Логопедическое занятие в 3 классе на тему: «Путешествие в страну предложений»
Логопедическое занятие в 3 классе на тему:
«Путешествие в страну предложений» (Обобщающее занятие с презентацией).
Выполнила: учитель-логопед МКОУ
«Варнавинская С(К)ШИ»
М.В. Зимаева
Цель: Формировать умение использовать в речи распространённые предложения.
Задачи:
Образовательные:
1. Обобщить знания о словах-предметах, словах-действиях,
словах-признаках;
2. Повторить и закрепить навык распространения предложений при помощи существительных, прилагательных;
3.закрепить навык работы со схемами предложений;
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать моторику артикуляционного аппарата и мелких мышц руки;
2. Обобщать и уточнять словарный запас учащихся;
3. Развивать навык фонематического анализа и синтеза;
4. Развивать словесную и зрительную память, произвольное внимание;
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к изучению родного языка;
2. Воспитывать терпение и упорство, желание достичь хороших результатов.
Пропедевтическая работа.
1. Базовый компонент.
1. Умение отличать слова от слогов и звукосочетаний.
2. Умение составлять из букв слоги, из слогов слова.
3. Владение звукобуквенным анализом двусложных и трёхсложных слов.
4. Умение составлять простые нераспространённые предложения самостоятельно.
5. Умение составлять предложения из данных слов.
6. Индивидуальные занятия с учащимися.
2 группы учащихся для разноуровневых заданий по делению слов на слоги, дифференциации гласных и согласных, по определению количества букв и звуков в словах, по составлению предложений из данных слов.
Оборудование.
У учителя - доска с текстом и схемами, плакат- книга со страницами, плакаты с существительными, глаголами, прилагательными,
набор картинок, игрушка- заяц, телефон, мяч, ваза с цветами, схемы.
У учащихся- макеты для разминки дыхания, зеркала для артикуляционной
гимнастики, схемы предложений, словарики, ручки, карандаши, тетради.
Структура занятия.
1.Орг. Момент.- 1 мин.
2.Артикуляционная и дыхательная гимнастика- 2 мин.
3.Цели и задачи занятия- 2 мин.
4.Обобщение знаний о словах- предметах, словах- действиях и словах-признаках.- 17 мин.
5.Физ. Минутка. Разминка для пальчиков.- 2 мин.
6.Обобщение и закрепление навыка работы с предложением.- 16 мин.
Ход занятия.
1. Орг. Момент.
Проверка готовности к занятию. Обращение внимания на осанку. Учащихся проверяют, всё ли готово для занятия, настраиваются на работу.
2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
1.Вдох короткий, выдох - длинный.
Упражнение с макетами. ( полянка и трава).
2.Понюхать цветы в вазе, сделать вдох, на выдохе произнести фразу: как вкусно пахнут эти розы.
2.Упражнения для языка:
----«Чашечка»
-«Маятник»
-«Качели»
-«Иголочка»
-«Грибок»
-«Барабан»
4.Скороговорки: до города дорога в гору, из города- с горы
Учащихся1 группы произносят самостоятельно, учащихся 2 группы- с помощью логопеда).
3.Цели и задачи занятия.
Произносятся цели и задачи занятия: повторить и закрепить умение составлять предложения, а также работу со схемами.
4.Повторение и обобщение знаний о словах- предметах, словах-действиях, словах-признаках.(Слайд 1)
На плакате - ребус: На лепестках цветка нарисованы рисунки: Лейка, деревья, очки, солнце, облако. По первым буквам названий картинок отгадать зашифрованные слова. ( Слово).
Учитель:
- Что такое слово? (устные ответы учащихся 1, 2 групп).
На демонстрационную доску выставляется книга.(Слайд 2)
Открывается 1 страница: Кто? Что? О
Учитель:
- Как называются слова, которые отвечают на вопросы кто? что? И обозначаются кружком?
-Это слова-предметы. (устные ответы учащихся 1, 2 групп)
Работа по картинкам
1. Распределить картинки на странице книги (по вопросам). (Слайд з)
2. Работа с многозначными словами.
