятий. (5-6 минут).
Вопросы:
Нужна ли человеку семья? Аргументируйте свой ответ.
В чём сущность, цели и принципы семейного права?
Что такое семейное право?
Что является основным источником семейного права?
Каковы основные цели семейного законодательства?
Что составляет основу правового регулирования определяет и его основные принципы семейного права?
Сформулируйте определение понятия семейное право.
Группа № 2.
Прочитать пункт параграфа “ Вступления в брак и расторжение брака” стр.264 -266
Советуясь в группе, найти ответ на вопрос, подобрать собственные примеры к аргументации ответа на вопрос, подготовить формулировку (если это необходимо) определений терминов и понятий. (5-6 минут).
Вопрос: Каковы условия вступления в брак и препятствия к его заключению?
Сформулируйте определение понятия брак, брачный возраст.
При ответе использовать статьи Семейного кодекса.
Группа № 3.
Прочитать пункт “ Права и обязанности супругов”. Стр. 266 – 268
Советуясь в группе, найти ответ на вопрос, подобрать собственные примеры к аргументации ответа на вопрос, подготовить формулировку (если это необходимо) определений терминов и понятий. (5-6 минут).
Вопрос:
В чем суть личных и имущественных правоотношений супругов?
Каковы имущественные права супругов?
Каковы личные неимущественные супругов?
Сформулируйте определение понятия законный режим имущества супругов.
Каковы условия решения имущественных вопросов после разводов супругов?
Что такое брачный договор?
Сформулируйте определение понятия брачный договор, договорной режим супружеской собственности
Группа № 4.
Прочитать пункт “Права и обязанности родителей и детей”. Стр. 262 - 270
Советуясь в группе, найти ответ на вопрос, подобрать собственные примеры к аргументации ответа на вопрос, подготовить формулировку (если это необходимо) определений терминов и понятий. (5-6 минут).
Вопрос: Что понимается под родительскими правами? Какими правами и обязанностями обладает ребенок? Почему семья является приоритетной формой воспитания детей?
3. Заслушивается отчёт группы №1 о работе. По ходу отчёта и подведение учителем итогов учащиеся заполняют опорную таблицу для записей на уроке по теме “Семейное право”. (слайд №10)
Учитель
Вариант ответа в тетради:
Семейное право - совокупность правовых норм, которые регулируют отношения между людьми в связи со вступлением в брак, созданием семьи, рождением и воспитанием детей.
Вариант ответа в тетради:
Семейное право - совокупность правовых норм, которые регулируют отношения между людьми в связи со вступлением в брак, созданием семьи, рождением и воспитанием детей. (слайд №11), ( слайд №12)
Цели семейного законодательства:
укрепление семьи и построение семейных отношений на основе любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов;
обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав и их защита, не допущение произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи.
Основные принципы: добровольность брачного союза; равенство прав супругов в семье; разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию; приоритет семейного воспитания детей, забота об их благосостоянии и развитии; обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних членов семьи. (Слайд №13)
Основной источник - Семейный кодекс Российской Федерации, введенный в действие в 1996 г.
Учитель
Вопросы к классу.
Что такое семейное право?
Что является основным источником семейного права?
Каковы основные цели семейного законодательства? (слайд №14)
4. Заслушивается отчёт группы №2 о работе
(слайд №15)
Учитель
. А теперь попробуем решить следующие задачи: Слайды №16 -21)
5. Заслушивается отчёт группы №3 о работе. ( слайд №22 -23)
Учитель: решаем правовые задачи.
Подумайте, как в случае развода было бы поделено совместно нажитое имущество (невод, разбитое корыто, хижина) старика и старухи -героев “Сказки о рыбаке и рыбке А.С.Пушкина. Объясните, почему.
(старику достался бы невод (предмет его профессиональной деятельности), старухе –разбитое корыто. Хижину поделили бы так: один из супругов, скорее всего старуха (как женщина)осталась бы в ней жить, а старику присудили бы половину ее стоимости в деньгах.)
Татьяна составила с Олегом брачный контракт, согласно которому все имущество, купленное в браке, принадлежит Тане и останется за ней после развода. Однако через 2 года совместной жизни супруги развелись, и Олег потребовал, чтобы недвижимое имущество было разделено поровну. Он ссылался на нормы СК РФ. Как разрешить конфликт?
(Конфликт будет решен на основании брачного контракта.)
