12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анна Герценштейн144
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

Обзор: литературная премия «Заветная мечта»

Данный обзор предназначен для проведения библиотечного урока в средних классах школы.

«Каждая хорошая книга имеет эффект замедленного действия: она влияет на читателя гораздо дольше, чем то время, которое нужно для её прочтения».

Книги, прочитанные в детстве, серьезнейшим образом влияют на формирование личности человека, на его будущее мировидение, отношение к людям, к своей профессии, ко всему окружающему. К сожалению, сейчас не так много книг, которые, помимо развлекательных целей, способствовали бы духовному развитию человека.

Какую книгу вы сейчас читаете (не из школьной программы)? Какие эмоции она у вас вызывает? Заставляет ли эта книга задуматься? О чём?

А много ли таких книг, которые бы не оставляли после себя пустоты? Книг, способных не просто «занять время», но и подарить настоящие, сильные эмоции?

В условиях, когда количество книжных новинок огромно, а качество некоторых из них оставляет желать лучшего, выбор литературы может стать серьезной проблемой. Добрых, весёлых и полезных книг катастрофически не хватает.

В 2005 году группой компаний «Миан» был учреждён благотворительный фонд «Заветная мечта» и одноименная литературная премия. Главная цель премии – поиск литературных талантов, способных сочинять интересные и познавательные истории для детей и подростков.

А какие благотворительные фонды знаете вы? Чем они занимаются? (Гринпис, Корпус мира и т.д.).

Благотворительный фонд «Заветная мечта» зарегистрирован в августе 2005 года группой компаний «Миан». Имя фонду дал хорошо известный в Москве спектакль для младших школьников про заветную мечту маленького ослика – стать бабочкой. При помощи благотворительного фонда спектакль обрел не только превосходные декорации и яркие костюмы, но и новую музыку, которую специально написал знаменитый детский композитор Владимир Шаинский. Чтобы как можно больше детей смогло увидеть спектакль, его играли в детских домах и больницах, социальных приютах и школах. Благодаря фонду представление смогли увидеть более 26000 детей, и каждый из них получил в подарок книжку.

Книги для детей стали следующим важным направлением работы благотворительного фонда «Заветная мечта». Проект фонда – Национальная детская литературная премия «Заветная мечта» - ежегодно присуждается авторам лучших художественных произведений для детей. Работы победителей издаются за счёт средств фонда и рассылаются в библиотеки всей России.

Первый сезон премии «Заветная мечта» состоялся в мае 2006 года. На конкурс было прислано более 2000 работ. Поскольку у премии не существует возрастных ограничений, то самому младшему конкурсанту было 3 года, а самому старшему – 90 лет.

Премия вручалась в трех номинациях:

Большая премия (за лучший роман)

Малая премия (за лучший рассказ)

Приз симпатий

В первом сезоне премии в номинации «Большая премия» победила книга детского писателя Фреда Адра «Лис Улисс». Когда автора попросили определить жанр произведения, он ответил: «Авантюрный роман в жанре иронической… нет, не так… юмористической фэнтези… или нет, сказки…нет, все-таки фэнтези. Короче, читайте и решайте сами!»

Действие романа происходит за несколько миллионов лет до появления человечества, когда Землей правила цивилизация животных. В одну из дождливых весенних ночей судьба свела вместе лиса Улисса, лисичку Берту, пингвина Евгения и кота Константина. В руки лиса Улисса попало пророчество, согласно которому четверо друзей под предводительством некоего Ищущего Лиса должны собрать карту, которая поможет им отыскать легендарный клад саблезубых тигров. На пути у кладоискателей, как и полагается, встанут бессовестные злодеи и конкуренты: монахи зловещей секты пришествия Сверхобезьяна, сыщик Проспер и его помощница-авантюристка, шпион Марио и подлый археолог Бенджамин Крот, который на самом деле оказался вовсе даже не кротом, а самым настоящим енотом. В погоне за сокровищами наши герои постепенно начинают понимать, что все их уловки и хитрости не так сильно отличаются от бандитских методов. И в тот момент, когда заветная карта сокровищ наконец-то попадает в руки к лису Улиссу, он принимает совершенно неожиданное решение, чтобы спасти дружбу и сохранить самого себя.