Учитель: Сегодня мы узнаем ещё одно многозначное слово- ключ.(Слайд 4) (учащиеся хором читают слово, голосом выделяют ударение).
- Учитель:
- Какие значения этого слова вы знаете?
- Ключ от замка, инструмент, родник
- Запишите слово ключ в словарики, подсчёт количества букв и звуков в нём.
Открывается 2 страница книги:
Что делать? Что сделать? (Слайд 5)
Учитель:
- Как называются слова, которые отвечают на вопрос что делает? и обозначаются стрелочкой? (устные ответы учащихся 1, 2 групп).
- Какие слова - действия вы можете назвать, рассмотрев картинки на страницах книги? (Слайд 6)
(Устные ответы учащихся 1, 2 групп)
1. Игра с мячом. Подобрать к слову - предмету слово - действие. (
Учащийся ловит мяч, называет слово.)
2 Игра «Озвучь действие». ( Один ученик показывает действие,
остальные называют его).
3. Словарь действий: ( Слайд 7)
бежит
мчится
идёт
несётся
ползёт
летит
- Чем похожи эти слова?
- Какие слова обозначают быстрое движение?
- Выпишите в словарик слово, которое обозначает самое медленное движение (Работа со словарём. Учащиеся выполняют задание самостоятельно)
Открывается 3 страница.
(Слайд 8) Какой? квадратик
Учитель:
- Как называются слова, которые отвечают на вопрос какой? и обозначаются квадратиком?
Учитель: рассмотрите картинки. Какой человек изображён на них? (Слайд 9) (на картинках человек: грустный, веселый, сердитый, удивленный)
Устные ответы учащихся 1, 2 групп.
- Учитель:
1. Сделайте ваше лицо удивлённым, испуганным, весёлым, грустным.
Работа по развитию мимики с зеркалом.
- Слова- признаки обогащают нашу речь, делают её более точной,
выразительной.
2. Попробуйте подобрать к предмету самый выразительный признак.
Описать мягкую игрушку- зайца. Какой он?
Словарь признаков( Слайд 10)
Скромный
Гордый
Трусливый
Хвастливый
Добрый
Быстрый
.Стихотворение «Волк и Лиса». ( читает учащийся 1 группы у доски)
- Какие слова- признаки вы услышали в этом стихотворении?
Устные ответы учащихся 1, 2 групп.
5. Физ. минутка. Разминка для пальчиков.
«Бабочка»
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился ввысь - и полетел
( Стихотворение произносят хором и выполняют нужные движения).
Разминка для пальчиков: стихи и фигурки из пальчиков: «Река», «Про
курицу», «Кошка». ( проводят сами учащиеся).
5. Обобщение и закрепление навыка работы с предложением.
Открывается 4 страница книги: Страна предложений.
1. Запись числа в тетрадях, называние дня недели, месяца, времени года.
2. Из скольких слов состоит самое короткое предложение? (устные ответы).
Демонстрируются схемы: 0. 0!!
3. Придумать и записать в тетради предложение, состоящее из 1 слова
(задание выполняется самостоятельно).
- Можно ли составить предложение из 2 слов. ( устные ответы
учащихся).
Демонстрируются схемы: 0 -0
-Интересны ли такие предложения?
-Много ли они несут информации?
( Учащихся придумывают предложения, 2 группа- с помощью логопеда).
-Распространите предложения при помощи слов- предметов и
слов- признаков, выложите на парте схемы.
На доске: нераспространённые предложения и картинки.
Мальчик читает.
( 3 предложения разбираются вместе, 4-ое - нужно придумать и
самостоятельно написать в тетради. Учащимся 2 группы помогает
выполнить задание логопед).
3. Самостоятельная работа.
На страничке книги- схемы.
Составить и записать 2 предложения по схемам.
( Учащихся 1 группы составляют предложения из 4,5 слов, 2 группы - из 3,4 слов.)
7. Итоги занятия.
- Что мы сегодня повторяли и закрепляли?
- Что было особенно интересно на занятии?
- Что труднее всего запомнить?
Презентация к логопедическому занятию в 3 классе
PPTM / 1.66 Мб