Логопедическое занятие в 3 классе на тему: «Путешествие в страну предложений»

4
0
Материал опубликован 22 December 2017 в группе

Логопедическое занятие в 3 классе на тему:

  «Путешествие в страну предложений»         (Обобщающее занятие с презентацией).

                                      Выполнила: учитель-логопед МКОУ

                                    «Варнавинская С(К)ШИ»

                                                           М.В. Зимаева

 

Цель: Формировать умение использовать в речи распространённые предложения.

 

Задачи:

Образовательные:

1. Обобщить знания о словах-предметах, словах-действиях,

словах-признаках;

2. Повторить и закрепить навык распространения предложений при помощи существительных, прилагательных;

3.закрепить навык работы со схемами предложений;

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать моторику артикуляционного аппарата и мелких мышц руки;

2. Обобщать и уточнять словарный запас учащихся;

3. Развивать навык фонематического анализа и синтеза;

4. Развивать словесную и зрительную память, произвольное внимание;

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к изучению родного языка;

2. Воспитывать терпение и упорство, желание достичь хороших результатов.

 

Пропедевтическая работа.

 

1. Базовый компонент.

1.  Умение отличать слова от слогов и звукосочетаний.

2.   Умение составлять из букв слоги, из слогов слова.

3.   Владение звукобуквенным анализом двусложных и трёхсложных слов.

4.    Умение составлять простые нераспространённые предложения самостоятельно.

5.   Умение составлять предложения из данных слов.

 

6.  Индивидуальные занятия с учащимися.

2 группы учащихся для разноуровневых заданий по делению слов на слоги, дифференциации гласных и согласных, по определению количества букв и звуков в словах, по составлению предложений из данных слов.

 

Оборудование.

 

У учителя - доска с текстом и схемами, плакат- книга со страницами, плакаты с существительными, глаголами, прилагательными,

набор картинок, игрушка- заяц, телефон, мяч, ваза с цветами, схемы.

У учащихся- макеты для разминки дыхания, зеркала для артикуляционной

гимнастики, схемы предложений, словарики, ручки, карандаши, тетради.

 

Структура занятия.

 

1.Орг. Момент.- 1 мин.

2.Артикуляционная и дыхательная гимнастика- 2 мин.

3.Цели и задачи занятия- 2 мин.

4.Обобщение знаний о словах- предметах, словах- действиях и словах-признаках.- 17 мин.

5.Физ. Минутка. Разминка для пальчиков.- 2 мин.

6.Обобщение и закрепление навыка работы с предложением.- 16 мин.

 

Ход занятия.

1.               Орг. Момент.

Проверка готовности к занятию. Обращение внимания на осанку. Учащихся проверяют, всё ли готово для занятия, настраиваются на работу.

 

2.     Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

1.Вдох короткий, выдох - длинный.

Упражнение с макетами. ( полянка и трава).

2.Понюхать цветы в вазе, сделать вдох, на выдохе произнести фразу: как вкусно пахнут эти розы.

2.Упражнения для языка:

----«Чашечка»

-«Маятник»

-«Качели»

-«Иголочка»

-«Грибок»

-«Барабан»

4.Скороговорки: до города дорога в гору, из города- с горы

Учащихся1 группы произносят самостоятельно, учащихся 2 группы- с помощью логопеда).

 

3.Цели и задачи занятия.

Произносятся цели и задачи занятия: повторить и закрепить умение составлять предложения, а также работу со схемами.

 

4.Повторение и обобщение знаний о словах- предметах, словах-действиях, словах-признаках.(Слайд 1)

На плакате - ребус: На лепестках цветка нарисованы рисунки: Лейка, деревья, очки, солнце, облако. По первым буквам названий картинок отгадать зашифрованные слова. ( Слово).

Учитель:

- Что такое слово? (устные ответы учащихся 1, 2 групп).

 

На демонстрационную доску выставляется книга.(Слайд 2)

 

 Открывается 1 страница: Кто? Что? О

Учитель:

- Как называются слова, которые отвечают на вопросы кто? что? И обозначаются кружком?

-Это слова-предметы. (устные ответы учащихся 1, 2 групп)

 

 Работа по картинкам

1. Распределить картинки на странице книги (по вопросам). (Слайд з)

2. Работа с многозначными словами.

