Военно-спортивная игра «Зарница» (5–8 классы)
ФМБОУ «Цнинская СОШ №1» в селе Кузьмино-Гать
Преподаватель-организатор
ОБЖ Ломова А.В.
Военно-спортивная игра «Зарница»
(5-8 классы)
Цели военно-спортивной игры: развитие интеллектуальных и физических качеств, воспитание патриотических чувств у подрастающего поколения, сплочение детского коллектива.
I. Общее построение.
(Отряды построены в спортивном зале в порядке, установленном штабом военно-спортивной игры «Зарница». Начальник игры подаёт команду.)
- Отряды! Равняйсь! Смирно!
Российский воин бережёт
Родной страны покой и славу!
Он на посту, и наш народ
Гордится Армией по праву.
(Трутнева Е.)
- Сегодня в рамках месяца оборонно-массовой работы мы проводим военно-спортивную игру «Зарница», которую посвящаем грядущему празднику Дню защитника Отечества.
- Командирам отрядов приготовиться и сдать рапорт. Отряд 8«Е» класса,…
II. Сдача рапорта:
(По команде начальника игры «Зарница» командир отряда делает шаг вперёд из строя и подаёт команду.)
- Отряд! Равняйсь! Смирно!
(Строевым шагом подходит к начальнику штаба игры и сдаёт рапорт.)
- Товарищ начальник штаба игры «Зарница», … класс для проведения военно-спортивной игры «Зарница» построен в количестве … человек. Командир отряда … (фамилия, имя командира).
(Начальник штаба отдаёт команду сдавшему рапорт командиру.)
- Вольно! Встать в строй!
(Командир возвращается к отряду. Подаёт команду.)
- Вольно!
(Становится в строй.)
III. Открытие военно-спортивной игры «Зарница ».
- Право открыть военно-спортивную игру «Зарница» предоставляется призёрам районных соревнований по пулевой стрельбе среди общеобразовательных организаций, обучающимся 10«В» класса. Ребята познакомят вас с историей знаменитого российского автомата Калашникова и продемонстрируют свои навыки по неполной разборке и сборке массогабаритного макета АК-103. (Обучающиеся 10 класса рассказывают историю создания знаменитого оружия, знакомят участников игры с его устройством и демонстрируют свои навыки.)
Первый обучающийся:
Автомат Калашникова является основным видом автоматического стрелкового оружия России. Создал его выдающийся советский конструктор Михаил Тимофеевич Калашников.
Михаил Тимофеевич был призван в армию в 1938 г. и уже тогда проявил себя как изобретатель. В начале Великой Отечественной войны (октябрь 1941 г.) командир танка старший сержант М.Т. Калашников был тяжело ранен и контужен в ожесточенных боях под Брянском. В госпитале он впервые задумался о создании нового стрелкового оружия. Получив шестимесячный отпуск по состоянию здоровья, Михаил Тимофеевич создал свой первый образец пистолета-пулемёта, позже – второй.
Калашникова направили служить на Центральный научно-исследовательский полигон стрелкового вооружения Главного Артиллерийского управления РККА. Там в 1943 году он приступил к созданию своего знаменитого автомата, который в 1947 году одержал победу в труднейших конкурсных испытания и после доработки, в 1949 году, был принят на вооружение под названием «7,62 мм автомат Калашникова образца 1947 г. (АК)». Старшему сержанту Михаилу Тимофеевичу Калашникову была присуждена Сталинская премия.
Автомат получил широкое мировое признание. Он прост по устройству и имеет высокие боевые и эксплуатационные качества.
Второй обучающийся:
Порядок неполной разборки массогабаритного макета АК-103:
- магазин;
- предохранитель;
- шомпол;
- пенал;
- крышка ствольной коробки;
- возвратный механизм;
- затворная рама;
- затвор;
- газовая трубка со ствольной накладкой.
Сборка автомата после неполной разборки осуществляется в обратной последовательности.
Показательное выступление обучающихся 10«В» класса по неполной разборке и сборке массогабаритного макета АК-103.
Оценка |
«5» |
«4» |
«3» |
Неполная разборка оружия, сек. |
15 |
17 |
21 |
Сборка оружия после неполной разборки, сек. |
27 |
30 |
36 |
Общее время, сек. |
42 |
47 |
57 |
- Молодцы! Призывники нашей школы – будущие защитники Отечества, укладываются в нормативы неполной разборки и сборки массогабаритного макета АК-103 на оценку «хорошо». Спасибо за ваше выступление!
- Военно-спортивная игра «Зарница» объявляется открытой!
В спорте нет путей коротких
И удач случайных нет –
Познаём на тренировках
Все мы формулу побед!
IV. Постановка задачи перед участниками игры.
(Проговариваются правила и порядок проведения военно-спортивной игры.)
