Учебно-методический материал «Обучению младших школьников различным видам художественной росписи»
Введение
Знакомство детей с основами народного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в образовательных учреждениях, но методических рекомендаций, которые имеются в программах, не достаточно или их очень мало. У младших школьников зачастую нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек, соприкоснуться с народной живописью, например, подержать в руках подлинные изделия с городецкой росписью. Поэтому задача педагога - подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, в том числе с Городцом, Хохломой, Гжелью показать приемы работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного орнамента.
Для того, чтобы знакомить детей с данными росписями, педагог должен иметь представления об истории возникновения этого промысла, особенностях росписи, иметь подборку практического материала – конспекты НОД и развлечений, стихи, игры, альбомы с образцами изделий.
В связи с этим автор ставит цель: сформировать у педагогов представление о различных видах художественной росписи, познакомить с народными промыслами.
Задачи:- воспитывать любовь к народному творчеству;
-развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного, творческое отношение к работе.
Основная часть.
1. Разновидности художественных росписей.
Росписи Хохломы, Городца, Жостова, Дымкова, Гжели красивы, полны оптимистического мироощущения, хорошо выражают форму и могут быть использованы в работе с детьми в целях воспитания художественного вкуса, любви к родной природе, к народу и его искусству и, конечно, для развития технических и композиционных умений и навыков.
1.1. Росписи Хохломы
Хохломская роспись (Хохлома) - Старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Еще совсем недавно в сёлах Горьковской области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю "хохлома" и где она взяла свои огненные краски.
Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.
Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.
Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.
Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо - художника. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища.
Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей.
Такова легенда. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику.
Изделия для хохломской росписи, чаще всего это посуда и мебель, делают из дерева. Но перед тем, как на них рисовать, поверхность покрывается грунтовкой и блестящим маслом по специальной технологии. Потом эту блестящую поверхность лудят - втирают в нее мягкой тряпочкой алюминевый порошок, от чего она становится серебристой и очень гладкой, а после покрытия лаком - золотистой. Расписывают посуду "под хохлому" масляными или гуашевыми красками. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
1.2. Росписи Городца
Городецкая роспись берет свое начало с XIX века. В это время она стала русским народным художественным промыслом, который возник в Нижегородской губернии около города Городец. Украшающая донца для прялок, мебель, сундуки, сани, дуги и множество других бытовых предметов.
Сюжетами для росписи становились жизненные ситуации, обычно крестьянский и купеческий быт. Значительную часть художества занимали расписанные цветочные мотивы. Часто встречаются реалистичные и идеализированные мотивы образов птиц и животных.
Здесь можно увидеть львов и барсов, величественных коней и петухов в гордой и воинственной позе. Нередко изображения делали парными, обращенными одно к другому. Поле росписей городецкие мастера щедро усеивают цветами (ромашками, купавками, розами), целыми их букетами и гирляндами. А иногда, где уместно, используется мотив пышного занавеса со шнуром.
В росписи используются контрастные яркие цвета: зеленый (яркий), красный (напряженный), синий (глубокий) и еще больше подчеркивающий декоративность мотивов черный цвет.
Изображение наносится без предварительного рисунка. Для этого используется кисть, которая взаимодействует с поверхностью будущего произведения свободным ударом. При этом, мастер может использовать всевозможные приемы: от широких мазков до тончайших штрихов. Все основные используемые в росписи цвета должны иметь насыщенный и разбавленный оттенки. Во время работы важно следить, чтобы кисти не засыхали, поскольку, не отмыв их вовремя, их можно будет только выбросить.
Технология росписи по дереву у городецких мастеров своя. Первоначально художники при помощи карандаша тонкой линией накидывают будущий рисунок, намечая расположение его элементов, их размеры. Деревянная основа может быть покрыта заранее грунтовой краской одного из оттенков – красного, жёлтого или чёрного. Профессионалы не тратят время на набросок, а рисуют сразу красками.
Расписные изделия – не просто элемент декора, а часто предметы не только красивые, но и несущие функциональную нагрузку, и активно использующиеся. Например, при нарезке продуктов на декорированной разделочной доске, или храня хлеб в расписной хлебнице.