Жюри премии до последнего дня были уверены, что автор «Лиса Улисса» - женщина, а Фред Адра – это псевдоним. В разговоре с журналистами несколько ошарашенный триумфатор рассказал, что в большой литературе считает себя дебютантом, хотя пишет давно. Он живет в Иерусалиме, куда уехал почти двадцать лет назад из Тбилиси, работает в Израильском юмористическом еженедельнике, сочиняет песни и профессионально играет на гитаре.

Когда был написан «Лис Улисс», кто-то из друзей будущего лауреата предложил собраться и почитать роман вслух. Чтения затянулись. Фреду пришлось читать четыре вечера подряд, причем круг слушателей каждый вечер расширялся. Друзья и уговорили Фреда послать рукопись на конкурс «Заветная мечта», о котором узнали из Интернета.

Ещё одним лауреатом премии стал биографический рассказ Андрея Максимова «Не стреляйте в сочинителя историй!» Андрей Максимов окончил заочное отделение журфака МГУ, где умудрился проучиться 14 лет. В это время писал статьи в газеты. В конце 80-х пришел на «Авторское телевидение», где вел передачу «Времечко». Максимов написал 13 книг и более десятка пьес. Снял несколько документальных фильмов. Его повесть «Не стреляйте в сочинителя историй» - о жизни известного детского писателя Роберта Льюиса Стивенсона. Последние годы его жизни прошли на острове Самоа, среди местных туземных племен. Стивенсон долгие годы болел туберкулезом, и с каждым днем его болезнь становилась всё тяжелее. Он понимал, что скоро болезнь победит его, и очень хотел успеть закончить последнюю свою книгу. Как он был убежден – лучшее свое произведение. Но жизнь поставила Стивенсона перед нелегким выбором. На острове Самоа между двумя племенами разразилась война. По мнению Стивенсона, его вмешательство могло бы примирить воюющих. Но сами туземцы считали иначе, и грозили писателю расправой, если он вмешается. Понимая, что, так или иначе, скоро умрет, Стивенсон прекрасно осознавал и тот факт, что успеет закончить лишь одно из двух важнейших для него дел: либо предотвратит войну, либо допишет книгу. И то и другое было для него очень важно.

А как бы вы поступили на месте Стивенсона? Почему?

Как поступил писатель, вы узнаете, прочитав книгу. Могу лишь добавить, что оба этих дела завершились благополучно.

Среди лауреатов премии был ещё один журналист – Борис Минаев. Его сборник «Детство Левы» занял второе место в номинации «Большая премия».

«Детство Левы» - это наполовину воспоминания самого автора, а наполовину художественный вымысел и истории из жизни других людей. Писатель рассказывает о том, что всем нам близко: о детстве, о маме, о первых игрушках и первых разочарованиях. О ребенке, который впервые сталкивается со взрослым миром. Многое ему ещё не понятно, что-то отталкивает, что-то вызывает страх, а некоторые события, наоборот, восхищают. Взрослая жизнь постепенно открывается перед маленьким мальчиком Левой, и он не сразу сможет всё в ней понять и осмыслить.

А сейчас давайте прочитаем один из рассказов о Леве. Называется он «Живая рыба».

Зачитывается рассказ «Живая рыба»

Приходит время, когда родители уже не могут защитить ребенка от неприглядных сторон жизни и объяснить всё непонятное в окружающем мире. Рассказ «Живая рыба» - об этом.

Какие чувства у вас вызвал этот рассказ?

Жалость, сочувствие, тяжелое и неприятное ощущение.

С чего начинается история, рассказанная Левой?

Лева приходит домой, а в ванне – сом: мама купила его, чтобы зажарить.