- Внимание! Правила и порядок проведения военно-спортивной игры! Задача отряда – пройти по маршруту, указанному в маршрутном листе, и найти секретный пакет. Победа присуждается отряду, набравшему максимальное количество баллов на рубежах маршрута и нашедшему пакет. Дополнительные баллы присуждаются отряду за экипировку, строевую подготовку и организованность. Баллы снимаются за нарушение дисциплины. Рубежи маршрута:
1 рубеж: «Заражённая местность» - кабинет ОБЖ и ОВС (Ломов В.В.)
2 рубеж: «Военная застава» - кабинет физики (Кулаев В.М.)
3 рубеж: «Боевой листок» - школьная библиотека (Дьячкова Е.А.)
4 рубеж: «Медицинский пост» - кабинет географии (Попова Т.А.)
5 рубеж: «Блок-пост» - спортивный зал (Старчиков А.В.)
6 рубеж: «Секретный пакет» - спортивный зал (Ломова А.В.)
- Командирам отрядов, получить маршрутные листы. Отряд 5«Е» класса,… 8«Е» класса. (Выдаются маршрутные листы.)
- Отряды, внимание! «Секретный пакет» должен быть доставлен в штаб игры «Зарница». Общее место сбора по окончанию игры – спортивный зал.
- Игра началась! Первым выходит на маршрут отряд 5«Е» класса, 6 «Е» класс … 8«Е» класс.
V. Игра:
1 рубеж: «Заражённая местность».
Задание 1. Вы попали в зону радиоактивного или химического заражения. Выберите из предложенного наглядного материала средства индивидуальной защиты и назовите их.
(Ответ: противогаз, респиратор, противопыльная тканевая маска, ватно-марлевая повязка, общевойсковой защитный комплект (ОЗК), легкий защитный костюм Л-1, аптечка индивидуальная АИ-2, индивидуальный противохимический пакет ИПП-8).
Оценивание: за каждый правильный ответ начисляется 1 балл, если средство индивидуальной защиты правильно определено и названо. Максимальное количество баллов за первое задание – 8.
Задание 2. Изготовьте из предложенного материала ватно-марлевую повязку и расскажите, как ей пользоваться.
Оценивание: за правильное изготовление ватно-марлевой повязки начисляется 5 баллов, за правильное пояснение правил одевания повязки – 2 балла. Максимальное количество баллов за второе задание – 7.
2 рубеж: «Военная застава».
Задание 1. Ответьте на армейские вопросы:
5«Е» класс:
№ п/п |
Вопрос |
Ответ |
1. |
Куда не ходят с ненадёжным человеком? |
в разведку |
2. |
Как называют человека, который служит во флоте? |
моряк |
3. |
Как называют морского повара? |
кок |
6«Е» класс:
№ п/п |
Вопрос |
Ответ |
1. |
Как называют смотр войск? |
парад |
2. |
Что вылетает из пистолета? |
пуля |
3. |
Часть ореха – она же снаряд? |
ядро |
7«Е»- 7«Ж» классы:
№ п/п |
Вопрос |
Ответ |
1. |
Головной убор русского богатыря. |
шлем |
2. |
Военный китель. |
мундир |
3. |
Что обычно служило дорожным указателем для богатыря? |
камень |
8«Е» класс:
№ п/п |
Вопрос |
Ответ |
1. |
Солдат спит, а она идёт. |
служба |
2. |
Фамилия человека, который изобрел знаменитый автомат. |
Калашников |
3. |
Что обычно служило дорожным указателем для богатыря? |
камень |
Оценивание: за каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Максимальное количество баллов за первое задание – 3.
Задание 2. Определите по погонам воинское звание офицера:
Ответ: 1. полковник; 2. лейтенант; 3. капитан.
Оценивание: за каждый правильный ответ начисляется 4 балла. Максимальное количество баллов за второе задание – 12.
3 рубеж: «Боевой листок».
Задание 1. Составьте из предложенных слов четыре пословицы.
Кто Родине верен, |
тот в бою примерен! |
Себе честь – |
Родине слава! |
Русскую заповедь знай: |
в бою не зевай! |
Тяжело в ученье – |
легко в бою! |
Оценивание: за каждую правильную пословицу начисляется 1 балл. Максимальное количество баллов за первое задание – 4.
Задание 2. Представьте и защитите свой боевой листок.
Оценивается художественное исполнение боевого листка и его представление. Максимальное количество баллов за второе задание – 11.
4 рубеж: «Медицинский пост».