1.3. Росписи Гжели
Гжель называют визитной карточкой России в сфере прикладных ремесел. Считается, что гжель берет свое начало еще с 14 века. Одни утверждают, что название произошло от реки Гжелька (Гжолка), на которой стояла деревня, где проживали мастера. Другие считают, что «гжель» - это перефразированное слово «жгель», т. е. обжиг керамики. В 60 км от Москвы есть «Гжельский куст», который состоит из 27 деревень, где занимаются обжигом и росписью керамических изделий. Их расписывали синим кобальтом в два способа: надглазурный и подглазурный. Сначала рисунок наносился на влажную глину, а потом еще раз на глазурь. Промысел гжельской посуды процветал, т. к. богачи пользовались столовым серебром, а простой люд разнокалиберной грубой глиняной посудой. Со временем гжель стала доступной для всех слоев населения, но красоты и востребованности при этом не утратила. В 1812 году уже работает двадцать пять заводов по выпуску фарфоровой посуды. стиле.
Излюбленным узором гжельской росписи стала роза. Чаще всего её рисуют крупными широкими мазками, начиная с центра рисунка. Ещё один популярный мотив – это птицы. Их изображают в разных позах: поющими, летящими, сидящими на ветке. Часто встречаются сцены из повседневной жизни людей: охота, праздники, различные битвы и т. д.
Мастера гжельской живописи применяют очень необычную технику росписи. Обычно её называют “мазком на одну сторону”. Суть её заключается в том, чтобы тёмный оттенок синего плавно переходил в светлый. Чтобы получить такой эффект нужно правильно распределить краску на кисти – у края взять больше, в середине меньше. Для работы используют толстые кисти с тупым концом.
Художники используют только один цвет краски. Характерные полутона и оттенки мастер должен сам создать с помощью кисти. После обжига орнамент приобретает новые оттенки, которые переливаются при определённом освещении. Ещё один приём, который используют при гжельской живописи, называется “ситчик”. Это тончайший орнамент, наносящийся при помощи кончика кисти.
Одноцветная гжельская роспись никак не кажется однотипной и скучной. Синий цвет и его полутона на контрастном белом фоне смотрятся оригинально и ярко. Такое изысканное мастерство делает гжельскую керамику популярной во всем мире.
2. Методические рекомендации по организации обучения младших школьников росписи.
Важное значение имеет эмоциональное благополучие детей на занятиях, создаваемое интересным для них содержанием, доброжелательным отношением педагогов к каждому ребенку, формированием у них уверенности в своих возможностях, уважительном отношении взрослых к результатам детской художественной деятельности.
При рассматривании с детьми изделий или изображений с росписью, внимание акцентируется в первую очередь, на стилевых особенностях росписи, во вторую, на способность художественной композиции выражать полученные впечатления от восприятия этих изделий; в заключение, важно подчеркнуть яркость, насыщенность и лаконичность цветового решения, используемых в росписи.
Работу по обучению детей декоративному рисованию можно построить в следующей последовательности:
1. Познакомить детей с изделиями, расписанными гжельской росписью;
2. Отработать с детьми навыки выписывания кистевых мазков;
3. Отработать с детьми навыки рисования гжельских узоров:
4. Отработать с детьми навыки составления композиций декоративной росписи в стиле «гжель».
Педагогическими средствами ознакомления детей с образцами народного декоративно-прикладного искусства, могут считаться следующие приемы:
Тематические беседы;
Чтение художественной литературы;
Рассматривание наглядных образцов;
Дидактические игры;
Специально организованное обучение в форме занятий .
Формы организации работы с детьми в процессе знакомства с произведениями народного декоративно-прикладного искусства:
Изучение литературы по данной теме.
Подбор изделий, наглядных пособий, репродукций, открыток и фотографий.
Роспись изделия для образца.
Выбор упражнений для физминутки, гимнастики для пальцев и глаз.
