Обучающая квест-игра «Богатыри — не вы?» (4 класс)
Тема урока |
Обучающая квест-игра «Богатыри – не вы?» Урок создан по мотивам художественного фильма «Последний богатырь» |
|
Цель урока
|
Цель: систематизировать и расширять представление детей о нравственных качествах современного героя (урок рефлексии) |
|
Планируемый результат |
- учащиеся осознают потребность в формировании нравственных качеств гармонично-развивающейся личности - познакомятся с особенностями профессий пожарного, военного, рабочего, спортсмена
|
|
Основные понятия |
Понятия: - значение слова «богатырь» - профессии: пожарный, военный, рабочий, спортсмен - нравственные качества героя |
|
Учебные задачи |
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: формирование волевого характера, способности преодолевать любые возникающие трудности, быть целеустремленным в достижении поставленной цели; формирование патриотического сознания и самосознания, потребности в гражданском и духовном служении своему Отечеству формирование уважительного бережного отношения к духовному и историческому наследию своего народа. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: развитие умений по работе с различными видами текстовой информации Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: формирование умения работать с новой текстовой информацией (отбирать, выделять, выстраивать логическую цепочку, делать выводы) ( регулятивные УУД). формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания (коммуникативные УУД). формирование умений работать в статичных группах (коммуникативные УУД). формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД). формирование творческих способностей учащихся в процессе создания модели современного героя (личностные, познавательные УУД). |
|
Межпредметные связи |
русский язык, литературное чтение, основы светской этики |
|
Ресурсы: - основные - дополнительные |
- кейсы с заданиями; - клей, маркеры; - проектор |
|
Организация пространства |
Работа в группах |
|
Ход игры
Этапы квест-игры |
Деятельность ученика |
Деятельность учителя |
Обучающие и развивающие задания каждого этапа |
Организационный момент (на экране выведена заставка к фильму «Последний богатырь»)
|
Эмоциональный настрой
Отвечают на вопросы
Выводит маршрут на доску
Дает пояснения по правилам игры |
Организация беседы
Команды знакомятся с правилами игры. |
Вопросы-подводки: - Ребята, как вы думаете, почему этот фильм так назвали? - В каких еще фильмах вы встречали богатырей? - В какие времена происходили эти события? - Как вы думаете, в наше время остались еще богатыри? - Какие слова-синонимы можно подобрать к слову «богатырь»? - Как вы думаете, по каким признакам можно определить, является человек богатырем или нет?
Сегодня я предлагаю вам пройти квест-игру «Богатыри – не вы?». Ее целью будет создание модели современного героя-богатыря, которому мы должны с вами помочь расшифровать послание, спрятанное в меч-кладенец и выбраться из сказочного Белогорья.
Маршрут движения перед вами. Свое местоположение мы будем фиксировать на карте. У каждой команды на столах лежат папки с заданиями. Откройте, пожалуйста, 1 лист. Перед вами правила игры. Давайте познакомимся с ними. На каждом этапе игры вас ждет задание, которое вы должны будете выполнить чтобы заработать волшебные кристаллы. У каждой команды есть свой проводник-помощник, к которому вы сможете обратиться за помощью, если самостоятельно не получается справиться. Команда может получить красный кристалл (2 балла), если справилась с заданием без проводника-помощника. И желтый кристалл (1 балл), если использовала эту помощь. В конце игры мы определим, какая команда справлялась с заданиями лучше других. Все задания этапов вы можете найти в папках-кейсах. Будьте внимательны! Проявите себя как крепкая и дружная команда! Каждый этап игры мы начинаем все вместе с речевкой. Учитель: Богатыри не вы? Дети: Мы-богатыри! |
I этап. Темница злодейки Варвары |
Работа в малых группах
Приклеивают кристалл в таблицу на доске |
Организует работу в группах
|
Итак, начнем! Представьте, что вы попали в Белогорье, и вас захватили и посадили в подземелье слуги Варвары. Чтобы выбраться из темницы, нужно выполнить задание 1 этапа. Найдите его в кейсе. Итак: Богатыри – не вы? Мы – богатыри!
