Урок чтения в 3 классе «Рассказы Валентины Осеевой «Печенье» и «Лекарство»»

6
0
Материал опубликован 23 February 2017 в группе


 


 


 

Технологическая карта (план-конспект)

урока литературного чтения,

проведенного в 3 «Б» классе

МБОУ СОШ №14

учителем начальных классов

Власовой Анастасией Александровной


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Дата 17.02.2017 ФИО учителя Власова А.А.

Класс 3 «Б»


 

Технологическая карта урока

Предмет: литературное чтение


 

Целевой блок

Тема урока:

«Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»

Цель урока:

- ознакомление детей с рассказами В.А.Осеевой «Печенье» и «Лекарство»

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

- ознакомление с произведением В.А. Осеевой «Печенье»

- ознакомление с произведением В.А. Осеевой «Лекарство»

- формирование навыков работы с текстом

- формирование системы читательских и речевых умений

Личностные УУД:

- формирование чувства эстетического удовольствия

- развитие воображения, эмоциональной чуткости и мышления

Метапредметные УУД:

*Регулятивные:

1.Умение характеризовать анализировать

2. Умение сравнивать

3.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 
4.Учиться высказывать своё мнение

5.Саморегуляция своего поведения

Коммуникативные:

1.Готовность получать информацию

2.Умение участвовать в коллективном обсуждении произведения

3.Использовать текст произведения для сопоставления, сравнения и анализа
4.Выразительно читать произведение

*Познавательные:

1. Устанавливать причинно- следственные связи

2. Умение пользоваться знаниями, полученными ранее
3.Делать выводы в результате совместной работы всего класса

 

Инструментальный блок

Тип урока:

Урок изучения литературного произведения

Формы, приёмы и методы

Форма: урок взаимообучения

Методы обучения:

- словесные, наглядные, практические;

- беседа;

Средства обучения:

- печатные;

- демонстрационные;

- аудиовизуальные;

Образовательные ресурсы:

Учебник

ТСО (компьютер, проектор, презентация, разработанная учителем)

Доска, мел

Иллюстрации


 

План урока.

1. Организация начала урока.

2. Актуализация знаний с проверкой домашнего задания.

3. Постановка проблемы.

4. Физминутка

5. «Открытие» детьми новых знаний.

6. Итог урока. Рефлексия.

Ход урока

1. Организация начала урока.

1 слайд

- Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Поприветствуйте их, обернитесь и подарите свою самую искреннюю улыбку.

- Тихо сели за парты. Проверили свою посадку: спина прямая, обе ноги стоят на полу, вам ничего не мешает. Вы готовы плодотворно работать.

2 слайд

- Добрый день! – тебе сказали.

- Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали –

Теплоты и доброты

- Здравствуйте! –

Ты скажешь человеку.

- Здравствуй, - улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку,

И здоровым будет много лет.

- Скажите, название каких слов спрятано в этом стихотворении? (Вежливых)

- А зачем нужно говорить людям вежливые слова? (Ответы учащихся)

- Конечно же, вежливые слова нужны для того, чтобы поздороваться, пожелать удачного дня, счастливой дороги и просто показать свою доброту и воспитанность.

3 слайд

- Сегодня, ребята, по всему миру отмечается День Проявления Доброты. В этот день люди творят добро, бескорыстно помогают друг другу и животным. Помните, что если человек ожидает что-то взамен от своего доброго поступка, то это уже не является искренней добротой.

- Скажите, а только ли в этот день люди должны быть добрыми? (ответы учащихся)

- Правильно, каждый день нужно стараться сделать доброе дело, сказать приятные слова или просто искренне улыбнуться.


 

2. Актуализация знаний с проверкой домашнего задания.

- Скажите, какое доброе дело совершил главный герой произведения, которое мы изучали на предыдущих уроках? (он спас девочку из горевшего дома)

- Вспомните название этого произведения. (Рассказ о неизвестном герое)

- Кто автор этого произведения? (Самуил Яковлевич Маршак)

4 слайд

- Можно ли назвать поступок главного героя мужественным и смелым? (Да)

- Почему? (Парень рисковал своей жизнью)

- Ожидал ли он награды за свой подвиг? (Нет)

- Что же произошло с главным героем, когда он спас девочку? (Он уехал на трамвае)

- Найдите этот фрагмент в тексте.

- Почему никто не мог его найти? Найдите описание этого человека.

- А что означает знак ГТО? (Готов к труду и обороне)

- Как вы считаете, парень оправдал своим поступком свой значок? (Да, оправдал)

3. Постановка проблемы.

- Скажите, к кому должны дети относиться с добротой и уважением? (К старшим, к родителям, к животным, друг к другу)

5 слайд

- У вас на партах лежат конверты пословицами. Вам необходимо в паре собрать пословицу.

- Какая пословица у вас получилась? (Если не уважаешь родителей, то и тебя никто уважать не будет)

- Думаю, что все собрали пословицу правильно.

6 слайд

- Посмотрите на доску. (Если не уважаешь родителей, то и тебя никто уважать не будет.)

- Подумайте, что означает эта пословица? (ответы учащихся)

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Ответы учащихся)

7 слайд

- Мы переходим к изучению нового раздела под названием «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»

8 слайд

-Поможет нам погрузиться в эту тему творчество Валентины Александровны Осеевой. (Демонстрация портрета)

- Встречались ли вы раньше с творчеством этой детской писательницы? (Ответы учащихся)

- С каким её произведением вы ознакомились раннее? («Почему?»)