Подготовка раздаточного материала. Много интересного и полезного воспитатели детских садов почерпнут из книг, рассказывающих о народном декоративном искусстве, о творчестве народных мастеров. Только за последние годы литература о народном искусстве пополнилась содержательными и интересными книгами, знакомство с которыми, несомненно, обогатит знания педагогов, откроет перед ними увлекательный, полный поэзии и красоты мир народного искусства.
Как уже отмечалось, умелое использование произведений народного декоративно-прикладного искусства на занятиях изобразительной деятельности в ДОУ способствуют развитию творческого потенциала и эстетического восприятия растущей личности. Но умелое использование требует от педагога и умелого подбора образцов для ознакомительной работы на занятиях по изобразительной деятельности в старшей группе ДОУ. Педагог, опираясь на требования педагогики и дидактики, должен отобрать такие образцы, которые в полной мере соответствуют требованиям современной педагогической науки и одновременно обладают высокой образной и художественной выразительностью. Очень важно, чтобы образцы декоративно-прикладного искусства, отобранные для ознакомительной работы со старшими дошкольниками были доступны для детского восприятия, имели широкое применение в процессе организации воспитательной работы, при этом имели понятное детям бытовое, утилитарное назначение, которое позволило бы ребенку связать образ, полученный на занятии по изобразительной деятельности, с его социальным опытом.
Поэтому, какими бы художественными достоинствами ни обладали отобранные образцы, уровень их воздействия на детей будет определяться профессиональным мастерством педагога, его собственным художественным восприятием и способностью передать его детям. От того, насколько педагог сумеет раскрыть перед детьми образность, красочность и выразительность произведений народного декоративно-прикладного искусства, будет зависеть формирование познавательного интерес к декоративно-прикладному творчеству как внутренней потребности в познании художественного образца. Результативность любого вида деятельности напрямую зависит от вовлеченности ребенка в процесс, его интереса к деятельности. Увлеченность и творческая заинтересованность, эмоциональная открытость происходящему в процессе ознакомления с предметами искусства и творческого самовыражения детей особенно важны.
Включая в педагогический процесс занятия по декоративному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками в составлении узоров необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста, их желания и интересы.
3. Методические рекомендации по обучению Гжельской росписи
Преобразующая деятельность прикладного искусства широка. Она охватывает самые разнообразные предметы и материалы. Основным композиционным началом украшения этих предметов служит орнамент.
Орнамент - узор, построенный на ритмичном чередовании различных элементов. В основе орнамента лежат два композиционных начала - ритм и симметрия.
Ритм определяет особое структурное построение произведения, для которого характерны повторяемость одних и тех же компонентов, чередование нескольких. Ритму свойственно движение, повторность.
Симметрия (спокойное равновесие элементов) - это такое композиционное построение, при котором правая и левая стороны рисунка уравновешены, в узоре это часто бывает зеркальным отражением сторон, расположенных около центральной оси. Есть много разновидностей ритма и симметрии, применяемых в различных орнаментах. Они создают богатство стилей. Выразительность орнамента зависит также от преобладания в нём округлых или заостренных прямолинейных форм, плавного или круглого изгиба линий. По характеру элементов орнамент может быть составлен из геометрических, растительных или животных форм.
Цвет является одним из важных средств в орнаменте и тесно связан с композицией. Цветовые сочетания могут ритмически повторятся и чередоваться, как и элементы формы. Цветовые сочетания могут быть резкими (контрастными) и мягкими. Контрастные сочетания обычно создаются при употреблении цветов различных по светлоте и насыщенности.
Мягкость расцветки достигается цветами, взятыми в различной тональности.
Построение узора зависит от формы предмета, от входящих в узор элементов, а также от размера листа бумаги.
Узор на полосе располагается по линии (фризовое расположение) в различном сочетании элементов: повторение одного элемента на всём протяжении орнамента; повторение элементов, объединенных общей линией, входящей в узор; чередование элементов по форме или цвету (двух, трёх и более); симметричное расположение элементов направо и налево от средней линии (по принципу зеркального отражения).
