12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Беломестнова Елена Ивановна35
1

Учебно-методический материал «Работа с художественным текстом на уроках русского языка»

РАБОТА С ТЕКСТОМ

НА УРОКАХ

РУССКОГО ЯЗЫКА

И ЛИТЕРАТУРЫ
 

Русский язык и литература – предметы школьной программы, обучение которым должно происходить в тесном взаимодействии. Тексты литературных произведений всегда служили прекрасным дидактическим материалом для уроков русского языка. На их основе можно не только отрабатывать орфографические и пунктуационные умения и навыки, но и постепенно приучать школьников к комплексному анализу текста, учить их видеть единство формы и содержания. Знание литературных произведений, их идейной направленности, проблематики является существенным подспорьем для выпускников 9 и 11 классов при прохождении государственной итоговой аттестации по русскому языку. Как показывает практика, обучающиеся затрудняются самостоятельно выявить позицию автора, анализ текста зачастую сводится к банальному пересказу. Помочь избежать этого – задача учителя, которую он может решить в том числе и с помощь. наводящих вопросов. В 9 классе изучается множество классических произведений, которые могут служить в качестве аргументации при написании сочинений-рассуждений на экзамене по русскому языку (15.3 – наиболее часто выбираемая учащимися форма сочинения). Если использовать отрывки из изучаемых произведений литературы на занятиях, посвящённых подготовке к ОГЭ по русскому языку, эффективность запоминания увеличивается. Работая со знакомым текстом, ребята чувствуют себя увереннее, лучше ориентируются в вопросах, связанных с анализом содержания, у них не возникает затруднений при написании сочинений по данному отрывку, т.к. текст был уже подробно проанализирован на уроках литературы. Полученный навык с лёгкостью может быть перенесён в дальнейшем и на другие тексты. Предлагаю вашему вниманию подборку текстов и заданий к ним, иллюстрирующих методику использования произведений литературы на уроках русского языка.


 

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени».

(1)На другой день он тотчас же отправил нарочного в Кизляр за разными покупками; привезено было множество разных персидских материй, всех не перечесть.

(2) – Как вы думаете, Максим Максимыч! – сказал он мне, показывая подарки, - устоит ли азиатская красавица против такой батареи?

(3) – Вы черкешенок не знаете, - ответил я, - это совсем не то, что грузинки или закавказские татарки, совсем не то. (4)У них свои правила: они иначе воспитаны. – (5)Григорий Александрович улыбнулся и стал насвистывать марш.

(6)А ведь вышло, что я был прав: подарки подействовали только вполовину; она стала ласковее, доверчивее – да и только; так что он решился на последнее средство. (7)Раз утром он велел оседлать лошадь, оделся по-черкесски, вооружился и вошёл к ней. (8)»Бэла! – сказал он, - ты знаешь, как я тебя люблю. (9)Я решился тебя увезти, думая, что ты, когда узнаешь меня, полюбишь; я ошибся: прощай! оставайся полной хозяйкой всего, что я имею; если хочешь, вернись к отцу, - ты свободна. (10)Я виноват перед тобой и должен наказать себя: прощай, я еду – куда? почему я знаю! (11)Авось недолго буду гоняться за пулей или ударом шашки: тогда вспомни обо мне и прости меня». – (12)Он отвернулся и протянул ей руку на прощанье. (13)Она не взяла руки, молчала. (14)Только стоя за дверью, я мог в щель рассмотреть её лицо: и мне стало жаль – такая смертельная бледность покрыла это милое личико! (15)Не слыша ответа, Печорин сделал несколько шагов к двери; он дрожал – и сказать ли вам? я думаю, он в состоянии был исполнить в самом деле то, о чём говорил шутя. (16)Таков уж был человек, бог его знает! (17)Только едва он коснулся двери, как она вскочила, зарыдала и бросилась ему на шею. (18)Поверите ли? я, стоя за дверью, также заплакал, то есть, знаете, не то чтоб заплакал, а так – глупость!..

(из главы «Бэла»)


 

При анализе данной главы на уроках литературы следует обратить внимание учащихся на то, что мы видим описываемое глазами Максима Максимовича – доброго и наивного штаб-офицера. Предлагаю ребятам взглянуть на ситуацию субъективно, со стороны. В этом поможет ряд вопросов:

Как Печорин познакомился с Бэлой?

Почему решил похитить её?

Можно ли назвать его чувство к девушке любовью? Почему вы так думаете? (обычно ученики приводят аргументы «за» и «против»)

Как Печорин ведёт себя по отношению к Бэле? Можно ли назвать героя эгоистом?

Верите ли вы в то, что герой действительно может уйти искать смерти, или это только игра?

Каким предстаёт перед нами Печорин в данном отрывке?