Задание этапа Выберите из списка наиболее подходящее на ваш взгляд определение слова «богатырь» Вырежьте и вклейте его в желтую таблицу. Запишите автора словаря, из которого вы взяли определение.
Оцените свою работу с помощью кристалла. |
II этап. Поиск избушки Бабы-Яги |
Работа в малых группах
Приклеивают кристалл в таблицу на доске |
Организует работу в группах
|
Мы выбрались из темницы, но вот незадача – Варвара преследует нас. И спастись нам поможет избушка на курьих ножках. Но чтобы найти ее, нам нужно выполнить следующее задание. Найдите его в кейсе. Итак: Богатыри – не вы? Мы – богатыри!
Задание этапа Разгадайте ребус Вклейте в синюю рамку разгаданного героя. Помните, что в трудную минуту вы можете воспользоваться подсказкой проводника-помощника.
Оцените свою работу с помощью кристалла. |
III этап. Пещера Великанши. |
Работа в малых группах
Приклеивают кристалл в таблицу на доске |
Подводящий диалог
Организует работу в группах
|
Мы спасены! Но наш путь на этом не закончен. Давайте вспомним, к какой цели мы должны прийти. (выбраться из Белогорья). И вот перед нами пещера Великанши. - У каждого богатыря были свои предметы предметы –помощники. Давайте вспомним какие. (меч, кольчуга, конь, щит ) - Как вы думаете, а у современного героя есть помощники? - На этот вопрос нам помогут ответить задания 3 этапа и сможем выбраться из пещеры Великанши. Итак: Богатыри – не вы? Мы – богатыри! Задания этапа Вставьте в текст недостающие слова. Запишите их в зеленую рамку Вклейте предметы-помощники для своего героя.
Оцените свою работу с помощью кристалла.
|
IV этап. Смерть-река
|
Работа в малых группах
Приклеивают кристалл в таблицу на доске
|
Организует работу в группах
|
И вот перед нами Смерть-река. Чтобы перебрать на другой берег нужно обладать определенным набором качеств характера. Задания этого этапа помогут нам определить, какими качествами должен обладать современный герой-богатырь. Итак: Богатыри – не вы? Мы – богатыри!
Задания этапа Выберите из списка 5 качеств характера, которыми на ваш взгляд должен обладать герой-богатырь. Вклейте их в красную рамку.
Оцените свою работу с помощью кристалла |
V этап Поиски меча-кладенца
|
Работа в малых группах
Представление проекта работы
|
Организует работу в группах
Оказывает помощь в представлении проектов
|
А теперь мы отправляемся на поиски меча-кладенца. Для этого вам необходимо представить свои командные работы и пояснить, почему вашего героя можно назвать богатырем. План представления работы вы найдете в кейсе. Итак: Богатыри – не вы? Мы – богатыри!
План представления проекта Название команды. Представьте ваш ответ на задания 1 этапа (желтая рамка) Представьте ваш ответ на задания 2 этапа (синяя рамка) Представьте ваш ответ на задания 3 этапа (зеленая рамка) Представьте ваш ответ на задания 4 этапа (красная рамка) Ответьте на вопрос: Можно ли вашего героя назвать богатырем? Почему? |
VI этап Расшифровка послания
Подведение итогов игры |
Составляют послание у доски
|
Организует работу у доски |
Молодцы, ребята! Каждая команда получает свой меч-кладенец. Но чтобы выбраться из Белогорья, нужно расшифровать послание-заклинание. С обратной стороны меча есть фрагмент этого послания. Вам нужно соединить эти части в правильной последовательности, и вы узнаете, как выбраться из Белогорья.
Послание: Не тот богатырь, кто гири поднимает, а тот, кто врага одолевает.
- Ребята, как вы думаете, в чем смысл этого послания? Давайте все вместе хором произнесем его, и наконец-то выберемся из сказочного Белогорья!
Стихотворение – вывод: Пусть живёт, она, в веках, Каждый из нас может быть героем. И сегодня вы это доказали! Все команды работали, старались, поэтому каждый из вас достоин приза! (дети получают подарки)
|