Узор на квадрате может располагаться по краю, углам, в центре и заполнять весь квадрат: по краю - имеет линейное расположение(кайма) и может быть по прямой или с поворотом на углах; на углах квадрата: а) повторение одного рисунка во всех углах; б) одинаковые рисунки в противоположных углах; в центре; все элементы симметрично располагаются в разные стороны от центра; по всему квадрату: а) одновременно по краю, в углах и в центре; б) сетчатый орнамент - узор располагается по сетке, намеченной в рисунке или мысленно представляемой, с повторением или чередованием элементов в шахматном порядке.
Узор на круге может быть расположен по краю, в центре или по всему кругу; по краю с ритмичным повторением или чередованием элементов (по принципу розетты, у которой выделены зубцы или сохранена форма круга);
В центре: симметричное расположение элементов во все стороны от центра путём постепенного наращивания их круг за кругом по всему кругу: а) узор строится по краю и в центре; б) узор строится из центра, заполняя всё пространство круга.
Узор на формах (прямоугольнике, ромбе, овале) у которых центр находится на разном расстоянии от краёв, заполняется в удлиненной части формы между краем и центром. Это может быть самостоятельный орнамент по бокам, начинающийся от узора в центре, или узор, построенный от центра, но имеющий удлиненное расположение, или орнамент, соединенный с узором по краю формы.
В остальном узор строится в соответствии с особенностями формы, как на квадрате или круге
Все эти принципы помогают полнее раскрыть технологию создания декоративных композиций на занятиях по декоративному творчеству с детьми старшего дошкольного возраста.
В трудах Н.П. Сакулиной присутствует мысль о том, что размер изображения должен соответствовать величине листа: на больших листах бумаги изображения следует давать крупные, чтобы не оставалось ничем не оправданных пустых мест. Полезно давать для рисования бумагу разного размера, в зависимости от того, какая задача ставится перед детьми.
Обучение правилам создания узора целесообразно начать с построения простейших композиций на полосе. Ограниченное пространство позволяет усвоить один из главных способов создания выразительности в орнаментальной деятельности - ритмичность и чередование. Затем возможна такая последовательность: составление узора в круге, квадрате, прямоугольнике и треугольнике, украшение различных форм, передающих образы одежды, обуви, посуды, игрушек, и наконец, по возможности, украшение объёмных форм.
Как показывает анализ этнографической, искусствоведческой и исторической литературы, всё то, что воспринимается нами как декор, издавна наполнялось глубочайшим смыслом. По сути дела, очень долгое время не существовало даже самого понятия декоративное рисование (декор значит украшение, декоративное рисование - рисование для украшения). Элементы узоров и орнаментов имели значение знаков и символов, а их сочетанию всегда придавалось строго определенное значение
Цвет - одно из выразительных средств в декоративном рисовании. Его освоение подчиняется законам колорита определенного искусства, так как для известных традиционных видов народной росписи они определенны и типичны. В гжельской росписи - сочетание холодных (синий, голубой, белый)
Основным инструментом декоративной росписи является кисть. В зависимости от вида росписи используют круглые беличьи, хорьковые, колонковые, медвежьи кисти, начиная с самых мелких для исполнения различны усиков и приписок и заканчивая большими для крупных сочных мазков травки или лепестков цветов. В отдельных случаях пользуются плоскими кистями..
В начале обучения старших дошкольников кистевому письму, важно научить их правильно держать кисть .При рисовании широких полос и мазков кистью её нужно держать наклонно к бумаге, а тонкие линии и точки рисовать концом ворса при вертикальном положении кисти.
Чтобы мазки получились красивыми, аккуратными в кистевой росписи, мастера гжельской росписи используют специальные кисти: круглые беличьи или колонковые большую (№10-12), среднюю(№6-8), маленькую(№2-4) с тонким концом.