Учитель: Сегодня мы узнаем ещё одно многозначное слово- ключ.(Слайд 4)  (учащиеся хором читают слово, голосом выделяют ударение).

-   Учитель:

-   Какие значения этого слова вы знаете?

-   Ключ от замка, инструмент, родник

-   Запишите слово ключ в словарики, подсчёт количества букв и звуков в нём.

 Открывается 2 страница книги:

Что делать? Что сделать? (Слайд 5)

Учитель:

-   Как называются слова, которые отвечают на вопрос что делает? и обозначаются стрелочкой? (устные ответы учащихся 1, 2 групп).

-   Какие слова - действия вы можете назвать, рассмотрев картинки на страницах книги?  (Слайд 6)

(Устные ответы учащихся 1, 2 групп)

1. Игра с мячом. Подобрать к слову - предмету слово - действие. (

Учащийся ловит мяч, называет слово.)

2 Игра «Озвучь действие». ( Один ученик показывает действие,

остальные называют его).

3. Словарь действий: ( Слайд 7)

бежит

мчится

идёт

несётся

ползёт

летит

-   Чем похожи эти слова?

-   Какие слова обозначают быстрое движение?

-   Выпишите в словарик слово, которое обозначает самое медленное движение (Работа со словарём. Учащиеся выполняют задание самостоятельно)

Открывается 3 страница.

(Слайд 8) Какой? квадратик

Учитель:

-   Как называются слова, которые отвечают на вопрос какой? и обозначаются квадратиком?

Учитель: рассмотрите картинки. Какой человек изображён на них? (Слайд 9) (на картинках человек: грустный, веселый, сердитый, удивленный)

Устные ответы учащихся 1, 2 групп.

-   Учитель:

1.  Сделайте ваше лицо удивлённым, испуганным, весёлым, грустным.
Работа по развитию мимики с зеркалом.

- Слова- признаки обогащают нашу речь, делают её более точной,
выразительной.

2.       Попробуйте подобрать к предмету самый выразительный признак.

Описать мягкую игрушку- зайца. Какой он?

Словарь признаков( Слайд 10)

Скромный

Гордый

Трусливый

Хвастливый

Добрый

Быстрый

.Стихотворение «Волк и Лиса». ( читает учащийся 1 группы у доски)

- Какие слова- признаки вы услышали в этом стихотворении?

Устные ответы учащихся 1, 2 групп.

5. Физ. минутка. Разминка для пальчиков.

«Бабочка»

 Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился ввысь - и полетел

( Стихотворение произносят хором и выполняют нужные движения).

Разминка для пальчиков: стихи и фигурки из пальчиков: «Река», «Про

курицу», «Кошка». ( проводят сами учащиеся).

5. Обобщение и закрепление навыка работы с предложением.

  Открывается 4 страница книги: Страна предложений.

1. Запись числа в тетрадях, называние дня недели, месяца, времени года.

2.       Из скольких слов состоит самое короткое предложение? (устные ответы).

Демонстрируются схемы: 0.     0!!

3. Придумать и записать в тетради предложение, состоящее из 1 слова
(задание выполняется самостоятельно).

- Можно ли составить предложение из 2 слов. ( устные ответы
учащихся).

Демонстрируются схемы: 0      -0

-Интересны ли такие предложения?

-Много ли они несут информации?

( Учащихся придумывают предложения, 2 группа- с помощью логопеда).

-Распространите предложения при помощи слов- предметов и
слов- признаков, выложите на парте схемы.

На доске: нераспространённые предложения и картинки.

Мальчик читает.

( 3 предложения разбираются вместе, 4-ое - нужно придумать и

самостоятельно написать в тетради. Учащимся 2 группы помогает

выполнить задание логопед).

3.   Самостоятельная работа.

 На страничке книги- схемы.

Составить и записать 2 предложения по схемам.

( Учащихся 1 группы составляют предложения из 4,5 слов, 2 группы - из 3,4 слов.)

7. Итоги занятия.

-   Что мы сегодня повторяли и закрепляли?

-   Что было особенно интересно на занятии?

-   Что труднее всего запомнить?


Презентация к логопедическому занятию в 3 классе
PPTM / 1.66 Мб

Комментарии
Комментариев пока нет.