- Рассказы Валентины Осеевой о плохих и хороших поступках детей. Её герои задумываются над своими и чужими поступками, учатся анализировать и делать правильные выводы. Эти рассказы-притчи учат вежливости, честности, уважению к людям.


 

4. Физминутка

- Давайте немного отдохнем. Встаньте пожалуйста, выйдите из-за парт. Сейчас мы проведем речевую физминутку, сопровождающуюся движениями. Повторяйте за мной.

Шёл король по лесу, по лесу, по лесу,

Нашёл себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем

Давай с тобой похлопаем, похлопаем, похлопаем

И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

- Давайте еще раз, только быстрее попробуем делать движения и четко произносить слова.


 

5. «Открытие» детьми новых знаний.

- Откройте учебники. Прочитайте название произведения «Печенье». Скажите, разве название связано каким-то образом с темой нашего урока? (ответы учащихся)

- А сейчас вы узнаете, какой глубокий смысл содержится в этом произведении.

- Сейчас вы послушаете аудиозапись, готовьтесь ответить на вопрос «Это произведение – сказка или рассказ?»

"Печенье" В.А. Осеева

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.

- Дели по одному, - строго сказал Миша.

Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.

- Ровно? - спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки.

- Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

- Рассыпчатые! Сладкие! - говорил Миша.

- Угу! - отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.

Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку хлеба...

9 слайд

- Ребята, это сказка или рассказ? (ответы учащихся)

- Докажите, что это рассказ.

- Могли ли такие события произойти в реальной жизни? (Да, могли)

- В этом произведении есть волшебство? (Нет)

- Есть ли в этом произведении борьба добра и зла? (Нет)

- Есть ли в этом произведении троекратный повтор? (нет)

- Молодцы! Вы доказали, что данное произведение – рассказ.

- Чтобы подготовиться к чтению скажите, как вы понимаете выражение «смерил глазами»? (сравнил)

- Начинаем читать по цепочке по одному предложению.

Как вы считаете, действие рассказа происходит во время завтрака, обеда или ужина?
– Как начинался ужин? Прочитайте.
- Почему рассказ так называется? (ответы учащихся)

- Кто действует в рассказе? (Вова, Миша, мама и бабушка)

- Оцените поступок, который мальчики совершили. Почему они так поступили? (ответы учащихся)

- Что о ребятах говорят другие персонажи: мама и бабушка? ( Они молчали)

Почему молчали мама и бабушка? Что было на душе у них? (ответы учащихся)

- Автор ни слова не говорит о своих персонажах, но описанная картина молчания ярко отражает внутреннее состояние мамы и бабушки. Найдите эти строки.

Как вы считаете, какие взаимоотношения в данной семье?
– Какими растут мальчики? (Эгоистами)

10 слайд
– Кто такой эгоист? (Эгоист – себялюбивый человек, пренебрегающий интересы окружающих)

- Какие качества вы бы выбрали для характеристики этих мальчиков?

доброта бесчувственность лживость жадность совесть эгоизм любовь бездушие

черствость уважение


– Как вы считаете, у Вовы и Миши есть шанс не стать закоренелыми эгоистами, чёрствыми, невнимательными, бездушными? (ответы учащихся)

- Я верю, что вы бы никогда так не поступили и обязательно поделились бы со своими родными.

- Скажите, только ли мальчишки могут так поступать со старшими людьми? (ответы учащихся)

- Сейчас вы узнаете об этом, прочитав следующий рассказ Валентины Осеевой. Говорит ли нам название этого произведения что-то о его содержании? (ответы учащихся)

- Приготовьтесь после моего чтения ответить на вопрос о том, кто является главными героями в этом рассказе?

11 слайд

- Кто главные герои этого рассказа? (Мама, дочка и доктор)

В каком предложении заключается главная, на ваш взгляд, мысль? (Пока дочка не отвыкнет командовать, мама не выздоровеет)

Почему Осеева так назвала рассказ? (ответы учащихся)
– Подумайте, в шутку или всерьёз нужно воспринимать слова доктора? (ответы учащихся)

- Как вы думаете, чем мог закончиться этот рассказ?

- Прочтем этот рассказ еще раз в полголоса. (Жужжащее чтение)

Лекарство

У маленькой девочки заболела мама. Пришел доктор и видит - одной рукой мама за голову держится, а другой игрушки прибирает. А девочка сидит на своем стульчике и командует:

- Принеси мне кубики!

Подняла мама с пола кубики, сложила их в коробку, подала дочке.

- А куклу? Где моя кукла? - кричит опять девочка.

Посмотрел на это доктор и сказал:

- Пока дочка не научится сама прибирать свои игрушки, мама не выздоровеет!


 

6. Итог урока. Рефлексия.

- Скажите, чем похожи эти два произведения? Какими бы советами могли вы помочь ребятам? (ответы учащихся)

-Вернемся к нашей пословице «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает».

- Что значит почитать родителей? (ответы учащихся)

- Вы сегодня прекрасно работали, все активно отвечали и старались выразительно читать. Спасибо вам за урок!


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.