Белая бумага должна быть крепкой(плотной), Глянцевая и меловая бумага для декоративного рисования не пригодна .Для декоративного рисования используют гуашь. Бумага нужна такой формы, чтобы дети могли учиться рисовать на ней узоры: в виде полоски, квадрата, многоугольника, розетты, круга, плоских предметов. Многоугольник, розетту, круг вырезают из целого альбомного листа, квадрат - со стороной 16 см
В гжельской росписи существует несколько основных приемов, которые различаются положением кисти, рабочей длиной ее ворса, направлением движения. Из них базовыми считаются следующие «капелька», «мазок с тенью».
«Ситчик»
Вводное занятие, на котором дети получают самое общее представление о данном виде народного промысла, его истории и этапах развития, это (прямые линии различной толщены, точки и сеточки).Тонкие линии выполнять кистью №1,средние кистью№3 а толстые №5.Точки делаются при помощи тычком-- спичкой, на конце которой туго намотан кусочек ваты.
Вначале дети учатся проводить кистью ровные линии и наносить между ними ритмично повторяющиеся мазки или точки, чередовать мазки по цвету, меняя их положение, когда узор усложняется.
Кроме этого, в гжельской росписи используется прием сплошного мазка, который называют «капелькой». Этот сплошной мазок создается определенным ритмическим движением кисти. Краску набирают равномерно, ставят кисть на кончик и, легко нажимая, чуть протягивают и быстро отрывают кисть от бумаги. Простым промакиванием такого эффекта, получить невозможно. «Капельку» можно назвать узким мазком. С помощью него выполняются листочки, веточки, лепестки многих цветов
«Мазок с тенью» Наиболее интересный и наиболее сложный прием, при котором на кисть сразу набираются оба цвета, или один, но со стягиванием по ворсу, и элементы выполняются неотрывно данной кистью, при этом насыщенность цвета на поверхности постепенно угасает. Затем вновь краска набирается, и опять по мере выведения элементов краски тускнеют, становясь мягче.
Для этой росписи берется кисть среднего размера(№6-№8).Дети учатся наносить с начало в одну сторону, потом в другую.
С помощью этого мазка учим детей рисовать гжельскую розу. Роспись самого цветка необходимо начинать с середины, затем наносятся два мазка слева и два мазка справа.
«Мазок с тенью»представлен на рисунке 3 «приложения»
Мазок «Ситчик». Используется кисть с тонким длинным ворсом, у которого задействован только кончик. Обычно в такой технологии оформляются мелкие детали, являющиеся орнаментом того или иного элемента -- завитки, волны и т.д.: базовые узоры гжельской росписи. При этом обычно в ход идет чистый цвет, без перехода между ними.
Н.А. Бессарабова, одна из старейших художников, автор методики освоения гжельских приемов кистевой росписи, советовала не закрывать сплошным узором всю поверхность изделия, потому что фон любит оставаться белым
Важно в процессе занятия отслеживать правильное положение кисти, напоминать, чтобы не брали много воды и т. д., поощрять детей. Чуткое, внимательное и терпеливое отношение к ребенку поможет быстрее справиться с трудностями.
Постепенно, по мере развития и совершенствования изобразительных движений, рука ребёнка становится послушной, свободно подчиняется его замыслам. Он приобретает возможность отражать в рисунках любые предметы и явления окружающей жизни, выражать своё отношение к ним. У детей в полном смысле этого слова появляется свобода творчества. В тех же случаях, когда рука ребёнка не развита, скована, не может произвести нужного движения, он ограничен в своих возможностях. Опыт показывает, что это огорчает ребёнка, он не получает удовлетворения от изобразительной деятельности, теряет к ней интерес.
Желательно не ограничивать декоративные работы только рисованием на бумаге, а по возможности учить детей нанесению узоров на предметы из глины, дерева, картона (иногда это могут быть готовые изделия, предметы из папье-маше, которые дети только раскрашивают)
Но необходимо помнить, что занятия рисованием не ставят целью сделать из всех детей художников. Они призваны освободить и полностью использовать такие источники энергии детей, как творчество, самостоятельность, пробуждать фантазию, укреплять природой данные способности к наблюдению и оценке действительности.