Задание 1. Выберите правильный ответ на вопрос:
5«Е» класс:
№ п/п |
Вопрос |
1. 2. 3. |
Для чего применяется бриллиантовая зелень? а) Для обработки ссадин и царапин. б) Для растирания. в) При аллергических заболеваниях. При укусах насекомых необходимо: а) обработать место укуса зелёнкой; б) аккуратно удалить жало, если оно есть; в) промыть место укуса. При укусах клещей необходимо: а) на место укуса наложить холод; б) на место, где присосался клещ, капнуть каплю масла и легким покачиванием из стороны в сторону удалить клеща пинцетом; в) удалить клеща пинцетом. |
6«Е» класс:
№ п/п |
Вопрос |
1. 2. 3. |
Чтобы остановить носовое кровотечение, нужно: а) запрокинуть голову назад, сделать несколько вдохов через нос и высморкаться, ввести в ноздри тампоны; б) запрокинуть голову назад, на область носа положить холод; в) наклонить голову вперед, сжать нос на 3 минуты, в ноздри ввести тампоны, смоченные 3% раствором перекиси водорода, на нос – холод. Определите, какие из перечисленных признаков являются признаками ушиба: а) боль, усиливающаяся при движении; б) резкое повышение температуры; в) головокружение? Полное или частичное нарушение целостности костей в результате удара, сжатия, изгиба или другого воздействия, это: а) вывих; б) перелом; в) ушиб. |
7«Е»-7«Ж» классы:
№ п/п |
Вопрос |
1. 2. 3. |
Какое повреждение характеризуется нарушением целостности кожных покровов, слизистых оболочек, а иногда и глубоких тканей, сопровождается болью, кровотечением и зиянием? а) Рана. б) Перелом. в) Вывих. Совокупность мероприятий, направленных на предупреждение попадания микробов в рану – это: а) антисептика; б) асептика; в) дезинфекция. Какие кровотечения останавливают жгутом: а) венозное; б) капиллярное; в) артериальное? |
8«Е» класс:
№ п/п |
Вопрос |
1. 2. 3. |
Найдите ошибку. Что не является признаком растяжения? а) Боль при малейшем движении. б) Головокружение. в) Ограничение подвижности. г) Припухлость, которая быстро увеличивается в размере. Смещение костей относительно друг друга в области сустава - это: а) перелом; б) сдавливание; в) вывих. Полное или частичное нарушение целостности костей в результате удара, сжатия, изгиба или другого воздействия – это: а) вывих; б) перелом; в) ушиб; г) сдавливание. |
Оценивание: за каждый правильный ответ начисляется 2 балла. Максимальное количество баллов за первое задание – 6.
Задание 2. Используя перевязочный материал, наложите крестообразную повязку на кисть.
Максимальное количество баллов за правильное наложение повязки – 9.
5 рубеж: «Блок-пост».
Задание 1. Пересечь «болото» и поразить «гранатой» мишень.
Эстафета (три мальчика и одна девочка). Участник передвигается по «кочкам» (деревянные дощечки), останавливается на указанной отметке с условными «гранатами» и двумя бросками поражает мишень. Бегом возвращается на исходный рубеж и салит следующего участника.
Оценивание: каждое попадание в мишень – 1 балл. Максимальное количество баллов за эстафету – 8.
Задание 2. Отжимание.
Два участника (мальчик и девочка). Мальчик – отжимание от пола. Девочка – отжимание от скамейки.
Оценивание: зачёт по сумме выполненных отжиманий.
6 рубеж: «Разведчики».
Задание 1. Расшифруйте донесение.
5 «Е» класс:
2 6 7 8 9 7 6 10 9 11 1 2 3 4 3 5 Удачи! Шифр: 1-у, 2-р, 3-о, 4-к, 5-в, 6-а, 7-с, 8-п, 9-и, 10-н, 11-е. |
Ответ: расписание уроков.
6 «Е» класс:
Тенибак жбо. Ротином аретюьпмок Удачи! |
Ответ: кабинет ОБЖ. Монитор компьютера.
7 «Е» класс:
Кологу йовеоб ывалс. Днетс Ю. Увокнап. Удачи! |
Ответ: уголок боевой Славы. Стенд Ю. Панкову.
7 «Ж» класс:
Тенибак жбо. Днетс «яицамрофни». Удачи! |
Ответ: кабинет ОБЖ. Стенд «Информация».
8 «Е» класс:
Акетоилбиб. Суткак. Удачи! |
Ответ: библиотека. Кактус.
Задание 2. Найдите «секретный пакет».
Три разведчика отправляются на поиски «секретного пакета». Построившись в спортивном зале, отряд дожидается разведчиков. «Секретный пакет» доставлен в штаб игры «Зарница» - игра окончена.
VI. Заключительная часть.
- Подведение итогов игры.
- Общее построение.
- Награждение победителей.
Источники информации:
▪Журнал ОБЖ. Основы безопасности жизни, август 2009 – В.А. Котов. Назначение и боевые свойства автомата Калашникова.
▪Журнал «ОБЖ», март 2001 – А. Михайлов. Тяжело ли в ученье?
▪https://img04.rl0.ru/b9665ae03921b108786f0bde037ed155/c2000x876/school73.tgl.net.ru/images/2301.gif - рисунок 1