Я зачитаю вам несколько отрывков, в которых описан сом. Внимательно послушайте и ответьте, что общего в этих описаниях?

«Он устало стоял на одном месте и жалобно выпучивал глаза»

«Сом шевельнул плавниками и отвернулся. Ему было стыдно»

«Он благодарно шевельнул усами»

«Сом всплыл почти до самого края и с надеждой глядел на меня»

Общее то, что, как казалось Лёве, сом хотел от него помощи. Мальчик очень остро ощутил, что сом – живое существо. Он отождествляет рыбу с человеком. Поэтому и рассказ называется «Живая рыба».

Почему мама всё время пытается отправить Лёву погулять?

Чтобы Лёва не видел, как сома убивают. Она не хочет, чтобы Лёва страдал. Не хочет, чтобы Лёва обижался на неё, плохо про неё думал.

Как мама себя ведет в этой ситуации? Охарактеризуйте её поведение.

Она сама растеряна, боится. Мама не хочет убивать сома, но понимает, что в хлорной воде он проживет недолго. Она никак не может решиться и уже жалеет, что купила сома.

Что чувствует Лёва по отношению к маме?

«Во мне боролись две жалости – к сому и к маме». Он маму жалеет, а не осуждает.

Почему Лёва не осуждает маму?

Любит её. Ей стыдно и неловко, он это видит.

Вы наверняка слышали высказывания о том, что современные люди привыкли к жестокости, к насилию и убийству. А где мы ежедневно со всем этим сталкиваемся?

Телевизор, компьютерные игры, радио, газеты.

Вы знаете, это спорный вопрос, станет ли человек жестоким, если будет всё это слушать, читать, смотреть. Одно дело – видеть, и совсем другое – когда человек сам, своими руками участвует в уничтожении жизни. Вы помните, в рассказе есть фраза: «Никогда ещё мы с мамой не занимались таким отвратительным делом». Как вы её понимаете?

Они занимаются убийством.

Это для человека противоестественно. Поэтому так тяжело было и Лёве, и его маме. Поэтому и вам рассказ показался тяжелым и неприятным.

Как вы думаете, после этого случая Лёва повзрослел?

Да.

А что нового он узнал о жизни? Что понял?

Понял, что жизнь жестока.

Понял, что в жизни случаются плохие моменты.

Не всегда получается так, как тебе хочется.

В жизни существует необходимая жестокость, о которой мало кто задумывается. Да и Лёва столкнулся с этим случайно. Значит, мир несовершенен. Лёва задумался об этом уже в детстве. Человека делают старше не года, а то, что с ним случается – опыт.

Давайте обратимся к последним строкам.

«Над крышами плыли большие низкие облака. Мне показалось, что по небу плывут серые сомы.

Они плывут, плывут туда, где нет хлорной воды, а люди едят только мороженое, клубнику и тульские пряники по двенадцать копеек»

Как вы понимаете эти слова?

Ему показалось, что всё в жизни может быть хорошо. Это его мечты.

Почему у Лёвы именно такие мечты?

Мечтает, чтобы люди не убивали животных, чтобы в мире не было жестокости. Мечтает, чтобы сомы не жили в хлорной воде, а жили там, где им хочется.

Иными словами, Лёва мечтает об идеальном мире. Как вы думаете, Может наш мир стать идеальным?

Нет, такое возможно только в раю.

Начиная с древности, люди мечтали о совершенном мире. И неоднократно пытались его создать. Но это так ни у кого и не вышло. Идеальный для всех мир описывается в большом количестве книг. Существует даже отдельный жанр – утопия. Считается, что создать такой мир невозможно. А вы как думаете?

Вполне вероятно, что создание идеального мира, идеального общества так и останется несбыточной мечтой. Но к этому нужно стремиться. И в качестве послесловия я предлагаю вам подумать над таким вопросом: а зачем стремиться? Кому мы можем этим помочь?

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.