Творческую работу детей в изодеятельности можно назвать искусствотерапией, которая в первую очередь направлена против страха, она исцеляет детей духовно, даёт им ощущение свободы, приводит в порядок их чувства и мысли
4. Методические рекомендации по обучению Хохломской росписи
Простейшие приёмы хохломской росписи вполне доступны детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
В хохломской росписи существуют несколько видов орнамента.
Есть несколько "фирменных" элементов, присутствие которых обязательно в хохломском узоре. Из этих элементов и складываются более сложные фигуры.
Элементы выполняются с постепенным усложнением, от самых простых - осочек, травников, капелек до более сложных усиков и завитков.
Осочки - самый простой элемент узора. Он выполняется лёгким движением кончика кисти сверху вниз.
Травинки - это мазки с небольшим плавным утолщением.
Капельки рисуются приёмом прикладывания кисти к бумаге.
Усики рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль.
Завитки выполняются с лёгким нажимом в середине элемента.
Кустик - это наиболее сложный элемент травного орнамента. Кустик выполняется обычно в два цвета - черным и красным.
При выполнении травной росписи нужно соблюдать следующую последовательность. Сначала наводится ведущий стебель - криуль. Завитки на стебле ритмично закручиваются то вверх, то вниз, не соединяясь. Криули должны иметь одинаковую длину - от этого зависит стройность всего узора. По обе стороны ведущего стебля чередующимися мазками наносятся осочки, травинки, капельки, усики, завитки. Ритмичное чередование элементов в орнаменте создает плавность, пышность. Красный черный и золотой цвета придают росписи торжественность, праздничность.
На таблице показана последовательность выполнения травного орнамента с ягодами и листочками. Основной композицией орнамента является ведущая линия - криуль, на которой располагаются главные элементы узора - ягоды. Затем рисуются листочки, характерные для данной ягоды. После выполнения ягод и листочков, по обе стороны криуля располагаются элементы хохломского травного орнамента: осочки, травинки, капельки, усики, завитки.
Маленькие ягодки - брусничка, смородина, рябинка - рисуется печаткой-тыком (тычок можно сделать из бумаги, для этого полоска бумаги сворачивается в тугую трубочку.) большие ягоды - крыжовник, клубника, и малина - рисуются кистью.
По высохшей краске ягоды и листочки «разживляются» желтым цветом.
Изображение птиц - широко распространенный мотив в народном искусстве. В большинстве народных художественных промыслов эта тема так или иначе просматривается. Не является исключением и хохломская роспись - многие чаши, панно, подставки украшены сказочными жар-птицами, словно созданными из травинок, или ярких солнечных лучиков.
Создание своей сказочной птицы - увлекательная творческая задача для детей.
Хохломская роспись по способу нанесения узора на изделии делится в основном на верховую и фоновую. При первом более древнем, традиционном письме узор ложится на стенки предмета так, что бы фон вокруг него после закалки оставался золотым. При втором напротив, фон закрашивается красным или черным цветом, а рисунок - листья, ягодки, цветочки, - сверкают золотым.
Самым распространенным верховым письмом является знаменитая хохломская травка. Этот орнамент очень разнообразен. Меняя кисть всё время меняется красный стебелёк с черным, черный листок с красным. Травный орнамент мягко стелется по золотому фону.
При росписи «под фон» наводится тонкими линиями основные орнаментальные формы. Затем заполняется фон между узорами черной или красной краской, оставляя крупные листья и цветы не закрашенными - серебряными. Потом украшают их мелкими штрихами-жилочками. Когда фон просохнет, сверху добавляются мелкие листочки, цветочки и ягодки, кустики, травки и отдельные травинки. Золотые узоры очень хорошо выглядят на красном или черном фоне.
5. Методические рекомендации по обучению Городецкой росписи
Городецкая роспись считается одним из уникальных явлений русской культуры. Несмотря на то, что городецкая роспись состоит из ограниченного числа мотивов, она разнообразна благодаря схемам построения. В изделиях, которые выполнены на основе одной композиции, используется разная цветовая гамма, сложно сразу уловить сходство. Цветочная роспись чаще всего использовалась на массовых изделиях, так как она более проста в исполнении. В данной росписи наиболее распространены следующие орнаментальные композиции:
1) «Букет» изображается симметрично, обычно на разделочной доске или блюде, небольшими букетиками расписывали мелкие изделия: коробочки, солонки, стаканчики.