3. Жена продала своей знакомой картину, которая являлась совместной собственностью супругов. Муж потребовал возврата картины и, получив отказ, обратился с иском в суд о признании сделки недействительной. В процессе судебного разбирательства он доказал, что знакомая, которая часто бывала в их доме, знала о его возражении против продажи картины, т. е. действовала недобросовестно.
Подумайте, какое решение примет суд. Аргументируйте ответ. Каковы юридические последствия этого решения?
Заслушивается отчёт группы №4 о работе.
(слайд №24 - 26)
Учитель: решаем задачу.
Пятнадцатилетняя Ольга как-то заявила своим родителям: “Вы обязаны обеспечить мне достойную жизнь. Я должна, как Светлана {ее лучшая подруга), заниматься с репетиторами, ходить на дорогостоящие курсы английского языка, ездить отдыхать за границу...”
Родители попытались объяснить дочери, что у них нет таких средств, как у отца Светланы, директора одного из крупнейших российских банков. В ответ Ольга процитировала статью 27 Конвенции о правах ребенка, где говорится о признании права ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Решение этой задачи Конвенция возлагает прежде всего на родителей. “Почему же вы ее не решаете?” — обиженно спросила она и вышла из комнаты.
Выскажите ваше мнение, права ли Ольга. Ответ поясните. Если бы вы были родителями Ольги, что возразили бы дочери? Как поступили бы в этой ситуации? Почему?
III. Закрепление. Слайд № 27 - 28
Рефлексия.
Что показалось вам на этом уроке особенно неожиданным? Что бы вам хотелось взять на вооружение и использовать в своих личных отношениях?
IV. Домашнее задание. Слайд №29
Приложение
Группа № 1. Прочитать часть пункт параграфа: “Что такое семейное право”
стр.262 -264
Советуясь в группе, найти ответ на вопрос, подобрать собственные примеры к аргументации ответа на вопрос, подготовить формулировку (если это необходимо) определений терминов и понятий. (5-6 минут).
Вопросы:
Нужна ли человеку семья? Аргументируйте свой ответ.
В чём сущность, цели и принципы семейного права?
Что такое семейное право?
Что является основным источником семейного права?
Каковы основные цели семейного законодательства?
Что составляет основу правового регулирования, определяет основные принципы семейного права?
Сформулируйте определение понятия семейное право.
Группа № 2.
Прочитать пункт параграфа “ Вступления в брак и расторжение брака” стр.264 -266
. Советуясь в группе, найти ответ на вопрос, подобрать собственные примеры к аргументации ответа на вопрос, подготовить формулировку (если это необходимо) определений терминов и понятий. (5-6 минут).
Вопросы:
Каковы условия вступления в брак и препятствия к его заключению?
Сформулируйте определение понятия брак, брачный возраст.
При ответе использовать статьи Семейного кодекса.
УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА
Статья 10. Заключение брака
1. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния.
2. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.
Статья 11
Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния.
При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца, а также может увеличить этот срок, но не более чем на месяц.
При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.
2. Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.
3. Отказ органа записи актов гражданского состояния в регистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак (одним из них).
Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.
2. Брак не может быть заключен при наличии обстоятельств, указанных в статье 14 настоящего Кодекса.
1. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.
2. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.
* Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.
Не допускается заключение брака между: лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;
близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);
усыновителями и усыновленными;
лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства
Группа № 3.
Прочитать пункт “ Права и обязанности супругов”. Стр. 266 – 268
Советуясь в группе, найти ответ на вопрос, подобрать собственные примеры к аргументации ответа на вопрос, подготовить формулировку (если это необходимо) определений терминов и понятий. (5-6 минут).
Вопросы:
В чем суть личных и имущественных правоотношений супругов?
Каковы имущественные права супругов?
Каковы личные неимущественные супругов?
Сформулируйте определение понятия законный режим имущества супругов.
Каковы условия решения имущественных вопросов после разводов супругов?
Что такое брачный договор?
Сформулируйте определение понятия брачный договор, договорной режим супружеской собственности
Группа № 4.
Прочитать пункт “Права и обязанности родителей и детей”. Стр. 262 - 270
Советуясь в группе, найти ответ на вопрос, подобрать собственные примеры к аргументации ответа на вопрос, подготовить формулировку (если это необходимо) определений терминов и понятий. (5-6 минут).
Вопросы:
1.Что понимается под родительскими правами?
2. Какими правами и обязанностями обладает ребенок?
3. Почему семья является приоритетной формой воспитания детей?
Михеева Лариса Александровна
Тикунов Данила Геннадьевич
Кололеева Елена Викторовна