В ходе беседы учащиеся приходят к выводу, что ведущая характеристика Печорина – скучающий эгоизм. У героя нет цели в жизни, он разменивает свою богатую натуру по пустякам, не может весь отдаться какой-то идее, чувству, страсти.

Попутно анализируем средства художественной изобразительности. Прошу ребят найти и прокомментировать немногочисленные эпитеты, обратить внимание на перифразы во 2 предложении отрывка. При выразительном чтении обращаем внимание на обилие восклицательных предложений, анализируем их.

Этот же отрывок из романа использую при подготовке девятиклассников к ОГЭ по русскому языку. Любой учитель в силах самостоятельно придумать тестовые задания к тексту по типу экзаменационных. Вот пример подобных заданий.

1.В каком из приведённых ниже предложений содержится информация, необходимая для ответа на вопрос: «Зачем Печорин покупал персидские материи»?

а)2; б)6; в)9; г)17.

2.В каком из приведённых предложений средством выразительности выступает гипербола:

а)1; б)15; в)18; г)6.

3.Из предложений 14 – 16 выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от глухости-звонкости последующего согласного.

4.Из предложений 1 – 3 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется Н».

5.Замените слово «авось» в предложении 11 стилистически нейтральным синонимом.

6.Замените словосочетание «персидских материй», построенное на основе связи СОГЛАСОВАНИЕ, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.

7.Выпишите грамматическую основу предложения 16.

8.Среди предложений 11 – 17 найдите предложение с обособленными распространёнными обстоятельствами. Выпишите их номера.

9.Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания при вводных словах:

Поверите ли? я,(1) стоя за дверью, (2) также заплакал, (3) то есть, (4) знаете, (5) не то чтоб заплакал, (6) а так – глупость!..

10.Укажите количество грамматических основ в предложении 6.

11.Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанного подчинительной связью:

Я решился тебя увезти, (1) думая, (2) что ты, (3) когда узнаешь меня, (4) полюбишь; я ошибся: прощай! оставайся полной хозяйкой всего, (5) что я имею; если хочешь, (6) вернись к отцу, (7) – ты свободна.

12.Среди предложений 12 – 17 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных.

13.Среди предложений 1 – 5 найдите бессоюзные сложные предложения. Напишите их номера.


 

Итогом данной работы выступает сочинение-рассуждение (15.3) «Что такое эгоизм?»


 

Приведу примеры использования подобной работы при изучении творчества других авторов.

Н.В.Гоголь «Мёртвые души».

(1)Всё постороннее было в ту ж минуту оставлено и отстранено прочь, и всё было устремлено на приготовление к балу; ибо, точно, было много побудительных и задирающих причин. (2)Зато, может быть, от самого созданья света не было употреблено столько времени на туалет. (3)Целый час был посвящён только на одно рассматривание лица в зеркале. (4)Пробовалось сообщить ему множество разных выражений: то важное и степенное, то почтительное, но с некоторою улыбкою, то просто почтительное без улыбки; отпущено было в зеркало несколько поклонов в сопровождении неясных звуков, отчасти похожих на французские, хотя по-французски Чичиков не знал вовсе. (5)Он сделал даже самому себе множество приятных сюрпризов, подмигнул бровью и губами и сделал кое-что даже языком; словом, мало ли чего не делаешь, оставшись один, чувствуя притом, что хорош, да к тому же будучи уверен, что никто не заглядывает в щёлку. (6)Наконец он слегка трепнул себя по подбородку, сказавши: (7)»Ах ты, мордашка эдакой!» - и стал одеваться. (8)Самое довольное расположение сопровождало его во всё время одевания: надевая подтяжки или повязывая галстук, он расшаркивался и кланялся с особенною ловкостию и хотя никогда не танцевал, но сделал антраша. (9)Это антраша произвело невинное следствие: задрожал комод, и упала со стола щётка.

(из главы 8)


 

После выразительного чтения отрывка учащимся предлагается ответить на ряд вопросов:

Можно ли сказать, что, описывая приготовления Чичикова к балу, Гоголь использует иронию? Докажите свою точку зрения.

В чём причина хорошего настроения героя?

Можно ли сказать, что Чичиков самолюбив?

В итоге ученики приходят к выводу, что прекрасное расположение духа главного героя связано с удачным завершением его авантюры с покупкой мёртвых душ. Он доволен собой, у него всё получилось, впереди – светлое будущее, богатство, отдых. Он много трудился и считает себя вправе отдохнуть, расслабиться.

Продолжаем работать с текстом при подготовке к ОГЭ.


 

1.Какой информации нет в предложенном для анализа отрывке:

а)герою натерпится попасть на бал;

б)Чичиков доволен своим отражением в зеркале;

в)оставив важные дела, герой вынужден ехать на бал;

г)герой уделяет много времени своему внешнему виду.

2.В каком из предложений средством выразительности является гипербола:

а)2; б)4; в)6; г)7.

