Статья «Использование нетрадиционных материалов в самостоятельной художественной деятельности младших дошкольников»
«Использование нетрадиционных материалов в самостоятельной художественной деятельности младших дошкольников»
Ревина М.И., воспитатель МБДОУ ДС №10 «Дюймовочка» ст. Брюховецкая, Краснодарский край.
Какой ребенок не любит рисовать? Рисовать любят все дети без исключения! В своих рисунках дети отражают свою душу, чувства, настроение. Чтобы удовлетворить возможности малышей в рисовании, недостаточно традиционных красок, кисточки, карандашей. Нетрадиционные материалы интересны, а главное- любопытны детям. Это как игра с неизвестным. Детей интересует и привлекает сам процесс деятельности. Как же здорово получаются рисунки из картофельных печаток, до чего же интересно водить по листу бумаги поролоновыми губками. А сколько еще интересного впереди! И всему этому нам, педагогам, нужно научить юного исследователя.
Образовательный процесс в нашем детском саду построен с учетом Примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Все педагоги знакомы с данным пособием и понимаете, что простор для творчества в них крайне ограничен. Поэтому мы делаем упор на самостоятельную художественную деятельность детей. Она потому и называется самостоятельная, что возникает по желанию ребенка для удовлетворения его индивидуальных потребностей: сделать открытку маме, нарисовать картинку папе и др. и здесь главное - создать условия для самостоятельной деятельности: дети должны знать, где взять необходимые материалы, где можно не мешая другим, рисовать, лепить, клеить. Чем разнообразнее будут условия для изобразительной деятельности, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности [1].
Кроме традиционных материалов, в своей работе я применяю и нетрадиционные изобразительные материалы:
- ватные палочки,
- поролоновые губки,
- ватные диски,
- штампы из овощей,
- плоскостные и объемные печатки,
- втулки от туалетной бумаги.
Можно увидеть в оставленном на бумаге отпечатке самый неожиданный образ и воплотить его на бумаге, дорисовав детали:
- это и сердечко для открытки, которое можно украсить узором из точек, оставленных ватными палочками;
- и дерево с плодами;
- и один из лепестков волшебного цветка и др.
Нужные для изо деятельности материалы в нашей группе собраны в одном удобном и доступном месте для детей. Вечером накрываю столы клеенкой, выставляю необходимые материалы, и малыши, конечно же под моим руководством, занимаются свободной самостоятельной изобразительной деятельностью. Постоянно слежу за зоной продуктивного творчества, за тем, чтобы все материалы были в достаточном количестве и в рабочем состоянии.
Нетрадиционные техники рисования – это не только толчок к развитию воображения, творчества, проявления самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности [2]. Использование данных материалов способствует также и развитию формообразующих движений: можно попросить ребенка обвести по контуру «солнышко» или «дерево», дорисовать стебелек у цветка, прорисовать листики на деревьях, используя прием «примакивания». Тематика детских работ разнообразна: Воздушные шары», «Солнышко светит», «Разноцветные колечки», «Листопад», «Снег идет», «Укрась матрешке сарафан» и др. При помощи рельефных печаток можно быстро сделать песок в пустыне, морские волны, траву и листья, стены крепости, заборчик и многое другое. А объемные печатки позволяют получить красивые цветы.
Свои работы ребята или забирают домой, или мы оформляем выставки детских работ, где родители могут видеть, чем живет их ребенок, как он воспринимает окружающий мир. Так же это делается для того, чтобы дети увидели, что продукты их труда значимы и интересны. Такие выставки постоянны, и родители могут видеть достижения своего ребенка.
Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения привлекает своей простотой и доступностью, не утомляет детей; нестандартные материалы позволяют удивить детей и вызвать стремление заниматься и действовать с ними.
Хорошо организованная самостоятельная деятельность способствует снятию чувства тревоги перед процессом рисования, обретению веры в свои силы, раскрывают скрытые возможности ребенка.
Главное- чтобы малыш получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда. И совсем не страшно, если маленький художник перепачкается!
Литература:
1. Комарова Т.С. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей./ Дошкольное воспитание, 1998. - №10 - 124 с.
2. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития (Методическое пособие) - М.: Классике Стиль, 2004. - 72 с.
Бакулина Майя Владимировна