2) «Гирлянда» состоит из одного-двух крупных цветков в центре и расходящихся в стороны более мелких цветов с листьями. Орнамент либо вписывается в круг или полосу, либо располагается серповидно. Данная композиция чаще всего используют при росписи хлебниц, разделочных досок, блюд, шкатулок, детской мебели.
3) «Ромб» является одним из вариантов «гирлянды», только в центре располагают один или несколько цветков, образующих ромб, а бутоны и листья, располагают на двух перпендикулярных осях, постепенно уменьшая к вершинам ромба. Такой орнамент также чаще всего используется при росписи изделий прямоугольной формы: сундучки, скамеечки, створки шкафов, детские столики и хлебницы.
4) «Цветочная полоса» использовалась в росписи прялок, с помощью нее разделяли верхний и нижний ярусы. В зависимости от изделия орнамент состоит из повторяющейся ленточной композиции, составленной либо из одинаковых цветов разделенных листьев, либо из чередования: цветки одного размера чередуются по цвету, цветки одного цвета чередуются по размеру. Такие цветочные полосы обычно используются при росписи объемных изделий, например, круглых шкатулок. Узкая орнаментальная полоса опоясывают сюжетные композиции. Более широкая полоса используется средним ярусом в трехъярусной композиции.
5) «Венок» своего рода разновидность «цветочной полосы», замкнутой по краю блюда, крышки или шкатулки. Так же как и в цветочном орнаменте, декоративные образы коня и птицы на предметах могут располагаться симметричны. Например, прорисовывают по двум сторонам от цветущего дерева или внутри цветочной гирлянды. Но также встречаются варианты, когда цветочный орнамент написан симметрично, а восседающие две птицы асимметричны по рисунку, а иногда отличаются и по цвету. В случае, когда мотивы «конь» или «птица» в композиции изображаются отдельно, симметрия цветочной композиции может быть и нарушена.
Процесс городецкой росписи состоит из нескольких этапов: выполнение крупной кистью подмалевка основных цветовых пятен, нанесение мелкими кистями оттенков или моделировка форм штриховкой, оживка мотивов белилами или другими цветовыми тонами. Завершают роспись графические элементы в виде рамочек, которые ограничивают композицию.
Городецкая живопись может выполняться как на фоне чистого дерева, так и на цветном фоне, тогда роспись начинают с его окраски. В городецкой росписи существует много разновидностей простейших орнаментальных мотивов. Для их выполнения используют не только кисть, но и всевозможные тычки.
Любимые фоны — ярко-зелёный или напряжённый красный, глубокий синий, иногда чёрный, на котором особенно сочно расплёскивается многоцветие городецкого колорита. В характеристике сюжета разбелённые тона дают богатые оттенки цветовых переходов. Роспись сразу ведется кистью, не нанося предварительного рисунка, свободным и сочным ударом. Он очень разнообразен — от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха. Работа мастера быстра и экономна, поэтому она очень обобщена и проста по приёмам.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что при использовании традиционной техники кистевой росписи у детей повышается интерес изобразительному искусству, увеличивается разнообразие и улучшается качество детских выполненных работ.
Конечно, в начале у детей их работы будут далеки от совершенства, но в их росписях можно будет увидеть все характерные признаки, при этом самым главным станет то, что дети прикоснутся к настоящему народному искусству. У них появится уважение к народному искусству, но это уважение надо воспитывать терпеливо и тактично. Красота искусства важна и дорога всем, но детям она особенно нужна. Младшие школьники являются самым прекрасным возрастом в эстетическом воспитании, потому, что именно в этом возрасте у ребенка формируется отношение к окружающему миру.
Десяткова Наталья Владимировна
Сафонова Ольга Владимировна
Воропаева Елена Владимировна
Сафонова Ольга Владимировна