3.Из предложений 5 – 6 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от ударения.

4.Из предложений 6 – 7 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с основой на Н, пишется НН».

5.Замените слово «задирающих» из предложения 1 стилистически нейтральным синонимом.

 

6.Замените словосочетание «довольное расположение», построенное на основе связи СОГЛАСОВАНИЕ, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.

7.Выпишите грамматическую основу предложения 2.

8.Среди предложений 4 – 8 найдите предложение с однородными обстоятельствами.

9.Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове:

Всё постороннее было в ту ж минуту оставлено и отстранено прочь, (1) и всё было устремлено на приготовление к балу; ибо, (2) точно, (3) было много побудительных и задирающих причин.

10.Укажите количество грамматических основ в предложении 9.

11.Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения с подчинительной связью:

Пробовалось сообщить ему множество разных выражений: то важное и степенное, (1) то почтительное, (2) но с некоторою улыбкою, (3) то просто почтительное без улыбки; отпущено было в зеркало несколько поклонов в сопровождении неясных звуков, (4) отчасти похожих на французские, (5) хотя по-французски Чичиков не знал вовсе.

12.Среди предложений 4 – 9 найдите предложение с параллельным подчинением придаточных.

13.Среди предложений 2 – 9 найдите сложное предложение с бессоюзной и сочинительной союзной связью.


 

Сочинение 15.3. «Что такое счастье?»


 

А.С.Пушкин. «Евгений Онегин».

(1)Татьяна (русская душою,

Сама не зная почему)

С её холодною красою

Любила русскую зиму,

На солнце иней в день морозный,

И сани, и зарёю поздной

Сиянье розовых снегов,

И мглу крещенских вечеров.

(2)По старине торжествовали

В их доме эти вечера:

Служанки со всего двора

Про барышень своих гадали

И им сулили каждый год

Мужьёв военных и поход.

(3)Татьяна верила преданьям

Простонародной старины,

И снам, и карточным гаданьям,

И предсказаниям луны.

(4)Её тревожили приметы;

Таинственно ей все предметы

Провозглашали что-нибудь,

Предчувствия теснили грудь.

(5)Жеманный кот, на печке сидя,

Мурлыча, лапкой рыльце мыл:

То несомненный знак ей был,

Что едут гости. (6)Вдруг увидя

Младой двурогий лик луны

На небе с левой стороны,

Она дрожала и бледнела.

(7)Когда ж падучая звезда

По небу тёмному летела

И рассыпалася, - тогда

В смятенье Таня торопилась,

Пока звезда ещё катилась,

Желанье сердца её шепнуть.

(8)Когда случалось где-нибудь

Её встретить чёрного монаха

Иль быстрый заяц меж полей

Перебегал дорогу ей,

Не зная, что начать со страха,

Предчувствий горестных полна,

Ждала несчастья уж она.


 

Что можно сказать о пушкинской героине, прочитав этот отрывок?

Как автор относится к Татьяне?

Можно ли говорить о том, что Пушкин описывает не только жизнь Татьяны Лариной, но и даёт представление о жизни, быте, обычаях людей того времени? Докажите. Приведите другие примеры из романа, характеризующие жизнь поместного дворянства 19 века.

Действительно ли Татьяна «русская душою»?

Тестовые задания.

1.В каком предложении говорится о том, что вера в гадания и приметы была характерна для людей 19 века?

а)1; б)2; в)5; г)8.

2.В каком предложении средством выразительности выступает инверсия?

а)1; б)3; в)7; г)8.

3.Из предложений 3 – 5 выпишите слова, в которых правописание приставки является традиционным.

4.Из предложений 2 – 4 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных при помощи суффикса Н от существительных с основой на Н, пишется НН».

5.Замените устаревшую форму причастия «падучая» из предложения 7 современной формой этого слова.

6.Замените словосочетание «преданья старины», построенное на основе связи УПРАВЛЕНИЕ, синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

7.Выпишите грамматическую основу предложения 1.

8.Среди предложений 2 – 6 найдите предложение, в котором нет однородных членов.

9.Среди предложений 4 – 7 найдите предложение с необособленными неоднородными определениями.

10.Укажите количество грамматических основ в предложении 8.

11.Укажите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью:

Когда ж падучая звезда по небу тёмному летела и рассыпалася, (1) – тогда в смятенье Таня торопилась, (2) пока звезда ещё катилась, (3) желанье сердца ей шепнуть.

12.Среди предложений 4 – 8 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных.

13. Среди предложений 1 – 5 найдите бессоюзные сложные предложения, укажите их номера.


 

15.3. «Что такое приметы»


 

На мой взгляд, подобная работа позволяет учащимся глубже понять текст художественного произведения, его идею, проанализировать мотивы поступков героев, а также является хорошей подготовкой к обязательной итоговой аттестации по русскому языку.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.